Статья Использование электронного словаря и тренажеров для отработки лексики на занятиях по иностранному языку

Волошко М.О.
(г. Тамбов, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО СЛОВАРЯ И ТРЕНАЖЕРОВ ДЛЯ ОТРАБОТКИ ЛЕКСИКИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Одной из наиболее актуальных проблем современной системы образования является необходимость повышения уровня владения иностранным языком при малом количестве часов учебной нагрузки. Предусмотренное учебными программами количество часов недостаточно для обеспечения должного уровня владения языком при использовании традиционных методов обучения. Следовательно, необходимо разрабатывать новые методы и технологии, которые были бы нацелены на повышение мотивации и заинтересованности обучающихся.
В процессе обучения иностранному языку особое внимание уделяется изучению лексики. Существует многообразие методов и приемов, которые используются на занятиях для ее изучения. Однако основной проблемой до сих пор остается разработка методов, которые способствовали бы активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся. Мы считаем, что для достижения этой цели могут использоваться электронные словари, а также входящие в их состав специальные тренажеры для отработки лексики. Электронные словари оснащены большим набором опций, при этом они просты в использовании. Безусловно, применение такого типа словарей представляется особенно удобным при условии, что в распоряжении учителя иностранного языка имеется компьютерный класс. В этом случае на занятиях можно применять разнообразные упражнения с использованием электронного словаря, такие как работа с ключевыми словами текста, монолога, диалога и т.д.; обучение чтению на всех стадиях (перевод вопросов по тексту, заглавия, а также прочих лексических единиц, которые могут вызвать затруднение).
Электронный словарь может использоваться также и для организации самостоятельной внеурочной работы обучающихся при освоении нового лексического материала (здесь особенно актуальной становится функция «прослушать», анализ словоформ и предложенных примеров в словарной статье), при изучении информации по страноведению (часто в электронных словарях можно узнать необходимые краткие сведения без помощи каких-либо специализированных справочников) и др.
В состав большинства электронных словарей входят электронные тренажеры. Примерами таких словарей могут служить продукты компаний ABBYY Lingvo и Macmillan. Для введения новой лексики, её закрепления, использования в контексте и повторения обучающимся предлагается учебно-игровая программа ABBYY Lingvo Tutor, которая обладает привлекательным и понятным интерфейсом, подходит как для самостоятельной работы, так и для работы на занятиях по иностранному языку.
В ABBYY Lingvo Tutor входят пять упражнений для тренировки определённого набора лексических единиц: «Знакомство», «Мозаика», «Варианты», «Написание слова», «Самопроверка». Упражнение «Знакомство» используется с целью введения новой лексики на уроке. Если снять галочку «Показывать перевод сразу», то обучающиеся получат возможность самостоятельно попытаться угадать значение того или иного слова или выражения. Упражнение «Мозаика» направлено на закрепление лексического материала. Обучающимся необходимо установить соответствие между словом и его значением, выбрав правильный вариант перевода среди предложенных. Данное упражнение может быть организовано в форме игры: обучающиеся делятся на команды и соревнуются в знании лексики. «Варианты» – это простое и эффективное упражнение для закрепления изученной лексики. В верхней части диалогового окна выводится слово, для которого нужно выбрать верный эквивалент на родном языке из предложенных ниже вариантов. Упражнение «Написание слова» является одним из наиболее сложных. Оно направлено не только на усвоение значения слова, но и на развитие навыка графического воспроизведения лексической единицы. При работе с приложением обучающийся должен безошибочно записать в свободное поле перевод слова. Упражнение «Самопроверка» может быть выполнено обучающимися в классе или дома самостоятельно.
Данная подборка упражнений-тренажеров может быть использована для организации самостоятельной работ
·ы обучающихся, поскольку приложение предоставляет возможность создания собственного регулярного расписания занятий. Очень важно, чтобы обучающиеся самостоятельно закрепляли и повторяли изученную на занятии лексику дома. В приложении списки лексических единиц можно сгруппировать согласно программе соответствующих учебно-методических материалов. Таким образом, обучающиеся выбирают интересующую их тему и список необходимой для изучения лексики формируется автоматически. Методически приложение создано таким образом, что те слова, которые трудны для запоминания обучающегося, повторяются в упражнениях чаще, чем те слова, которые они уже усвоили.
Словарь Macmillan English Dictionary Advanced (MED) оказывает неоценимую помощь в освоении английского языка. Использование электронной версии словаря и его составляющих делает учебный процесс более интересным, эффективным и насыщенным. Представленные упражнения могут использоваться для введения новой лексики, закрепления и контроля знаний, полученных на занятиях. При выборе вкладки Exercises в MED появляется диалоговое окно, в котором будет представлен список упражнений для отработки тех или иных лексических единиц, а также ряд упражнений, способствующих совершенствованию навыков письменной речи. Кроме того, в электронном словаре представлена информация по страноведению и советы по совершенствованию коммуникативных умений.
Также можно создать и собственный электронный словарь, используя программу ReWord. Данная модель словаря может использоваться на занятиях по английскому языку в процессе изучения новой лексики. Словарь может создаваться педагогом для презентации лексики по новой теме, а также в случае, если на занятии планируется работа обучающихся с печатным текстом, аудио- или видеоматериалом, в котором они могут столкнуться с рядом незнакомых лексических единиц.
Словарь может составляться учителем и обучающимися совместно. После прочтения текста обучающиеся выделяют те лексические единицы, которые вызвали у них затруднения. Проанализировав полученную информацию, учитель создает словарь, основываясь на полученных данных, а также добавляет те слова, выражения и конструкции, на которые, по его мнению, обучающиеся должны обратить особое внимание. В дальнейшем электронный словарь может использоваться на занятиях и другими обучающимися, которые будут изучать схожие темы.
Электронный словарь может вестись каждым обучающимся индивидуально. Большим преимуществом такого словаря является то, что обучающийся может в любой момент обратиться к словарю и уточнить правописание или перевод интересующего его слова. Это является одним из способов контроля количества лексических единиц, известных обучающимся.
Не менее интересным и продуктивным может быть использование собственных программ-тренажеров. Для этого может использоваться программа MyTest, которая позволяет создавать девять типов заданий: альтернативный выбор; множественный выбор; указание порядка; сопоставление; MCQ; ручной ввод числа; ручной ввод текста; часть изображения; перестановка букв. Программа проста в использовании и имеет удобный интерфейс. Мы считаем, что использование данной программы-тренажера повысит мотивацию обучающихся к изучению иностранного языка. Эта разработка может быть использована как на занятиях по иностранному языку, так и при организации самостоятельной работы.
В заключение следует отметить, что возможности электронных словарей позволяют решить сразу несколько задач: систематизировать и расширить словарный запас обучающихся, формировать навыки самостоятельной работы, совершенствовать навыки письма и аудирования, разнообразить учебную деятельность, повысить мотивацию к изучению иностранного языка, обеспечить удобную образовательную среду с доступом обучающихся к ИКТ.


15