Рабочая программа по технологии для девочек в 5 классе к учебнику Н.В.Синицы, В.Д.Симоненко ФГОС


Пояснительная записка
Технология как учебный предмет способствует профессиональному самоопределению школьников в условиях рынка труда, формированию гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций
Цели обучения:
•формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях;
•освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности;
•овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов, безопасными приемами труда;
•развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
•воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
•получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Задачи обучения:
осваивать технологические знания, основы культуры созидательного труда, представления о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;
осваивать компетенции (учебно-познавательную, коммуникативную, рефлексивную, личностного саморазвития, информационно-технологическую, ценностно-смысловую, проектно-исследовательскую).
Данная программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы, подготовленной в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки РФ и Федерального агентства по образованию (Москва «Просвещение» 2011г.) и примерной программы по технологии (технологии ведения дома) к учебнику Н.В.Синицы, В.Д.Симоненко (М.:Вентана-Граф 2015г.), с учетом преемственности с примерными программами для начального общего образования, материальной базой мастерской и имеющихся в ней средств обучения.
При школе имеется земельный участок, поэтому в программе отводится 8 часов на с/х работы (по 4 часа в весенний и осенний периоды), при этом все темы технологии ведения дома изучаются за счёт уплотнения тем с сохранением всех информационных составляющих минимума содержания обучения технологии.
Учебный предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет обучающимся возможность войти в искусственный, созданный людьми среды техники и технологий, называемой техносферой и являющейся главной составляющей окружающей человека действитеольности.На изучение предмета в 5 классе отводится 2 ч в неделю, итого 70 ч за учебный год.
Основным видом деятельности учащихся, изучающих предмет «Технология» по направлению «Технологии ведения дома» является проектная деятельность. В течение учебного года обучающиеся выполняют четыре проекта в рамках содержания четырёх разделов программы: «Оформление интерьера», «Кулинария», «Создание изделий из текстильных материалов» и «Художественные ремёсла». Содержание раздела «Электротехника» изучается совместно с изучением раздела «Оформление интерьера». По каждому разделу учащиеся изучают основной теоретический материал, осваивают необходимый минимум технологических операций, которые в дальнейшем позволяют выполнить творческие проекты.
Виды практической деятельности и последовательность практических работ и проектов определяются возрастными особенностями учащихся и построены на основе постепенного увеличения степени технологической сложности изготавливаемых изделий и с учетом возможности проявления учащимися творческой инициативы и самостоятельности.
В содержании программы сквозной линией проходят вопросы экологического и эстетического воспитания школьников, знакомство их с различными профессиями.
Обучение технологии предполагает широкое использование межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчётных операций и графических построений; с химией при изучении свойств конструкционных и текстильных материалов, пищевых продуктов; с физикой при изучении механических характеристик материалов, устройства и принципов работы машин, механизмов приборов, видов современных технологий; с историей и искусством при изучении технологий художественно-прикладной обработки материалов.Форма организации учебного процесса: классно-урочная.
Формирование ключевых компетенций обучающихся происходит при применении элементов различных педагогических технологии: традиционная технология (объяснительно-иллюстративный метод), педтехнологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала, проблемное обучение), технологии на основе повышения эффективности управления и организации учебного процесса (обучение на основе деятельностного метода), педтехнологии развивающего обучения (личностно-ориентированное развивающее обучение), педтехнологии на основе личностной ориентации педагогического процесса (педагогика сотрудничества), здоровьесберегающей технологии и информационных образовательных технологий ( использовании на уроках компьютерных презентаций, аудиозаписей, мастер-классов)
Формы контроля: текущий, периодический, итоговый и самоконтроль.
Методы контроля знаний:
фронтальная беседа, устный опрос, индивидуальный опрос, тестирование, наблюдение Виды контроля: практическая работа, тест, проект Контроль выполнения рассматриваемой программы осуществляется по следующим параметрам качества:
степень самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий;
характер деятельности (репродуктивная, творческая);
качество выполняемых работ и итогового продукта.
При оценке выполнения практических заданий учитель руководствуется
следующими критериями:
«5» – работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением
технологической последовательности, качественно и творчески;
«4» – работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением
технологической последовательности, при выполнении отдельных операций
допущены небольшие отклонения; общий вид изделия аккуратный;
«З» – работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с нарушением
технологической последовательности, отдельные операции выполнены сотклонением отобразив (если не было на то установки), изделие оформлено
небрежно или не закончено в срок;
«2» – ученик самостоятельно не справился с работой, технологическаяпоследовательность нарушена, при выполнении, операций допущены большие отклонения, изделие оформлено не и имеет незавершенный вид.
Требования к уровню подготовки учащихся к окончанию 5 класса
В результате освоения курса технологии 5 класса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями, навыками.
Личностные результаты изучения предмета:
проявление познавательного интереса и активности в данной области предметной технологической деятельности;
мотивация учебной деятельности;
овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
самоопределение в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;
смыслообразование (установление связи между мотивом и целью учебной деятельности);
самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации;
нравственно-эстетическая ориентация;
реализация творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности;
развитие готовности к самостоятельным действиям;
развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
гражданская идентичность (знание своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности);
проявление технико-технологического и экономического мышления;
экологическое сознание (знание основ здорового образа жизни, здоровьесберегающих технологий, правил поведения в чрезвычайных ситуациях, бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам).
Учебная деятельность на уроках технологии, имеющая практико-ориентированную направленность, предполагает освоение учащимися совокупности знаний по теории (понятия и термины), практике (способы и технологии выполнения изделий), способам осуществления учебной деятельности (применение инструкции, выполнение изделия в соответствии с правилами и технологиями), что обусловливает необходимость формирования широкого спектра УУД.
Метапредметные результаты изучения курса:
познавательные УУД:
алгоритмизированное планирование процесса познавательно -трудовой деятельности;
определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
самостоятельная организация и выполнение различных твррческих работ по созданию технических изделий;
моделирование технических объектов и технологических процессов;
выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительскую стоимость;
диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;
общеучебные и логические действия (анализ, синтез, классификация, наблюдение, построение цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование);
исследовательские и проектные действия;
осуществление поиска информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач;
формулирование определений понятий;
соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда;
коммуникативные УУД:
умения работать в команде, учитывая позицию других людей, организовывать и планировать учебное сотрудничество, слушать и выступать, проявлять инициативу, принимать решения;
владение речью;
регулятивные УУД:
целеполагание и построение жизненных планов во временной перспективе;
самоорганизация учебной деятельности (целеполагание, планирование, прогнозирование, самоконтроль, самокоррекция, волевая регуляция, рефлексия);саморегуляция.
Предметные результаты освоения курса предполагают сформированность следующих умений:
осуществлять поиск и рационально использовать необходимую информацию в области оформления помещения, кулинарии и обработки тканей для проектирования и создания объектов труда;
разрабатывать и оформлять интерьер кухни и столовой изделиями собственного изготовления, чистить посуду из металла, стекла, керамики и древесины, поддерживать нормальное санитарное состояние кухни и столовой;
работать с кухонным оборудованием, инструментами, горячими жидкостями, проводить первичную обработку овощей, выполнять нарезку овощей, готовить блюда из сырых и вареных овощей, определять свежесть яиц и готовить блюда из них, нарезать хлеб для бутербродов, готовить различные бутерброды, горячие напитки, сервировать стол к завтраку;
определять в ткани долевую нить, лицевую и изнаночную стороны;
наматывать нитку на шпульку, заправлять верхнюю и нижнюю нитки, запускать швейную машину и регулировать ее скорость, выполнять машинные строчки (по прямой, по кривой, с поворотом на определенный угол с подъемом прижимной лапки, регулировать длину стежка);выполнять на универсальной швейной машине следующие швы: стачной взаутюжку, стачной вразутюжку, накладной с закрытым срезом, в подгибку с открытым и закрытым срезом;
читать и строить чертеж фартука, снимать мерки, записывать результаты измерений, выполнять моделирование, подготавливать выкройку к раскрою;
выполнять обработку накладных карманов и бретелей, подготавливать ткань к раскрою, переносить контурные и контрольные линии на ткань, наметывать и настрачивать карманы, обрабатывать срезы швов в подгибку с закрытым срезом, определять качество готового изделия;
подготавливать материалы лоскутной пластики к работе, подбирать материалы по цвету, рисунку и фактуре, пользоваться инструментами и приспособлениями, шаблонами, соединять детали лоскутной пластики между собой, использовать прокладочные материалы.
обрабатывать почву весной и осенью; подготавливать семена и посадочный материал к посеву и посадке; сеять семена и сажать посадочный материал; ухаживать за культурными растениями; определять время для уборки овощей и семян овощных культур и цветочно-декоративных растений; убирать урожай овощных культур
Используемый учебник: Н.В. Синица, В.Д. Симоненко «Технология. Технологии ведения дома: 5 класс М.: Вентана-Граф, 2015.
Содержание программыС/Х ТРУД (8ч.)
1.Осенние работы на участке овощных и цветочно-декоративных растений (4ч.)
Основные теоретические сведения Условия, необходимые для выращивания культурных растений. Особенности осенней обработки почвы.
Условия, необходимые для выращивания культурных растений. Особенности осенней обработки почвы Особенности подзимних посевов и посадок.
Практические работы Уборка растительных остатков с делянки. Закладка их в компостную кучу. Осенняя обработка почвы Посадка чеснока. Уборка корнеплодов. Сбор семян цветочно-декоративных растений
Знать: условия для выращивания культурных растений; особенности осенней обработки почвы в полях;
особенности осенней обработки почвы на участке; овощные растения, которые можно сеять и сажать под зиму; время и способы уборки овощных культур; время и способы уборки семян овощных и цветочно-декоративных растений
Уметь: обрабатывать почву осенью; сажать чеснок; определять время для уборки овощей и семян овощных культур и цветочно-декоративных растений; убирать урожай овощных культур
2.Весенне-летние работы на участке овощных и цветочно-декоративных растений (4ч.).
Основные теоретические сведения Приёмы выращивания культурных растений. Полевой опыт. Весенняя обработка почвы. Этапы подготовки семян и посадочного материала к посеву. Весенние посевы и посадки Приёмы ухода за овощными и цветочно-декоративными растениями
Практические работы Весенняя обработка почвы. Очистка и сортировка семян. Определение всхожести семян Подготовка семян к посеву. Подготовка луковиц к посадке. Посев семян моркови. Посев семян столовой свёклы. Посадка лука-севка. Посев семян цветочно-декоративных растений. Уход за овощными и цветочно-декоративными растениями
Знать: приёмы выращивания культурных растений; приёмы весенней обработки почвы; приёмы подготовки семян и посадочного материала к посадке и посеву; способы посева и посадки культурных растений; приёмы ухода за овощными и цветочно-декоративными растениями
Уметь: обрабатывать почву весной; готовить семена и посадочный материал; сеять семена и сажать посадочный материал; ухаживать за культурными растениями
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (1 ч)Основные теоретические сведения Понятие о проектной деятельности, творческих проектах, этапах их подготовки и реализации. Практические работы Выполнение эскизов проектов.
Знать: о цели и задачах изучения предмета, этапах проектной деятельности.
Уметь: анализировать варианты проектов по предложенным критериям
ОФОРМЛЕНИЕ ИНТЕРЬЕРА (5 ч)Основные теоретические сведения Краткие сведения из истории архитектуры и интерьера. Интерьер жилых помещений и их комфортность. Современные стили в интерьере.
Рациональное размещение оборудования кухни и уход за ним. Создание интерьера кухни с учетом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических требований. Разделение кухни на зону для приготовления пищи и зону столовой. Отделка интерьера произведениями декоративно-прикладного искусства. Декоративное украшение кухни изделиями собственного изготовления. Размещение оборудования на кухне.
Творческий проект «Кухня моей мечты». Этапы проектирования, цель и задачи проектной деятельности. Практические работы
Творческий проект «Кухня моей мечты». Выполнение эскиза интерьера кухни. Защита проекта.
Знать: о требованиях к интерьеру кухни, вариантах планировки, способах размещения оборудования, о целях и задачах, этапах проектирования, о правилах защиты проекта
Уметь: выполнять план кухни в масштабе, выполнять проект по теме «Интерьер», защищать проект, анализировать результат проектной деятельности по предложенным критериям
КУЛИНАРИЯ (15 ч)
Санитария и гигиена (1 ч)
Основные теоретические сведения Санитарные требования к помещению кухни и столовой. Санитарно-гигиенические требования к лицам, приготовляющим пищу, к приготовлению пищи, к хранению продуктов и готовых блюд. Правила мытья посуды. Безопасные приемы работы на кухне. Практические работы
Приведение помещения кухни в соответствие с требованиями санитарии и гигиены. Проведение сухой и влажной уборки. Рациональное размещение инструментов на рабочих местах. Безопасные приемы работы с оборудованием, инструментами, горячими жидкостями. Освоение способов применения различных моющих и чистящих средств. Оказание первой помощи при ожогах, порезах и других травмах.
Знать: о санитарно-гигиенических требованиях, правилах мытья посуды, безопасных приемах работы на кухне.
Уметь: соблюдать правила мытья посуды, безопасной работы на кухне
Здоровое питание (1 ч)
Основные теоретические сведения Понятие о процессе пищеварения. Общие сведения о питательных веществах и витаминах. Содержание витаминов в пищевых продуктах. Пищевая пирамида. Первая помощь при пищевых отравлениях. Практические работы
Работа с таблицами по составу и количеству витаминов в различных продуктах. Работа с пищевой пирамидой.
Знать: о значении белков, жиров, углеводов, воды для жизнедеятельности людей, роли витаминов.
Уметь: анализировать пищевую пирамиду, составлять меню на завтрак
Технология приготовления пищи (10 ч)
Бутерброды, горячие напитки
Основные теоретические сведения Продукты, используемые для приготовления бутербродов. Виды бутербродов. Технология приготовления бутербродов. Способы оформления открытых бутербродов. Требования к качеству бутербродов. Условия и сроки хранения бутербродов.
Виды горячих напитков. Способы заваривания кофе, какао, чая и трав.
Практические работы
Составление технологических карт приготовления бутербродов. Выполнение эскизов художественного оформления бутербродов. Нарезка продуктов. Подбор ножей и разделочных досок. Приготовление бутербродов и горячих напитков к завтраку.
Знать: о видах бутербродов, горячих напитках, технологии приготовления,, значении хлеба в питании человека.
Уметь: составлять технологические карты приготовления бутербродов, чая
Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий Основные теоретические сведения Виды круп, бобовых и макаронных изделий. Правила варки крупяных рассыпных, вязких и жидких каш, макаронных изделий. Технология приготовления блюд из бобовых, обеспечивающая сохранение в них витаминов группы В. Причины увеличения веса и объема при варке. Практические работы
Подготовка к варке круп, бобовых и макаронных изделий; приготовление блюда. Определение необходимого количества жидкости при варке каш различной консистенции и гарниров из крупы, бобовых и макаронных изделий. Чтение маркировки, штриховых кодов на упаковке.
Знать: о видах круп, бобовых, макаронных изделий, технологии их приготовления, о способах механический и тепловой кулинарной обработки круп, макаронных изделий, требованиях к качеству готового блюда.
Уметь: выполнять механическую и тепловую кулинарную обработку круп, бобовых, используя технологическую карту, читать маркировку, штриховые коды на упаковках
Блюда из овощей
Основные теоретические сведения Виды овощей, содержание в них минеральных веществ, белков, жиров, углеводов, витаминов. Методы определения качества овощей, содержание нитратов. Назначение, виды и технология механической и тепловой кулинарной обработки овощей. Виды салатов. Изменение содержания витаминов и минеральных веществ в зависимости от условий кулинарной обработки. Практические работы
Современные инструменты и приспособления для механической обработки и нарезки овощей. Фигурная нарезка овощей для художественного оформления салатов. Выполнение эскизов оформления салатов для различной формы салатниц: круглой, овальной, квадратной. Приготовление блюд из сырых и вареных овощей. Жаренье овощей и определение их готовности.
Знать: о пищевой ценности овощей и фруктов, способах хранения, механической обработки и нарезки, технологии приготовления блюд из сырых овощей, о способах тепловой кулинарной обработки овощей, технологии приготовления блюд из вареных овощей, требованиях к качеству готовых блюд, о технологии приготовления салатов.
Уметь: выполнять механическую кулинарную обработку сырых овощей, составлять технологическую карту салата из сырых овощей, выполнять тепловую кулинарную обработку овощей, составлять технологическую карту блюда из вареных овощей, готовить салаты из вареных и сырых овощей, соблюдая правила безопасной работы на кухне
Блюда из яиц
Основные теоретические сведения Строение яйца. Способы определения свежести яиц. Приспособления и оборудование для приготовления блюд из яиц. Способы варки яиц.
Практические работы
Определение свежести яиц. Первичная обработка яиц. Приготовление блюд из яиц. Выполнение эскизов художественной росписи яиц.
Знать: о значении яиц в питании человека, об использовании яиц в кулинарии, о способах определения свежести яиц.
Уметь: определять свежесть яиц, готовить блюда из яиц
Сервировка стола к завтраку. Творческий проект «Воскресный завтрак в моей семье» (3 ч)
Основные теоретические сведения Составление меню на завтрак. Правила подачи горячих напитков. Столовые приборы и правила пользования ими. Эстетическое оформление стола. Правила поведения за столом. Правила защиты проекта. Практические работы
Выполнение эскизов художественного украшения стола к завтраку. Оформление готовых блюд и подача их к столу. Складывание тканевых и бумажных салфеток различными способами. Защита проекта.
Знать: о калорийности продуктов, правилах сервировки стола, этапах выполнения проекта, правил защиты проекта
Уметь: готовить яйца, бутерброды, чай, сервировать стол к завтраку, защищать проект
СОЗДАНИЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ТЕКСТИЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ» (26 ч)
Элементы материаловедения (2 ч)
Основные теоретические сведения Классификация текстильных волокон. Натуральные растительные волокна. Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного и ткацкого производства и в домашних условиях. Долевая (основная) и поперечная (уточная) нити, кромка и ширина ткани. Ткацкие переплетения. Лицевая и изнаночная сторона ткани. Свойства тканей из натуральных растительных волокон.
Краткие сведения об ассортименте хлопчатобумажных и льняных тканей. Материалы, применяемые в декоративно-прикладном искусстве.
Практические работы
Изучение свойств нитей основы и утка. Определение направления долевой нити в ткани. Определение лицевой и изнаночной сторон ткани.
Знать: о видах и свойствах текстильных волокон, прядильном и ткацком производствах, способах определения изнаночной и лицевой сторон ткани, направления долевой нити, о свойствах текстильных материалов, свойствах хлопчатобумажных и льняных тканей, этапах проектной деятельности
Уметь: определять лицевую и изнаночную стороны ткани, направление долевой нити, определятьпо свойствам тканей вид тканей, составлять план выполнения проекта
Конструирование швейных изделий (6 ч)
Основные теоретические сведения Фартуки в национальном костюме. Общие правила построения и оформления чертежей швейных изделий. Правила пользования чертежными инструментами и принадлежностями. Понятие о масштабе, чертеже, эскизе. Фигура человека и ее измерение. Правила снятия мерок. Последовательность и приемы раскроя швейного изделия. Практические работы
Снятие мерок и запись результатов измерений. Построение чертежа фартука в масштабе 1: 4 и в натуральную величину по своим меркам. Моделирование фартука выбранного фасона. Подготовка выкройки к раскрою. Раскрой изделия.
Знать: об общих правилах снятия мерок для построения чертежа швейного изделия, правилах измерения и условных обозначениях, общие правила построения чертежей швейного изделия, о последовательности и приемах раскроя швейного изделия.
Уметь: снимать мерки с фигуры человека, записывать их, выполнять чертеж швейного изделия 1 : 4, в натуральную величину, выполнять подготовку ткани к раскрою, раскладку выкроек на ткани, выкраивать детали швейного изделия, оценить качество кроя по предложенным критериям
Швейные ручные работы (2 ч)
Основные теоретические сведения Инструменты, приспособления для выполнения ручных работ. Правила и техника безопасности при работе с иголками, булавками, ножницами. Ручные строчки и стежки, виды ручных стежков и строчек. Размер стежков, ширина шва. Технические условия при выполнении ручных работ. Терминология ручных работ. Практическая работа
Изготовление образцов ручных стежков и строчек.
Знать: о требованиях к выполнению ручных работ, терминологии ручных работ, правилах безопасной работы ручной иглой, ножницами.
Уметь: выполнять ручные работы, соблюдать правила безопасного пользования иглой, ножницами
Элементы машиноведения (6 ч)
Основные теоретические сведения История швейной машины. Виды машин, применяемых в швейной промышленности. Бытовая универсальная швейная машина, ее технические характеристики. Назначение основных узлов. Виды приводов швейной машины, их устройство, преимущества и недостатки. Практические работы
Подготовка универсальной бытовой швейной машины к работе. Безопасные приемы труда при работе на швейной машине. Намотка нитки на шпульку. Заправка верхней и нижней нитей. Выполнение машинных строчек на ткани по намеченным линиям. Регулировка длины стежка. Терминология швейных работ. Выполнение образцов швов.
Знать: о видах приводов швейной машины, устройстве швейной машины, как подготовить швейную машину к работе, правилах безопасной работы на швейной машине, о подготовке швейной машины к работе, об устройстве утюга, приемах влаж-но-тепловой обработки, правилах безопасной работы утюгом.
Уметь: подготовить швейную машину к работе, выполнять правила безопасной работы на швейной машине, подготовить швейную машину к работе, выполнять образцы швов, выполнять влажно-тепловую обработку
Проект «Фартук для работы на кухне» (10 ч) Основные теоретические сведения Способы рациональной раскладки выкройки в зависимости от ширины ткани и направления рисунка. Технология пошива фартука, обработка кармана, нижнего, боковых, верхнего срезов, обработка пояса. Художественная отделка изделия. Влажно-тепловая обработка и ее значение при изготовлении швейных изделий. Подготовка доклада к защите проекта. Практические работы
Организация рабочего места. Подбор инструментов и материалов. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки фартука. Обмеловка и раскрой ткани. Перенос контурных и контрольных линий и точек на ткань. Обработка нижней части фартука швом вподгибку с закрытым срезом или тесьмой. Обработка накладных карманов, пояса. Соединение деталей изделия машинными швами. Отделка и влажно-тепловая обработка изделия. Контроль и оценка качества готового изделия. Защита проекта.
Знать: о технологии изготовления швейного изделия, планировании проектной деятельности, о технологии обработки накладного кармана, о технологии обработки нижнего и боковых срезов фартука, правилах безопасной работы на швейной машине, о технологии пошива пояса, обработки верхнего среза фартука притачным поясом.
Уметь: составлять план изготовления швейного изделия, обработать и пришить к фартуку накладной карман, оценить качество работы по представленным критериям, обрабатывать швом вподгибку с закрытым срезом нижний и боковые срезы фартука, обрабатывать верхний срез фартука притачным поясом
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕМЕСЛА (14 ч)
Декоративно-прикладное изделие для кухни (6 ч)
Творческий проект «Изделие в технике лоскутного шитья для кухни» (8 ч)
Основные теоретические сведения Традиционные виды рукоделия и декоративноприкладного творчества. Применение лоскутной пластики в народном и современном костюме, интерьере. Знакомство с видами лоскутной пластики. Композиция, цвет в лоскутном шитье. Холодные, теплые, хроматические и ахроматические цвета. Цветовые контрасты. Подготовка доклада к защите проекта.
Практические работы
Зарисовка традиционных орнаментов лоскутной пластики, определение колорита и материалов для шитья изделия. Организация рабочего места. Выполнение эскизов прихватки, выполнение раскроя по шаблонам. Технология изготовления прихватки из лоскутков. Материалы, инструменты, оборудование. Защита проекта.
Знать: о видах декоративно-прикладного искусства, о правилах, приемах и средствах композиции, о понятии орнамент, видах, цветовых сочетаниях, символике орнаментов, о видах и технологиях лоскутного шитья, о технологии изготовления изделия из лоскутов, о правилах и требованиях к докладу защиты проекта, этапах проектной деятельности.
Уметь: различать виды декоративно-прикладного искусства, выполнять эскизы орнаментов для изделия из лоскутов, разрабатывать узоры для лоскутного шитья, изготавливать шаблоны, изготавливать изделия из лоскутов шить изделие из лоскутов, соблюдать правила безопасной работы, составлять план выполнения проекта, составлять план реализации проекта изделия из лоскутов, выполнять обоснование проекта, выполнять расчет затрат на изготовление проекта, составлять доклад защиты проекта, анализировать достоинства и недостатки проекта по предложенным критериям, выступать с защитой проекта
Литература и средства обучения
Предмет , количество часов
в нед. /за год
согласно учебному плану школы УМК
обучающихся УМК
учителя
Технология
2ч/70ч. Н.В. Синица, В.Д. Симоненко Учебник «Технология. Технологии ведения дома: 5 класс
М.: Вентана-Граф, 2015. Программа «Технология (технологии ведения дома)» 5 класс/Сост. О.Н.Логвинова.- М.: ВАКО, 2015.
Н.В. Синица, В.Д. Симоненко Учебник «Технология. Технологии ведения дома: 5 класс М.: Вентана-Граф, 2015.
Литература
Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2008.
Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5—9 классы. М.: Просвещение, 2010.
Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. М.: НИИ школьных технологий, 2005.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2003.
Технические средства обучения
компьютер
проектор
экран
Интернет ресурсы Сайт «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://window.edu.ruСайт «Каталог единой коллекции цифровых образовательных ресурсов»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://school-collection.edu.ruСайт «Каталог электронных образовательных ресурсов Федерального центра»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://fcior.edu.ruСайт «Образовательные ресурсы сети Интернет»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://katalog.iot.ruСайт «Сеть творческих учителей»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://www.it-n.ruСайт «Федеральный государственный образовательный стандарт»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://standart.edu.ruУчебно-тематический план
№ п/п Тема урока
(разделы – название; темы по порядку) Кол-во часов
Виды, формы контроля
(см., к-р, диктант и т.д. )
С/х труд
1.Осенние работы на участке овощных и цветочно-декоративных растений
Условия, необходимые для выращивания культурных растений. Особенности осенней обработки почвы. 4ч.
4ч.
1 Практ.работаПодзимние посевы и посадки. 1 Практ.работаУборка и учёт урожая овощных культур. 1 Практ.работаУборка посевного и посадочного материала цветочно-декоративных растений. 1 Практ.работаПроектная деятельность
Проектная деятельность на уроках «Технологии» 1ч.
1 Оформление интерьера
Интерьер кухни-столовой. Оборудование кухни 4ч.
1 Творческий проект «Кухня моей мечты» 2 Проект
Защита проекта «Кухня моей мечты» 1 Проект
Кулинария
Санитария и гигиена на кухне 15ч.
1 Здоровое питание 1 Бутерброды. Горячие напитки. 2 Практ.работаБлюда из круп, бобовых, макаронных изделий 2 Практ.работаБлюда из сырых овощей и фруктов 2 Практ.работаБлюда из варёных овощей 2 Практ.работаБлюда из яиц 2 Практ.работаСервировка стола к завтраку. Творческий проект по разделу «Кулинария» «Воскресный завтрак в моей семье» 1 Проект
Творческий проект «Воскресный завтрак в моей семье» 2 Проект
Создание изделий из текстильных материалов
Производство текстильных материалов 25ч.
1 Практ.работаСвойства текстильных материалов 1 Практ.работаКонструирование швейных изделий. Определение размеров швейного изделия 2 Практ.работаПостроение чертежа швейного изделия 2 Практ.работаРаскрой швейного изделия 2 Практ.работаШвейные ручные работы 2 Практ.работаПодготовка швейной машины к работе 2 Практ.работаПриёмы работы на швейной машине 2 Практ.работаШвейные машинные работы. Влажно-тепловая обработка ткани. 2 Практ.работаВыполнение проекта «Фартук для работы на кухне». Технология изготовления швейного изделия 2 Проект
Обработка накладного кармана 2 Практ.работаОбработка нижнего и бокового срезов фартука. 2 Практ.работаОбработка верхнего среза фартука притачным поясом 2 Практ.работаЗащита проекта «Фартук для работы на кухне» 1 Проект
Художественные ремёсла
Декоративно-прикладное изделие для кухни 17ч.
2 Основы композиции при создании предметов декоративно-прикладного искусства 1 Орнамент. Цветовые сочетания в орнаменте 1 Лоскутное шитьё. Технологии лоскутного шитья 4 Практ.работаЛоскутное шитьё. Обоснование проекта 2 Проект
Выполнение проекта 4 Проект
Подготовка проекта к защите 2 Проект
Защита проекта «Лоскутное изделие для кухни» 1 Проект
Раздел І. С/х труд
2.Весенне-летние работы на участке овощных и цветочно-декоративных растений.
Приёмы выращивания культурных растений. Полевой опыт. 4ч.
1
Практ.работаВесенняя обработка почвы. 1 Практ.работаПодготовка семян и посадочного материала к посеву. 1 Практ.работаВесенние посевы и посадки 1 Практ.работаИтого: 70ч. Технология 5 класс
Календарно-тематический план.
№ п/п Тема урока
(разделы – название; темы по порядку) Кол-во часов
Дата прохождения темы (раздела) Виды, формы контроля
(см., к-р, диктант и т.д. )
план факт С/х труд
1.Осенние работы на участке овощных и цветочно-декоративных растений
Условия, необходимые для выращивания культурных растений. Особенности осенней обработки почвы. 4ч.
4ч.
1 01.09 Практ.работаПодзимние посевы и посадки. 1 08.09 Практ.работаУборка и учёт урожая овощных культур. 1 11.09 Практ.работаУборка посевного и посадочного материала цветочно-декоративных растений. 1 15.09 Практ.работаПроектная деятельность
Проектная деятельность на уроках «Технологии» 1 Текущ.контрольОформление интерьера
Интерьер кухни-столовой. Оборудование кухни 4 Практ.работаТворческий проект «Кухня моей мечты» 1 проект
Творческий проект «Кухня моей мечты» 1 проект
Защита проекта «Кухня моей мечты» 1 проект
Кулинария
Санитария и гигиена на кухне 15ч.
1 Текущ.контрольЗдоровое питание 1 Текущ.контрольБутерброды. Горячие напитки. 1 Практ.работаБутерброды. Горячие напитки. 1 Практ.работаБлюда из круп, бобовых, макаронных изделий 1 Текущ.контрольБлюда из круп, бобовых, макаронных изделий 1 Практ.работаБлюда из сырых овощей и фруктов 1 Текущ.контрольБлюда из сырых овощей и фруктов 1 Практ.работаБлюда из варёных овощей 1 Текущ.контрольБлюда из варёных овощей 1 Практ.работаБлюда из яиц 1 Текущ.контрольБлюда из яиц 1 Практ.работаСервировка стола к завтраку. Творческий проект по разделу «Кулинария» «Воскресный завтрак в моей семье» 1 Практ.работаТворческий проект «Воскресный завтрак в моей семье» 1 проект
Творческий проект «Воскресный завтрак в моей семье» 1 проект
Создание изделий из текстильных материалов
Производство текстильных материалов 25ч.
1 Практ.работаСвойства текстильных материалов 1 Практ.работаКонструирование швейных изделий. Определение размеров швейного изделия 1 Практ.работаКонструирование швейных изделий. Определение размеров швейного изделия 1 Практ.работаПостроение чертежа швейного изделия 1 Практ.работаПостроение чертежа швейного изделия 1 Практ.работаРаскрой швейного изделия 1 Практ.работаРаскрой швейного изделия 1 Практ.работаШвейные ручные работы 1 Практ.работаШвейные ручные работы 1 Практ.работаПодготовка швейной машины к работе 1 Практ.работаПодготовка швейной машины к работе 1 Практ.работаПриёмы работы на швейной машине 1 Практ.работаПриёмы работы на швейной машине 1 Практ.работаШвейные машинные работы. Влажно-тепловая обработка ткани. 1 Практ.работаШвейные машинные работы. Влажно-тепловая обработка ткани. 1 Практ.работаВыполнение проекта «Фартук для работы на кухне». Технология изготовления швейного изделия 1 проект
Выполнение проекта «Фартук для работы на кухне». Технология изготовления швейного изделия 1 проект
Обработка накладного кармана 1 Практ.работаОбработка накладного кармана 1 Практ.работаОбработка нижнего и бокового срезов фартука. 1 Практ.работаОбработка нижнего и бокового срезов фартука. 1 Практ.работаОбработка верхнего среза фартука притачным поясом 1 Практ.работаОбработка верхнего среза фартука притачным поясом 1 Практ.работаЗащита проекта «Фартук для работы на кухне» 1 проект
Художественные ремёсла
Декоративно-прикладное изделие для кухни 17ч.
1 Текущ.контрольДекоративно-прикладное изделие для кухни 1 Текущ.контрольОсновы композиции при создании предметов декоративно-прикладного искусства 1 Текущ.контрольОрнамент. Цветовые сочетания в орнаменте 1 Текущ.контрольЛоскутное шитьё. Технологии лоскутного шитья 1 Текущ.контрольЛоскутное шитьё. Технологии лоскутного шитья 1 Практ.работаЛоскутное шитьё. Технологии лоскутного шитья 1 Практ.работаЛоскутное шитьё. Технологии лоскутного шитья 1 Практ.работаЛоскутное шитьё. Обоснование проекта 1 проект
Лоскутное шитьё. Обоснование проекта 1 проект
Выполнение проекта 1 проект
Выполнение проекта 1 проект
Выполнение проекта 1 проект
Выполнение проекта 1 проект
Подготовка проекта к защите 1 проект
Подготовка проекта к защите 1 проект
Защита проекта «Лоскутное изделие для кухни» 1 проект
Раздел І. С/х труд
2.Весенне-летние работы на участке овощных и цветочно-декоративных растений.
Приёмы выращивания культурных растений. Полевой опыт. 4ч.
1
Практ.работаВесенняя обработка почвы. 1 Практ.работаПодготовка семян и посадочного материала к посеву. 1 Практ.работаВесенние посевы и посадки 1 Практ.работаИтого: 70ч.