Адаптированная рабочая программа по изо для 1 класса для детей с умеренной умственной отсталостью


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кошурниковская основная общеобразовательная школа №22
Согласованно Согласовано Утверждаю
на заседании Заместитель директора Директор МБОУ
МО учителей, работающих по УВР Кошурниковскаяпо адаптированным МБОУ Кошурниковской ООШ № 22
программам ООШ№22 ________ Н.П.Климова
________ А.П.Моргун ___________ Н.А.Степанова Приказ № ___ от
Протокол № ___ от «__ »____________20___г. «__»_________20___г.
«__»_________20___г.




РАБОЧАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
Класс: 1-4
Учитель: Домнич Анастасия Владимировна
2016г
пгт.КошурниковоПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству для 1-4 классов, учебной программы  специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида, 1-4 классы/ под редакцией В.В.Воронковой.
Рабочая программа реализуется в классе совместно с другими обучающимися. В основу разработки данной рабочей программы заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Изучение курса «Изобразительное искусство» направлено на достижение следующих целей:
- воспитание интереса к изобразительному искусству;
- обогащение нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле;
-развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;
- развитие воображения, творческого потенциала ребенка, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способностей к эмоционально-ценностному отношению к искусству и окружающему миру, навыков сотрудничества в художественной деятельности;
- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративноприкладных, архитектуре и дизайне, их роли в жизни человека и общества;
-овладение элементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественнотворческой деятельности;
-совершенствование эстетического вкуса, умения работать разными художественными материалами.
Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:
-совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
-развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
-формирование навыков работы с различными художественными материалами.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность;
— конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Необходимо иметь в виду, что при работе с умственно отсталыми детьми три вида художественной деятельности представлены в игровой форме. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, пластилин, соленое тесто, различные виды бумаги, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, лепка, бумажная пластика и др.). Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель — формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Объём учебного времени, отводимого на изучение предмета «Изобразительное искусство» – 2 часа в неделю, всего в год - 62 часа. Во 2-3-4 классах - 204 часа (2 часа в неделю). Всего 266 часов.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
Личностные результаты:
Личностные результаты освоения АООП могут включать:
1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»;
2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
4) формирование уважительного отношения к окружающим;
5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
6) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
10) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
12)чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
13)уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
14)сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
15)овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
16)умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
Метапредметные результаты:
1)умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни;
2) желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
3)активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, русский язык и др.),
4)обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;
5) формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
Предметные результаты:
Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация)
1) освоение доступных средств изобразительной деятельности и их использование в повседневной жизни: интерес к доступным видам изобразительной деятельности; умение использовать инструменты и материалы в процессе доступной изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация); умение использовать различные изобразительные технологии в процессе рисования, лепки, аппликации.
2) способность к совместной и самостоятельной изобразительной деятельности: положительные эмоциональные реакции (удовольствие, радость) в процессе изобразительной деятельности; стремление к собственной творческой деятельности и умение демонстрировать результаты работы; умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности.
3) готовность к участию в совместных мероприятиях: готовность к взаимодействию в творческой деятельности совместно со сверстниками, взрослыми; умение использовать полученные навыки для изготовления творческих работ, для участия в выставках, конкурсах рисунков, поделок.
4) знание основных видов и жанров искусств;
5) эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
6) применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
7) способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
8) способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
9) владение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
10) изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
Знакомство с цветом.
Понятие: «цвет». Цвета солнечного спектра (основные, составные, дополнительные). Теплые и холодные цвета. Изучение основных цветов: красный, синий, желтый, зеленый. Смешивание основных цветов и получение оттенков. Эмоциональное восприятие цвета. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния (радость, грусть). Роль белых и черных красок в эмоциональном звучании и выразительность образа. Подбор цветовых сочетаний при создании сказочных образов: добрые, злые образы.
Знакомство с художественными материалами.
Изучение и работа с карандашами, фломастерами, акварелью, мелками и др. Формирование правильного удержания карандаша и кисточки. Формирование умения владеть карандашом.
Ты учишься изображать.
Овладение первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, пятна, цвета. Овладение первичными навыками изображения в объеме. Первичный опыт работы художественными материалами, эстетическая оценка их выразительных возможностей. Изображения всюду вокруг нас. Мастер Изображения учит видеть. Изображать можно пятном. Изображать можно в объеме. Изображать можно линией. Разноцветные краски. Изображать можно и то, что невидимо. Художники и зрители (обобщение темы).
Ты украшаешь.
Первичный опыт владения художественными материалами и техниками (аппликация, бумагопластика, монотипия, коллаж). Первичный опыт коллективной деятельности. Мир полон украшений. Цветы. Красоту надо уметь замечать. Узоры на крыльях. Ритм пятен. Красивые рыбы. Монотипия. Украшения птиц. Объёмная аппликация. Узоры, которые создали люди. Как украшает себя человек. Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).
Ты строишь.
Первичный опыт владения художественными материалами и техниками конструирования. Первичный опыт коллективной работы. Постройки в нашей жизни. Дома бывают разными. Домики, которые построила природа. Дом снаружи и внутри. Строим город. Все имеет свое строение. Строим вещи. Город, в котором мы живем (обобщение темы).
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу .
Изображение, украшение и постройка — разные стороны работы художника и присутствуют в любом произведении, которое он создает. Наблюдение природы и природных объектов. Эстетическое восприятие природы. Художественно-образное видение окружающего мира. Навыки коллективной творческой деятельности.Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе. Праздник весны. Сказочная страна. Времена года .Здравствуй, лето! Урок любования (обобщение темы).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
Выпускник должен знать:
- основные цвета и существующие оттенки;
- правила обведения шаблонов;
- правила штрихования;
- приемы штрихования (беспорядочная штриховка и упорядоченная штриховка в виде сеточки);
- обведение шаблонов геометрических фигур, реальных предметов несложных форм, букв, цифр;
- художественные материалы;
- техники работы, используемые на занятиях;
- приемы соединения деталей аппликации с изобразительной поверхностью с помощью пластилина и других художественных материалов;
- приемы наклеивания деталей аппликации на изобразительную поверхность с помощью клея.
Выпускник должен уметь:
- смешивать различные цвета и получать оттенки;
- работать различными художественными материалами и использовать изученные техники работы;
- складывать целое изображения из его деталей без фиксации на плоскости листа;
- совмещать аппликационное изображение объекта с контурным рисунком геометрической фигуры без фиксации на плоскости листа;
- составлять по образцу композиции из нескольких объектов без фиксации на плоскости листа;
- раскладывать детали аппликации на плоскости листа относительно друг друга в соответствии с пространственными отношениями: внизу, наверху, над, под, справа от …, слева от …, посередине;
- рисовать с использованием точки (рисование точкой; рисование по заранее расставленным точкам предметов несложной формы по образцу);
- рисовать разнохарактерных линий (упражнения в рисовании по клеткам прямых вертикальных, горизонтальных, наклонных, зигзагообразных линий;
- рисовать дугообразные, спиралеобразные линии, линии замкнутого контура (круг, овал);
- рисовать по клеткам предметы несложной формы с использованием разных линии (по образцу);
- рисовать без отрыва руки с постоянной силой нажима и изменением силы нажима на карандаш;
- рисовать предметы несложных форм (по образцу);
- штриховать внутри контурного изображения;
- рисовать карандашом линии и предметы несложной формы двумя руками.
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-
ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
Специальный учебный и дидактический материал необходим для образования обучающихся в области «Искусство». Освоение практики изобразительной деятельности, художественного ремесла и художественного творчества требует некоторых специфических инструментов (ножниц, кисточек и др.), позволяющих ребенку овладевать отдельными операциями в процессе совместных действий с взрослым.
Материально-техническое обеспечение предмета включает:
- доска комбинированная;
- кисти, краски и др. художественные материалы;
- рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, цифрами, картинками для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал;
- обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных художественных представлений;
- набор муляжей для рисования;
- дидактические картинки по темам.