Учебно-методическая разработка «Национальная татарская геометрическая резьба по дереву в 5 и 6 классах»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность данной учебно-методической разработки «Национальная татарская геометрическая резьба по дереву в 5 и 6 классах» заключается в ее прикладной стороне. В сельской местности, как нигде более есть потребность в художественном народном ремесле. Умение изготовить качественное изделие из дерева, выполненное в технике трехгранной геометрической резьбы, в этническом стиле актуально, к тому же способствует сохранению и приумножению народной традиции народа.Данная методическая разработка была применена практическом за занятии по технологии в 5-6 классах школы в теме 5 «Технология художественно-прикладной обработки материалов».
Учебно-методическая разработка «Национальная татарская геометрическая резьба по дереву в 5 и 6 классах» назначена для развития у детей традиционных видов декоративно-прикладного творчества и народных промыслов при работе с древесиной.
На практическом занятии «Национальная татарская геометрическая резьба по дереву в 5 и 6 классах» используются следующие инструменты и материалы: ножовка, рубанок, резак, стамеска, молоток, клей, лак по дереву, древесина мягких пород дерева.
Учебно-методическая разработка предназначена для учащихся 5-6 классов.
Учебно-методическая разработка является многолетней, проработанной авторской разработкой учителя высшей категории МБОО Старокулаткинской СШ № 2 Винюсева Валерия Алексеевича.
Список литературы по теме методической разработки:
Афанасьев А.Ф. «Резчику по дереву»http://school-trud.ru/urok-na-temu-geometricheskaya-rezba-po-derevu.html дата обращения: 12.10.2016 г.
Винюсев В.А. Рабочая программа: технология: 5-6 классы. – Старая Кулатка. 2016. -22с.
Тищенко А.Т., Синицына Н.В. Технология: программа 5-8 классы. – Москва: Вента-Граф, 2012.-144 с.
Слипак В.П. Резьба по дереву.- Псков: Изд-во ПОИУУ, 1994. - 92 с.
Хворостов А.С., Хворостов Д.А. Художественные работы по дереву.Макетирование и резное дело» А. С. Хворостов, Д. А. Хворостов. «Владос», 2002. [электронный ресурс].
Художественная резьба по дереву. Под ред. Мольнар, А.А.; Изд-во: М.: Сезам-маркетинг, 1997. [электронный ресурс].
МУНИЦИПАЛЬНАЯ БЮДЖЕТНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «СТАРОКУЛАТКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №2»
НОМИНАЦИЯ:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНАРНОЙ, МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ, МОДУЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ (ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА, ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ, УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА).
АВТОР:
ВИНЮСЕВ ВАЛЕРИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ: «НАЦИОНАЛЬНАЯ ТАТАРСКАЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ В 5 И 6 КЛАССАХ»
Старая Кулатка,
2016
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ.
Цели урока: Сформировать первоначальные умения и навыки резьбы по дереву, познакомить с национальными особенностями национальной татарской резьбы
1)  Образовательная: ознакомиться с народно-прикладным искусством «Резьба по дереву»
2)  Развивающая: развивать творческое и пространственное воображение;
3) Воспитательная:
возродить, развить и сохранить искусство резьбы по дереву;
ориентировать учащихся на применение полученных знаний и навыков на практике;
нацеливать учащихся на профессиональное самоопределение.
Задачи урока:
формировать навыки резьбы по дереву и работы с инструментами;
развить конструктивное мышление и творческие способности детей;
воспитать трудолюбие, терпеливость и настойчивость
Наглядные пособия и принадлежности: для учителя — интерактивная доска, компьютер, раздаточный материал: карточки.
Для учащихся: заготовка из древесины, нож.
Тип урока: комбинированный (использование интерактивной доски, беседа, практическое выполнение работы)
Методы обучения: наглядно — иллюстрационный; иллюстративно — объяснительный, практическая работа учащихся.
Формы деятельности учителя и учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Ход урока
I. Организационная часть (3 мин) (прием развивающего обучения)
Учитель: Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь, пожалуйста! Я рад видеть вас сегодня на занятии.
38101905У вас на столе приготовлены листы бумаги сложенные в треугольник напишите на нем свое имя, чтобы я знал, как к вам обращаться! Спасибо! Далее вы видите, что перед вами лежат три разных по цвету квадратика – это ваше настроение:
— зеленый – плохое;
— желтый – хорошее;
— красный – отличное;
Помогите мне узнать какое оно у вас сегодня, положите тот квадратик, который соответствует вашему настроению рядом со своим именем.
Обратите внимание, у нас на уроке присутствуют гости, но это не помешает нам с вами плодотворно работать.
На уроке понадобятся:
— заготовки из древесины;
— нож — косяк;
— ваши знания, деловой настрой и хорошее настроение.
II. Учитель: Тему сегодняшнего  урока мы узнаем, если разгадаем кроссворд (5минут). (мотивация обучения).
1. Рисунок на поверхности древесины.
2. Рабочее место для обработки древесины.
3. Готовая продукция.
4. Новогоднее дерево.
5. Твердая лиственная порода.
6. Место хранения инструментов, оборудования, приспособлений и заготовок.
III. Введение в изучение нового материала. (10 минут)
(наглядно — иллюстрационный; иллюстративно – объяснительный.)
Учитель: И так тема нашего урока:
«ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ»
Сегодня на уроке мы должны с вами узнать немного о национальной татарской резьбе по дереву. Вспомнить основы построения орнамента. Познакомиться с инструментами для выполнения резьбы и научиться выполнять элементы геометрической резьбы, из которых составляют узоры. Проживая в районах, богатых сосновыми и лиственными лесами, на берегах полноводных рек Волги и Камы, татарский народ и его предки издавна занимались художественной обработкой древесины. Татарские резчики и плотники-балтаччи (от татарского «балта» - топор) использовали как твердые (дуб, береза, клен), так легкие и мягкие (липа, осина, сосна) породы древесины. Их богатая фантазия и незаурядный художественный вкус ярко проявились в облике сельского народного жилища. Полихромностью расцветок и нарядной резной орнаментацией на фоне зеленых массивов выделяются постройки татарских деревень, расположенных в долинах небольших рек. Настоящим заповедником народного зодчества можно назвать Заказанье - Арский, Балтасинский, Сабинский, Высокогорский районы. Здесь сохранились старинные постройки, двух- и трехэтажные байские дома, украшенные резным и накладным орнаментом, архитектурно-декоративными деталями – колонками с ордером, пилястрами, стрельчатыми и килевидными фронтонными нишами, легкими верандами, галереями.Существуют различные способы художественной обработки древесины, но наиболее распространенным резьба по дереву. Резьбой украшают архитектурные сооружения, мебель, различные поделки и предметы быта.
Вопрос: Давайте посмотрим на экран перед нами уже готовое изделие разделочная доска. Скажите ребята, у вас не возникает ощущения, что чего-то не хватает? Что недостаёт для полного и логического завершения?
Учащиеся: Декоративная отделка (резьба, выжигание ит.д.)
Учитель: Правильно молодцы! Ведь если не нанести резьбу или выжигание или роспись она так и останется изделием и не приобретет декоративного характера.
С незапамятных времён люди, изготовляя различные вещи, почти всегдастремились их делать так, чтобы они были не только полезными, но и приятными на вид, красивыми. Это достигалось не только отысканием формы предмета, но и нанесением на него рисунка, узора – орнамента.Слово «орнамент» в переводе с латыни означает УКРАШЕНИЕ.Это узор, состоящий из ритмически расположенных, чередующихся различных изобразительных элементов.Существует множество видов различных орнаментов:
ВИДЫ ОРНАМЕНТОВ.
Геометрический орнамент состоит из ритмически построенных элементов кругов, треугольников, зигзагов, уголков.
Растительный орнамент (лиственный) — украшение в виде деревьев, веток, листьев, цветов, плодов и т.д.Именно эти два вида орнамента мы соединим воедино, и для рассмотрения  я предлагаю вашему вниманию:
— два элемента геометрической резьбы (сколышек и двухгранные линии порезки);
— листья растений.
Как вы думаете можно ли соединить в одном рисунке два этих компонента?
Я предлагаю вам готовую стилизацию геометрического орнамента с растительными мотивами. Посмотрите, как сочетаются треугольники с линиями порезками передавая форму растительного орнамента. (возможность в дальнейшем использование как этнокомпонента в резьбе по дереву).

Рис. 1
Образец растительного геометрического орнамента
Учитель: Давайте вспомним основные инструменты, которыми выполняется геометрическая резьба.
Основным инструментом для выполнения геометрической резьбы является: нож-косяк.
Свое название он получил, из-за клинка, который имеет определенный угол скоса.
И так основной  элемент в нашей композиции является – сколышек (иначе треугольник) который мы будем выполнять в практической части урока.
VI. Физкультминутка. (1 минута) (ЗОЖ)
Быстро встали,
Тихо сели,
Головами повертели.
Сладко, сладко потянулись
И друг другу улыбнулись.
V. Практическая работа. (15 минут)
1. Правила техники безопасности при выполнении «Геометрической резьбы»:
надеть и привести в порядок спецодежду.
привести в порядок рабочее место, разложить инструмент и заготовки.
осмотреть режущий инструмент и убедится в его исправности.
при выполнении резьбы заготовка должна занимать устойчивое положение на верстаке или столе.
нельзя резать на весу, на коленях, упираясь заготовкой в грудь.
во время резьбы левая рука должна находиться сзади или в стороне от движения ножа.
передавать нож друг другу из рук в руки нельзя.
строго запрещается проверять остроту ножа пальцем.
запрещается класть нож в карман рабочей одежды.
после окончания работы нож необходимо сдать учителю.
привести в порядок рабочее место и спецодежду.
2. Показ приемов резьбы.
Элемент сколышек вырезается он так: Нож зажимают в кулаке и погружают его в древесину вертикально, поочередно по двум сторонам треугольника, сходящегося к верхней вершине, причем у вершины нож должен углубиться на 3-4 мм, а около основания треугольника выйти на поверхность. Затем, начиная от основания и углубляясь к вершине, ножом снимают участок древесины между подрезанными сторонами треугольника. (Показ заготовки с элементом «сколышек»)
3. Выполнение резьбы по дереву.
На наших учебных заготовках уже готовые эскизы упражнений для резьбы, поэтому давайте приступим к работе .4. Текущий инструктаж в течение работы.
VI. Подведение итогов занятия. (6минут) (прием развивающего обучения рефлексия).
Молодцы, а теперь давайте посмотрим, у кого получился самый лучший узор.
Для этого …….(имя учащегося) соберет работы и проанализирует каждую.
Выставка работ учащихся. (одобрение, поощрение, похвала)
Ребята заполните пожалуйста карточки обратной связи.
Давайте посмотрим изменилось ли наше настроение после урока поменяйте квадратик если оно изменилось.
И закончить урок я хотел бы стихотворением:
Стихотворение   «Уметь». 
Это здорово:                                        Бак лудить,            
Уметь                                                  Трамвай водить,
 Сеять хлеб и песню петь                    Дом на зорьке возводить.                
                                 
Стог метать,                                      Сталь ковать,      
Дрова колоть,                                        Деталь точить, 
Грядку чисто прополоть.                    Мастерству других учить.  
 
Это здорово:                                        Сад лелеять,   
Строгать!                                             Хлебы печь
Делать стол или кровать.                   Матерей от бед беречь.
 
Добрым быть.
Друзей иметь.
Это здорово – уметь!
Использованная литература:
Слипак В.П. Резьба по дереву, Псков, 1994 год
Мольнар А.А. Резьба по дереву, Москва, Спектр, 1998 год
Хворостов А.С., Хворостов Д.А. Художественные работы по дереву, Москва, Владос, 2002 год
Афанасьев А.Ф. «Резчику по дереву»
http://school-trud.ru/urok-na-temu-geometricheskaya-rezba-po-derevu.html
Правила техники безопасности при выполнении «Геометрической резьбы»:
надеть и привести в порядок спецодежду.
привести в порядок рабочее место, разложить инструмент и заготовки.
осмотреть режущий инструмент и убедится в его исправности.
при выполнении резьбы заготовка должна занимать устойчивое положение на верстаке или столе.
нельзя резать на весу, на коленях, упираясь заготовкой в грудь.
во время резьбы левая рука должна находиться сзади или в стороне от движения ножа.
передавать нож друг другу из рук в руки нельзя.
строго запрещается проверять остроту ножа пальцем.
запрещается класть нож в карман рабочей одежды.
после окончания работы нож необходимо сдать учителю.
привести в порядок рабочее место и спецодежду.
Подпись _____________ __.__.20__ г.
Технологическая карта выполнения резьбы по дереву:
№ п/п Порядок выполнения операций Графическоеизображение Инструменты и приспособления
1
 
  Наколка элемента «сколышек» от вершины треугольника поочередно по двум сторонам к его основанию   Учебная заготовка, нож-косяк, верстак или стол.
2 Подрезка  элемента «сколышек» начиная от основания и углубляясь к вершине, ножом снимают участок древесины между подрезанными сторонами треугольника.   Учебная заготовка, нож-косяк, верстак или стол.
3 Зачистка элемента резьбы Учебная заготовка, нож-косяк, верстак или стол.
6. Требования к содержанию материалов
6.1. На конкурс представляются: анкета-заявка (1 страница), методическая разработка учебного занятия (не более 6 страниц), пояснительная записка (1-2 страницы) и приложения (при необходимости, не более 5 страниц), рецензия на учебное занятие (1-2 страницы).
6.2. Конкурсная разработка учебного занятия предоставляется в соответствии с педагогической, психологической и методической структурой. В ней показывается ход учебного занятия, деятельность педагога и обучающихся, этапы учебного занятия, используемые методы, приемы и формы организации деятельности обучающихся.
6.3. В пояснительной записке к учебному занятию указывается, по какому направлению представлена работа, тема, характеристика группы обучающихся (количественная, качественная, психологическая, по уровню развития, программа, курс, профессия (специальность). Описываются этапы учебного занятия, применяемые технологии, методы, приемы, используемое оборудование, активные формы обучения, компьютерные технологии (использование интернета, мультимедийные досок и другие информационно-коммуникативные технологии). Кратко анализируется деятельность обучающихся на учебном занятии и результаты учебного занятия.
6.4. В приложениях могут быть представлены дидактические материалы по данному учебному занятию.
6.5. В рецензии анализируется представленная на конкурс методическая разработка учебного занятия, его результативность, применение соответствующих технологий, методов и приемов обучения.
7. Критерии оценки конкурсных работ
применение педагогом современных методов, приёмов, технологий обучения;
использование деятельностно-компетентностного подхода при проектировании учебного занятия;
результативность учебного занятия, соответствие его заявленным целям и задачам;
создание условий для активной самоуправляемой деятельности обучающихся на учебном занятии;
создание условий, для формирования умений обучающихся самостоятельно добывать знания, находить нужные примеры, аргументы;
целесообразность использования информационных технологий.