Технологическая карта урока «Геометрическая резьба по дереву» (6 класс)


Технологическая карта урока
Учитель технологии, ИЗО, черчения: Попова Елена Дмитриевна МКОУ «Орто-Нахаринская СОШ»
Предмет: технология
Класс: 6
Тема урока: «Геометрическая резьба по дереву»
Этапы урока Содержание и деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Организационный момент Приветствие.
Проверка готовности учащихся к уроку.
Настрой учащихся на работу.
Личностные УУД Эмоциональный настрой на урок.
Проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности.
Познавательные УУД Слушание.
Выдвижение предположений по теме урока.
Коммуникативные УУД Слушание собеседника.
Построение понятных для собеседника высказываний.
II. Актуализация ранее полученных знаний
III. Объяснение нового материала:
IV. Практическая работа «Выполнение эскиза геометрической резьбы»
V. Закрепление полученных
знаний.
VI. Подведение итогов. Выставление отметок за работу на уроке и за практическую работу. Загадка:
Нам в дождь и зной
Поможет друг,
Зеленый и хороший-
Протянет нам десятки рук
И тысячи ладошек.
Вопросы:
1. Назвать виды древесины.
2. Назвать породы хвойных деревьев.
3. Назвать породы лиственных деревьев.
1. Изделия, украшенные резьбой по дереву.
2. Резьба по дереву-один из наиболее распространенных видов декоративно-прикладного искусства (художественной обработки древесины), имеющий глубокие исторические традиции. Резьбой украшали дома и корабли, мебель и посуду, пряничные доски и валки для отбивания белья.
Существует много видов резьбы.
Наиболее распространенными считаются: «плосковыемчатая» (углубленная) резьба, которая в зависимости от формы выемок и характера рисунка может быть контурной или геометрической.
3.Виды резьбы:
Кудринская;
Контурная;
Домовая;
Геометрическая.
Геометрическая резьба по дереву наиболее распространенная. Ее рисунок составляют треугольники, прямоугольники, квадраты, ромбы и другие геометрические фигуры. Такую резьбу наиболее часто применяют для украшения предметов быта.
4. Элементы геометрической резьбы:
Треугольники;
Глазок;
Треугольник с зубчиками;
Фонарик;
Четырехугольники;
Лучи;
Ромбы.
5. Инструменты для ручной художественной резьбы:
Плоские прямые стамески;
Желобчатые стамески;
Стамески-клюкарзы;
Стамески-уголки;
Стамеска-церазик;
Плоские стамески-косяки.
6. Правила безопасности:
Ознакомление учащихся с учебно-технической документацией.
Стамески-опасный режущий инструмент. Обращаться с ними нужно осторожно.
Не держать левую руку вблизи режущего инструмента.
Не прилагать больших усилий при резании стамеской.
Если при работе необходимо ударять по ручке стамески, то держать ее надо в левой руке, а киянку-в правой.
Хранить стамески в ящике верстака или в шкафу на вырезках в рейках.
Каждому инструменту определить свое место.
1. Составление плана работы по изготовлению резьбы.
-ознакомление учащихся с объектом труда.
2. Инструктаж по выполнению практической работы.
-инструктирование по выполнению задания в соответствии с технологической документацией.
3. Текущий контроль над выполнением практической работы.
-инструктирование учащихся по выполнению отдельных приемов;
-оказание помощи слабо подготовленным учащимся;
-контроль за бережным отношением к средствам обучения;
-рациональное использование учебного времени.
Беседа:
С какими видами резьбы ты познакомился?
Чем характерен каждый вид резьбы?
Как и чем размечают заготовки для резьбы?
В какой последовательности вырезают треугольные выемки?
Как следует держать инструмент?
Анализ выполнения самостоятельной работы. Разбор типичных ошибок. Личностные УУД Активация имевшихся ранее знаний.
Активное погружение в тему.
Познавательные УУД Умение слушать в соответствии с целевой установкой.
Формирование умения обобщать и классифицировать.
Находить ответы на вопросы.
Коммуникативные УУД
Личностные УУД Взаимодействие с учителем и одноклассниками во время опроса.
Формирование умения слушать, вести диалог.
Осмысление темы нового материала и основных вопросов.
Регулятивные УУД Развитие умения строить простые предложения. Восприятие и осмысление, запоминание учебного материала. Осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению. Формирование умения прогнозировать предстоящую работу.
Коммуникативные УУД
Формирование умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Познавательные УУД
Личностные УУД
Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Личностные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Развитие умения проводить сравнение изученных объектов. Развитие умения получать информацию из рисунка, текста и строить в устной форме сообщения. Формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексии.
Выдвижение гипотез, основанных на жизненном опыте. Восприятие, осмысление. Применение полученных знаний и последующее повторение.
Самоконтроль выполнения задания. Планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Усвоение новых способов действия через разные виды получения информации. Умение структурировать знания. Выбор наиболее эффектных способов решения задач. Установление причинно-следственных связей.
Активизация имевшихся ранее знаний.
Умение слушать в соответствии с целевой установкой. Формирование умения обобщать и классифицировать. Находить ответы на вопросы.
Взаимодействие с учителем и одноклассниками во время опроса. Формирование умения слушать, вести диалог.