Образовательная программа кружка Резьба по дереву г.Кокшетау Центр внешкольной работы ?улет


Центр внешкольной работы «Әулет»
Рекомендована к реализации:
«Отдел образования г.Кокшетау»
Заведующая сектором общего и среднего образования и опеки (попечительства)
_________ А.Мусина
«___» _________20___г.
Утверждаю
И.о. директора
ЦВР «Әулет»
________ Т. Кириллова
м.п.
«___» _________20___г.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
КРУЖКА «РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ»
(тип программы – модифицированная;
уровень программы - программа дополнительного образования)
Возраст детей - 7-18 лет
Срок реализации программы- 2 года
Ф.И.О. разработчика модифицированной программы- Пархоменко Генадий Владимирович – педагог дополнительного образования

г. Кокшетау
Год разработки программы- 2016 г.
І. Пояснительная записка
Образовательная программа кружка «Резьба по дереву» это система, включающая совокупность образовательной, воспитательной, методической и самообразовательно -творческой деятельности. Все направления программы взаимосвязанны и взаимодействуют между собой. Миниатюрная пластика, а именно резьба по дереву и кости развиты на территориях смежных и отдалённых государств, имеет глубокие корни в России, Китае, Индии, Японии и др. государств. В Японии миниатюрная скульптура НЭЦКЭ развилась как особое направление в искусстве резьбы и по праву считается элитарным отвечая самым тонким и изысканым вкусам эстэтов от искусства. На территории Казахстана издревле были развиты народные промыслы резьбы по дереву, камню и кости. Казахстан носитель древней и богатой истории, в наше время является полиэтническим и поликультурным государством. Казахстан может в короткое историческое время стать не только региональным, политическим, но и культурным центром всей Евразии. Для этого есть все предпосылки. Если в Японии миниатюрная скульптура НЭЦКЭ исчерпав свои утилитарные, прикладные, этнические и экономические ресурсы стала искусством прошлого, то на территории Казахстана этот вид искусства находится в самом начале своего развития. Богатый национальный коллорит, древний эпос, народный фольклор, легенды и сказки помноженные на мастерство и фантазию современных резчиков, вот те составляющие развития миниатюрной пластики, как отдельного направления в искусстве Казахстана.
Вид программы - модифицированная
Цель программы:
Формирование основ эстетической культуры в процессе приобщения детей среднего школьного возраста к изобразительной художественно-творческой деятельности /резьба по дереву в миниатюрной пластике/.
Задачи программы:
1.Обучающая
Формирование эстетических знаний, художественно-пластических умений и художественно-творческого опыта.
2. Воспитательная
Воспитание нравственности и культуры поведения.
3. Развивающая
Развитие конструкторского мышления и творческих способностей детей.
Отличительные особенности программы:
Правильно организованное творческое развитие выявляет и укрепляет творческое начало в детях. Своевременное приобщение ребёнка к миру помогает становлению творческой активности не только в художественно-творческой сфере, но и в любой другой, которой будет заниматься в дальнейшем.
Только благодаря постоянным упражнениям, связанным систематическими занятиями, поддерживается и развиваются соответствующие способности. Одной из основных задач стоящих перед учителем является задача всестороннего развития личности ребёнка.
Краткие сведения о коллективе:
характеристика возрастной группы детей – от 7 до 18 лет;
вид группы – профильная;
состав группы – постоянный;
набора детей – свободный;
форма занятий – групповые, разновозрастные
год обучения – 2 года обучения;
количество обучающихся – общее 27, по годам обучения – 1 год 15, 2 год 12.
Режим занятий:
общее количество часов в год – 1 год обучения 144ч, 2 год обучения – 216ч;
количество занятий и учебных часов в неделю – 1 год обучения 4 ч, 2 год обучения 6ч;
периодичность занятий – 1 год обучения 2 раза в неделю по 2ч, 2 год обучения 3 раза в неделю по 2с.
6. Прогнозируемые результаты.
- участие в обучающихся выставках,
- посещение музеев на территории области и республики,
- творческая работа учащихся,
- проведение воспитательных мероприятий в группе,
- индивидуальные творческие работы учащихся;
- профессиональная ориентация;
-повышение культуры поведения.
II. Учебно-тематический план
1 год обучения
№ урока Наименование разделов и тем теор прак
I. Техника безопасности с режущими инструментами- 2 ч.
1 Соблюдение правил техники безопасности при работе с режущими инструментами 2 II.Значение дерева в нашей жизни и обиходе.-20ч.
2 Значение дерева в нашей жизни и обиходе. 2 4
3 Свойства и обработка древесины 2 6
4 Крепежные инструменты и материалы. 2 4
III.Выполнение резьбы-122ч.
5 Ознакомление с инструментами. 2 2
6 Упражнения по выполнению различной резьбы 2 24
7 Практическая проработка резьбовых навыков. 2 20
8 Изготовление изделий начального периода. 2 20
9 Дерево и художественная форма. 2 10
10 Сохранение основных параметров сюжета с допуском при грубой обработке материала. 2 6
11 Декоративность в оформлении миниатюрной пластики, использование гравировального узора. 2 4
12 Места обработки древесины. 2 2
13 Режущие инструменты. 2 2
14 Строгание. 2 4
15 Долбление. 2 4
16 Оформление выставки как результат работы. 2 32 112
Всего часов 144 2 год обучения
№ урока Наименование разделов и тем Теор. Прак.
Раздел№1 Техника безопасности с режущими инструментами.
1-2 Соблюдение правил техники безопасности при работе с режущими инструментами 2 3-6 Инструменты и приспособления. 2 2
Раздел№2 Художественная обработка древесины.
1-10 Технологические процессы обработки. 2 8
11-18 Материаловедение: древесина. 2 6
19-24 Художественное проектирование. 2 6
25-36 Художественная обработка древесины. 2 10
37-50 Ручная обработка 2 12
51-62 Технология как рациональный выбор заготовок, инструментов, приспособлений, технологических операций. 2 10
63-80 Виды резьбы. Контурная резьба. 2 16
81-92 Геометрическая резьба 2 10
93-104 Декоративные особенности рельефной резьбы. 2 10
105-116 Композиция растительного орнамента (задание по образцам) 2 10
117-138 Разработка резной композиции на свободную тему (творческая работа) 2 20
139-160 Плоскорельефная резьба 2 20
161-168 Изготовление ручек и черепков. Заправка. 2 6
169-174 Приемы выполнения выправки древесины. 2 4
175-182 Изготовление ручек и черепков. Заправка 2 6
183-188 Исправление ошибок и возможного «брака» при работе с поделками 2 4
189-196 Отделка поверхности. 2 6
197-206 Работа в смешанной технике и декорирование поделок 2 8
207-208 Подведение итогов 2 42 174
Всего часов 216 ІІІ. Содержание программы
1 год обучения
I. Техника безопасности с режущими инструментами
№1 Соблюдение правил техники безопасности при работе с режущими инструментами.
Знакомство с режимом работы кружка и основными правилами по ТБ. Изучение специфики работы кружка и правила по ТБ при работе с режуще-колющими инструментами и электроприборами.
II.Значение дерева в нашей жизни и обиходе.
№2 Значение дерева в нашей жизни и обиходе. Использование древесины в жизни и быту человека, как самого экологически чистого материала.
№3 Свойства и обработка древесины. Подготовительные действия до начала работ с деревом. Ознакомление с разнообразными технологиями сушки древесины и заготовкой. Характеристика древесных пород, встречающихся в наших крае (береза, лиственница, кедр, сосна, ель)
№4 Крепежные инструменты и материалы. Подробное ознакомление с арсеналом инструмента резчика стамески (полукруглые, плоские, клюкорезы ит.д.)
№5. Ознакомление с инструментами.
№6. Упражнения по выполнению различной резьбы. Дать общие понятия по разным видам резьбы, их отличия и особенности при поэтапной операции:
1.Контурная резьба
2.Плоскорельефная       резьба
3.Углубленная резьба
4.Ажурная резьба
5.Геометрическая резьба
6.Прорезная резьба
7.Накладная резьба
№7. Практическая проработка резьбовых навыков. Практическое обучение и применения резьбовых навыков на отдельных инструментах и композициях.
№8. Изготовление изделий начального периода. Практическое применение теоретически полученных знаний в простых (несложных) формах изготовления разного рода поделок (игрушки, разделочные доски, стилизованные формы зверей, животных и т.п.)
№9. Дерево и художественная форма. Проработка накопленного материала и эскизов. Просмотр книг и журналов «Работа с деревом» Изготовление лекал, трафаретов и рисунков (эскизов)
№10 Сохранение основных параметров сюжета с допуском при грубой обработке материала.
Содержание этого занятия посвящено практической работе. Необходимые технические сведения сообщаются непосредственно перед выполнением той или иной операции во время вводного инструктажа
№11 Декоративность в оформлении миниатюрной пластики, использование гравировального узора.
Орнамент. Цвет, фактура и математические основы орнаментальной композиции — ритм, симметрия; графическая экспрессия орнаментальных линий.
№12 Места обработки древесины. Оборудовать рабочее место для обработки древесины, ознакомить с техникой безопасности труда, с устройством столярного верстака, инструментами и оборудованием; изучить устройство столярного верстака и отработать приёмы крепления заготовок.
№13 Режущие инструменты.Класификация режущих инстументов.Методы использования инструментов.
№14Строгание.
Поперечное, продольное пиление. Техника безопасности при пилении.
Выполнение практических заданий.
Выполнить распиловку заготовки в стусле.
№15 Долбление.
Инструменты для долбления и резания. Ручные долбежные инструменты. Классификация стамесок.
№16 Оформление выставки как результат работы.
Алгоритм создания выставки. Определение целевого назначения. Выявление и отбор. Разработка структуры выставки. Анализ эффективности выставки.
2 год обучения.
Раздел №1 Техника безопасности с режущими инструментами.
№1 Соблюдение правил техники безопасности при работе с режущими инструментами.
Травмоопасность: 
-при работе влажными руками 
-при работе тупыми инструментами 
-при работе с неисправными инструментами 
-при несоблюдении правил безопасного обращения. 
Предназначенность инструментов в соответствии с их маркировкой. 
Личная гигиена и чистота рабочего места. 
Правила хранения инструментов, приспособлений и материалов.
№2 Инструменты и приспособления.
Классификация режущих, измерительных, электрических инструментов.
Приспособления: столы, тиски, подкладочные доски, зажимы и др. Основные опасности при работе. Правильные приемы работы. Охрана труда. Оказание доврачебной помощи при травмах.
Раздел№2 Художественная обработка древесины.
№3 Технологические процессы обработки. Ручная обработка. Работа с электрифицированными инструментами. Основные и вспомогательные технологические операции. Трудоемкость операций. Точность и качество. Достижение товарного вида.
Технология как рациональный выбор заготовок, инструментов, приспособлений, технологических операций.
№ 4. Материаловедение: древесина.
Породы древесины. Основные свойства. Строение древесины. Пороки древесины. Определение влажности. Сушка древесины. Правила хранения пиломатериалов.
№ 5. Художественное проектирование.
Дизайн как современный способ системного мышления при создании вещей. Проектирование и конструирование. Экспертиза потребительских качеств изделия: функциональных эстетических, экологических, стоимостных.
№ 6. Художественная обработка древесины.
Технологические процессы обработки: подготовка поверхности под резьбу, выполнение резьбы, соединение, отделка лакокрасочными материалами.
№7 Ручная обработка. Работа с электрифицированными инструментами. Основные и вспомогательные технологические операции. Трудоемкость операций. Точность и качество. Достижение товарного вида.
№8 Технология как рациональный выбор заготовок, инструментов, приспособлений, технологических операций. Дизайн изделий. Технологическая документация.
Информационное обеспечение проектирования технологических процессов.
№9 Виды резьбы. Контурная резьба. Пластический характер решения композиций. Резьба по тонированному фону. Технология тонирования и прозрачная отделка деревянной поверхности. Способность перевода рисунка на темный фон. Приемы резьбы. Техника безопасности при выполнении резьбы.
№10 Геометрическая резьба. Исходные (азбучные) элементы геометрической резьбы. Порядок их разметки и последовательность исполнения. Композиционное сочетание резных элементов. Характер геометрического узора в зависимости от породы дерева. Способы отделки резной поверхности. Техника безопасности при выполнении геометрической резьбы.
№11.Декоративные особенности рельефной резьбы. Теория. Сущность рельефной резьбы. Примеры из истории народного декоративно-прикладного искусства. Оборудование, инструменты, материалы, приспособления. Макроскопические признаки различных древесных пород, применяемых в рельефной резьбе. Влажность, удельный вес. Прочность, раскалываемость, твёрдость древесины. Рисунок волокон в зависимости от направления среза. Зависимость рельефа в резьбе от текстуры древесины. Практика.Упражнения по заточке и правке инструментов. Изготовление державок, для закрепления резной основы при работе.
№12.Композиция растительного орнамента (задание по образцам) Теория. Характерные особенности композиционного построения рельефной резьбы, её специфические черты. Стадии выполнения рельефной резьбы. Приёмы обработки фона.
Практика. Зарисовка орнаментальных резных композиций. Подготовка деревянной основы под резьбу. Перевод рисунка на материал. Надрезание и подрезание контуров. Углубление фона. Моделирование деталей резьбы. Фактурная проработка фона.
№13. Разработка резной композиции на свободную тему (творческая работа) Теория. Виды и классификация клеев для древесины, их свойства, способы приготовления и рекомендации по применению. Выбор материала и учёт его текстуры при выполнении деревянного рельефа. Склеивание основы под резьбу. Виды отделки резных поверхностей.
Практика. Выбор сюжета. Выполнение подготовительного рисунка. Исполнение резного рельефа. Отделка деревянной поверхности резьбы доступными способами.
№14 Плоскорельефная резьба. Подготовка деревянной поверхности. Передавливание рисунка на поверхность изделия. Нанесение, обработка фона и моделирования элементов. Особенности наколки контура стамеской в зависимости от характера резной композиции. Освобождение от окружающего фона. Проработка каждого из элементов узора. Прочеканка фона. Отделочные операции. Техника безопасности при выполнении резьбы.
№15.Изготовление ручек и черепков. Заправка. Расширенное ознакомление с формой и материалом , изготовление ручек для инструмента- Заточка инструмента: общие правила и рекомендации, ознакомление с абразивным материалом заточка и заправка инструмента.
№16.Приемы выполнения выправки древесины.Использование ручных и электроинструментов при выборке древесины. Техника среза и подрезки слоя древесины и выборка.
№17.Исправление ошибок и возможного «брака» при работе с поделками.Заделка трещин. Исправление сколов. Склеивание. Ознакомление с основными видами клеев, их применение при работе.
№18.Отделка поверхности. Шлифовка и полировка древесины. Покрытие маслом и лаком. Тонировка( искусственные и естественные красители). Рецепты т технологии приготовления красок и красителей для дерева.
№19.Работа в смешанной технике и декорирование поделок. Использование теоретических и практических навыков различных видов резьбы при смешивании и сочетании (комбинации)
Резьба с заоваленным контуром. Резьба с подушечным фоном. Резьба с выбранным фоном.
IV. Методическое обеспечение
При планирование учебного процесса предусматриваются формы занятий
1) фронтальные, 2) индивидуальные 3) групповые.
Для организации учебной деятельности используются следующие методы обучения:
1) Словесный     3) Практический        5) Самостоятельная (творческая) работа 
2) Наглядный     4) Частично – поисковый 6) Демонстрационный 
7.) Эвристический и т.д.       
Основной формой организации учебной деятельности является учебное занятие, дополнительной – экскурсия.
Программа предусматривает посещение выставок декоративно – прикладного творчества, участие и организация выставок, подведение итогов после изучения разделов.
Форма оценки занятий.
1. Поощрение.
2. Награждение призеров выставок и конкурсов.
Формы проверки знаний, умений и навыков.
1. Проверка качества выполнения приемов работ.
2. Устный ответ.
3. Участие в выставках, конкурсах, творческих отчетах.
4. Контрольный срез знаний.
5. зачетное занятие после изучения раздела и в конце года.
2.1 Прогнозируемые предметно – практические результаты обучения
Оценка  результатов обучения.
После изучения каждого раздела программы проводится заключительное контрольное задание, которое состоит из двух частей.
1. Контрольный зачет в форме тестов по теоретической части раздела.
2. Контрольный осмотр выполненных практических работ.
Ожидаемые результаты.
К концу первого года обучения воспитанник
Должен знать:
Правила техники безопасности при работе режущим инструментом и работе на заточном и сверлильном станке.
Принципы составления композиций из простейших геометрических элементов с применением контурной резьбы.
Приемы при выполнении рельефной резьбы.
Должен уметь:
Пользоваться инструментом и материалами.
Работать на заточном станке.
Пользоваться имитирующими составами при отделке готового изделия.
Составлять композиции геометрических элементов и выполнять их в материале, соблюдая условия качества.
Составлять композиции в плоскорельефной резьбе с последующей моделировкой орнамента.
К концу второго года воспитанник
Должен знать:
Правила техники безопасности при работе на станках, режущим инструментом.
Строение древесины и ее раскрой на заготовки.
Последовательность работы над тем или иным изделием.
Основы рисунка и композиции, применяемые в разных работах.
Должен уметь:
Рационально раскроить чурку на нужное количество заготовок.
Выполнить любое изделие объемного характера.
Правильно пользоваться каждой стамеской, чувствовать объем обрабатываемого изделия.
Работать не только по образцам, но и составлять свою собственную композицию.
Выполнять различные виды резьбы.
Правильно пользоваться технической и справочной литературой.
V. Список литературы
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Для педагога:
1.Афанасьев А.Ф. «Резчику по дереву».
2. Бурников В.Г., В.Н.Власов «Домовая резьба».
3. Лифарь М.П. Столярные работы, Траст Пресс, 1999 г.
4. Марис и Зайке Гайлис «Мебель для молодых».
5. Матвеева Т.А.Мозаика и резьба по дереву».
6. Мольнар А.А. Резьба по дереву,Москва, Спектр, 1998 год.
7. Сафроненко В.М. «Вторая жизнь дереву».
8. Слипак В.П. Резьба по дереву, Псков, 1994 год.
9. Стариков Ю.С. Домашний столяр, Нижний Новгород, «Времена», 1998 год
10. Соколова М.С. «Художественная роспись по дереву», Москва, «Владос», 2002 г.
11. Хворостов А.С., Хворостов Д.А. Художественные работы по дереву, Москва, Владос»,
2002 год.
12. Шпикалова Т.Я., Поровская Г.А. Возвращение к истокам», Москва, «Владос», 2000 г.
13. Шепелев А.М. «Столярные работы в сельском доме».
Для обучающихся:
1.Гусарчук Д.М. «300 ответов любителю художественных работ по дереву».
2. Журналы (подшивка) «Юный техник».
3. Коноваленко А.М. «Столярничаю сам».
4. Луканский Э.П. «Сотворим радость».
5. Рихвк Э. В. «Мастерим из древесины».