Образовательная программа кружка Резьба по дереву














Образовательная программа
кружка «художественная резьба по дереву»


Составитель: Жбанов А.С., педагог
дополнительного образования
МБУДО «Центр дополнительного
образования детей «ЮНИТЭР»
Рузаевского муниципального
района

























Пояснительная записка

На протяжении все истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Оно сохраняет традиции народа, влияет на формирование художественных вкусов. Резьба по дереву - древнейший вид прикладного искусства. В России богатой лесами, дерево всегда было самым популярным материалом.
Данная программа составлена с учётом полученных знаний по программе «Технология» В.Д. Симоненко, где предусматривается знакомство учащихся не только с технологическими процессами современного производства, но и приобретение умений в прикладной творческой деятельности. Курс обучения рассчитан на 2 года, ставит своей целью познакомить учащихся с наследием художественной обработки дерева.
Программой предусмотрено задание, как для индивидуальной работы, так и для коллективного исполнения, Коллективные работы выполняются группой из трех или более учащихся. Такой труд значительно ускоряет процесс работы над изделием, позволяет правильно распределить задания, учитывая возраст и индивидуальные способности каждого кружковца.
Коллективное создание эскизов работ, обсуждение и выполнение их в материале воспитывают у кружковцев чувство коллективизма, взаимопомощи, ответственности за порученное дело, способствуют качественному выполнению изделий. Сочетание в изделиях различной сложности рисунка и технического выполнения дает возможность участвовать в коллективной работе почти всем членам кружка.

Цель программы:
Сформировать устойчивую мотивацию к познанию окружающего мира природы с помощью обучения детей творческой, вдумчивой работы с деревом - одним из самых любимых, распространенных материалов для декоративно – прикладного творчества, а также обеспечение всестороннего развития личности подростка..
Воспитательные цели:
Уметь доводить начатое дело до конца, следить за соблюдением элементарных правил культуры труда, содержанием в порядке рабочего места, экономно и аккуратно использовать материалы, пользоваться инструментами и хранить их в соответствии с правилами безопасности труда.

Обучение учащихся резьбой по дереву предусматривает следующие
Задачи:
Познакомить детей с истоками народного творчества, привить любовь к традиционному народному искусству;
Развить художественно – творческие способности;
Побуждать любознательность и интерес к творчеству, технике, народному искусству;
Обучить учащихся навыкам и приёмам художественной обработки дерева;
Научить качественно выполнять работу, быть аккуратным в ней, доводить начатое дело до конца;
Бережно относиться к природе и оберегать её;
Обучение культуре подачи и оформления своих изделий.

Программа предусматривает последовательное усложнение заданий, которые предстоит выполнить учащимся, развитие у них с первых занятий творческого отношения к работе. В процессе решения творческих задач получают знания и умения по следующим видам работ с древесиной

-Выпиливание. Выпиливание и выжигание - один из самых распространённых видов декоративно – прикладного искусства среди школьников. Несложность оборудования, наличие инструментов и приспособлений, материалов, доступность работы позволяют заниматься выпиливанием и выжиганием учащихся с младшего школьного возраста. Занятия по выпиливанию древесины, позволяют существенно влиять на трудовое и эстетическое воспитание, рационально использовать свободное время учащегося.
-Резьба по дереву. Резьба по дереву – национальный вид искусства для многих народов нашей страны, занятия резьбой по дереву, где сочетаются труд мастера по деревообработке с искусством художника, создающего новые декоративные образы, позволяют активно влиять на трудовое и эстетическое воспитание учащихся. Навыки, полученные уч-ся за период обучения, позволяют им продолжать самостоятельные занятия в этой области декоративно- прикладного искусства, совершенствуя приёмы исполнения изученных видов резьбы, а также осваивать новые виды.
- Токарная обработка древесины. Токарная обработка древесины - имеет богатую и интересную историю. Красота и законченность форм, широкая возможность ритмической организации узлов, простота и быстрота изготовления изделий – вот что притягивает не только мастеров, но и широкий круг школьников к точению древесины. Работа по токарной обработке древесины направлена на трудовое, эстетическое, нравственное воспитание школьников, расширение их кругозора, привитие интереса и любви к творческой деятельности.
Основное содержание курса складывается из сведений истории возникновения и развития промыслов художественной обработки древесины, технологии изготовления, художественного проектирования и конструирования, дизайна в оформлении изделий.
Программа рассчитана на уч-ся 9-15лет.
Количественный состав кружковцев 12 человек в группе. Данная программа рассчитана на 2 года обучения. Объём программы 360 часов, 144 часа в1-й год ( 4 часа в неделю) и 216 часов во 2-й год обучения (6 часов в неделю)
Тип программы –дифференцируемый с учётом подготовленности и опыта подростка в организации занятий предусмотрено использование дифференцированных методов, массовых групповых и индивидуальных форм работы. Учащиеся на занятиях кружка свободно выбирают объекты для работы по интересам и способностям. В программе учтено последовательное усложнение заданий, развитие творческого отношения к работе. В конечном результате мы должны воспитать не мастера – исполнителя, а мастера- творца
Этапы реализации программы.
1. Подготовительный (заготовка материалов, изготовление инструментов, разработка документации)
2. Проведение занятий (выдача теоретических сведений, разработка чертежей и рисунков, изготовление изделий)
3. Заключительный (проведение выставок, конкурсов с целью демонстрации изделий)


Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся 1-го года обучения.

Учащиеся должны знать:
- Основные сведения о видах художественной обработки дерева на территории родного края, их характерные особенности;
-основы композиции, основные принципы декоративного оформления;
- виды и свойства материалов, применяемых в выпиливании и выжигании,
- применяемый инструмент, приёмы его заточки и правки;
- основные приёмы выпиливания, типовые композиции и их выполнение на различных видах изделия;
- технологический процесс изготовления изделий.

Учащиеся должны уметь:
- Различать изделия разных видов обработки дерева, характерные для традиционных центров художественных промыслов родного края;
- делать зарисовки с образцов изделий;
-владеть инструментом и технологией художественной обработки фанеры;
-следить за соблюдением элементарных правил культуры труда;
-содержать в порядке рабочее место;
- экономно и аккуратно использовать материал;
-пользоваться инструментами и хранить их в соответствии с правилами безопасности труда;
-делать зарисовки с образцов изделий;
-соблюдать требования безопасности труда и пожарной безопасности.



Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся 2-го года обучения.
Учащиеся должны знать.
- Историю возникновения и развития местного промысла художественной обработке дерева;
-разные виды резьбы и их особенности;
-элементы и мотивы геометрической резьбы, простые типовые композиции;
-характер, особенности и приёмы выполнения геометрической резьбы;
- приёмы выполнения контурной резьбы, применяемый инструмент для контурной резьбы, приемы его заточки и правки;
-основы композиции для выполнения плоскорельефной, полуобъемной резьбы;
-характер, особенности и приёмы выполнения объёмной резьбы;
-способы экономного расходования материалов, электроэнергии и бережного обращения с инструментами, оборудованием и приспособлением;
-составление композиции для токарных изделий;
-устройство токарного станка;
- применяемый инструмент при токарных работах, приемы его заточки и правки.
Учащиеся должны уметь.
-делать зарисовки с образцов изделий;
-выполнять элементы и мотивы орнаментов в технике геометрической резьбы;
- создавать композицию для контурной резьбы;
-выполнять контурную резьбу;
-составлять композицию для плоскорельефной резьбы;
- выполнять плоскорельефную резьбу;
-составлять композицию для полуобъёмной резьбы;
-выполнять полуобъёмную резьбу;
-составлять композицию для объёмной резьбы;
- выполнять объёмную резьбу;
-экономно расходовать материал и электроэнергию;
-проектировать токарные изделия в традициях местного промысла и изготовлять их;
- затачивать и править необходимый инструмент;
- соблюдать требования безопасности труда, пожарной безопасности и внутреннего распорядка.

Ожидаемый результат.
Формирование знаний, умений и навыков, полученные уч-ся за период обучения, позволяют им совершенствовать и самореализовать творческие способности по художественной обработки древесины.
В конце изучения большой темы предполагается осуществление контроля знаний, умений и навыков в форме тестов, карточек - задания, кроссвордов, устных опросов, выставок изделий.
На последних занятиях подводятся итоги работы за год, на отчётной выставке определяются лучшие работы. При оценке учитывают возраст, общественная значимость и художественная ценность изделия, качество исполнения.

Концепция педагога: труд ученика – непременно творческий.

Важнейший закон работы: «Ум ребёнка на кончиках его пальцев»
(В.А. Сухомлинский)








































Тематический план (первый год обучения)


п/п

Тема
Количество часов



Теория
Практика
Всего

1.Выпиливание лобзиком
14
32
46

1.1
Вводное занятие. Организация рабочего места. Охрана труда, пожарная и электробезопасность при изготовлении художественных изделий.
2

2

1.2
Основы материаловедения
2

2

1.3
Виды резьбы по дереву
2

2

1.4
Выпиливание лобзиком как разновидность оформление изделия
2

2

1.5.
Материалы, инструменты и приспособления
1
1
2

1.6
Технические приемы выпиливания орнамента
1
5
6

1.7
Художественно- эстетическое выполнение лобзиком
2
-
2

1.8
Построение орнамента

8
8

1.9
Сборочные и отделочные работы
1
3
4

1.10
Работа над конструкцией изделия
1
3
4

1.11
Отделка изделия
-
2
2

1.12
Изготовление изделия
-
10
10


2.Художественное выжигание
6
26
32

2.1
Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию.
2
-
2

2.2
Технология декорирования изделий выжиганием
1
5
6

2.3
Основы композиции
1
-
1

2.4
Подготовка заготовок к работе
-
1
1

2.5
Основные приёмы выжигания.
2
2
4

2.6
Техника выполнения приёмов.
-
6
6

2.7
Отделка изделия.
-
2
2

2.8
Изготовление изделий и декорирование выжиганием
-
10
10


3.Резьба по дереву
10
56
66

3.1
Охрана труда, производственная санитария, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий из дерева

2


2

3.2
Виды резьбы
1

1

3.3

Материал
1

1

3.4
Оборудование, инструменты и приспособления для резьбы по дереву
1

1

3.5
Изготовление инструмента для резьбы по дереву и подготовка его к работе

6
6

3.6
Геометрическая резьба по дереву, Освоение приемов выполнения геометрической резьбы.
2
12
14

3.7
Контурная резьба
1
5
6

3.8
Рельефная и скульптурная резьба
2

2

3.9
Отделка и реставрация резных изделий

2
2

3.10
Изготовление простого художественного изделия столярным способом. Составление композиции
на шаблоне. Перенос её на заготовку

6
6

3.11
Изготовление разделочной доски и декорирование её геометрической резьбой

6
6



3.12


Изготовление набора из двух разделочных досок



12



12

3.13
Выпиливание предметов с резной заставкой
( на свободную тему)

6
6

3.14
Выставка детского творчества

1
1


Итого
29
115
144



Содержание программы 1-го года обучения.

Раздел 1. Выпиливание лобзиком.

Тема 1 Вводное занятие.
Руководитель знакомится с детьми, беседует о том, чем они любят заниматься, что умеют, знают. Во время беседы выясняется, любят ли дети трудиться, какие трудовые поручения выполняют в семье. Показывает образцы изделий, какие имеются в мастерской. Проводит инструктаж по технике безопасности. Внутренний распорядок; выбор органов самоуправления; распределение рабочих мест.
Тема 2. Основы материаловедения.
Теория (2ч) Древесина, используемая для художественных работ. Классификация хвойных и лиственных деревьев. Породы древесины, свойства
( механические, физические обуславливающие широкий спектр применения) Цвет древесины; причины разного рода цвета древесины; обработанная поверхность древесины до покрытия её лаком; необработанная древесина. Уход за древесным материалом.
Тема 3. Виды резьбы по дереву.
Теория (2ч)Народные художественные традиции, Виды и особенности резьбы.
Тема 4. Выпиливание лобзиком как разновидность оформление изделия.
Теория (1ч) Выпиливание лобзиком – вид художественной обработки древесины. Выпиливание лобзиком близко к резьбе по дереву.
Подготовка основы из древесных материалов: фанеры, пиломатериалов.



Тема 5. Материалы, инструменты и приспособления.
Теория (1ч) Традиционные материалы (фанера, шпон, древесина). Нетрадиционные материалы (металл, кость).
Основные инструменты- ручной лобзик, лучковая пила, пилки, шило, нож, надфили.
Приспособления для выпиливания; для шлифования; для склеивания, дрель -для просверливания отверстий и протягивания пилок лобзика.
П/З (1ч) Ознакомление с инструментами и заточкой инструментов.

Тема 6. Технические приемы выпиливания орнамента.
Теория (1ч) Виды орнамента, применяемые в работе лобзиком. Фурнитура, конструкция, форма изделия.
П/З (5ч) 1. Подготовка материалов, рисунка. Перевод рисунка на заготовку.(1ч)
2. Выпиливание лобзиком частей к корзиночке для конфет. (4ч)

Тема 7. Художественно- эстетическое выполнение лобзиком.
Теория (2ч) Назначение и виды орнамента.
-симметрия;
-орнаментальные розетты и полосы;
-сетчатый орнамент.

Тема 8. Построение орнамента.
П/р (8ч) Перевод рисунка и выполнение орнамента простейшей рамки для фотографии.(2ч)
-Плоские и объёмные изделия; (2ч)
-изделия округлённой формы; (2ч)
-изделия со сложным орнаментом (2ч)

Тема 9. Сборочные и отделочные работы.
Теория (1ч) Способы соединения деталей. Отделочные работы: облицование, циклевание, шлифование, Тонирование древесины. Виды лаков, Технология тонирования деревянной поверхности. Правила безопасности при работе с лакокрасочными материалами.
П/З (3ч) Зачистка и протравка морилкой древесины для корзиночки

Тема 10.Работа над конструкцией изделия.
Теория (1ч) -Плоские и объёмные изделия;
-изделия округлённой формы;
-изделия со сложным орнаментом.
П/З. (3ч) Сборка корзиночки для конфет.
Тема 11. Отделка изделия.
П/Р (2ч).-отделочные материалы;
-нетрадиционные материалы;
-облицовывание шпоном;
-циклование и шлифование;
- устранение дефектов;
-прозрачная отделка.




Тема 12. Изготовление изделия.
П/З(10ч) Выбор тематики работ, общественно-полезная направленность изделия. Работа над объектом по образцу: подготовка основы для выпиливания, перевод рисунка на основу(2ч). Выпиливание работ по внутреннему и внешнему контуру. (4ч) Отделка, штриховка, склеивание деталей, лакирование(3ч). Оформление выставки работ в школе.(1ч)

Раздел 2. Художественное выжигание

Тема 1. Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию
Теория (2ч). Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию. ТБ при работе с электровыжигателем. Правила поведения и ТБ , промышленной санитарии и личной гигиены при производстве художественных изделий из дерева.
Тема 2. Технология декорирования изделий выжиганием.
Теория (1ч) -Подготовка материалов;
-перевод рисунка;
-приёмы выжигания
П/Р (5ч) Выполнение контурного выжигания.
Тема 3. Основы композиции
Теория (1ч) Технология создания композиции с использованием отдельных элементов выполненных электровыжигателем. Основы композиции. Основные принципы композиции:
-форма и конструкция изделия.
Тема 4. Подготовка заготовок к работе.
П/Р (1ч) Подготовка древесины к работе, выполнение контурного рисунка на древесине.
-Основные требования к инструменту;
-уход за инструментом.
Тема 5. Основные приемы выжигания.
Теория (2ч) Технология основных приёмов выжигания.
П/Р (2ч) Совершенствование приёмов выжигания.
Тема 6. Техника выполнения приёмов
П/Р (6ч) 1. Освоение приёмов выжигания (2ч)
2.Выполнение настенного панно.(4ч)
Тема 7. Отделка изделия.
П/Р(2ч) Выполнение настенного панно.
-отделочные материалы;
- нетрадиционные материалы;
-устранение дефектов;
Прозрачная отделка.






Тема 8 Изготовление изделий и декорирование выжиганием.
Выполнение задания по образцу. Прибор для выжигания. Организация рабочего места, Выбор древесных материалов с учётом особенности рисунка. Отделка готового изделия прозрачными материалами.
П/З. (10ч) 1. Подготовка основы для выжигания при работе по образцу. Подготовка и перевод рисунка на основу. (2ч)
2.Выжигание элементов рисунка.(4ч)
3. Комплексная работа по выпиливанию и выжиганию.(2ч)
4. Скрепление материалов и соединение изделий из древесных материалов.(2ч)

Раздел 3. Резьба по дереву.
Тема1. Охрана труда, производственная санитария, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий из дерева.
Теория(2ч) Повторить Технико-технологические сведения. Правила поведения в мастерской. Основные направления работы.
Тема2. Виды резьбы.
Теория (1ч) Технология выполнения плосковыечатой, плоскорельефной, рельефной, прорезной, домовой, скульптурной резьбы. Виды резьбы по дереву. Их характерные особенности и разновидности.
Тема3. Материал
Теория (1ч) Технология подготовки материала. Выбор материала. Технико-технологические сведения:
-декоративные свойства дерева;
-клеи, склеивание, облицовывание художественных изделий;
-отделочные материалы и отделка;
-способы предупреждения и устранения дефектов.
Тема 4. Оборудование, инструменты и приспособления для резьбы по дереву.
Теория (1ч) Рабочее место резчика. Инструменты общего назначения: пилы; инструменты для строгания; нож-косяк; стамески; свёрла; метр; линейка; рейсмус и другие. Оборудование: шлифовальный и сверлильные станки.
Тема 5. Изготовление инструмента для резьбы по дереву и подготовка его к работе.
П/Р (6ч) 1. Виды ручного инструмента, требование к нему. (1ч)
2. Техника изготовления и подготовка к работе. (1ч)
3. Изготовление ножа- косяка. (4ч)
-одностороннего прокола;
-двухстороннего прокола;
- подготовка к работе.
Тема 6. Геометрическая резьба по дереву. Освоение приемов выполнения геометрической резьбы.
Теория (2ч)Технология выполнения геометрической резьбы по дереву. Технико-технологические сведения.
-история возникновения и развития;
-особенности;
-элементы геометрической резьбы;
-сочетание различных элементов;
-материалы, инструменты;
-способы выполнения резьбы;
-безопасность труда при работе.
П/Р (12ч) 1. Освоение приёмов выполнения геометрической резьбы.
-Подготовка к резьбе;
-резьба прямых выемок.(2ч)
-резьба трёхгранных выемок, (2ч)
-выполнение скобчатых порезок (лунок)(2ч)
2. Технико-технологические сведения. Сочетание треугольников:
-с прямыми и кривыми сторонами; (2ч)
-со сторонами разной длины; (2ч)
-с миндалевидными углублениями; (2ч)
- безопасность труда при резьбе.
Тема7 Контурная резьба.
Теория (1ч) Технология выполнения контурной резьбы.
П/Р (5ч).1. Технико-технологические сведения (1ч)
-своеобразие резьбы;
-особенности композиции орнаментов;

-подготовка изделия к резьбе.
2.Выполнение орнамента контурной резьбой (4ч)
Тема 8. Рельефная и скульптурная резьба.
Теория (2ч) Технология выполнения. Технико-технологические сведения:
- виды плоскорельефной резьбы;
-художественно- стилевые особенности;
-материалы, инструменты, приспособления;
-приёмы выполнения видов резьбы;
-требование к качеству резьбы;
-безопасность труда при её выполнении.
Тема 9. Отделка и реставрация резных изделий.
П/Р (2ч) Технико-технические сведения:
-отделочные материалы;
-устранение дефектов;
-прозрачная отделка.
Тема 10. Изготовление простого художественного изделия столярным способом. П/Р (6ч) 1. Составление композиции на шаблоне. Перенос её на заготовку.(2ч)
2. Способы выполнения резьбы (4ч)
Тема 11. Изготовление разделочной доски и декорирование её геометрической резьбой.
П/Р (6ч) 1. Подборка материала. Составление резной композиции и перенос её на заготовку. (2ч)
2. Способы выполнения резьбы. Отделка изделия. (4ч)
Безопасность труда при резьбе.
Тема 12. Изготовления набора из двух разделочных досок.
П/Р (12ч) 1. Подборка материала. Составление резной композиции и перенос её на заготовку. (2ч)
2. Способы выполнения резьбы двух разделочных досок.(8ч)
3. Отделка изделия. (2ч)
Безопасность труда при резьбе.
Тема 13. Выпиливание предметов с резной заставкой (на свободную тему)
П/Р (6ч) 1. Подборка материала. Составление резной композиции и перенос её на заготовку. (2ч)
2. Способы выполнения резьбы. Отделка изделия. (4ч)
Безопасность труда при резьбе.
Тема 14. (1ч) Выставка детского творчества.
Итоговая аттестация. Выставка работ и их обсуждение.

Тематический план (Второй год обучения)

п/п

Тема

Количество часов



теория
практика
всего

1. Резьба по дереву
30

112
142

1.1
Вводное занятие
Основные сведения о предприятиях и видов художественных промыслов республики Мордовия
3


3


1.2
Обзор плоскорельефной и рельефной резьбы
4
16
20

1.3
Прорезная резьба, Инструменты.
4
16
20

1.4
Накладная резьба. Инструменты.
4
16
20

1.5
Барельефная и горельефная резьба. Инструменты.
4
16
20

1.6
Домовая резьба. Инструменты.
4
8
12

1.7
Объёмная резьба. Инструменты.
4
8
12

1.8
Выполнение заданий на свободную
тему.
3
20
23

1.9
Подготовка к выставке.

12
12


2.Токарная обработка древесины.

18

56

74

2.1
Обзор контурной и геометрической резьбы
2
14
16

2.2
Устройство токарного станка по дереву
2

2

2.3
Режущие и измерительные инструменты
2

2

2.4
Выбор материала и подготовка заготовок к работе.
2
2
4

2.5
Приспособления для крепления обрабатываемых деталей
1
1
2

2.6
Точение цилиндрических форм
2
6
8

2.7
Коническое и фасонное точение
2
4
6

2.8
Внутреннее точение
2
4
6

2.9
Выполнение задания на произвольную тему.

8
8

2.10
Заваленная резьба
1
3
4

2.11
Рельефно-заваленная резьба
1
3
4

2.12
Рельефная резьба
1
5
6

2.13
Подготовка к выставке

6
6


Итого
48
168
216




Содержание программы 2-го года обучения

Раздел1 Резьба по дереву.
Тема1 Вводное занятие 3 ч.
Инструктаж по технике безопасности. Внутренний распорядок; выбор органов самоуправления; распределение рабочих мест.
Основные сведения о предприятиях и видов художественных промыслов республики Мордовия
Тема2 Обзор плоскорельефной и рельефной резьбы 20ч.
Повторение приемов работы. Обзор готовых изделий. Составление эскизов. Практическая работа.
Тема3 Прорезная резьба. Инструменты20ч.
Обзор готовых изделий. Виды инструментов. Правила безопасности при работе. Составление эскизов. Перевод эскизов. Практическая работа.
Тема4 Накладная резьба. Инструменты. 20ч
Особенности накладной резьбы. Инструменты и приемы работы. Область применения. Примеры составления орнамента. Практическая работа.
Тема5 Барельефная и горельефная резьба. Инструменты
Обзор готовых изделий. Виды инструментов. Правила безопасности при работе. Составление эскизов. Перевод эскизов. Практическая работ.
Тема6. Домовая резьба. Инструменты12ч.
Виды домовой резьбы. Назначение. Приемы работы. Составление трафаретов. Перевод рисунка на древесину. Правила безопасной работы Практическая работа.
Тема7 Объёмная резьба. 12ч. Инструменты.
Определение. Этапы выполнения объемной резьбы. Образы, замысел, композиция. Приемы работы. Правила безопасности. Тренировочные работы. Эскизы. Практическая работа.
Тема8.23ч. Выполнение заданий на свободную тему.
Выбор композиции, обоснование. Практическая работа. Защита.

Раздел2. Токарная обработка древесины.

Тема1. Обзор контурной и геометрической резьбы16ч. Контурная и геометрическая резьба как вид художественной обработки древесины. Материалы и инструменты. Технология выполнения контурной резьбы. Правила безопасности.
Тема2. Устройство токарного станка по дереву 2ч. Основные части токарного станка и их назначение. Правила безопасности. Тренировочные работы.
Тема3.2ч. Режущие и измерительные инструменты 2ч. Демонстрация инструментов. Назначение каждого инструмента. Правила заточки. Пробные работы
Тема4. Выбор материала и подготовка заготовок к работе.4ч.
Пороки древесины. Приемы сушки древесины. Подготовка заготовки к работе
Тема5 Приспособления для крепления обрабатываемых деталей 2ч. Передняя и задняя бабки токарного станка. Приемы безопасной работы. Тренировочные работы
Тема6. Точение цилиндрических форм 8ч. Составление эскизов для изготовления цилиндрических изделий. Правила работы. Практическая работа.
Тема7 Коническое и фасонное точение 6ч. Демонстрация готовых изделий. Приемы коническиго и фасонного точения. Пробные работы. Практическая работа
Тема8 Внутреннее точение 6ч. Составление рабочих эскизов. Подготовка материала. Пробные работы. Практическая работа
Тема9 Выполнение задания на произвольную тему.8ч. Составление эскизов будущих работ. Анализ эскизов, доработка. Практическая работа

Тема10. Заваленная резьба 4ч. Обзор готовых изделий. Виды инструментов. Правила безопасности при работе. Составление эскизов. Перевод эскизов. Практическая работа

Тема11. Рельефно-заваленная резьба4ч. Обзор готовых изделий. Виды инструментов. Правила безопасности при работе. Составление эскизов. Перевод эскизов. Практическая работа

Тема12 Рельефная резьба
Обзор готовых изделий. Виды инструментов. Правила безопасности при работе. Составление эскизов. Перевод эскизов. Практическая работа

Материальное обеспечение

Для полноценной реализации данной программы необходимы следующие оборудование и материалы:
Станки
1. Деревообрабатывающий
(циркулярка, фуговальный) – 1 шт.
2. Сверлильный – 1 шт.
3. Заточный – 1 шт.
4. Шлифовальный – 1 шт.
5. Электродрель ручная – 1 шт.
6. Электролобзик – 2 шт.
Инструменты
1. Набор резцов (стамесок) – 5 комплектов
2. Лобзики – 12 шт.
3. Ножовки по дереву – 2 шт.
4. Рубанки – 2 шт.
5. Полуфуганки – 2 шт.
6. Надфили – 4 комплекта.
7. Сверла – 4 комплекта.
8. Тиски – 2 шт.
19. Наковальни - 1 шт.




Литература

1. Барадулин В.А. Художественная обработка дерева. – М: Просвещение, 1996г.

2. Виноградов А.Н. Резьба по дереву. - Минск:Хэлтон, 2003г.

3. Рыженко В.И. Выпиливание лобзиком. -М:Траст пресс, 1999г.

4. Белошин И.В. Технология точения древесины /Школа и производство №6, 1976г.

5. Матвеева Т.М. Мозаика и резьба по дереву. -М: Просвещение, 1996г.

6. Калугин А.И, Плотников Ю.В. Охрана труда и пожарной безопасности в общеобразовательной школе.- М: Просвещение,1999г.

7.Журнал «Школа и производство» №3, 6, 8- 2003г; №1, 5 – 2004г. №2, 5,7- 2005г.


























































13PAGE 15


13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215




15