Рабочая программа кружка Резьба по дереву


Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
ДОД «Дом детского творчества»









Рабочая программа кружка
«Резьба по дереву»








Составитель:
педагог дополнительного образования
МБОУ ДОД «Дом детского творчества»
Филипцев А.А.

















с. Сонское
2015-2016 уч.г.










Пояснительная записка

На протяжении все истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Оно сохраняет традиции народа, влияет на формирование художественных вкусов. Резьба по дереву - древнейший вид прикладного искусства. В России богатой лесами, дерево всегда было самым популярным материалом.
Данная программа составлена с учётом полученных знаний по программе «Технология» В.Д. Симоненко, где предусматривается знакомство учащихся 5-9классов не только с технологическими процессами современного производства, но и приобретение умений в прикладной творческой деятельности. Курс обучения рассчитан на 2 года, ставит своей целью познакомить учащихся с наследием художественной обработки дерева.
Программой предусмотрено задание, как для индивидуальной работы, так и для коллективного исполнения, Коллективные работы выполняются бригадой из трех или более учащихся. Такой труд значительно ускоряет процесс работы над изделием, позволяет правильно распределить задания, учитывая возраст и индивидуальные способности каждого кружковца.
Коллективное создание эскизов работ, обсуждение и выполнение их в материале воспитывают у кружковцев чувство коллективизма, взаимопомощи, ответственности за порученное дело, способствуют качественному выполнению изделий. Сочетание в изделиях различной сложности рисунка и технического выполнения дает возможность участвовать в коллективной работе почти всем членам кружка.

Цель программы:
Сформировать устойчивую мотивацию к познанию окружающего мира природы с помощью обучения детей творческой, вдумчивой работы с деревом - одним из самых любимых, распространенных материалов для декоративно – прикладного творчества, а также обеспечение всестороннего развития личности подростка..
Воспитательные цели:
Уметь доводить начатое дело до конца, следить за соблюдением элементарных правил культуры труда, содержанием в порядке рабочего места, экономно и аккуратно использовать материалы, пользоваться инструментами и хранить их в соответствии с правилами безопасности труда.
Обучение учащихся резьбой по дереву предусматривает следующие
Задачи:
Познакомить детей с истоками народного творчества, привить любовь к традиционному народному искусству;
Развить художественно – творческие способности;
Побуждать любознательность и интерес к творчеству, технике, народному искусству;
Обучить учащихся навыкам и приёмам художественной обработки дерева;
Научить качественно выполнять работу, быть аккуратным в ней, доводить начатое дело до конца;
Бережно относиться к природе и оберегать её;
Обучение культуре подачи и оформления своих изделий.



Программа предусматривает последовательное усложнение заданий, которые предстоит выполнить учащимся, развитие у них с первых занятий творческого отношения к работе. В процессе решения творческих задач получают знания и умения по следующим видам работ с древесиной

-Выпиливание. Выпиливание и выжигание - один из самых распространённых видов декоративно – прикладного искусства среди школьников. Несложность оборудования, наличие инструментов и приспособлений, материалов, доступность работы позволяют заниматься выпиливанием и выжиганием учащихся с младшего школьного возраста. Занятия по выпиливанию древесины, позволяют существенно влиять на трудовое и эстетическое воспитание, рационально использовать свободное время учащегося.
-Резьба по дереву. Резьба по дереву – национальный вид искусства для многих народов нашей страны, занятия резьбой по дереву, где сочетаются труд мастера по деревообработке с искусством художника, создающего новые декоративные образы, позволяют активно влиять на трудовое и эстетическое воспитание учащихся. Навыки, полученные уч-ся за период обучения, позволяют им продолжать самостоятельные занятия в этой области декоративно- прикладного искусства, совершенствуя приёмы исполнения изученных видов резьбы, а также осваивать новые виды.
- Токарная обработка древесины. Токарная обработка древесины - имеет богатую и интересную историю. Красота и законченность форм, широкая возможность ритмической организации узлов, простота и быстрота изготовления изделий – вот что притягивает не только мастеров, но и широкий круг школьников к точению древесины. Работа по токарной обработке древесины направлена на трудовое, эстетическое, нравственное воспитание школьников, расширение их кругозора, привитие интереса и любви к творческой деятельности.
Основное содержание курса складывается из сведений истории возникновения и развития промыслов художественной обработки древесины, технологии изготовления, художественного проектирования и конструирования, дизайна в оформлении изделий.
Программа рассчитана на уч-ся 9-15лет.
Количественный состав кружковцев 20 человек. Данная программа рассчитана на 2 года обучения. Объём программы 288 часа, которые распределяются по 144 часа каждый год ( 4 часа в неделю)
Тип программы –дифференцируемый с учётом подготовленности и опыта подростка в организации занятий предусмотрено использование дифференцированных методов, массовых групповых и индивидуальных форм работы. Учащиеся на занятиях кружка свободно выбирают объекты для работы по интересам и способностям. В программе учтено последовательное усложнение заданий, развитие творческого отношения к работе. В конечном результате мы должны воспитать не мастера – исполнителя, а мастера- творца
Этапы реализации программы.
1. Подготовительный (заготовка материалов, изготовление инструментов, разработка документации)
2. Проведение занятий (выдача теоретических сведений, разработка чертежей и рисунков, изготовление изделий)
3. Заключительный ( проведение выставок, конкурсов с целью демонстрации изделий)


Перечень знаний и умений, формируемых у уч-ся 1-го года обучения.
Учащиеся должны знать:
- Основные сведения о видах художественной обработки дерева на территории родного края, их характерные особенности;
-основы композиции, основные принципы декоративного оформления;
- виды и свойства материалов, применяемых в выпиливании и выжигании,
- применяемый инструмент, приёмы его заточки и правки;
- основные приёмы выпиливания, типовые композиции и их выполнение на различных видах изделия;
- технологический процесс изготовления изделий.

Учащиеся должны уметь:
- Различать изделия разных видов обработки дерева, характерные для традиционных центров художественных промыслов родного края;
- делать зарисовки с образцов изделий;
-владеть инструментом и технологией художественной обработки фанеры;
-следить за соблюдением элементарных правил культуры труда;
-содержать в порядке рабочее место;
- экономно и аккуратно использовать материал;
-пользоваться инструментами и хранить их в соответствии с правилами безопасности труда;
-делать зарисовки с образцов изделий;
-соблюдать требования безопасности труда и пожарной безопасности.

Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся 2-го года обучения.
Учащиеся должны знать.
- Историю возникновения и развития местного промысла художественной обработке дерева;
-разные виды резьбы и их особенности;
-элементы и мотивы геометрической резьбы, простые типовые композиции;
-характер, особенности и приёмы выполнения геометрической резьбы;
- приёмы выполнения контурной резьбы, применяемый инструмент для контурной резьбы, приемы его заточки и правки;
-основы композиции для выполнения плоскорельефной, полуобъемной резьбы;
-характер, особенности и приёмы выполнения объёмной резьбы;
-способы экономного расходования материалов, электроэнергии и бережного обращения с инструментами, оборудованием и приспособлением;
-составление композиции для токарных изделий;
-устройство токарного станка;
- применяемый инструмент при токарных работах, приемы его заточки и правки.
Учащиеся должны уметь.
-делать зарисовки с образцов изделий;
-выполнять элементы и мотивы орнаментов в технике геометрической резьбы;
- создавать композицию для контурной резьбы;
-выполнять контурную резьбу;
-составлять композицию для плоскорельефной резьбы;
- выполнять плоскорельефную резьбу;
-составлять композицию для полуобъёмной резьбы;
-выполнять полуобъёмную резьбу;



-составлять композицию для объёмной резьбы;
- выполнять объёмную резьбу;
-экономно расходовать материал и электроэнергию;
-проектировать токарные изделия в традициях местного промысла и изготовлять их;
- затачивать и править необходимый инструмент;
- соблюдать требования безопасности труда, пожарной безопасности и внутреннего распорядка.

Ожидаемый результат.
Формирование знаний, умений и навыков, полученные уч-ся за период обучения, позволяют им совершенствовать и самореализовать творческие способности по художественной обработки древесины.
В конце изучения большой темы предполагается осуществление контроля знаний, умений и навыков в форме тестов, карточек - задания, кроссвордов, устных опросов, выставок изделий.
На последних занятиях подводятся итоги работы за год, на отчётной выставке определяются лучшие работы. При оценке учитывают возраст, общественная значимость и художественная ценность изделия, качество исполнения.

Концепция педагога: труд ученика – непременно творческий.

Важнейший закон работы: «Ум ребёнка на кончиках его пальцев»
(В.А. Сухомлинский)





























Тематический план
(первый год обучения)

п/п

Тема
Количество часов



Теория
Практика
Всего

1.Выпиливание лобзиком
14
32
46

1.1
Вводное занятие. Организация рабочего места. Охрана труда, пожарная и электробезопасность при изготовлении художественных изделий.
2

2

1.2
Основы материаловедения
2

2

1.3
Виды резьбы по дереву
2

2

1.4
Выпиливание лобзиком как разновидность оформление изделия
2

2

1.5.
Материалы, инструменты и приспособления
1
1
2

1.6
Технические приемы выпиливания орнамента
1
5
6

1.7
Художественно- эстетическое выполнение лобзиком
2
-
2

1.8
Построение орнамента

8
8

1.9
Сборочные и отделочные работы
1
3
4

1.10
Работа над конструкцией изделия
1
3
4

1.11
Отделка изделия
-
2
2

1.12
Изготовление изделия
-
10
10


2.Художественное выжигание
6
26
32

2.1
Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию.
2
-
2

2.2
Технология декорирования изделий выжиганием
1
5
6

2.3
Основы композиции
1
-
1

2.4
Подготовка заготовок к работе
-
1
1

2.5
Основные приёмы выжигания.
2
2
4

2.6
Техника выполнения приёмов.
-
6
6

2.7
Отделка изделия.
-
2
2

2.8
Изготовление изделий и декорирование выжиганием
-
10
10


3.Резьба по дереву
10
56
66

3.1
Охрана труда, производственная санитария, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий из дерева

2


2

3.2
Виды резьбы
1

1

3.3

Материал
1

1

3.4
Оборудование, инструменты и приспособления для резьбы по дереву
1

1

3.5
Изготовление инструмента для резьбы по дереву и подготовка его к работе

6
6

3.6
Геометрическая резьба по дереву, Освоение приемов выполнения геометрической резьбы.
2
12
14

3.7
Контурная резьба
1
5
6

3.8
Рельефная и скульптурная резьба
2

2

3.9
Отделка и реставрация резных изделий

2
2

3.10
Изготовление простого художественного изделия столярным способом. Составление композиции
на шаблоне. Перенос её на заготовку

6
6

3.11
Изготовление разделочной доски и декорирование её геометрической резьбой

6
6



3.12


Изготовление набора из двух разделочных досок



12



12

3.13
Выпиливание предметов с резной заставкой
( на свободную тему)

6
6

3.14
Выставка детского творчества

1
1


Итого
29
115
144


Содержание программы 1-го года обучения.
Раздел 1. Выпиливание лобзиком.
Тема 1 Вводное занятие.
Руководитель знакомится с детьми, беседует о том, чем они любят заниматься, что умеют, знают. Во время беседы выясняется, любят ли дети трудиться, какие трудовые поручения выполняют в семье. Показывает образцы изделий, какие имеются в мастерской. Проводит инструктаж по технике безопасности. Внутренний распорядок; выбор органов самоуправления; распределение рабочих мест.
Тема 2. Основы материаловедения.
Теория (2ч) Древесина, используемая для художественных работ. Классификация хвойных и лиственных деревьев. Породы древесины, свойства
( механические, физические обуславливающие широкий спектр применения) Цвет древесины; причины разного рода цвета древесины; обработанная поверхность древесины до покрытия её лаком; необработанная древесина. Уход за древесным материалом.
Тема 3. Виды резьбы по дереву.
Теория (2ч)Народные художественные традиции, Виды и особенности резьбы.
Тема 4. Выпиливание лобзиком как разновидность оформление изделия.
Теория (1ч) Выпиливание лобзиком – вид художественной обработки древесины. Выпиливание лобзиком близко к резьбе по дереву.
Подготовка основы из древесных материалов: фанеры, пиломатериалов.
Тема 5. Материалы, инструменты и приспособления.
Теория (1ч) Традиционные материалы ( фанера, шпон, древесина). Нетрадиционные материалы (металл, кость).
Основные инструменты- ручной лобзик, лучковая пила, пилки, шило, нож, надфили.
Приспособления для выпиливания; для шлифования; для склеивания, дрель -для просверливания отверстий и протягивания пилок лобзика.
П/З (1ч) Ознакомление с инструментами и заточкой инструментов.
Тема 6. Технические приемы выпиливания орнамента.
Теория (1ч) Виды орнамента, применяемые в работе лобзиком. Фурнитура, конструкция, форма изделия.
П/З (5ч) 1. Подготовка материалов, рисунка. Перевод рисунка на заготовку.(1ч)
2. Выпиливание лобзиком частей к корзиночке для конфет. (4ч)
Тема 7. Художественно- эстетическое выполнение лобзиком.
Теория (2ч) Назначение и виды орнамента.
-симметрия;
-орнаментальные розетты и полосы;
-сетчатый орнамент.
Тема 8. Построение орнамента.
П/р (8ч) Перевод рисунка и выполнение орнамента простейшей рамки для фотографии.(2ч)
-Плоские и объёмные изделия; (2ч)
-изделия округлённой формы; (2ч)
-изделия со сложным орнаментом (2ч)
Тема 9. Сборочные и отделочные работы.
Теория (1ч) Способы соединения деталей. Отделочные работы: облицование, циклевание, шлифование, Тонирование древесины. Виды лаков, Технология тонирования деревянной поверхности. Правила безопасности при работе с лакокрасочными материалами.


П/З (3ч) Зачистка и протравка морилкой древесины для корзиночки
Тема 10.Работа над конструкцией изделия.
Теория (1ч) -Плоские и объёмные изделия;
-изделия округлённой формы;
-изделия со сложным орнаментом.
П/З. (3ч) Сборка корзиночки для конфет.
Тема 11. Отделка изделия.
П/Р (2ч).-отделочные материалы;
-нетрадиционные материалы;
-облицовывание шпоном;
-циклование и шлифование;
- устранение дефектов;
-прозрачная отделка.
Тема 12. Изготовление изделия.
П/З(10ч) Выбор тематики работ, общественно-полезная направленность изделия. Работа над объектом по образцу: подготовка основы для выпиливания, перевод рисунка на основу(2ч). Выпиливание работ по внутреннему и внешнему контуру. (4ч) Отделка, штриховка, склеивание деталей, лакирование(3ч). Оформление выставки работ в школе.(1ч)

Раздел 2. Художественное выжигание
Тема 1. Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию
Теория (2ч). Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию. ТБ при работе с электровыжигателем. Правила поведения и ТБ , промышленной санитарии и личной гигиены при производстве художественных изделий из дерева.
Тема 2. Технология декорирования изделий выжиганием.
Теория (1ч) -Подготовка материалов;
-перевод рисунка;
-приёмы выжигания
П/Р (5ч) Выполнение контурного выжигания.
Тема 3. Основы композиции
Теория (1ч) Технология создания композиции с использованием отдельных элементов выполненных электровыжигателем. Основы композиции. Основные принципы композиции:
-форма и конструкция изделия.
Тема 4. Подготовка заготовок к работе.
П/Р (1ч) Подготовка древесины к работе, выполнение контурного рисунка на древесине.
-Основные требования к инструменту;
-уход за инструментом.
Тема 5. Основные приемы выжигания.
Теория (2ч) Технология основных приёмов выжигания.
П/Р (2ч) Совершенствование приёмов выжигания.
Тема 6. Техника выполнения приёмов
П/Р (6ч) 1. Освоение приёмов выжигания (2ч)
2.Выполнение настенного панно.(4ч)
Тема 7. Отделка изделия.
П/Р(2ч) Выполнение настенного панно.
-отделочные материалы;
- нетрадиционные материалы;
-устранение дефектов;
Прозрачная отделка.
Тема 8 Изготовление изделий и декорирование выжиганием.
Выполнение задания по образцу. Прибор для выжигания. Организация рабочего места, Выбор древесных материалов с учётом особенности рисунка. Отделка готового изделия прозрачными материалами.


П/З. (10ч) 1. Подготовка основы для выжигания при работе по образцу. Подготовка и перевод рисунка на основу. (2ч)
2.Выжигание элементов рисунка.(4ч)
3. Комплексная работа по выпиливанию и выжиганию.(2ч)
4. Скрепление материалов и соединение изделий из древесных материалов.(2ч)
Раздел 3. Резьба по дереву.
Тема1. Охрана труда, производственная санитария, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий из дерева.
Теория(2ч) Повторить Технико-технологические сведения. Правила поведения в мастерской. Основные направления работы.
Тема2. Виды резьбы.
Теория (1ч) Технология выполнения плосковыечатой, плоскорельефной, рельефной, прорезной, домовой, скульптурной резьбы. Виды резьбы по дереву. Их характерные особенности и разновидности.
Тема3. Материал
Теория (1ч) Технология подготовки материала. Выбор материала. Технико-технологические сведения:
-декоративные свойства дерева;
-клеи, склеивание, облицовывание художественных изделий;
-отделочные материалы и отделка;
-способы предупреждения и устранения дефектов.
Тема 4. Оборудование, инструменты и приспособления для резьбы по дереву.
Теория (1ч) Рабочее место резчика. Инструменты общего назначения: пилы; инструменты для строгания; нож-косяк; стамески; свёрла; метр; линейка; рейсмус и другие. Оборудование: шлифовальный и сверлильные станки.
Тема 5. Изготовление инструмента для резьбы по дереву и подготовка его к работе.
П/Р (6ч) 1. Виды ручного инструмента, требование к нему. (1ч)
2. Техника изготовления и подготовка к работе. (1ч)
3. Изготовление ножа- косяка. (4ч)
-одностороннего прокола;
-двухстороннего прокола;
- подготовка к работе.
Тема 6. Геометрическая резьба по дереву. Освоение приемов выполнения геометрической резьбы.
Теория (2ч)Технология выполнения геометрической резьбы по дереву. Технико-технологические сведения.
-история возникновения и развития;
-особенности;
-элементы геометрической резьбы;
-сочетание различных элементов;
-материалы, инструменты;
-способы выполнения резьбы;
-безопасность труда при работе.
П/Р (12ч) 1. Освоение приёмов выполнения геометрической резьбы.
-Подготовка к резьбе;
-резьба прямых выемок.(2ч)
-резьба трёхгранных выемок, (2ч)
-выполнение скобчатых порезок (лунок)(2ч)
2. Технико-технологические сведения. Сочетание треугольников:
-с прямыми и кривыми сторонами; (2ч)
-со сторонами разной длины; (2ч)
-с миндалевидными углублениями; (2ч)
- безопасность труда при резьбе.
Тема7 Контурная резьба.
Теория (1ч) Технология выполнения контурной резьбы.
П/Р (5ч).1. Технико-технологические сведения (1ч)
-своеобразие резьбы;
-особенности композиции орнаментов;

-подготовка изделия к резьбе.
2.Выполнение орнамента контурной резьбой (4ч)
Тема 8. Рельефная и скульптурная резьба.
Теория (2ч) Технология выполнения. Технико-технологические сведения:
- виды плоскорельефной резьбы;
-художественно- стилевые особенности;
-материалы, инструменты, приспособления;
-приёмы выполнения видов резьбы;
-требование к качеству резьбы;
-безопасность труда при её выполнении.
Тема 9. Отделка и реставрация резных изделий.
П/Р (2ч) Технико-технические сведения:
-отделочные материалы;
-устранение дефектов;
-прозрачная отделка.
Тема 10. Изготовление простого художественного изделия столярным способом. П/Р (6ч) 1. Составление композиции на шаблоне. Перенос её на заготовку.(2ч)
2. Способы выполнения резьбы (4ч)
Тема 11. Изготовление разделочной доски и декорирование её геометрической резьбой.
П/Р (6ч) 1. Подборка материала. Составление резной композиции и перенос её на заготовку. (2ч)
2. Способы выполнения резьбы. Отделка изделия. (4ч)
Безопасность труда при резьбе.
Тема 12. Изготовления набора из двух разделочных досок.
П/Р (12ч) 1. Подборка материала. Составление резной композиции и перенос её на заготовку. (2ч)
2. Способы выполнения резьбы двух разделочных досок.(8ч)
3. Отделка изделия. (2ч)
Безопасность труда при резьбе.
Тема 13. Выпиливание предметов с резной заставкой (на свободную тему)
П/Р (6ч) 1. Подборка материала. Составление резной композиции и перенос её на заготовку. (2ч)
2. Способы выполнения резьбы. Отделка изделия. (4ч)
Безопасность труда при резьбе.
Тема 14. (1ч) Выставка детского творчества.
Итоговая аттестация. Выставка работ и их обсуждение.

Второй год обучения

п/п

Тема

Количество часов



теория
практика
всего

1. Резьба по дереву
14

56
70

1.1
Вводное занятие
Основные сведения о предприятиях и видов художественных промыслов республики Хакасия и Красноярского края
2


2


1.2
Обзор плоскорельефной и рельефной резьбы
2
8
10

1.3
Прорезная резьба, Инструменты.
2
8
10

1.4
Накладная резьба. Инструменты.
2
8
10

1.5
Барельефная и горельефная резьба. Инструменты.
2
8
10

1.6
Домовая резьба. Инструменты.
2
4
6

1.7
Объёмная резьба. Инструменты.
2
4
6

1.8
Выполнение заданий на свободную

тему.

10
10

1.9
Подготовка к выставке.

6
6


2.Токарная обработка древесины.

18

56

74

2.1
Обзор контурной и геометрической резьбы
2
14
16

2.2
Устройство токарного станка по дереву
2

2

2.3
Режущие и измерительные инструменты
2

2

2.4
Выбор материала и подготовка заготовок к работе.
2
2
4

2.5
Приспособления для крепления обрабатываемых деталей
1
1
2

2.6
Точение цилиндрических форм
2
6
8

2.7
Коническое и фасонное точение
2
4
6

2.8
Внутреннее точение
2
4
6

2.9
Выполнение задания на произвольную тему.

8
8

2.10
Заваленная резьба
1
3
4

2.11
Рельефно-завалённая резьба
1
3
4

2.12
Рельефная резьба
1
5
6

2.13
Подготовка к выставке

6
6


Итого
22
122
144




Содержание программы 2-го года обучения
Резьба по дереву.
На первом году обучения школьники осваивают наиболее простые виды работы по дереву контурную и геометрическую резьбу. Эти виды разных работ не требуют сложных инструментов и редких материалов На втором году обучения эти виды резьбы повторяются, но задания усложняются.
Создавая резные композиции, уч-ся осваивают профессиональные приёмы обработки древесины, практически знакомятся с физическими и декоративными свойствами наиболее распространенных древесных пород, приобретают познания в области претворения их в декоративные формы и образы.
Занятия контурной и геометрической резьбой, характерными для искусства многих народов нашей страны, играют также существенную роль в патриотическом воспитании учащихся, так как позволяют приобщить к художественным традициям своего края, народов нашей страны, так как воспитать у них чувство гордости за свой талантливый народ.
Запас знаний и навыков, полученных школьниками в течение первого года занятий, позволяет им второй год обучения успешно справляться с более сложным видом работ- рельефной резьбой.
По сравнению с первым годом обучения, когда занятия в геометрической резьбе сменяются относительно часто, что обусловлено учебно-психологическими и методическими соображениями. На втором году обучения предусмотрено исполнение всех трёх заданий. Это объясняется значительно более трудоёмкой техникой и технологией исполнения рельефной, плоскорельефной и полуобъёмной резьбы, сложностью моделирования деталей, обработки фона, значительно более ответственной работой над подготовительным рисунком, объёмом и значимостью коллективного задания по оформлению конкретного интерьера, заточке и правке инструмента.
Токарная обработка древесины.
Беседам по теоретическим вопросам должно отводится не более 15-20 минут на каждом двухчасовом занятии. Рассказ учителя сопровождается показом образцов токарных изделий, а также просмотром диафильмов, фотографий, анализом изделий.
Практическая работа включает изучение токарного станка, заточку инструмента , примеры работы измерительным инструментом, составление эскизов и чертежей изделий, разработку творческой работы.
Особое место на практических занятиях отводится работе на токарных станках по выполнению изделия из материала. Обучение этой работе следует начинать с изготовления изделий по образцам. Такие задания выполняются при точении цилиндрических, криволинейных поверхностей при внутреннем точении.
В процессе выполнения учебных заданий предусматривается сообщение сведений по материаловедению, технологии точения древесины, о породах, об отделке готовых изделий.
На последнем этапе работы школьники выполняют задания на произвольную тему. Выбор тематики, отбор эскизов изделий и их исполнение в материале должен носить коллективный характер. Это будет способствовать развитию у школьников чувства коллективизма, взаимопомощи, ответственности за общее дело.
В процессе занятий руководитель должен уделять особое внимание вопросам безопасности труда, соблюдению правил личной гигиены.





Литература

1. Барадулин В.А. Художественная обработка дерева. – М: Просвещение, 1996г.

2. Виноградов А.Н. Резьба по дереву. - Минск:Хэлтон, 2003г.

3. Рыженко В.И. Выпиливание лобзиком. -М:Траст пресс, 1999г.

4. Белошин И.В. Технология точения древесины /Школа и производство №6, 1976г.

5. Матвеева Т.М. Мозаика и резьба по дереву. -М: Просвещение, 1996г.

6. Калугин А.И, Плотников Ю.В. Охрана труда и пожарной безопасности в общеобразовательной школе.- М: Просвещение,1999г.

7.Журнал «Школа и производство» №3, 6, 8- 2003г; №1, 5 – 2004г. №2, 5,7- 2005г.

























































13PAGE 15


13PAGE 141415




15