РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Кружка «Художественная резьба по дереву» 5,6 класс. (ФГОС)




Министерство образования и науки Российской Федерации
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 25 с углубленным изучением отдельных предметов
г. Россошь Россошанского муниципального района Воронежской области.



«Рассмотрено на заседании МО»
Руководитель МО_______
Т.И
Протокол №_________
от «____» _______ 2015г.
«Согласовано»
Зам. директора по УВР
________Т.Ф. Трефилова


«_____»________2015г.
«Утверждаю»
Директор МКОУ СОШ №25 с УИОП
_________ В.Ф. Ловцова
Приказ №_________
от «_____» _______ 2015г.










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Кружка «Художественная резьба по дереву»
5,6 класс.
(ФГОС)











Разработал:
Учитель первой категории
Шаповалов И.М.


2015-2016 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана для 5-6 классов на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для развития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся и коммуникативных качеств личности, требования Сан. Пинов. специфика данной возрастной группы учащихся.
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способного формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Умение создавать красивые вещи всегда и у всех народов было в большом почёте. Один из самых распространённых и любимых его видов – резьба по дереву. Резьба по дереву отражала жизнь конкретного народа, украшала жилище, посуду. Искусство резьбы по дереву имеет многовековую историю. Изучение резьбы по дереву как части духовного и материального наследия своего народа будет способствовать воспитанию уважения к его истории и традициям, развитию у учащихся чувства красоты и гармонии, способности воспринимать мир художественных образов.
Основная цель программы является:
- воспитание и развитие художественного вкуса обучающихся, через овладение практическими навыками и умениями художественной обработки древесины.
Основными задачами являются:
- научить основным приёмам резьбы;
- развивать мелкую моторику обучающихся по средствам художественной резьбы.
- развитие художественного вкуса.
Программа «Художественная резьба» включает в себя теоретическую часть, которая подкрепляется практической частью.

Общая характеристика учебного курса
Программа «Художественная резьба», являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер, направлена на овладение детьми основными приёмами и техникой резьбы. Обучение по данной программе  способствует адаптации детей к постоянно меняющимся социально-экономическим условиям, подготовке к самостоятельной жизни в современном мире, профессиональному самоопределению. Обучаясь по настоящей программе, дети приобретают углублённые знания  и умения по данному виду декоративно-прикладного творчества.
На занятиях обучаемые приучаются к аккуратности, экономии материалов, качественной обработке изделий и т.д. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими и ручными приспособлениями, а также используются здоровье сберегающие технологии.
Более результативной реализации программы «Художественная резьба по дереву» будет способствовать владение учителем художественного мастерства и компьютерной грамотности.
Формы проведения занятий разнообразны: комбинированные (теория и практические), прогулка, экскурсия, конкурсы, выставка, презентация, беседа, лекция и т. д.
Развивает творческую активность личности обучаемых частая работа с различной литературой. Работая самостоятельно с литературой, альбомами, иллюстрациями, интернетом, ребята создают свою работу, а не пользуются готовыми наработками. В этой деятельности выделяются более одарённые дети. Остальные же пользуются готовыми материалами, а со слабыми ведётся дополнительно индивидуальная работа.
Форма подведения итогов: выставки, конкурсы, защита проектов: всё это будет способствовать развитию творческой активности. Лучшие работы участвуют в выставках, а также могут быть использованы при оформлении интерьера школы.
Дополнительная общеобразовательная программа направлена на становление следующих ключевых компетентностей:
- познавательная компетентность (знание истории резьбы и развитие резьбы на современном уровне, овладение опытом самопознания);
- организаторской компетентностью (планирование и управление собственной деятельностью по изготовлению изделия с элементами резьбы, владение навыками контроля и оценки собственной и совместной деятельности в процессе выполнения проекта);
- информационная компетентность (способность работать с различными источниками информации, проводить анализ и отбор нужной информации для выполнения резного изделия);
- коммуникативная компетентность (владение способами презентации себя и своей деятельности, уметь принимать и передавать необходимую информацию);
- социокультурная компетентность (соблюдение норм поведения в окружающей среде, умение работать в коллективе);
Овладение знаниями и умениями не только обогатит духовно, но и подготовит к конкуренции на рынке труда и профессий, т. к. одним из результатов изучения прикладных искусств является способность поставлять на рынок товаров уникальный продукт, а также осуществить допрофессиональные пробы. Познакомиться с профессиями плотника, художника и т. д.
Программа способствует:
-развитию чувства красоты и художественного вкуса посредством практической деятельности;
-оказанию помощи в самоопределении, самовоспитании, самоутверждении в жизни;
- умению находить варианты решения одного интерьера, используя специфику цветовой гаммы и дизайна в декоративно-прикладном искусстве;
- созданию творческой атмосферы на занятиях в группе на основе взаимопонимания и сотрудничества при выполнении работ;
- приобретению навыков общения в профессиональной среде;

Описание места учебного курса в учебном плане

Предлагаемая программа может быть реализована в рамках кружка. Базовый период обучения - 1 год. Предназначена для детей 5 и 6 классов. Группа занимается по 2 часа 2 раза в неделю, всего – 105+105 часов в год.
В программе используются межпредметные связи с другими образовательными областями. Так, изучая тему «Основы материаловедения» дети пользуются знаниями, полученными на уроках природоведения, биологии. При выполнении резных работ, эскизов изделий, работе над орнаментом, применяются знания из областей рисования, математики.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса

Личностными результатами освоения учащимися курса «Художественная резьба по дереву» являются:
проявление познавательных интересов и активности в данной области; ЛР1
развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;ЛР2
овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда; ЛР3
становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности; ЛР4
развитие самостоятельности и личной ответственности в деятельности. ЛР5
бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам; ЛР6
готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства; ЛР7
проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности; ЛР8

Метапредметными результатами освоения курса «Художественная резьба по дереву» являются:
алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности; МР1
определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов; МР2
комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; МР3
проявление инновационного подхода к решению практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса; МР4
самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий; МР5
согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками; МР6
объективное оценивание вклада своей познавательно - трудовой деятельности в решение общих задач коллектива; МР7
оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам; МР8
диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; МР9
обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах; МР10
соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства; МР11
соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда. МР12

Предметными результатами освоения курса «Художественная резьба по дереву» являются:
- знание классификации резьбы, её историю; ПР1
- эволюцию инструментов, приспособлений и материалов для резьбы; ПР2
- способы обработки резного изделия; ПР3
- технологический процесс изготовления резьбового изделия и пути снижения его себестоимости; ПР4
- правила безопасности труда; ПР5
- способы выявления потребностей общества в товарах и услугах; ПР6
- основные законы построения композиции; ПР7
- знакомство с творческими профессиями декоративно-прикладного характера ПР8


Содержание курса
  Курс рассчитан на 68 часа в год по 2 часа в неделю.
Рабочее место резчика Варианты верстачных приспособлений. Способы крепления (державки-зажимы). Освещение рабочего места. Мастерская с оборудованием. Характеристика механизмов. Виды резьбы Плосковыемочная резьба. Плоскорельефная резьба. Прорезная резьба. Рельефная резьба. Объемная (скульптурная) резьба. Домовая резьба. Дерево и древесина Части дерева. Узоры на древесине, как их создает природа. Технические свойства древесины. Породы древесины. Характеристики некоторых пород древесины. Лиственные породы древесины. Пороки древесины. Ненормальные окраски и гнили. Сортамент пиломатериалов. Инструментарий резчика Пилы и их назначение. Элементы зуба пилы и их заточка. Способ ручной заточки пил. Строгальные инструменты. Стамески основной инструмент резчика. Заточка стамесок. Особенности заточки полукруглых стамесок и уголков. Как сделать недостающие стамески самому. Разметочные и измерительные инструменты. Техника переноса контурного рисунка на древесину. Изготовление картон-шаблона. Техника плосковыемочной резьбы Исполнение геометрического орнамента. Выемка сферических углублений (лунок, скобочных выемок и уголков). Техника рельефной резьбы Приемы обработки элементов рельефной резьбы. Исполнение изображения в технике рельефной резьбы. Анализ рисунка. Резьба в натуре. Резьба изделия сложной композиции (овальная рама). Резьба изображений анималистического жанра (птиц, зверей, животных). Использование компонентов орнамента в композиции изображений. Способы отделки изделий из древесины Покрытие древесины.

Тематическое планирование 5кл

 Курс рассчитан на 105 часа в год по 4 часа в неделю.

Раздел - кол. час.
Тема
Основные понятия
Вид контроля

Планируемые результаты





Предметные
Метапредметные
Личностные

1
Рабочее место резчика (2 час.)
Народные ремёсла

ПР5 ПР7 ПР6 ПР8
МР1 МР2 МР3 МР4
ЛР5ЛР4ЛР6ЛР7 ЛР8 ЛР1ЛР4

2
Виды резьбы (12 час.)
Плосковыемочная, плоскорельефная, прорезная,объемная резьбы.

ПР5 ПР7 ПР6 ПР8
МР1 МР2 МР3 МР4
ЛР5ЛР4ЛР6ЛР7 ЛР8 ЛР1ЛР4

3
Дерево и древесина (10 час.)
Узоры, пороки древесины,
Практич
работа.
ПР5 ПР7 ПР6
ПР8
МР1 МР2 МР3 МР4 МР5 МР6 МР7 МР9 МР10 МР11 МР12
ЛР1ЛР2 ЛР3 ЛР5ЛР4ЛР6ЛР7 ЛР8

4
Инструментарий резчика (20 час.)
Стамески.
Практич
работа.
ПР5
ПР7
ПР6
ПР8
МР1 МР2 МР3 МР4 МР5 МР6 МР7 МР9 МР10 МР11 МР12
ЛР1ЛР2 ЛР3 ЛР5ЛР4ЛР6ЛР7 ЛР8

5
Техника плоско-выемочной резьбы (8 час.)
Исполнение геометрического орнамента
Практич работа.
ПР5
ПР7
ПР6
ПР8
МР3 МР4 МР5 МР6 МР7 МР9 МР10 МР11 МР12
ЛР1ЛР2 ЛР3 ЛР5ЛР4ЛР6ЛР7 ЛР8

6
Техника рельефной резьбы (16 час.)
Приемы обработки, Резьба в натуре.
Практич.
работа.
ПР5
ПР7
ПР6
ПР 8
МР3 МР4 МР5 МР6 МР7 МР9 МР10 МР11 МР12
ЛР1ЛР2 ЛР3 ЛР5ЛР4ЛР6ЛР7 ЛР8




Тематическое планирование 6кл

 Курс рассчитан на 105 часа в год по 4 часа в неделю.

Раздел - кол. час.
Тема
Основные понятия
Вид контроля

Планируемые результаты





Предметные
Метапредметные
Личностные

1
Рабочее место резчика (2 час.)
Народные ремёсла

ПР5 ПР7 ПР6 ПР8
МР1 МР2 МР3 МР4
ЛР5ЛР4ЛР6ЛР7 ЛР8 ЛР1ЛР4

2
Дерево и древесина (10 час.)
Узоры, пороки древесины,
Практич
работа.
ПР5 ПР7 ПР6
ПР8
МР1 МР2 МР3 МР4 МР5 МР6 МР7 МР9 МР10 МР11 МР12
ЛР1ЛР2 ЛР3 ЛР5ЛР4ЛР6ЛР7 ЛР8

3
Инструментарий резчика (20 час.)
Стамески.
Практич
работа.
ПР5
ПР7
ПР6
ПР8
МР1 МР2 МР3 МР4 МР5 МР6 МР7 МР9 МР10 МР11 МР12
ЛР1ЛР2 ЛР3 ЛР5ЛР4ЛР6ЛР7 ЛР8

4
Виды резьбы (36 час.)
Плосковыемочная, плоскорельефная, прорезная,объемная резьбы.

ПР5 ПР7 ПР6 ПР8
МР1 МР2 МР3 МР4
ЛР5ЛР4ЛР6ЛР7 ЛР8 ЛР1ЛР4



Календарно – тематическое планирование 5 класс.
Цель: овладение практическими умениями и навыками при художественной обработке древесины для выполнения изделия (резная картина).
Задачи:
проявление познавательных интересов и активности в данной области
развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности
овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда
развитие самостоятельности и личной ответственности в деятельности.
Развитие технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности

Курс рассчитан на 105 часа в год по 4 часа в неделю.
№ п/п
Дата по плану
Дата по факту
Тема занятия
Теоретических часов
Практических часов

Рабочее место резчика

1


Варианты верстачных приспособлений. Способы крепления (державки-зажимы). Освещение рабочего места. Мастерская с оборудованием. Характеристика механизмов.
1
1

Виды резьбы.

2


Плосковыемочная резьба.
1
1

3


Плоскорельефная резьба.
1
1

4


Прорезная резьба
1
1

5


Рельефная резьба.
1
1

6


Объемная (скульптурная) резьба.
1
1

7


Домовая резьба.
1
1

Дерево и древесина

8


Части дерева. Узоры на древесине, как их создает природа.
1
1

9



Технические свойства древесины. Породы древесины. Характеристики некоторых пород древесины.
1

1


10


Лиственные породы древесины.
Пороки древесины.

1


1



11


Ненормальные окраски и гнили.
1
1

12


Сортамент пиломатериалов
1
1

Инструментарий резчика

13


Пилы и их назначение.
Элементы зуба пилы и их заточка.
1

1


14


Способ ручной заточки пил.
1
1

15


Строгальные инструменты.
1
1

16


Стамески основной инструмент резчика.
1
1

17


Заточка стамесок.
1
1

18


Особенности заточки полукруглых стамесок и уголков.
1
1

19


Как сделать недостающие стамески самому.
1
1

20


Разметочные и измерительные инструменты.
1
1

21


Техника переноса контурного рисунка на древесину.
1
1

22


Изготовление картон-шаблона.
1
1

Техника плоско-выемочной резьбы

23


Исполнение геометрического орнамента.
1
1

24


Резьба розетки с «сиянием»
1
1

25


Скобчатая резьба



26


Выемка сферических углублений (лунок, скобочных выемок и уголков).
1
1

Техника рельефной резьбы

27


Склейка щитов
1
1

28


Приемы обработки элементов рельефной резьбы.
1
1

29


Исполнение изображения в технике рельефной резьбы.
1
1

30


Анализ рисунка.
1
1

31


Резьба в натуре.
1
1

32


Резьба изделия сложной композиции (овальная рама).
1
1

33


Резьба изображений анималистического жанра (птиц, зверей, животных).
1
1

34


Использование компонентов орнамента в композиции изображений.
1
1

35


Геометрическая (плосковыемчатая) резьба. Орнаменты. Специальный рисунок.
Сведения о геометрической резьбе
1
1

36


Безопасные приёмы резьбы.
1


37


Выбор породы дерева для резьбы.
1
1

38


Столярная подготовка заготовок для работы.
1
1

39


Искусство обработки древесины.
1
1

40


Инструменты для геометрической резьбы
1
1

41


Разновидности инструментов. Заточка. Правка.
1
1

42


Безопасность работ.
1


43


Сведения об орнаментах и специальном рисунке.
1
1

44


Правила и приёмы резьбы различных орнаментов и рисунков.

1
1

45


Техника безопасности работ.
1


46


Совершенствование приёмов резьбы.
1
1

47


Изготовление простейших изделий.
1
1

48


Разделочные доски, лопаточки, толкушки.
1
1

49


Авторская творческая работа
1
1

50


Изготовление изделия повышенной сложности.
1
1

51


Разработка собственной композиции резьбы.
1
1

52


Отделка изделия геометрической резьбой.
1


53


Токарная обработка древесины. Художественное точение.
Сведения об устройстве СТД-120.
1


54


Приёмы работы и правила техники безопасности.
1


55


Подготовка станка к работе.
1
1

56


Закрепление объёмных заготовок.
1
1

57


Точение художественных изделий.
1
1

58


Деталь мебели.
1
1

59


Балясина.

1

60


Солонка.

1

61


Скобчатая (ногтевидная) резьба
Сведения об особенностях выполнения скобчатой резьбы.
1


62


Составление собственного рисунка.

1

63


Нанесение рисунка на заготовку.
1
1

64


Исполнение резьбы



65


Объёмная резьба.
История возникновения объёмной резьбы.
1


66


Инструменты для работы.
1
1

67


Приёмы исполнения резьбы. Выбор древесины. Техника безопасности при резьбе.
1


68


Знакомство с авторскими работами.
1


69


Правила и приёмы выполнения объёмной резьбы.
1
1

70


Разновидности поделок.
1


71


История возникновения деревянной игрушки.
1


72


Деревянные ложки, ковши, детские игрушки.
1
1

73


Правила безопасной работы.
1


74


Баклуша. Особенности и виды отделки деревянных ложек.
1
1

75


Выбор материала. Разметка.
1
1

76


Порядок работы при изготовлении деревянной ложки.
1
1

77


Изготовление ковша.
1
1

78


Правила безопасной работы.
1


79


Плоскорельефная резьба
Сведения о плоскорельефной резьбе.
1


80


Взаимосвязь с контурной плосковыемчатой резьбой.
1
1

81


Разновидности плоскорельефной резьбы: заовальная, абрамцево – кудринская, их отличия.
1
1

82


Изображение птиц, животных.
1
1

83


Лицо человека, лешего и т.д.
1
1

84


Безопасность выполнения работ.
1
1

85


Творческий проект.
Авторские работы.
Сведения о творческом проектировании
Авторство. Требования к оформлению проекта.
1


86


Компьютерные технологии. Выбор темы проекта, материалов для работы.
1
1

87


Работа над проектом

1

88


Работа над проектом

1

89

·

Работа над проектом

1

90


Работа над проектом

1

91


Работа над проектом

1

92


Работа над проектом

1

93


Работа над проектом

1

94


Работа над проектом

1

95


Работа над проектом

1

96


Работа над проектом

1

97


Работа над проектом

1

98


Работа над проектом

1

99


Работа над проектом

1

100


Работа над проектом

1

101


Работа над проектом

1

102


Работа над проектом

1

103


Организация мероприятий.
Подведение итогов.
Подведение итогов учебного года.

1

104


Выставка творческих работ.

1

105


Выставка творческих работ.

1


Прогнозируемые результаты работы кружка: учащиеся должны освоить основные приёмы и способы исполнения нескольких видов резьбы, а так же научиться безопасно, пользоваться режущим инструментом. Уметь экономно и бережно относиться к материалам и инструментам. Выполнить изделие (резная картина).

Календарно – тематическое планирование 6 класс.
Цель: овладение практическими умениями и навыками при художественной обработке древесины для выполнения изделия (резная шкатулка).
Задачи:
Учить учащихся понимать прекрасное, ценить свой труд и труд окружающих людей.
Совершенствовать практические навыки при работе резцами, и различным режущим инструментом, развивать творческий подход к выполнению заданий.
Прививать аккуратность, трудолюбие и трудовую дисциплину в ходе работы, умение ценить и беречь прекрасное.
Осваивать основные технологические операции по обработке древесины.
Получить понятия об отделки и имитации древесины под ценные породы.
Овладевать навыками безопасной работы.
Учить творчески подходить к любым заданиям, не бояться трудностей в работе, и всегда добиваться запланированного результата.

Курс рассчитан на 105часа в год по 4 часа в неделю.
№ п/п
Дата по плану
Дата по факту
Тема занятия
Теоретических часов
Практических часов

Рабочее место резчика

1


Введение, инструктаж по ТБ
1
1

Дерево и древесина

2


Части дерева. Узоры на древесине, как их создает природа.
1
1

3



Технические свойства древесины. Породы древесины. Характеристики некоторых пород древесины.
1

1


4


Лиственные породы древесины.
Пороки древесины.

1


1



5


Ненормальные окраски и гнили.
1
1

6


Сортамент пиломатериалов
1
1

Инструментарий резчика

7


Пилы и их назначение.
Элементы зуба пилы и их заточка.
1

1


8


Способ ручной заточки пил.
1
1

9


Строгальные инструменты.
1
1

10


Стамески основной инструмент резчика.
1
1

11


Заточка стамесок.
1
1

12


Особенности заточки полукруглых стамесок и уголков.
1
1

13


Как сделать недостающие стамески самому.
1
1

14


Разметочные и измерительные инструменты.
1
1

15


Техника переноса контурного рисунка на древесину.
1
1

16


Изготовление картон-шаблона.
1
1

Виды резьбы.

17


Плосковыемочная резьба.
2
4

18


Плоскорельефная резьба.
2
4

19


Прорезная резьба
2
4

20


Рельефная резьба.
2
4

21


Объемная (скульптурная) резьба.
2
4

22


Домовая резьба.
2
4

Техника плоско-выемочной резьбы

23


Исполнение геометрического орнамента.
1
1

24


Резьба розетки с «сиянием»
1
1

25


Скобчатая резьба



26


Выемка сферических углублений (лунок, скобочных выемок и уголков).
1
1

Техника рельефной резьбы

27


Склейка щитов
1
1

28


Приемы обработки элементов рельефной резьбы.
1
1

29


Исполнение изображения в технике рельефной резьбы.
1
1

30


Анализ рисунка.
1
1

31


Резьба в натуре.
1
1

32


Резьба изделия сложной композиции (овальная рама).
1
1

33


Резьба изображений анималистического жанра (птиц, зверей, животных).
1
1

34


Использование компонентов орнамента в композиции изображений.
1
1

35


Геометрическая (плосковыемчатая) резьба. Орнаменты. Специальный рисунок.
Сведения о геометрической резьбе
1
1

36


Безопасные приёмы резьбы.
1


37


Выбор породы дерева для резьбы.
1
1

38


Столярная подготовка заготовок для работы.
1
1

39


Искусство обработки древесины.
1
1

40


Инструменты для геометрической резьбы
1
1

41


Разновидности инструментов. Заточка. Правка.
1
1

42


Безопасность работ.
1


43


Сведения об орнаментах и специальном рисунке.
1
1

44


Правила и приёмы резьбы различных орнаментов и рисунков.

1
1

45


Техника безопасности работ.
1


46


Совершенствование приёмов резьбы.
1
1

47


Изготовление простейших изделий.
1
1

48


Разделочные доски, лопаточки, толкушки.
1
1

49


Авторская творческая работа
1
1

50


Изготовление изделия повышенной сложности.
1
1

51


Разработка собственной композиции резьбы.
1
1

52


Отделка изделия геометрической резьбой.
1


53


Токарная обработка древесины. Художественное точение.
Сведения об устройстве СТД-120.
1


54


Приёмы работы и правила техники безопасности.
1


55


Подготовка станка к работе.
1
1

56


Закрепление объёмных заготовок.
1
1

57


Точение художественных изделий.
1
1

58


Деталь мебели.
1
1

59


Балясина.

1

60


Солонка.

1

61


Скобчатая (ногтевидная) резьба
Сведения об особенностях выполнения скобчатой резьбы.
1


62


Составление собственного рисунка.

1

63


Нанесение рисунка на заготовку.
1
1

64


Исполнение резьбы



65


Объёмная резьба.
История возникновения объёмной резьбы.
1


66


Инструменты для работы.
1
1

67


Приёмы исполнения резьбы. Выбор древесины. Техника безопасности при резьбе.
1


68


Знакомство с авторскими работами.
1


69


Правила и приёмы выполнения объёмной резьбы.
1
1

70


Разновидности поделок.
1


71


История возникновения деревянной игрушки.
1


72


Деревянные ложки, ковши, детские игрушки.
1
1

73


Правила безопасной работы.
1


74


Баклуша. Особенности и виды отделки деревянных ложек.
1
1

75


Выбор материала. Разметка.
1
1

76


Порядок работы при изготовлении деревянной ложки.
1
1

77


Изготовление ковша.
1
1

78


Правила безопасной работы.
1


79


Плоскорельефная резьба
Сведения о плоскорельефной резьбе.
1


80


Взаимосвязь с контурной плосковыемчатой резьбой.
1
1

81


Разновидности плоскорельефной резьбы: заовальная, абрамцево – кудринская, их отличия.
1
1

82


Изображение птиц, животных.
1
1

83


Лицо человека, лешего и т.д.
1
1

84


Безопасность выполнения работ.
1
1

85


Творческий проект.
Авторские работы.
Сведения о творческом проектировании
Авторство. Требования к оформлению проекта.
1


86


Компьютерные технологии. Выбор темы проекта, материалов для работы.
1
1

87


Работа над проектом

1

88


Работа над проектом

1

89


Работа над проектом

1

90


Работа над проектом

1

91


Работа над проектом

1

92


Работа над проектом

1

93


Работа над проектом

1

94


Работа над проектом

1

95


Работа над проектом

1

96


Работа над проектом

1

97


Работа над проектом

1

98


Работа над проектом

1

99


Работа над проектом

1

100


Работа над проектом

1

101


Работа над проектом

1

102


Работа над проектом

1

103


Организация мероприятий.
Подведение итогов.
Подведение итогов учебного года.

1

104


Выставка творческих работ.

1

105


Выставка творческих работ.

1


Прогнозируемые результаты работы кружка: учащиеся должны освоить основные приёмы и способы исполнения нескольких видов резьбы, а так же научиться безопасно, пользоваться режущим инструментом. Уметь экономно и бережно относиться к материалам и инструментам. Выполнить изделие (резная шкатулка).

Условия реализации программы

Правила техники безопасности при работе с резцами. Наличие инструментов: набор резцов по дереву; линейка; карандаш. Наличие материалов: калька; миллиметровая бумага; заготовки из дерева.
Специальная литература.
Методические пособия:
Альбомы образцов резьбы по всем темам резьбы с детальным описанием изготовления резьбы, способами применения и украшения предметов быта.
Различные дидактические материалы по всем темам резьбы, изготовленные своими руками.
Диск «резьба»

Литература:
Список литературы для педагога:
А. А.Абросимова, Н. И. Каплан, Т. Б. Митлянская «Художественная резьба по дереву, кости и рогу»,М. «Высшая школа»,1998 г.
Программы средней общеобразовательной школы. Трудовое обучение 5-9 классы. Для школ с художественным уклоном. Художественная обработка древесины, металла и других материалов. М., «Просвещение», 1990
Технология. Учебник для учащихся 7 класса под ред. В. Д.Симоненко, М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 1997
Журналы «Школа и производство», 2000-2005 гг.
Список литературы для детей и родителей:
Л. А. Ерлыкин «Поделки своими руками» М.: «ТРИЭН», 1997
Журнал «Сделай сам» №5/1989, стр.12-15
Журналы «Школа и производство», 2000-20005
С. В.Ухин «Чеканка. Просечка. Инкрустация», М.:«ИздательствоАСТ», Донецк: «Сталкер», 2003
«Техника художественной эмали, чеканки и ковки» М.: «Высшая школа», 1986
Т. А. Матвеева «Мозаика и резьба по дереву», М., «Высшая школа»,1989
А. А.Абросимова, Н. И.Каплан, Т. Б.Митлянская «Худжественная резьба по дереву, кости и рогу», М., «Высшая школа», 1998 г.

Планируемые результаты

-развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач;
-активное использование знаний, полученных при изучении курса, и сформированных универсальных учебных действий;
-совершенствование умений осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность;
-формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса;
-формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление в разных формах
деятельности.
Ценностные ориентиры содержания курса «Художественная резьба» предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
В результате обучения учащиеся овладеют:
-трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими показателями;
-умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;
-навыками применения распространённых ручных инструментов и приспособлений, бытовых электрических приборов; планирования бюджета домашнего хозяйства; культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.
В результате изучения курса обучающийся, независимо от изучаемого направления, получает возможность ознакомиться:
-технологическими свойствами и назначением материалов;
-назначением и устройством применяемых ручных инструментов, приспособлений,
-видами, приёмами и последовательностью выполнения технологических операций,
-профессиями и специальностями, связанными с обработкой материалов, созданием изделий из них.
Выполнять по установленным нормативам следующие трудовые операции и работы:
-рационально организовывать рабочее место;
-находить необходимую информацию в различных источниках;
-применять конструкторскую и технологическую документацию;
-составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия, выполнения работ или получения продукта;
-выбирать сырьё, материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;
-соблюдать безопасные приёмы труда и правила пользования ручными инструментами, приспособлениями, машинами, электрооборудованием;
-осуществлять визуально, а также доступными измерительными средствами и приборами контроль качества изготовляемого изделия или продукта;
-находить и устранять допущенные дефекты;
-проводить разработку творческого проекта по изготовлению изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;
-распределять работу при коллективной деятельности.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни в целях:
-понимания ценности материальной культуры для жизни и развития человека;
-формирования эстетической среды бытия;
-развития творческих способностей и достижения высоких результатов преобразующей творческой деятельности;
-получения технико-технологических сведений из разнообразных источников
информации;
-организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;
-изготовления изделий декоративно-прикладного искусства для оформления интерьера;
-выполнения безопасных приёмов труда и правил электробезопасности, санитарии, гигиены;
-оценки затрат, необходимых для создания объекта труда или оказания услуги;
построения планов профессионального самоопределения и трудоустройства.
Методическое обеспечение
дополнительной образовательной программы
Печатные наглядные пособия 1. Технологические карты изделий 2. Шаблоны
3.Трафареты
4.Русунки Экранно-звуковые средства (видеофильмы, презентации) 1.История развития декоративного искусства
2.Декоративное искусство России
3.Технология прорезной резьбы
4.Резьба по дереву
5.Технологические приёмы выжигания по дереву
6.Элементы декоративного оформления Технические средства обучения 1.Наборы для прорезной резьбы по фанере 3. Набор инструментов для резьбы 4. Персональный компьютер. 5. Мультимедиа-проектор. 6. Экран проекционный.
Сайты ресурсов по технологии
 
Задание творческого характера на уроках трудового обучения. Практическая работа учащихся, создание изделия определенного функционального назначения.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
 
Домовая резьба по дереву Среднего Поволжья. Возрождение культуры Среднего Поволжья. Проект по возрождению домовой резьбы по дереву. Элементы домовой резьбы. Схема декора деревянного дома. Дидактическое пособие: история домовой резьбы, каталог техник, инструмент, материалы, словарь терминов, готовые лекала. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
 
История ремесел. На сайте можно познакомится с историей возникновения и развития ремесел (ковки, гальванопластики, резьбы по дереву и т.д.). Здесь можно познакомиться с электронными вариантами книг по декоративно-прикладному искусству.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
 
В материале описывается приспособление для точения древесины на токарно-винторезном станке. Данное приспособление, по мнению автора, позволяет учащимся с большим успехом осваивать приемы работы на токарном станке по обработке металла.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
 
Волшебный мир древесины: из опыта работы учителей технологии. Материалы учителей технологии, работающих в системе дополнительного образования по направлениям "столярное дело" и "художественная обработка древесины". Методика обучения. Выставка работ.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
 
Геометрическая резьба по дереву: историческая справка, инструмент и материалы. Информация о кружковой работе в школе. Галерея работ.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
 
Статья «Обработка материалов резанием». Основные понятия, иллюстрированные 17 рисунками. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Рецензия
на программу кружка технического творчества
«ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ»
Образовательная программа кружка технического творчества «Художественная резьба по дереву» является модифицированной и рассчитана на 3 года обучения для воспитанников 6-5 классов в возрасте 12 14 лет.
Занятия проводятся в столярной мастерской школы (просторной, светлой комнате) 4 часа в неделю.
Отличительной чертой данной программы от уроков трудового и художественно – эстетического цикла в том, что она расширяет не только кругозор, но и творческие возможности детей, стимулирует интерес к творческому поиску решения поставленной задачи, развивает художественный вкус.
Учитывая возрастной состав, программа, наряду с коллективными формами работы, предусматривает и индивидуальную работу с каждым воспитанником.
Наибольшее предпочтение в программе отводится коллективному способу организации труда.
Актуальность и новизна программы состоит в том, что дети не только приобретают навыки самостоятельной творческой работы с различным конструктивным материалом: природным, упаковочным, тканью, бумагой, лаком, краской, но и фантазируют над созданием полезных изделий из найденных вторичных материалов, она воспитывает художественный вкус, формирует понятие о красоте окружающего мира, расширяет кругозор воспитанников.
Структура программы соответствует существующим требованиям к дополнительным образовательным программам. Указана цель, поставлены задачи.
Программа кружка включает теоретические и практические части.
Задачи программы и способы её достижения соответствуют цели: индивидуальное развитие личности, создание потребности к творческому развитию и изучению культурных ценностей. Содержание программы направлено на решение поставленных задач.
Данная программа развивает коммуникативные умения, способствует развитию творческих способностей личности.
Программа реализуется поэтапно, по четвертям; результатом данной программы является проведение конкурсов поделок, организация тематических, авторских или групповых выставок, изготовление подарков для малышей, родителей, бабушек и дедушек.
Виды и тематика занятий разнообразны; учитываются календарные праздники (изготовление сувениров, подарков), местные условия (экскурсия по заготовке природного материала). Выставки работ приурочены к проведению массовых мероприятий, запланирован контроль по усвоению правил работы с инструментами, материалами, анализ выполненных работ.
В целом предложенная программа является актуальной и составлена в соответствии с государственными требованиями к образовательным программам системы дополнительного образования детей.
Программа снабжена хорошим учебно-методическим комплексом, призванным обеспечить её успешную реализацию
В целом можно отметить, что представленная программа актуальна, целостна и заслуживает положительной оценки.
Педагог Шаповалов И.М. обладает высоким профессионализмом, методическими знаниями.
Рецензент: ______________/ Т.И., заместитель директора по ВР. /











Заголовок 1vђ Заголовок 2bђ Заголовок 315