Урок Художественная резьба по дереву


Тема: «Художественная обработка древесины»
Цели урока: Научиться самостоятельно изготавливать композиции на основе резьбы по дерев; развивать умения разрабатывать технологическую карту и выбирать оптимальный вариант изделия
Задачи:
Образовательная:
формировать у учащихся знания об этапах создания изделия
формировать у учащихся знания о рациональной организации рабочего места для проведения проектных работ;
формировать практические умения по обработке древесины, соблюдением правил безопасности труда.
Развивающая:
развивать мышление (наглядно- образное, наглядно - действенное)
развивать творческие способности, инициативу и самостоятельность;
развивать внимание, память, логическое мышление, умение обосновывать свои действия, делать выводы, обеспечивать самоконтроль;
совершенствовать умения и приемы учебной работы (планировать, организовывать учебную деятельность, воспринимать и перерабатывать информацию – выделять главное).
Воспитательная:
воспитывать интерес к предмету, собранность, чувство ответственности за товарища.
Тип урока: урок целевого применения изученного
Время занятия: 2 урока (90 минут)
Инструменты и оборудование: В кабинете технологии: нож-резак, заготовки осины размерами 90х20х90 мм (разделочная доска), наждачная бумага, линейка, карандаш, циркуль, ластик, копировальная бумага, набор образцов с геометрической резьбой, изделия, содержащие геометрическую резьбу, мультимедийный проектор, экран, компьютер подключённый к интернету..
Дидактическое обеспечение:
Учебник: Технология:  Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных  учреждений (вариант для мальчиков). Под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вента-Граф, 2009г.Инструкционно - технологические карты.
Ход урока:
Организацоинный момент:
проверка готовности учащихся к уроку.
тема урока записана на слайде.
определение темы, цели и задачи урока:
2. Повторение пройденного материала: (фронтальный опрос)
- какой материал мы изучаем (обрабатываем)? – древесина
- почти все о древесине мы прошли осталась последняя тема. Каким видом обработки мы заканчивали изготовление изделий из древесины, чтобы оно было красивым?- художественной обработкой
- какие виды декоративно-прикладного искусства вы знаете.
- художественная обработка бывает разной – значит мы должны познакомиться с
их видами.
- какие виды художественной обработки древесины вам известны?
- где применяется резьба по дереву?
- в мастерской инструменты старые, работа должна получится красивой, что нужно для этого? – бережно и аккуратно выполнять работу.
3. Объяснение новой темы: 
Сегодня мы с вами продолжим знакомство с одним из видов художественной обработки древесины. (Слайд – презентация)
Сообщение о содержании практической части занятия (Поиск фотографий изделий с геометрической резьбой в Интернете, составление рисунка геометрической резьбы с помощью компьютера);
Ознакомление обучающихся с разновидностями художественной обработки древесины (демонстрация слайд шоу):
Учитель: Искусство резьбы по дереву известно с давних времен. Именно резными элементами украшались на Руси деревенские и городские деревянные дома. При этом изготовлялись эти элементы с помощью простых и доступных инструментов – топора, пилы, плотницкой стамески. Со временем инструменты для резчиков совершенствовались, видоизменялись. Появились станки, при помощи которых стало возможным воплотить в дереве самые сложные узоры.
Домовая резьба как живой вид народного искусства существует в сельской местности и по сей день, а лежащая в ее основе геометрическая резьба, сформированная на традициях резчиков прялок, пряничных досок, разнообразной домашней утвари, считается вятским народным художественным промыслом. Сложная объемная резьба встречается не только на элементах домов, но и на дорогой вятской мебели и церковных иконостасах в храмах.
Существует много видов резьбы. Среди них наиболее распространены: плоскорельефная, контурная, прорезная, геометрическая. (Слайд – презентация)
Плоскорельефная резьба характерна тем, что на плоской поверхности вырезают углубления различных форм. Её разновидностью является геометрическая резьба.
Контурная резьба выполняется с неглубокими тонкими двухгранными, двухсторонними выемками по контуру какого-либо рисунка. Применяется она в основном для изображения фигур птиц и животных, листьев и цветов.
Прорезная или пропильная резьба является наиболее простой. Выполняют ее в основном лобзиком, например, выпиливая контуры различных фигур. Применяют ее там, где через прорези должно что-то просматриваться, например, в дверях, буфетах, ширмах, а также в оконных наличниках. У нее как бы удален фон, а в качестве него иногда используют яркую ткань.
Геометрическая (трехгранно – выемчатая) резьба представляет собой вырезанные элементы из треугольников, квадратов, окружностей. (Демонстрация геометрических рисунков, которые можно выполнить на компьютере для различных поделок).
Образцы трехгранно-выемчатой (геометрической) резьбы, фотографии изделий, обучающиеся ищут в Интернете и рассматривают на компьютерах.
Все элементы геометрической резьбы представляют собой сочетание треугольников, вырезанных в определенной последовательности.
Каждая геометрическая фигура в народном творчестве имеет свой смысл, свою символику:
 - розетка с лучами или просто круг — символ солнца, жизни;
 - спираль — вихрь, беспокойство, буря;
 
 - капля — вода, зерно, символ жизни;
 
 - клетка — поле, какое-либо пространство;
 - ромб — мощь, сила, удача;
 - крест — человек, душа;
 - точка — первооснова всего;
 - вертикальная линия — возвышенность;
 - горизонтальная линия — покой, спокойствие;
 - волнистая линия — движение;
 
 - ломаная линия — противоборство.
Сообщение о назначении и конструкции различных резцов. (Показ слайд шоу)
Резцы различают по профилю и ширине полотна. Они могут быть прямыми и полукруглыми различных сечений радиусов. Передняя часть прямого резца должна быть правильной плоской формы без царапин и вмятин. Резцы бывают отлогие, средние и крутые. Форму полукруглого резца определяют радиусом изгиба полотна, а размер – шириной полотна.
Прямые резцы применяются для прорубки контура орнамента, зачистки фона и других работ.
Резцы – косяки применяются в основном для геометрической резьбы.
Полукруглые резцы – основной инструмент при выполнении всех видов резьбы. Ими обрабатывают выпуклые и вогнутые поверхности.
Уголки служат для прорезания линий и жилок.
Физминутка. Ребята, вы наверное устали? Давайте прервемся и выполним небольшую разминку. Отложите инструменты и встаньте возле своих мест.
1. для глаз: посмотрите налево, направо, вверх, вниз, на кончик своего носа, вращение глазами по часовой, потом против часовой стрелки;2. для шеи: наклоны головы влево, вправо, вперед, назад, вращение головой в одну, потом в другую сторону;
3. для плечевого пояса: руки на плечи – круговые движения плечами;
4. для кистей рук: круговые движения руками, сгибание и разгибание пальцев в кулак;
5. для мышц спины: потягивание с наклоном туловища назад ивперед;
6. для мышц ног: приседание.
Практическая работа.  Вспомним правила ТБ 
Вводный инструктаж.
Правила безопасности резчика по дереву
Рабочий стол должен быть достаточно прочным и устойчивым (не качаться и не двигаться при резьбе).
При работе следует пользоваться специальными приспособлениями для крепежа обрабатываемых деталей. Это обезопасит и ускорит процесс работы.
Освещение в рабочем помещении должно быть достаточным и располагаться так, чтобы во время работы резчик не загораживал его своим телом.
При заточке инструмента на электро- точиле нужно пользоваться защитными очками.
Нельзя проверять остроту заточки инструмента пальцем (для этой есть деревянный брусок).
Нельзя резать на себя, а также нужно следить, чтобы по ходу движения инструмента не находилась свободная рука.
Следует загромождать рабочее место посторонними предметами.
Следует соблюдать чистоту на рабочем месте (лучше в процессе работы несколько раз убрать стружку со стола, чем, смахивая ее в конце работы, неожиданно наткнуться на нож-косяк или стамеску).
Для уборки рабочего места нужно воспользоваться cneциальными щетками.
Инструменты следует всегда класть на свое место (преимущество, а главное безопасность этого неоспоримы, так как в этом случае они уже точно не упадут со стола и никого не поранят).
При пользовании электроинструментом необходимо следить за исправностью не только самого инструмента, но и электропровода (он не должен перекручиваться во время работы и оставаться перекрученным в процессе хранения).
Следует обращать внимание на аккуратность подключеиия электроинструмента, особенно если одновременно подключено в розетку несколько электроприборов. Возникает опасность запутаться в проводах, что может привести к падению и повреждению инструментов и, что еще хуже, к различным травмам, которые можно получить в результате их падения.
Необходимо помнить, что электроинструмент имеет свойство либо вращаться, либо двигаться вперед-назад, поэтому необходимо быть крайне внимательным при работе с ним.
Если рабочее помещение подключено к трем фазам, то следует помнить, что трехфазное оборудование нельзя эксплуатировать без заземления.
4. Практическая часть занятия.
а) Обучающиеся переходят в кабинет технологии, одевают рабочую одежду.б) Раздать технологические карты (приложение «Технологическая карта») Предложить учащимся выбрать соответствующую заготовку. Зачистить поверхность шлифовальной бумагой и разметить контур изделия по шаблону.
в) Вырезать контур рисунка резцом. Работа резцом – косяком. Показ приемов работы резцом.
Объяснение правил безопасного труда. Самостоятельная работа резцом.
Как правильно передавать инструменты друг – другу?
В какой части верстака необходимо класть инструменты?
Использовать резец только для резьбы.
Можно ли держать деталь рукой на линии реза?
Не торопи товарища во время работы и не отвлекай его посторонними разговорами.
Зачистить изделие, округлить острые кромки и углы шлифовальной бумагой
6. Заключительная часть занятия
Предлагает каждой группе выбрать лучшую работу, сравнить с работами других групп и выявить достоинства. (Дискуссия в общей группе) Учитель делает выводы о работе групп:
- дает оценку работы групп и отдельных участников,
- дает оценку практической работе
По критериям оценивания предлагает индивидуально определить, сколько баллов набрали
Выясняет, что произойдет, если пропущен какой-то этап
Закрепление материала по вопросам
Почему надо класть резец обязательно в лоток?
Почему нельзя держать заготовку рукой перед резцом?
Почему надо надежно закреплять заготовку при обработке ее резцами?
Как и чем размечают заготовки для резьбы?
В какой последовательности вырезают треугольные выемки? Приложение
Технологическая карта
№ п\пПоследовательность выполнения операций Графическое изображение Инструменты и приспособления
Выбрать заготовку из доски или фанеры и разметить контур изделия по шаблону Шаблон, карандаш
2 Выпилить контур изделия Ножовка, столярный верстак
3 Нанести рисунок резьбы на заготовку
Карандаш, копировальная бумага
4. Вырезать контур рисунка резцом. Работа резцом – косяком
5 Зачистить изделие, округлить острые кромки и углы шлифовальной бумагой
Шлифовальнпя бумага
Источники:
nsportal.ru/shkola/tekhnologiya/library/2016/10/01...lass-rezba-po-derevumultiurok.ru/files/riez-ba-po-dierievu-1.htmlhttp://www.rezbawood.ru/vipilivanie-lobzikom.htmlhttps://rutlib.com/book/98/p/80