Рабочая программа кружка Художественная резьба по дереву


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»

Программа
кружка
«Художественная резьба по дереву»
Программа рассчитана на учащихся 11-15 лет.
Уровень дополнительной общеобразовательной программы –
основное общее образование.
Руководитель кружка:

учитель технологии
Медведев А.Н.
Пояснительная записка.
Посещая музеи, порой встречаешь прекрасно сохранившиеся произведения искусства, исполненные из дерева во II и I веке до н. э. Как давно, оказывается, человек использовал древесину в качестве художественного материала. Ещё более удивляет, что дерево может так долго сохраняться. Восхищает и мастерство древних художников, которые возможно, специальных школ не оканчивали, а приобретали знания и опыт у старших классов мастеров или познавали тайны изобразительного искусства самостоятельно.
В истории искусства немало примеров, когда мастер без профессионального образования, благодаря таланту и огромному труду, получал общее признание. Можно вспомнить Ван Гога, Гогена, Пиросмани и многих других.
В свободное время многие находят занятия по душе, увлекаются самыми разнообразными жанрами художественного творчества: живописью, плетением, вязанием, работой с глиной и деревом. Почему же до сих пор людей привлекает ручная работа?
Хотя в нашем современном мире машина способна копировать многократно даже скульптуру, но ценность ручной работы всегда будет выше, так как в ней раскрываются творческая неповторимость и индивидуальность мастера.
Когда говорят «ручная работа»- это звучит гордо и уважительно по отношению к Человеку! И как показывает практика, никогда не поздно пробовать себя, испытывать свои творческие способности.
Цель: раскрытие и развитие потенциальных творческих способностей, заложенных в каждом учащемся, привитие любви к художественному труду, как большой радости человека; формирование знаний, умений и навыков работы с деревом.
Задачи:
Развитие художественного вкуса и эстетического воспитания;
Художественное просвещение и привлечение к искусству обработки древесины;
Обучение профессиональным приёмам обработки древесины и умению наблюдать, анализировать, выделяя главное, существенное, отбрасывая второстепенное, лишнее;
Формирование последовательности, аккуратности и серьёзного отношения к выполняемой работе;
Обучение культуре подачи и оформления своих изделий.
На практике эти задачи решаются взаимосвязано, комплексно.
Практические занятия по данной программе совмещаются с теоретическими, на сообщение теоретических сведений отводится не более 20 % учебного времени.
Программа предусматривает последовательное усложнение заданий, которые предстоит выполнить учащимся, развитие у них с первых занятий творческого отношения к работе. По итогам годовой работы у учащихся будет предоставлено время для авторского проекта, с последующей выставкой в школе.

Программа рассчитана на учащихся 11-15 лет.
Срок реализации - 1 год обучения.
Структуру деятельности учащихся составляют групповые занятия, индивидуальные занятия с преподавателем.
В течение всего периода обучения планируется проведение экскурсий на деревообрабатывающие предприятия и, по возможности, на предприятия народных художественных промыслов. В плане работы кружка следует также предусматривать посещение музеев, выставок с последующим обсуждением увиденного.

Содержание основных тем учебной программы.
Выпиливание.
Занятия состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает краткие пояснения руководителя кружка по темам занятий с показом дидактического материала и приёмов работы. Программой предусматриваются экскурсии в музеи, на выставки декоративно – прикладного искусства.
Практическая часть занятий состоит из нескольких заданий. На начальном этапе работы осваиваются приёмы выпиливания и выжигания. Это должны быть небольшие по объёму работы, выполняемые по образцу. Наиболее важным этапом в работе является выполнение школьниками комплексных работ.
Сочетание в изделиях выпиливания и выжигания различной сложности рисунка и технического ритма, светотени, объёма, умение видеть и передавать красоту окружающей действительности, используя древесные материалы соответствующего цвета и текстуры. Учащиеся должны самостоятельно выполнять эскизный рисунок в цвете, составлять узор в круге, квадрате, полосе, орнаменты симметричные и нессиметричные, выполнение по народным мотивам.
Резьба по дереву.
На первом году обучения школьники осваивают наиболее простые виды работы по дереву – контурную и геометрическую. Эти виды разных работ не требуют сложных инструментов и редких материалов.
Создавая резные композиции, учащиеся осваивают профессиональные приёмы обработки древесины, практически знакомятся физическими и декоративными свойствами наиболее распространённых древесных пород, приобретают познания в области претворения их в декоративные формы и образы.
Занятия контурной и геометрической резьбой, характерными для искусства многих народов нашей страны, играют также существенную роль в патриотическом воспитании учащихся, так как позволяют приобщить к художественным традициям своего края, народов наше страны, так как воспитать у них чувство гордости за свой талантливый народ.
Запас знаний и навыков, полученных школьниками в течение первого года занятий, позволяет им на втором году обучения успешно справляться с более сложным видом работ – рельефной резьбой.
По сравнению с первым годом обучения, когда задания в геометрической резьбе сменяются относительно часто, что обусловлено учебно–психологическими и методическими соображениями, на втором и третьих годах обучения предусмотрено исполнение всех трёх заданий. Это объясняется значительно более трудоёмкой техникой и технологией исполнения рельефной, плоскорельефной и полуобъёмной резьбы, сложностью моделировки деталей, обработки фона, значительно более ответственной работой над подготовительным рисунком, объёмом и значимостью коллективного задания по оформлению конкретного интерьера, заточке и правке инструмента
Токарная обработка древесины.
Беседам по теоретическим вопросам должно отводиться не более 15-20 минут на каждом двухчасовом занятии. Рассказ учителя сопровождается показом образцов токарных изделий, а также просмотром диафильмов, фотографий, анализом изделий.
Практическая работа включает изучение токарного станка, заточку инструмента, примеры работы измерительным инструментом, составление эскизов и чертежей изделий, разработку творческой работы.
Особенное место на практических занятиях отводится работе на токарных станках по выполнению изделия из материала. Обучение этой работе следует начинать с изготовления изделия по образцам. Такие задания выполняются при точении цилиндрических, криволинейных поверхностей и при внутреннем точении.
В процессе выполнения учебных заданий предусматривается сообщение сведений по материаловедению, технологии точения древесины, о породах, об отделке готовых изделий.
После выполнения учебного задания по каждому виду точения древесины учащиеся составляют рисунки (чертежи) для выполнения индивидуальной и коллективной работы, в которую надо вносить элементы выжигания, выпиливания, резьбы.
На последнем этапе работы школьники выполняют задания на произвольную тему. Выбор тематики, отбор эскизов изделий и их исполнение в материале должен носить коллективный характер. Это будет способствовать развитию у школьников чувства коллективизма, взаимопомощи, ответственности за общее дело.
В процессе занятий руководитель должен уделять особое внимание вопросам безопасности труда, соблюдения правил личной гигиены.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.
Учащиеся должны знать:
основные сведения о видах художественной обработки дерева на территории родного края, их характерные особенности;
историю возникновения и развития промысла по художественной обработке дерева, его роль в экономике края;
основы композиции, основные принципы декоративного оформления;
виды и свойства материалов, применяемых в выпиливании и выжигании, инструменты, оборудован6ие и приспособления;
основные приемы выпиливания, типовые композиции и их выполнение на различных видах изделий;
технологический процесс изготовления изделия;
правила безопасности труда и пожарной безопасности, требования к организации рабочего места;
основные сведения о народных художественных промыслах родного края, их характерных особенностях;
основы композиции: составление композиций для токарных изделий;
устройство токарного станка;
применяемый инструмент, приемы его заточки и правки.
Учащиеся должны уметь:
различать изделия разных видов обработки дерева, характерных для традиционных центров художественных промыслов родного края;
делать зарисовки с образцом изделий;
владеть инструментом и технологией художественной обработки фанеры;
следить за соблюдением элементарных правил культуры труда;
содержать в порядке рабочее место;
экономно и аккуратно использовать материалы;
пользоваться инструментами и хранить их в соответствии с правилами безопасности труда;
видеть и передавать красоту окружающей действительности, используя древесные материалы соответствующего цвета и текстуры;
проектировать простое изделие в традициях местного промысла и изготовлять его;
различать по характерным особенностям изделия разных видов декоративно – прикладного искусства родного края;
делать зарисовки с образцов изделий;
проектировать токарные изделия в традициях местного промысла и изготовлять их;
затачивать и править необходимые инструменты;
соблюдать требования безопасности труда и пожарной безопасности.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ.
№ п/пТема Теория Практика Всего
1. Общие сведения о художественной обработке дерева. Резьба по дереву. Техника безопасной работы. Инструменты и оборудование. Материалы. 2 4 6
2. Народное искусство как часть культуры России. 2 - 2
3. Геометрическая (плосковыемчатая) резьба. Орнаменты. Специальный рисунок. 6 12 18
4. Токарная обработка древесины. Художественное точение. 2 12 14
5. Выжигание. 2 4 6
6. Объёмная резьба. 6 20 26
7. Плоскорельефная резьба. 4 10 14
8. Технология выпиливания лобзиком. 3 6 9
9. Творческий проект. Авторские работы. 1 5 6
10. Организация мероприятий. Подведение итогов. 1 2 3
Итого: 117
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Первый год обучения – 157,5 часов
№ занятия Дата Факт. дата Тема занятия Основные виды деятельности Прим.
Общие сведения о художественной обработке дерева. Резьба по дереву. Техника безопасной работы. Инструменты и оборудование. Материалы. 1 Организация работы кружка «Художественная резьба по дереву». Знакомство. Вводное занятие. Знакомство с учебно-тематическим планом по выполнению изделий из древесины. 2 Техника безопасности в мастерской. ТБ, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий. 3-4 Подготовка режущего инструмента к работе. Основные свойства материалов; характеристика инструмента и приспособлений; Струбцина. Лобзик. Пилки. 5-6 Заготовка материалов. Знакомство с учебно-тематическим планом по выполнению изделий из древесины. Рабочее место и гигиена труда. Древесина: основные свойства и пороки; характеристика пород; фанера, шпон, нетрадиционные и отделочные материалы и клеи. Народное искусство как часть культуры России. 7 Искусство северных областей России, его традиции и особенности. Искусство в разные времена. 8 Декоративно прикладное искусство Беседа. Народные художественные традиции; Виды и особенности резьбы по дереву. Источники орнаментальных узоров. Геометрическая (плосковыемчатая) резьба. Орнаменты. Специальный рисунок. 9 Сведения о геометрической резьбе Народные художественные традиции; Виды и особенности резьбы по дереву. Источники орнаментальных узоров. 10 Безопасные приёмы резьбы. ТБ 11-12 Выбор породы дерева для резьбы. Свойства древесины: физические и механические. Выбор. 13-14 Столярная подготовка заготовок для работы. Подбор материала. Разметка, отпиливание. 15-16 Искусство обработки древесины. Виды резьбы. Материал, текстура древесины. Цвет и блеск древесины. 17 Инструменты для геометрической резьбы Подбор инструментов для геометрической резьбы: линейка, резец и др. 18-19 Разновидности инструментов. Заточка. Правка. Виды резцов. Заточка. Правка. 20 Безопасность работ. ТБ 21 Сведения об орнаментах и специальном рисунке. Народные художественные традиции; Виды и особенности резьбы по дереву. Источники орнаментальных узоров. 22-23 Правила и приёмы резьбы различных орнаментов и рисунков.
Технология выпиливания орнамента. Виды орнамента. Фурнитура. Конструкция, форма изделия. Подготовка материалов, рисунка. Перевод рисунка на заготовку. 24 Техника безопасности работ. ТБ 25-26 Совершенствование приёмов резьбы. Практика Токарная обработка древесины. Художественное точение. 28 Сведения об устройстве СТД-120. Виды станков. Изучение станка. 29-30 Приёмы работы и правила техники безопасности. ТБ 31 Подготовка станка к работе. Внешний осмотр. Пробный пуск. 32-33 Закрепление объёмных заготовок. Правила крепления заготовки. 34-35 Точение художественных изделий. Виды художественных изделий. Приемы работы стамеской. 36-37 Толкушка. Практика 38-39 Балясина. Практика 40-41 Солонка. Практика Выжигание. 42-43 Художественное выжигание Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию. 44-45 Технология декорирования изделий выжиганием. Технология декорирования изделий выжиганием:
- подготовка материалов;
- перевод рисунка;
- приёмы выжигания. 46-47 Технология выполнения приёмов выжигания Практическая работа: совершенствование приёмов выжигания. Освоение приёмов выжигания. Выполнение настенного панно.
Отделка изделия. Объёмная резьба. 48 История возникновения объёмной резьбы. Технология выполнения плосковыемчатой, плоскорельефной, рельефной, прорезной, домовой, скульптурной резьбы.
- виды резьбы по дереву;
- их характерные особенности и разновидности;
- правила безопасности труда при работе режущими инструментами. 49-50 Инструменты для работы. Изготовление инструмента для резьбы по дереву и подготовка его к работе. Технико-технологические сведения:
- виды ручного инструмента;
- требования к нему;
- технология изготовления;
- подготовка к работе. 51-52 Приёмы исполнения резьбы. Выбор древесины. Техника безопасности при резьбе. Технология подготовки материала, Выбор материала Технико-технологические сведения:
- декоративные свойства дерева;
- клеи, склеивание, облицовывание художественных изделий;
- отделочные материалы и отделка;
- способы предупреждения и устранения дефектов. 53-54 Знакомство с авторскими работами. Авторские работы выдающихся мастеров. Авторские работы учителя. 55-56 Правила и приёмы выполнения объёмной резьбы. ТБ. Практическая работа. 57-58 Разновидности поделок. ТБ. Практическая работа. 59 История возникновения деревянной игрушки. История развития ремесла на Руси. Игрушки. 60-61 Деревянные ложки, ковши, детские игрушки. ТБ. Практическая работа. 62-63 Правила безопасной работы. Охрана труда, производственная санитария, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий из дерева. 64-65 Баклуша. Особенности и виды отделки деревянных ложек. ТБ. Практическая работа. 66-67 Выбор материала. Разметка. ТБ. Практическая работа. 68-69 Правила безопасной работы. Охрана труда, производственная санитария, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий из дерева. 70-71 Порядок работы при изготовлении деревянной ложки. ТБ. Практическая работа. 72-73-74 Изготовление ложки. Ее роспись. ТБ. Практическая работа. Выставка работ. Плоскорельефная резьба 75-76 Сведения о плоскорельефной резьбе. Плоскорельефная резьба в истории. 77-78 Взаимосвязь с контурной плосковыемчатой резьбой. 79-80 Разновидности плоскорельефной резьбы: заовальная, абрамцево – кудринская, их отличия. Виды резьбы. 81-82 Подготовка инструментов и материалов для резьбы. Подбор материала, подготовка инструмента: заточка, правка. 83-84 Безопасность выполнения работ. ТБ. Практическая работа. Выставка работ. 85-86 Выполнение резьбы композиций с растительным орнаментом. ТБ. Практическая работа. 87-88-89 Изображение птиц, животных. ТБ. Практическая работа. 90-91-92 Лицо человека, лешего и т.д. ТБ. Практическая работа. Технология выпиливания лобзиком 93-94 Особенности работы лобзиком. Безопасность работы. ТБ. Особенности инструмента. Виды пилок. Приемы работы. 95-96 Технология выпиливания лобзиком как разновидность
оформления изделия. Технология выпиливания лобзиком как разновидность оформления изделия. Особенности работы лобзиком 97-98-99 Технология выпиливания орнамента. Технология выпиливания орнамента. Виды орнамента применяемые в работах лобзиком. Фурнитура. Конструкция, форма изделия. Подготовка материалов, рисунка. Перевод рисунка на заготовку. Практическая работа. 100-101-102 Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком. Работа над конструкцией изделия.
- Плоские, объёмные изделия;
- изделия округлой формы. 103-104-105 Выпиливание лобзиком шкатулки. ТБ. Практическая работа. Творческий проект. Авторские работы. 106-107-108 Сведения о творческом проектировании.
Авторство. Требования к оформлению проекта. 109-110 Компьютерные технологии. Выбор темы проекта, материалов для работы. ТБ. Практическая работа. Выполнение своего проекта. 111-114 Авторский проект ТБ. Практическая работа. Выполнение своего проекта. Организация мероприятий.
Подведение итогов. 115-116 Подведение итогов учебного года. Итоговое занятие. 117 занятий (175 часов) Выставка творческих работ. Выставка. Ожидаемый результат: формирование знаний, умений и навыков, полученные учащимися за период обучения, позволяют им совершенствовать и самореализовать творческие способности по художественной обработке древесины.
В конце изучения большой темы предполагается осуществление контроля знаний, умений и навыков в форме тестов, карточек-заданий, кроссвордов, устных опросов, семинаров, выставок изделий.
На последних занятиях подводятся итоги работы за год. На отчетной выставке определяются лучшие работы. При оценке учитываются возраст, общественная значимость и художественная ценность изделия, качество исполнения.
Особое внимание в работе должно быть уделено вопросам безопасности труда и санитарной гигиены. Все учащиеся должны выполнять работу в спецодежде.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Оборудование и материалы:

Станки
1. Деревообрабатывающий
(циркулярка, фуговальный) – 1 шт.
2. Сверлильный – 1 шт.
3. Заточный – 1 шт.
4. Шлифовальный – 1 шт.
5. Электродрель ручная – 1 шт.
6. Электролобзик – 2 шт.
Инструменты
1. Набор резцов (стамесок) – 5 комплектов
2. Лобзики – 12 шт.
3. Ножовки по дереву – 2 шт.
4. Рубанки – 2 шт.
5. Полуфуганки – 2 шт.
6. Надфиля – 4 комплекта.
7. Сверла – 4 комплекта.
8. Перки – 2 комплекта.
9. Тиски – 2 шт.
10. Наковальни - 1 шт.
Материалы (в расчете на один год обучения)
1. Кедровая необрезная плаха (40 мм) – 1,5 м.куб.
2. Березовые бруски – 1 м куб.
3. Фанера (3мм) – 0,5 м куб.
4. Кедровый брус (15х15 см) – 0,5 м куб.
Литература
Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательной школы. Культура быта. Под ред. О.С. Молотобаровой, - М.: Просвещение, 1986.
2. Левин И.В. Резьба по дереву, - «КОИЗ», 1957.
3. Гусарчук Д.М. 300 ответов любителю художественных работ по дереву, - М., 1972.
4. Программа профтехобразования: раздел «Декоративно – прикладное искусство» , - М., 1986.
5. Яковлев И.И., Орлова Ю.Д. Резьба по дереву, - М., 1974.
6. Двойникова Е.С., Лямин И.В. Художественные работы по дереву. – М., 1972.
7. Хворостов А.С. Чеканка, инструкция, резьба по дереву. 2-е изд. – М., 1986.
8.Белошин И.В. Технология точения древесины // Школа и производство, № 6, 1976.
9.Буриков В.Г., Власов В.Н. Домовая резьба - М.: Нива России, 1996