Рабочая программа кружка по технологии Выпиливание и выжигание по дереву


МКОУ Ангинская средняя общеобразовательная школа
«Согласовано»
На заседание МС школы
Протокол № от
«____»____________2015г.
Председатель МС_____/ / «Утверждаю»
Директор МКОУ Ангинская СОШ
_______________/ /
Приказ № ____ от
«___»_____________2015 г.
Рабочая программа столярного кружка
Разработана
Закиржановым Иваном Юрьевичем
учителем технологии

2015 - 2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа кружка разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
Программы для общеобразовательных школ и гимназий «Основы народного и декоративно-прикладного искусства 1-8 классы под ред. Симоненко В.Д., Неменского Б.М.
Цель:
развитие интереса учащихся к столярной работе.
Задачи кружка:
Общеобразовательные:
- сформировать и развивать навыки технической культуры,
- помочь овладеть минимумом сведений, необходимых для решения практических задач, возникающих в повседневной жизни,
Воспитательные:
- прививать потребность познания,
- формировать и развивать общечеловеческие качества: трудолюбие, усидчивость, взаимопомощь,
Развивающие:
- применять знания в решении возникающих практических задач
-пользоваться различными столярными инструментами, приспособлениями и приборами.
Сроки и этапы реализации программы.Программа рассчитана для обучающихся 5-7 классов. Количество часов за год -30.
Продолжительность занятия 45 минут.
Срок реализации программы 1 год.
Формы работы: групповые и индивидуальная.
Методы реализации программы: рассказ, беседа, практические работы, демонстрации видеофильмов, метод индивидуальных и групповых проектов.
Выпиливание лобзиком и выжигание по дереву – это один из самых распространенных и любимых видов декоративно-прикладного искусства среди учащихся. Простота оборудования, наличие в школьных мастерских инструментов и приспособлений, материалов, а так же доступность приемов выполнения работы позволяют заниматься на кружке учащимся 5-7 классов. Занятия в кружке, сочетают искусство с техническими операциями по ручной обработке древесины, позволяют существенно влиять на трудовое и эстетическое воспитание, продуктивно использовать свободное время учащихся. Занятия состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает краткие пояснения по темам занятий с демонстрацией дидактического материала, готовых образцов и приемов работы. Практическая часть занятий состоит из нескольких заданий, следуя от простых к более сложным операциям. На начальном этапе работы осваиваются приемы выпиливания и выжигания (по каждому виду отдельно). Это небольшие работы по объему, выполняемые по образцу. Наиболее важным этапом в работе кружка является выполнение школьниками комплексных коллективных работ (творческих проектов). Перед учащимися ставятся воспитательные цели: уметь доводить начатое дело до конца, следить за соблюдением элементарных правил культуры труда, содержанием в порядке рабочего места, экономно и аккуратно использовать материалы, пользоваться инструментами и хранить их в соответствии с правилами техники безопасности. Программой предусмотрены задания как для индивидуального, так и для группового исполнения. Коллективные работы выполняются бригадой из трех и более учащихся. Такой труд значительно ускоряет процесс работы над изделием, позволяет правильно распределять задания, учитывая возраст и индивидуальные способности каждого учащегося. Коллективное создание эскизов работ, обсуждение и выполнение их в материале воспитывают у ребят чувство коллективизма, взаимопомощи, ответственности за порученное дело, способствуют более качественному исполнению изделий. Сочетание в изделиях выпиливания и выжигания различной сложности рисунка и технического выполнения дает возможность участвовать в коллективной работе почти всем членам кружка. В процессе кружковой работы у школьников развиваются художественный вкус, понимание ритма, светотени, объема, умение видеть и передавать красоту окружающей действительности, используя древесные материалы соответствующего цвета и текстуры. Особое внимание уделено вопросам электробезопасности и санитарной гигиены. Учащиеся должны выполнять работу в специальной одежде.
В результате обучения учащиеся смогут:
рационально организовывать рабочее место;
уметь читать и выполнять чертежи, эскизы, технические рисунки;
производить разметку заготовки по шаблону и чертежу;
применять столярный инструмент по назначению. Производить его наладку;
выполнять простейшие столярные операции;
производить отделку столярных изделий с учётом дизайна;
выполнять простейшие расчёты стоимости изделия;
выполнять элементы и мотивы орнаментов в технике выжигания, различных видов резьбы;
проектировать простые изделия в традициях местного промысла и изготавливать их;
самостоятельно разрабатывать композиции для выжигания, резьбы и выполнять их;
выполнять контурную, плоскорельефную резьбу и мозаику по дереву;
затачивать и править необходимый инструмент для резьбы;
бережно обращаться с оборудованием, приспособлениями и инструментами;
экономно расходовать материалы и электроэнергию;
Планируемые результаты освоения кружка
Учащиеся должны ознакомиться и овладеть: 
С особенностями материалов, используемых в художественной деятельности,   выразительными средствами; правилами техники безопасности при ручной обработке древесины.
Выбирать для работы фанеру с различными свойствами
Различать фанеру  по виду, по цвету, толщине.
Размечать фигуры по шаблону, линейки, угольника, с применением циркуля.
Вырезать точно по намеченным линиям.
Вырезать симметричные фигуры.
Правильно использовать природный материал в своих работах.
Развивать фантазию, воображение в различных формах творческой художественной деятельности, развивать творческие способности, эмоциональную отзывчивость; приобретать первичные навыки изображения предметного мира, начальные навыки изображения пространства на плоскости.
По окончании года занятий учащиеся должны:
знать:
— устройство и применение лобзика;
— строение и свойства древесины и древесных материалов;
— материалы, используемые для резьбы;
— основные виды столярных соединений;
— основные виды резных орнаментов;
— способы переноса изображения на заготовку;
— способы заделки дефектов древесины;
— способы отделки готовых изделий.
уметь:
— организовать рабочее место;
— безопасно пользоваться инструментами;
— переносить изображение на заготовку;
— использовать стандартные приёмы резьбы;
— исправлять дефекты материала и изделия;
— правильно соединять детали готовых изделий;
— использовать морилки, лаки, красители;
— анализировать качество работы и изделий.
Данная программа способствует формированию следующих личностных и метапредметных универсальных учебных действий:
Личностные универсальные учебные действия:
— осознание своих творческих возможностей;
— проявление познавательных мотивов;
— развитие чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и художественной культурой;
Регулятивные универсальные учебные действия:
— планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с  поставленной задачей;
— принимать и сохранять учебную задачу;
— осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
— различать способ и результат действия;
— адекватно воспринимать словесную оценку учителя;
— в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Познавательные универсальные учебные действия:
— осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;
— строить речевые высказывания в устной форме;
— оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения;
— включаться в творческую деятельность под руководством учителя.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
— Формулировать собственное мнение и позицию;
— задавать вопросы;
— допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
— договариваться и приходить к общему решению в совместной   трудовой, творческой деятельности.
Оборудование и материал.
Верстак столярный;
Ручной или автоматизированный инструмент для сверления;
Набор инструментов для работы по дереву (ножовка, рубанок, стусло, стамеска, киянка, наждачная бумага и т.д.);
Фанера;
Лако-красочные материалы;
Копировальная бумага;
Выжигатель;
Ручной лобзик;
Компьютер, проектор, экран.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН:
№ Название темы Количество часов
всего теор. практич.
1 Вводное занятие. 1 1 -
2 Выпиливание лобзиком (материалы, инструменты, приспособления). 6 1 5
3 Выпиливание лобзиком по внутреннему контуру. 5 1 4
4 Выжигание, выполнение задания по образцу. 6 1 5
5 Комплексная работа по выпиливанию и выжиганию. 5 1 4
6 Создание изделия из деталей, выпиленных лобзиком, с выжиганием рисунка(творческая работа). 7 1 6
ВСЕГО 30 6 24
Содержание программы.
Вводное занятие -1 час
Выпиливание и выжигание как разновидности декоративного искусства. Программа, содержание работы и задачи кружка, правила безопасной работы. Внутренний распорядок, выбор органов самоуправления, распределение рабочих мест.
Выпиливание лобзиком (материалы, инструменты, приспособления) – 6 часов
Породы древесины и древесные материалы, декоративные особенности древесины. Лобзик, выпиловочный столик, приспособление для стягивания лобзика, установка пилки в лобзик. Последовательность работы при выпиливание лобзиком по внешнему контуру. Отделка наждачной бумагой путем шлифования, подгонка и технология склеивания деталей.
Практические работы.
Подготовка основы из фанеры для выпиливания.
Подготовка и перевод рисунка через кальку на основу.
Работа над выбранным объектом труда: выпиливание лобзиком по вешнему контуру.
Работа над выбранным объектом труда: шлифование, подгонка и склеивание.
Выпиливание лобзиком по внутреннему контуру – 5 часов
Приемы выпиливания по внутреннему контуру, особенности и последовательность выполнения. Инструменты для создания отверстий, приемы работы. Выпиливание по внутреннему контуру. Отделка шлифованием, подгонка и склеивание деталей, лакирование.
Практические работы.
Выпиливание по внутреннему контуру.
Шлифование, подгонка и склеивание деталей, лакирование.
Выжигание, выполнение задания по образцу – 6 часов
Прибор для выжигания, правила электробезопасности. Подготовка и перевод рисунка на основу. Выжигание рисунка точками и штрихованием. Рамочное выжигание.
Практические работы.
Подготовка основы для выжигания. Выжигание элементов рисунка. Оформление рамки.
Комплексная работа по выпиливанию и выжиганию – 5 часов
Эскиз, технический чертеж деталей. Выбор рисунка и перевод его на основу для выпиливания. Подготовка и перевод рисунка на основу для выжигания. Выпиливание лобзиком по внешнему контуру. Выпиливание лобзиком по внутреннему контуру. Выжигание рисунка. Сборочные операции, склеивание деталей, отделка и лакирование
Практические работы.
Выполнение чертежа или эскиза будущего изделия. Выбор рисунка и перевод его на основу для выпиливания и выжигания. Выпиливание лобзиком по внешнему контуру. Выпиливание лобзиком по внутреннему контуру. Выжигание рисунка. Сборочные операции, склеивание деталей. Сборочные операции, склеивание деталей, отделка и лакирование
Создание изделия из деталей, выпиленных лобзиком, с выжиганием рисунка (творческая работа) – 7 часов.
Создание орнаментов, органически связанных с конструкцией, формой изделия, материалом, назначением. Работа над эскизом творческого изделия. Создание чертежей и рисунков для выжигания элементов изделия. Изготовление деталей, сборочные операции. Шлифование, перевод рисунка, выжигание элементов рисунка. Приемы росписи элементов выжженного рисунка.
Практические работы.
Работа над эскизом творческого изделия. Выполнение рабочих чертежей. Исполнение изделия в материале. Шлифование, перевод рисунка, выжигание элементов рисунка.
Роспись элементов выжженого рисунка. Роспись и покрытие лаком изделия.
Заключительное занятие- 1 час
Подведение итогов работы кружка за год. Оформление итоговой выставки и отбор лучших работ.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СТОЛЯРНОГО КРУЖКА
№ Тема урока дата
План
(неделя) факт
1 Урок 1. Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.
5 2 Урок 2. Организация рабочего места, устройство лобзика. 6 3 Урок 3. Подготовка основы из фанеры для выпиливания. 7 4 Урок 4. Подготовка и перевод рисунка на основу.
8 5 Урок 5. Приемы выпиливания. 9 6 Урок 6. Выпиливание лобзиком по внешнему контуру. 10 7 Урок 7. Отделка шлифованием, подгонка и склеивание деталей. 11 8 Урок 8. Инструменты для создания отверстий, приемы работы. 12 9 Урок 9. Приемы выпиливания по внутреннему контуру. 13 10 Урок 10. Выпиливание по внутреннему контуру.
14 11 Урок 11. Выпиливание по внутреннему контуру.
15 12 Урок 12. Отделка шлифованием, подгонка и склеивание деталей. 16 13 Урок 13. Прибор для выжигания, правила электробезопасности. 17 14 Урок 14. Подготовка и перевод рисунка на основу. 18 15 Урок 15. Отделка точками и штрихованием. 19 16 Урок 16. Выжигание элементов рисунка. 20 17 Урок 17. Отделка и лакирование изделия.. 21 18 Урок 18. Эскиз, технический чертеж деталей. 22 19 Урок 19. Подготовка и перевод рисунка на основу. 23 20 Урок 20. Выпиливание лобзиком по внешнему и внутреннему контуру. 24 21 Урок 21. Выжигание рисунка. 25 22 Урок 22. Сборочные операции, склеивание деталей. 26 23 Урок 23. Шлифование и лакирование изделия. 27 24 Урок 24. Составление необходимой документации для творческого проекта 28 25 Урок 25. Создание орнаментов. 29 26 Урок 26. Изготовление деталей, сборочные операции. 30 27 Урок 27. Шлифование, перевод рисунка. 31 28 Урок 28. Выжигание элементов рисунка. 32 29 Урок 29. Роспись и покрытие лаком изделия.
33 30 Урок 30. Организация выставки 34 Информационно – методическое обеспечение.
Рекомендуемая литература
Арефьев И.П. Занимательные уроки по технологии для мальчиков. 5 класс. 6 класс. 7 класс.- М.: «Школьная пресса», 2004
Милова М.Ф. Красота и удобство своими руками. - М.: 1999
Рыженко В.И. и др. Работа по дереву. Резьба. Мозаика. Столярка. Лобзик. - М.: 1998
Симоненко В.Д. Технология.5,6,7 класс. - М.: ВентанГраф. 1999
Федотов Г.А. Волшебный мир дерева. - М.: Просвещение. 1994
Шемуратов Ф.А. Выпиливание лобзиком. - М.: Легпромбытиздат, 1992.
Прорезная резьба. Альбом орнаментов /А. Ю. Семенцов. - Минск: Современное слово, 2007. – 40с.
Цифровые образовательные ресурсы
http://stranamasterov.ru/http://umelye-ruchki.ucoz.ru/http://www.chudo-lobzik.ru/http://pyrography-fireart.ru/
Методическое обеспечение
Рисунки на рабочую поверхность.
Технологические карты.
Инструктажи по технике безопасности