Рабочая программа по предмету Коррекционно-развивающие занятия для учащихся 1 класса АООП (2 вариант)


Казенное образовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Леушинская школа-интернат для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья»
Согласовано:
заместитель директора по УР КОУ «Леушинская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
___________________В.С. Баринова
«___»__________________ 20___г. Утверждаю:
директор КОУ «Леушинская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
___________________Д.Ш. Шидиеваприказ № _____ от «___»__________20___г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
_Коррекционно-развивающие занятия
для учащихся 1 класса ССД_
Силкина Даниила, Чемлякова Никодима
на __2016 – 2017 __учебный год
начальное общее образование
(уровень обучения)
Разработана: _Шевченко А.В.
учителем-дефектологом
с. Леуши, 2016 г.
Рабочая программа составлена на основании программы __Л.Б. Баряевой, Д.И. Бойкова - СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011., допущенной Министерством образования Российской Федерации; АООП (вариант 2), разработанной и утвержденной образовательной организацией, приказ №_____ от _________
(Сведения о примерной и/или авторской учебной программе,
на основе которой разработана рабочая программа, с указанием автора, года издания)
Рассмотрена на заседании методического объединения _________________,
протокол № ____ от «____» __________ 20___г.
Руководитель________________ _______________
(подпись) (Ф.И.О.)
Одобрена методическим советом, протокол № ____ от «___» ______ 20___ г.
Председатель методического совета_______________ _______________
(подпись) (Ф.И.О.)
Пояснительная записка
Большую роль в обучении детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с ТМНР играет чувственное познание (восприятие), на основе которого становится возможным обучение элементарной деятельности, формирование навыков невербального и доступного вербального общения.
Чувственный опыт накапливается в процессе восприятия различных ощущений. В качестве основных видов ощущений различают тактильные (осязательные), вкусовые, обонятельные, зрительные, слуховые, кинестетические и органические (ощущения, связанные с органическими потребностями). Сенсорная система может развиваться, только если на нее действуют силы, активизирующие ее рецепторы.
Многие трудности обучения и поведенческих проявлений детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями являются результатом искажения процесса восприятия сенсорной информации.
Цель курса: обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы.
Задачи:
1. Создавать стимулирующие условия для развития элементарного восприятия.
2. Учить реагировать на различные раздражители.
3. Вырабатывать взаимодействие между анализаторными системами.
4. Учить выражать свои ощущения, предпочтения.
5. Учить воспринимать предметы разной формы, цвета, величины.
Программа рассчитана на 1 год обучения: в 1 классе для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития – 66 часов (2 часа в неделю), в соответствии с количеством учебных часов, отведённым учебным планом.
Место коррекционных занятий в учебном плане
Коррекционные занятия Класс Кол-во часов в неделю I ч. II ч. III ч. IV ч. Год
Сенсорное развитие 1 2 16 14 20 16 66
Особенности класса
Для учащихся данного класса характерна умственная отсталость в тяжелой степени, которая сочетается с нарушениями опорно-двигательного аппарата (Силкин Даниил), расстройствами аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы (Чемляков Никодим).
Дети с тяжелой умственной отсталостью имеют конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий значительно затруднено или невозможно. Ограниченно формируется понимание и использование речи, которая часто сопровождается косноязычием и аграмматизмами. Словарный запас состоит из наиболее часто употребляемых в обиходе слов и выражений. В случае тяжелой умственной отсталости языковые средства часто оказываются несформированными. Вместе с тем, использование средств альтернативной (невербальной) коммуникации позволяет обучать детей с выраженным интеллектуальным недоразвитием навыкам элементарной коммуникации.
Внимание у обучающихся с трудом привлекается, отличается неустойчивостью и отвлекаемостью.
Слабость активного внимания препятствует решению задач познавательного развития, однако, при высокой мотивации его продолжительность может быть увеличена.
Общемоторное развитие, как правило, нарушено. Имеются отклонения в координации, точности и темпе движений. Движения замедленны, неуклюжи. У обучающихся возникают большие сложности при переключении движений, быстрой смене поз и действий. У Силкина Даниила наблюдается замедленный темп, вялость, неловкость движений. У Чемлякова Никодима, наоборот, наблюдается повышенная подвижность, сочетающаяся с нецеленаправленностью, беспорядочностью, нескоординированностью движений.
Характер развития детей зависит от ряда факторов: этиологии, патогенеза нарушений, времени возникновения и сроков выявления отклонений, характера и степени выраженности каждого из первичных расстройств, специфики их сочетания, а также от сроков начала, объема и качества коррекционной помощи.
В связи с выраженными нарушениями и (или) искажениями процессов познавательной деятельности, прежде всего: восприятия, мышления, внимания, памяти непродуктивным оказываются подходы, требующие абстрактного мышления, задействование процессов анализа и синтеза. Вследствие чего возникают серьезные трудности в усвоении «академического» компонента различных программ дошкольного, а тем более школьного образования. Специфика эмоциональной сферы определяется ее неустойчивостью, часто гиперсензитивностью. В связи с неразвитостью волевых процессов дети оказываются не способны произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в процессе деятельности, что не редко вызывает проблемы поведения. Кроме всего перечисленного, трудности в обучении вызываются недоразвитием мотивационно-потребностной сферы обучающихся с ТМНР. Интерес к какой-либо деятельности, если возникает, то, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер.
Особенности обучения
Коррекционные занятия по сенсорному развитию направлены на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта детей, то есть от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир.
У детей с ТМНР сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем тяжелее нарушения у ребенка, тем значительнее роль развития чувственного опыта: ощущений и восприятий. Дети с ТМНР наиболее чувствительны к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и физическому развитию.
В ходе обучения у детей с ТМНР формируются сенсорно-перцептивные действия. Ребенок учится не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.
Планируемые результаты коррекционных занятий
Возможные предметные результаты:
Учащиеся приобретают знания:
- о частях тела;
- о функциональном назначении органов чувств;
- о свойствах и назначении различных материалов:
жидких (вода, масло, молоко);
текстильных (вата, ткань, мех, нитки);
мягких (глина, пластилин, резина);
сыпучих (крупы, песок, сахар, мука);
твердых (металл, дерево, пластмасса, стекло);
- четырех основных цветов.
Учащиеся приобретают умения:
-воспроизводить несложные ритмические рисунки отхлопыванием,
отстукиванием;
- ориентироваться на плоскости и в пространстве;
- классифицировать геометрические фигуры по цвету, форме, величине;
- дорисовывать простые изображения;
- различать окружающие звуки (название, источник);
- определять контрасты во вкусе продуктов;
- выполнять односложные инструкции;
- озвучивать собственные действия.
Содержание тем учебного курса
Разделы курса Кол-во часов Требования к знаниям и умениям обучающихся к концу изучения раздела Темы курса
Кол-во часов Содержание учебной темы
Зрительное восприятие 16 Фиксировать взгляд:
- на лице человека,
- на неподвижном светящемся предмете,
- на предмете, расположенном напротив,
- на движущемся предмете. Фиксация взгляда на лице человека.
Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете
Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном напротив ребенка
Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом
Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом.
Узнавание (различение) цвета объектов
3
2
3
3
2
3
Выполнение упражнений на фиксацию взгляда на лице человека (совместно с учителем, по подражанию)
Выполнение упражнений на фиксацию взгляда на неподвижном светящемся предмете (фонарик, светящиеся игрушки).
Выполнение упражнений на фиксацию взгляда на неподвижном предмете, расположенном (на уровне глаз, выше и ниже уровня глаз) напротив ребенка (справа, слева от ребенка).
Выполнение упражнений на прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад).
Выполнение упражнений на прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом
Выполнение упражнений на узнавание (различение) цвета объектов (красный, синий, желтый, зеленый, черный и др.).
Слуховое восприятие
15 Прослеживать за близко расположенным перемещающимся источником звука. Соотносить звук с его источником.
Находить одинаковые по звучанию объекты.
Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха (плеча, талии).
Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука.
Локализация неподвижного удаленного источника звука.
Соотнесение звука с его источником.
Нахождение одинаковых по звучанию объектов. 3
3
3
3
3
Выполнение упражнений на локализацию неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха (плеча, талии).
Выполнение упражнений на прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука.
Выполнение упражнений на локализацию неподвижного удаленного источника звука.
Выполнение упражнений на соотнесение звука с его источником.
Выполнение упражнений на нахождение одинаковых по звучанию объектов
Кинестетическое восприятие 20 Различать материалы по температуре, фактуре, влажности, вязкости.
Эмоционально-двигательная реакция на прикосновения.
Реакция на соприкосновение с материалами, различными по температуре, фактуре, вязкости.
Реакция на вибрацию, исходящую от объектов.
Реакция на давление на поверхность тела.
Реакция на горизонтальное (вертикальное) положение тела.
Реакция на положение частей тела.
Реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей.
Различение материалов по температуре, фактуре, влажности, вязкости.
3
3
2
2
2
2
3
3
Выполнение упражнений на выявление эмоционально-двигательной реакции на прикосновения человека.
Выполнение упражнений на выявление реакции на соприкосновение с материалами (дерево, металл, клейстер, пластмасса, бумага, вода и др.), различными по температуре (холодный, теплый), фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий).
Выполнение упражнений на выявление реакции на вибрацию, исходящую от объектов.
Выполнение упражнений на выявление реакции на давление на поверхность тела.
Выполнение упражнений на выявление реакции на горизонтальное (вертикальное) положение тела.
Выполнение упражнений на выявление реакции на положение частей тела.
Выполнение упражнений на выявление реакции на соприкосновение тела с разными видами поверхностей.
Выполнение упражнений на различение материалов (дерево, металл, клейстер, крупа, вода и др.) по температуре (холодный, горячий), фактуре (гладкий, шероховатый), влажности (мокрый, сухой), вязкости (жидкий, густой).
Восприятие запаха
6 Узнавать (различать) некоторые объекты по запаху (лимон, банан, хвоя, кофе и др.). Реакция на запахи.
Узнавание (различение) объектов по запаху (лимон, банан, хвоя, кофе и др.). 3
3 Выполнение упражнений на выявление реакции на запахи.
Выполнение упражнений на узнавание (различение) объектов по запаху (лимон, банан, хвоя, кофе и др.).
Восприятие вкуса
9 Узнавать (различать) продукты по вкусу (шоколад, груша и др.).
Узнавать (различать) основные вкусовые качества продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый). Реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый) и консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий).
Узнавание (различение) продуктов по вкусу (шоколад, груша и др.).
Узнавание (различение) основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый). 3
3
3
Выполнение упражнений на выявление реакции на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый) и консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий).
Выполнение упражнений на узнавание (различение) продуктов по вкусу (шоколад, груша и др.).
Выполнение упражнений на узнавание (различение) основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый).
Календарно-тематическое планирование

п/п тема урока кол-во часов дата урока элементы содержания практическая часть программы текущий и промежуточный контроль деятельность обучающихся
раздел 1. _Зрительное восприятие (16ч.)
1.1. Фиксация взгляда на лице человека.
3 1. Наблюдение за действиями учителя.
2. Выполнение упражнений совместно с учителем
3. Выполнение упражнений по подражанию.
4. Выполнение упражнений по инструкции учителя. Выполнение упражнений на фиксацию взгляда на лице человека (совместно с учителем, по подражанию)
Практическая работа
Наблюдение Слушать и выполнять действия совместно с учителем, по подражанию, по инструкции учителя
1.2. Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете
2 1. Наблюдение за действиями учителя.
2. Выполнение упражнений совместно с учителем
3. Выполнение упражнений по подражанию.
4. Выполнение упражнений по инструкции учителя. Выполнение упражнений на фиксацию взгляда на неподвижном светящемся предмете (фонарик, светящиеся игрушки).
Практическая работа
Наблюдение Слушать и выполнять действия совместно с учителем, по подражанию, по инструкции учителя
1.3. Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном напротив ребенка
3 1. Наблюдение за действиями учителя.
2. Выполнение упражнений совместно с учителем
3. Выполнение упражнений по подражанию.
4. Выполнение упражнений по инструкции учителя. Выполнение упражнений на фиксацию взгляда на неподвижном предмете, расположенном (на уровне глаз, выше и ниже уровня глаз) напротив ребенка (справа, слева от ребенка).
Практическая работа
Наблюдение Слушать и выполнять действия совместно с учителем, по подражанию, по инструкции учителя
1.4 Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом
3 1. Наблюдение за действиями учителя.
2. Выполнение упражнений совместно с учителем
3. Выполнение упражнений по подражанию.
4. Выполнение упражнений по инструкции учителя. Выполнение упражнений на прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад).
Практическая работа
Наблюдение Слушать и выполнять действия совместно с учителем, по подражанию, по инструкции учителя
1.5 Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом.
2 1. Наблюдение за действиями учителя.
2. Выполнение упражнений совместно с учителем
3. Выполнение упражнений по подражанию.
4. Выполнение упражнений по инструкции учителя. Выполнение упражнений на прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом
Практическая работа
Наблюдение Слушать и выполнять действия совместно с учителем, по подражанию, по инструкции учителя
1.6 Узнавание (различение) цвета объектов
3 1. Наблюдение за действиями учителя.
2. Выполнение упражнений совместно с учителем
3. Выполнение упражнений по подражанию.
4. Выполнение упражнений по инструкции учителя. Выполнение упражнений на узнавание (различение) цвета объектов (красный, синий, желтый, зеленый, черный и др.).
Индивидуальный опрос
Наблюдение Слушать и выполнять действия совместно с учителем, по подражанию, по инструкции учителя
раздел 2. Слуховое восприятие (15 ч.)
2.1 Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха (плеча, талии).
3 1. Наблюдение за действиями учителя.
2. Выполнение упражнений совместно с учителем
3. Выполнение упражнений по подражанию.
4. Выполнение упражнений по инструкции учителя. Выполнение упражнений на локализацию неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха (плеча, талии). Индивидуальный опрос
Наблюдение Слушать и выполнять действия совместно с учителем, по подражанию, по инструкции учителя
2.2 Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука.
3 1. Наблюдение за действиями учителя.
2. Выполнение упражнений совместно с учителем
3. Выполнение упражнений по подражанию.
4. Выполнение упражнений по инструкции учителя. Выполнение упражнений на прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука.
Индивидуальный опрос
Наблюдение Слушать и выполнять действия совместно с учителем, по подражанию, по инструкции учителя
2.3 Локализация неподвижного удаленного источника звука.
3 1. Наблюдение за действиями учителя.
2. Выполнение упражнений совместно с учителем
3. Выполнение упражнений по подражанию.
4. Выполнение упражнений по инструкции учителя. Выполнение упражнений на локализацию неподвижного удаленного источника звука.
Индивидуальный опрос
Наблюдение Слушать и выполнять действия совместно с учителем, по подражанию, по инструкции учителя
2.4 Соотнесение звука с его источником.
3 1. Наблюдение за действиями учителя.
2. Выполнение упражнений совместно с учителем
3. Выполнение упражнений по подражанию.
4. Выполнение упражнений по инструкции учителя. Выполнение упражнений на соотнесение звука с его источником.
Индивидуальный опрос
Наблюдение Слушать и выполнять действия совместно с учителем, по подражанию, по инструкции учителя
2.5 Нахождение одинаковых по звучанию объектов.
3 1. Наблюдение за действиями учителя.
2. Выполнение упражнений совместно с учителем
3. Выполнение упражнений по подражанию.
4. Выполнение упражнений по инструкции учителя. Выполнение упражнений на нахождение одинаковых по звучанию объектов Индивидуальный опрос
Наблюдение Слушать и выполнять действия совместно с учителем, по подражанию, по инструкции учителя
раздел 3. Кинестетическое восприятие (20 ч.)
3.1 Эмоционально-двигательная реакция на прикосновения.
3
1. Наблюдение за действиями учителя.
2. Выполнение упражнений совместно с учителем
3. Выполнение упражнений по подражанию.
4. Выполнение упражнений по инструкции учителя. Выполнение упражнений на выявление эмоционально-двигательной реакции на прикосновения человека.
Индивидуальный опрос
Наблюдение Слушать и выполнять действия совместно с учителем, по подражанию, по инструкции учителя
3.2 Реакция на соприкосновение с материалами, различными по температуре, фактуре, вязкости.
3
1. Наблюдение за действиями учителя.
2. Выполнение упражнений совместно с учителем
3. Выполнение упражнений по подражанию.
4. Выполнение упражнений по инструкции учителя. Выполнение упражнений на выявление реакции на соприкосновение с материалами (дерево, металл, клейстер, пластмасса, бумага, вода и др.), различными по температуре (холодный, теплый), фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий). Индивидуальный опрос
Наблюдение Слушать и выполнять действия совместно с учителем, по подражанию, по инструкции учителя
3.3
Реакция на вибрацию, исходящую от объектов.
2
1. Наблюдение за действиями учителя.
2. Выполнение упражнений совместно с учителем
3. Выполнение упражнений по подражанию.
4. Выполнение упражнений по инструкции учителя. Выполнение упражнений на выявление реакции на вибрацию, исходящую от объектов.
Индивидуальный опрос
Наблюдение Слушать и выполнять действия совместно с учителем, по подражанию, по инструкции учителя
3.4 Реакция на давление на поверхность тела.
2
1. Наблюдение за действиями учителя.
2. Выполнение упражнений совместно с учителем
3. Выполнение упражнений по подражанию.
4. Выполнение упражнений по инструкции учителя. Выполнение упражнений на выявление реакции на давление на поверхность тела.
Индивидуальный опрос
Наблюдение Слушать и выполнять действия совместно с учителем, по подражанию, по инструкции учителя
3.5 Реакция на горизонтальное (вертикальное) положение тела.
2
1. Наблюдение за действиями учителя.
2. Выполнение упражнений совместно с учителем
3. Выполнение упражнений по подражанию.
4. Выполнение упражнений по инструкции учителя. Выполнение упражнений на выявление реакции на горизонтальное (вертикальное) положение тела.
Индивидуальный опрос
Наблюдение Слушать и выполнять действия совместно с учителем, по подражанию, по инструкции учителя
3.6 Реакция на положение частей тела.
2 1. Наблюдение за действиями учителя.
2. Выполнение упражнений совместно с учителем
3. Выполнение упражнений по подражанию.
4. Выполнение упражнений по инструкции учителя. Выполнение упражнений на выявление реакции на положение частей тела.
Индивидуальный опрос
Наблюдение Слушать и выполнять действия совместно с учителем, по подражанию, по инструкции учителя
3.7 Реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей.
3 1. Наблюдение за действиями учителя.
2. Выполнение упражнений совместно с учителем
3. Выполнение упражнений по подражанию.
4. Выполнение упражнений по инструкции учителя. Выполнение упражнений на выявление реакции на соприкосновение тела с разными видами поверхностей.
Индивидуальный опрос
Наблюдение Слушать и выполнять действия совместно с учителем, по подражанию, по инструкции учителя
3.8 Различение материалов по температуре, фактуре, влажности, вязкости.
3 1. Наблюдение за действиями учителя.
2. Выполнение упражнений совместно с учителем
3. Выполнение упражнений по подражанию.
4. Выполнение упражнений по инструкции учителя. Выполнение упражнений на различение материалов (дерево, металл, клейстер, крупа, вода и др.) по температуре (холодный, горячий), фактуре (гладкий, шероховатый), влажности (мокрый, сухой), вязкости (жидкий, густой).
Индивидуальный опрос
Наблюдение Слушать и выполнять действия совместно с учителем, по подражанию, по инструкции учителя
раздел 4. Восприятие запаха (6 ч.)
4.1 Реакция на запахи.
3 1. Наблюдение за действиями учителя.
2. Выполнение упражнений совместно с учителем
3. Выполнение упражнений по подражанию.
4. Выполнение упражнений по инструкции учителя. Выполнение упражнений на выявление реакции на запахи.
Индивидуальный опрос
Наблюдение Слушать и выполнять действия совместно с учителем, по подражанию, по инструкции учителя
4.2 Узнавание (различение) объектов по запаху (лимон, банан, хвоя, кофе и др.). 3 1. Наблюдение за действиями учителя.
2. Выполнение упражнений совместно с учителем
3. Выполнение упражнений по подражанию.
4. Выполнение упражнений по инструкции учителя. Выполнение упражнений на узнавание (различение) объектов по запаху (лимон, банан, хвоя, кофе и др.). Индивидуальный опрос
Наблюдение Слушать и выполнять действия совместно с учителем, по подражанию, по инструкции учителя
раздел 5. Восприятие вкуса (9 ч.)
5.1 Реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый) и консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий).
3 1. Наблюдение за действиями учителя.
2. Выполнение упражнений совместно с учителем
3. Выполнение упражнений по подражанию.
4. Выполнение упражнений по инструкции учителя. Выполнение упражнений на выявление реакции на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый) и консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий).
Индивидуальный опрос
Наблюдение Слушать и выполнять действия совместно с учителем, по подражанию, по инструкции учителя
5.2 Узнавание (различение) продуктов по вкусу (шоколад, груша и др.).
3 1. Наблюдение за действиями учителя.
2. Выполнение упражнений совместно с учителем
3. Выполнение упражнений по подражанию.
4. Выполнение упражнений по инструкции учителя. Выполнение упражнений на узнавание (различение) продуктов по вкусу (шоколад, груша и др.).
Индивидуальный опрос
Наблюдение Слушать и выполнять действия совместно с учителем, по подражанию, по инструкции учителя
5.3 Узнавание (различение) основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый). 3 1. Наблюдение за действиями учителя.
2. Выполнение упражнений совместно с учителем
3. Выполнение упражнений по подражанию.
4. Выполнение упражнений по инструкции учителя. Выполнение упражнений на узнавание (различение) основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый). Индивидуальный опрос
Наблюдение Слушать и выполнять действия совместно с учителем, по подражанию, по инструкции учителя
Описание материально-технического обеспечения
Для реализации программы необходимо специальное материально-техническое оснащение, включающее: оборудованную сенсорную комнату, сухой (шариковый) и водный бассейны, игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами, образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности, сенсорные панели, наборы аромобаночек, вибромассажеры и т.д.