Рабочая программа по предмету Речь и альтернативная коммуникация


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Старозятцинская школа-интернат»
Рабочая программа
Речь и альтернативная коммуникация
2 класс
Рассмотрено
Методическое объединение
Протокол от «___» _________ 20__ г. № ___
Согласовано
Педагогический совет
Протокол от «___» _________ 20__ г. № ___
УТВЕРЖДАЮ
Директор
___________
Приказ от «___» _________ 20__ г. № ___
Составил:
Рецензент:
2016-2017 г.г.
Рецензия
на рабочую программу учителя
Старозятцинской школы-интерната.
Вахрушевой Елены Аркадьевны
По предмету: Речь и альтернативная
коммуникация 2 класс на 2016- 2017 учебный год

Рабочая программа составлена из расчета 3 часа в неделю,
102 часа за учебный год, что 100% соответствует учебному плану.
Содержит основные разделы:
- титульный лист
- пояснительную записку к программе
- учебно-тематический план
- календарно-тематическое планирование
- перечень учебно-методического обеспечения
- список литературы для учащихся
Форма и содержание данных результатов отвечают требованиям, установленным в Положении о рабочей программе педагога школы. Программа может быть использована в качестве рабочей.
Рецензент: ___________________ Соболева Н.И. зам. директора по УВР
Пояснительная записка.
Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. Физические ограничения при ДЦП затрудняют формирование экспрессивных движений (мимика, указательные жесты и др.), работу артикуляционного аппарата, дети с трудом произносят отдельные звуки и слоги. У детей, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено, либо невозможно.
В связи с этим, обучение детей речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.
Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыковс использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение.
Содержание предмета «речь и альтернативная коммуникация» представлено следующими разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо».
Образовательные задачи по коммуникации направлены на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта. При составлении специальной индивидуальной программы развития выбираются обучающиезадачи и, в зависимости от возможностей ребенка, подбирается средство коммуникации для реализации поставленных задач. Если ребенок не владеет устной речью, ему подбирается альтернативное средство коммуникации, например, жест, пиктограмма или др. К альтернативным средствам коммуникации относятся: взгляд, жест, мимика, предмет, графические изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма, напечатанное слово), электронные устройства (коммуникативные кнопки, коммуникаторы, планшетные компьютеры, компьютеры).
Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» включает импрессивную и экспрессивную речь. Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения понимать обращенную речь. Задачи по развитию экспрессивной речи направлены на формирование умения употреблять в ходе общения слоги, слова, строить предложения, связные высказывания. Ребенок, не владеющий устной речью, учится общаться, пользуясь альтернативными средствами. Обучение импрессивной речи и экспрессивной проводится параллельно.
Раздел «Чтение и письмо» включает глобальное чтение, предпосылки к осмысленному чтению и письму, начальные навыки чтения и письма.
В учебном плане предмет представлен с 1 по 13 год обучения. С обучающимися, нуждающимися в дополнительной индивидуальной работе, осуществляются коррекционно-развивающие занятия, где также формируются коммуникативные навыки, в том числе с использованием технологий по альтернативной коммуникации.
Материально-техническое оснащение учебного предмета «Общение» включает:
графические средства для альтернативной коммуникации: таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения; сюжетные картинки с различной тематикой для развития речи;
электронные устройства для альтернативной коммуникации: записывающие и воспроизводящие устройства, коммуникаторы (например, Language Master “Big Mac”, “Step by step”, “GoTalk”, “MinTalker” и др.), компьютерные устройства, синтезирующие речь (например, планшетный компьютер и др.);
информационно-программное обеспечение: компьютерные программы для создания пиктограмм (например, “Boardmaker”, “Alladin” и др.), системы символов (например, “Bliss”); компьютерные программы для общения (например, «Общение» и др.), обучающие компьютерные программы и программы для коррекции различных нарушений речи;
аудио и видеоматериалы.
Учебно-тематический план

п/п «Название раздела темы» Количество часов
Всего
Часов теория практика Экскурсия Контр.
1 Повторение пройденного материала. 25 23 2 2 Развитие речи
средствами вербальной и невербальной коммуникации.
Импрессивная речь. 33 32 1 3 Экспрессивная речь. 21 21 4 Чтение и письмо. Глобальное чтение. 23 23 Объем учебной нагрузки
Четверть Кол-во часов в неделю Кол-во недель Всего часов
1 четверть 3 9 25
2 четверть 3 7 23
3 четверть 3 10 28
4 четверть 3 8 26
Итого: 34 Итого: 102

Учебно–тематическое планирование.
Предмет: Речь и альтернативная коммуникация.
Класс 2.
1 четверть (9 недель - 25 уроков)
№ Дата Тема урока. Ученик должен знать Ученик должен уметь Ключевые слова и понятия Межпредметные связи
1. Раздел : Повторение пройденного материала.
1.1 02.09.2016 Реагирование на собственное имя. Знать свое имя, имена взрослых. Отзываться на собственное имя. Знать свое имя. Упражнение «Назови свое имя». Имя, твое, мое. Развитие речи.
1.2 05.09.2016 Слуховой контакт с собеседником. Знать свое имя. Слуховой и зрительный контакт во время диалога. Узнавать собственное имя. Игра «Узнай имя». Свое имя, имена товарищей. Развитие речи.
1.3 07.09.2016 Зрительный контакт с собеседником. Обращенную речь во время беседы. Вступать в диалог с собеседником. Зрительный контакт. Развитие речи. Окружающий мир.
1.4 09.09.2016 Зрительный контакт с собеседником. . Обращенную речь во время беседы, по именам окружающих людей. Устанавливать зрительный контакт с собеседником. Реагировать на собственное имя. Мое имя., контакт. Окружающий социальный мир.
1.5 12.09.2016 Слуховой контакт с собеседником. Имена окружающих. Уметь воспринимать на слух имя человека. Установление слухового контакта с собеседником. Воспринимать на слух свое имя. Игра «Узнай по описанию». Окружающий социальный мир.
1.6 14.09.2016 Слуховой контакт с собеседником. Обращенную речь. Воспринимать на слух имена людей.. Игра «Пойми меня». Окружающий социальный мир.
1.7 16.09.2016 Эмоциональный контакт с собеседником Радость, печаль, тоску. Эмоционально реагировать на всякие изменения вокруг. Эмоции, радость, тоска. Окружающий социальный мир.
1.8 19.09.2016 Эмоциональный контакт с собеседником. Радость, печаль, тоску. Эмоционально реагировать на всякие изменения вокруг. Игра «Опиши эмоции».. Окружающий социальный мир. Развитие речи.
1.9 21.09.2016 Согласие (несогласие) звуком (словом). Согласие и несогласие в звуковой и словесной форме. Уметь соглашаться или не соглашаться доступными речевыми средствами. Согласен, несогласен. Развитие речи.
1.10 23.09.2016 Согласие (несогласие) звуком (словом). Согласие и несогласие в звуковой и словесной форме. Уметь соглашаться или не соглашаться доступными речевыми средствами Согласие или несогласие. Развитие речи.
1.11 26.09.2016 Сотрудничество в общении. Роль собеседника. Поддерживать дружеские отношения в общении. Уметь сотрудничать в процессе общения. Развитие речи. Окружающий социальный мир.
1.12 28.09.2016 Сотрудничество в общении. Роль собеседника. Поддерживать дружеские отношения в общении, умение налаживать слуховой и зрительный контакт. Упражнения и игры «Внимательно слушай и рисуй», «Разведчики», «Кто самый внимательный?». Окружающий социальный мир.
1.13 30.09.2016 Приветствие собеседника звуком (словом). Знать имя собеседника, слова и жесты приветствия. Употреблять в общении слова и жесты приветствия. Привет, здравствуй. Развитие речи.
1.14 03.10.2016 Приветствие собеседника звуком (словом). Знать имя собеседника, слова и жесты приветствия Употреблять в общении слова и жесты приветствия Здравствуй. Развитие речи.
1.15 05.10.2016 Прощание с собеседником звуком (словом). Знать свое имя, имя собеседника. Жесты и слова прощания. Употреблять в разговоре слова и жесты прощания. Пока, до свидания. Развитие речи.
1.16 07.10.2016 Прощание с собеседником звуком (словом). Знать свое имя, имя собеседника. Жесты и слова прощания. Употреблять в разговоре слова и жесты прощания Уметь прощаться с собеседником звуком (словом). Развитие речи.
1.17 10.10.2016 Выражение благодарности звуком (словом). Слова благодарности. Употребление в разговорной речи слов благодарности. Благодарю, спасибо. Развитие речи.
1.18 12.10.2016 Выражение благодарности звуком (словом). Слова благодарности Употребление в разговорной речи слов благодарности. «Что услышал, повтори». Развитие речи.
1.19 14.10.2016 Выражение мимикой согласия (несогласия Свое имя и имя собеседника.
Ответные реплики. Отвечать в любой речевой форме на вопрос. Согласен, не согласен. Развитие речи.
1.20 17.10.2016 Выражение мимикой согласия (несогласия). Слова согласия и несогласия. Употреблять в невербальном общении. Согласен, несогласен. Развитие речи.
1.21 19.10.2016 Выражение жестом согласия (несогласия). Жесты согласия и несогласия.
Употреблять в невербальном общении.
Сопровождать жестами и мимикой одновременно в процессе выполнения последовательных действий по инструкции учителя.
Согласен, несогласен. Адаптивная физкультура. Развитие речи.
1.22 21.10.2016 Выражение жестом согласия (несогласия). Жесты согласия и несогласия. Употреблять в невербальном общении. Согласен, несогласен. Адаптивная физкультура. Развитие речи.
1.23 24.10.2016 Выражение звучащим предметом согласия. Слова несогласия в разных речевых формах. Использование звучащего предмета для выражения согласия. Игры на развитие слухового восприятия «Что звучало?», «Шагаем и танцуем». Развитие речи.
1.24 26.10.2016 Выражение звучащим предметом несогласия. Выражения и действия несогласия предметом. Употреблять в общении в доступной форме выражения и действия несогласия. Использование звучащего предмета для выражения несогласия. Развитие речи. Музыка и движение.
1.25 28.10.2016 Выражение звучащим предметом несогласия.
Выражения и действия несогласия. Употреблять в общении в доступной форме выражения и действия несогласия. Использование звучащего предмета для выражения несогласия. Окружающий природный мир.
2 четверть (7 недель-21 урок)
2. Раздел: Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.
Импрессивная речь.
2.1 07.11.2016 Слова, обозначающие предмет игрушки. Слова относящиеся к теме игрушки. Понимать слова, обозначающих игрушки. Назначение предмета. Игрушки, играть. Игрушки, играть. Развитие речи.
2.2 09.11.2016 Слова, обозначающие предмет посуду. Слова ,относящиеся к теме посуда. Понимать слова, обозначающие предмет посуда. Понимать назначение предмета посуда. Посуда, кушать. Посуда, тарелка, ложка. Развитие речи. Окружающий мир. Человек.
2.3 11.11.2016 Слова, обозначающие предмет мебель. Слова ,относящиеся к теме мебель. Понимать слова, обозначающие предмет мебель. Понимать назначение предмета мебель. Мебель, мебельный, стул, стол. Мебель, диван, кровать. Развитие речи. Человек.
2.4 14.11.2016 Слова, обозначающие предмет животных. Слова ,относящиеся к теме животные. Понимание слов, обозначающих предмет животные. Различать животных по внешнему виду. Волк, медведь. Игра «Третий лишний». Развитие речи. Окружающий природный мир.
2.5 16.11.2016 Слова, обозначающие предмет овощи. Слова, относящиеся к теме овощи. Понимание слов, обозначающих предмет овощи. Различать слова, обозначающие овощи. Овощи. Игра «Найди овощ на картинке» Развитие речи. Окружающий природный мир.
2.6 18.11.2016 Слова, обозначающие предмет фрукты. Слова относящиеся к теме фрукты. Понимание слов, обозначающих предмет фрукты. Фрукты, яблоко. Развитие речи. Окружающий природный мир.
2.7 21.11.2016 Слова, обозначающие предмет школьные принадлежности. Слова относящиеся к теме школьные принадлежности. Понимание слов, обозначающих предмет школьные принадлежности. Выбрать из предметов школьные принадлежности Пенал, тетрадь. Развитие речи. Окружающий социальны мир.
2.8 23.11.2016 Слова, обозначающие предмет одежда. Знание слов относящихся к теме одежда. Понимание слов, обозначающих предмет одежда. Понимать, что относится к предмету одежда. Одежда.. Развитие речи. Человек.
2.9 25.11.2016 Слова, обозначающие предмет обувь. Понимание слов, обозначающих предмет обувь. Одеть, туфли, сапоги. 2. 10 28.11.2016 Слова, обозначающие признак предмета: цвет. Слова, относящиеся к теме цвет предмета. Понимание слов, обозначающих признак предмета: цвет. Знать основные цвета. Красный, синий, желтый. Развитие речи.
2.11 30.11.2016 Слова, обозначающие признак предмета: величина. Слова относящиеся к величине. Понимание слов, обозначающих признак предмета: величина. Различать предмет по величине большой-маленький. Большой-маленький. Развитие речи.
2.12 02.12.2016 Слова, обозначающие признак предмета: форма. Слова, относящиеся к признаку предмета: форма. Понимание слов, обозначающих признак предмета: форма. Отличат предмет по форме: круглый. Игра-ассоциация «Найди по форме». Развитие речи.
2.13 05.12.2016 Слова, обозначающие признак предмета: цвет, величина, форма Слова относящиеся к признаку предмета: цвет, величина, форма. Понимание слов, обозначающих признак предмета: цвет, величина, форма. Форма. Найди и угадай по цвету, величине. Развитие речи.
2.14 07.12.2016 Слова, обозначающие признак предмета: цвет, величина. Слова, относящиеся к теме цвет, величина. Понимание слов, обозначающих признак предмета: цвет, величина, форма. Форма, большой маленький. Развитие речи.
2.15 09.12.2016 Слова, обозначающие действия предмета: пить. Слова относящиеся к действию: пить.. Понимание слов обозначающих действия предмета: пить. Пить. Развитие речи.
2.16 12.12.2016 Слова, обозначающие действия предмета есть. Слова относящиеся к действию: пить.. Понимание слов обозначающих действия предмета: пить Пить. Развитие речи. Человек.
2.17 14.12.2016 Слова, обозначающие действия предмета: сидеть. Слова относящиеся к действию: сидеть. Понимание слов обозначающих действия предмета: сидеть. Сидеть. Развитие речи.
2.18 16.12.2016 Понимание слов обозначающих действия предмета: стоять. Слова: стоять. Понимание слов обозначающих действия предмета: стоять. Понимание слов обозначающих действия предмета: стоять. Развитие речи.
2.19 19.12.2016 Понимание слов обозначающих действия предмета: бегать. Слова: бегать. Понимать смысл слова: бегать. Выполнять команду. Бегать. Развитие речи.
2.20 21.12.2016 Слова, обозначающие действия предмета: спать Слова , относящиеся к действию спать. Понимание слов обозначающих действия предмета спать. Спать, ночь. Развитие речи.
2.21 23.12.2016 Слова, обозначающие действия предмета: рисовать. Слова, относящиеся к действию предмета: рисовать. Понимание слов обозначающих действия предмета рисовать. Рисовать, рисунки. Развитие речи.
2.22 26.12.2016 Слова, обозначающие действия предмета: рисовать Слова, относящиеся действия предмета: рисовать. Понимание слов обозначающих действия предмета рисовать. Рисовать. Развитие речи.
2.23 28.12.2016 Слова, обозначающие действия предмета: играть. Слова, относящиеся действия предмета : играть. Понимание слов обозначающих действия предмета играть. Играть. Развитие речи.
3 четверть (10 недель – 28 уроков)
2.24 11.01.2017 Слова, обозначающие действия предмета: играть. Слова, относящиеся к действию играть. Понимание слов обозначающих действия предмета играть. Играть, игрушки. Развитие речи.
2.25 13.01.2017 Слова, обозначающие действия предмета: гулять. Слова, относящиеся к действию гулять. Понимание слов обозначающих действия предмета гулять. Понимание слов обозначающих действия предмета гулять. Развитие речи.
2.26 16.01.2017 Узнавание имен учащихся класса. Знать имена учащихся в классе. Называть по имени учащихся. Имена. Развитие речи. Окружающий социальный мир.
2.27 18.01.2017 Различение имен учащихся класса. Различать по именам учащихся. Различать имен учащихся класса. Имена учащихся. Развитие речи. Окружающий социальный мир.
2.28 20.01.2017 Узнавание (различение) имен педагогов. Имена педагогов. Употреблять в речи имена педагогов. Имена педагогов. Окружающий социальный мир.
2.29 23.01.2017 Узнавание (различение) имен педагогов. Понятие педагог. Имена педагогов. Узнавать (различение) имен педагогов. Обращение, имя педагога. Окружающий социальный мир.
2.30 25.01.2017 Узнавание (различение) имен членов семьи. Что такое семья. Имена членов семьи Узнавать (различать) имена членов семьи. Члены семьи, мама,папа. Окружающий социальный мир. Человек.
2.31 27.01.2017 Понимание слов, обозначающих признак предмета: цвет. Слова, относящиеся к признаку предмета: цвет. Понимать, различать слова, обозначающие признак предмета : цвет. Цвет, предмета. Развитие речи.
2.32 30.01.2017 Понимание слов, обозначающих признак предмета: величина. Слова, относящиеся к теме: величина. Что такое величина. Понимать слова, обозначающие признак предмета: величина. Большой-маленький. Математические представления.
2.33 01.02.2017 Понимание слов, обозначающих признак предмета: форма. Слова, относящиеся к теме: форма. Что такое форма. Понимать слова, обозначающие признак предмета: форма. Понимать слова, обозначающие признак предмета: форма. Математические представления.
3. Раздел: Экспрессивная речь.
3.1 03.02.2017 Называние имен учащихся класса. Имена учащихся в классе. Называть в словесной форме и различать по именам учащихся класса. Имена, класс. Развитее речи.
3.2 06.02.2017 Называние имен педагогов. Имена педагогов Называть в словесной форме имена педагогов. Имена, педагог. Окружающий социальный мир.
3.3 08.02.2017 Называние имен членов семьи. Знать имена членов семьи. Называть в словесной форме имена членов семьи. Член семьи, имя. Развитие речи. Окружающий социальный мир.
3.4 10.02.2017 Называние слов, обозначающих предмет :игрушки. Слова, относящиеся к теме игрушки. Называть слова, обозначающие предмет: игрушки. Игрушки, играть. Окружающий социальный мир.
3.5 13.02.2017 Называние слов, обозначающих предмет: посуда. Слова, обозначающие предмет: посуда. Называть (употреблять) в словесной форме, обозначающие предмет: посуда. Посуда, тарелка, чашка. Окружающий мир. Развитие речи.
3.6 15.02.2017 Называние слов, обозначающих предмет: мебель. Слова, обозначающие предмет: мебель. Называть (употреблять) слова обозначающих предмет: мебель. Мебель, кровать. Человек. Развитие речи.
3.7 17.02.2017 Называние слов, обозначающих предмет: животные. Слова, обозначающие предмет: животные. Называть (употреблять) слова, обозначающие предмет животные. Животные. Развитие речи.
3.8 20.02.2017 Называние слов, обозначающих предмет: овощи. Слова, обозначающие предмет: овощи. Называть (употреблять) слова, обозначающие предмет овощи. Овощи. Развитие речи.
3.9 22.02.2017 Называние слов, обозначающих предмет : фрукты. Слова, обозначающие предмет: фрукты. Называть (употреблять) слова, обозначающие предмет фрукты. Фрукты. Развитие речи.
3.10 24.02.2017 Называние слов, обозначающих предмет: школьные принадлежности. Слова, обозначающие предмет: школьные принадлежности. Называть слова, обозначающие предмет школьные принадлежности. Школа, школьные принадлежности. Развитие речи.
3.11 27.02.2017 Называние слов, обозначающих предмет : одежда. Слова, обозначающие предмет: одежда. Называть (употреблять) слова, обозначающие предмет одежда. Одежда. Развитие речи. Окружающий мир.
3.12 01.03.2017 Называние слов, обозначающих предмет : обувь. Слова, обозначающие предмет: обувь. Называть (употреблять) слова, обозначающие предмет: обувь. Обувь, сапоги, тапочки, туфли. Развитие речи.
3.13 03.03.2017 Называние слов, обозначающих признак предмета : цвет. Слова, обозначающие признак предмета: цвет.. Называть (употреблять) слова, обозначающие признак предмета: цвет. Цветной, цвет, разноцветный. Развитие речи.
3.14 06.03.2017 Называние слов, обозначающих признак предмета: величина. Слова, обозначающие предмет: величина. Называть (употреблять) слова, обозначающих признак предмета: величина. Большой-маленький. Развитие речи.
3.15 10.03.2017 Называние слов, обозначающих признак предмета: форма. Слова, обозначающие признак предмета: форма. Называть (употреблять) слова, обозначающих признак предмета: форма. Форма, круглый, квадратный. Математические представления.
3.16 13.03.2017 Называние слов обозначающих действия предмета: пить. Слова, обозначающие действие предмет: пить. Называть (употреблять) слова обозначающие действия предмета : пить. Пить, чашка. Развитие речи.
3.17 15.03.2017 Называние слов обозначающих действия предмета: есть, сидеть. Слова, обозначающие действие предмета: есть, сидеть. Называть (употреблять) слова обозначающие действия предмета есть, сидеть. Есть, сидеть. Развитие речи. Адаптивная физкультура.
3.18 17.03.2017 Называние слов обозначающих действия предмета: стоять, бегать. Слова, обозначающие действия предметов: стоять, бегать. Называть (употреблять) слова обозначающие действия предмета стоять, бегать. Стоять, бегать. Развитие речи. Адаптивная физкультура.
4 четверть (8 недель-24 урока)
3.19 27.03.2017 Называние слов обозначающих действия предмета: спать, рисовать. Слова, обозначающие действия предмета: спать, рисовать. Называть (употреблять) слова обозначающих действия предмета спать, рисовать. Спит, рисует. Окружающий мир.
3.20 29.03.2017 Называние слов обозначающих действия предмет: спать, рисовать. Слова, обозначающие действие предмета: спать, рисовать. Называть (употреблять) слова обозначающих действия предмета спать, рисовать. Спать, рисовать. Развитие речи.
3.21 31.03.2017 Называние слов обозначающих действия предмета : играть, гулять. Слова, обозначающие действие предмета:играть, гулять. Называть (употреблять) слова обозначающие действия предмета играть, гулять. Играют, гуляют. Развитие речи.
4. Раздел: Чтение и письмо. Глобальное чтение.
4.1 03.04.2017 Работа по карточкам с напечатанными словами, обозначающие имена людей. Понимание слов на карточках. Узнавать слова обозначающие имя. Карточки со словами, имена людей. Развитие речи.
4.2 05.04.2017 Работа по карточкам с напечатанными словами, обозначающие названия предметов. Знать буквенные значения на карточках. Узнавать слова обозначающих названия предметов. Карточки с изображением предметов с буквенным выражением. Развитие речи.
4.3 07.04.2017 Работа по карточкам с напечатанными словами, обозначающие действие предметов.. Знать буквенные значения на карточках с изображением действий предметов. Узнавать слова обозначающих действие предметов. Карточки со словами. Пиктограммы. Развитие речи.
4.4 10.04.2017 Использование карточек с напечатанными словами, обозначающими названия предметов, действия предметов. Слова, на карточках означающие действия предметов, сопоставлять с буквенным значением. Использовать карточки с напечатанными словами обозначающими названия предметов, действия предметов. Карточки со словами. Развитие речи.
4.5 12.04.2017 Узнавание образов графем (букв). Образы букв. Узнавать (различать) образы графем (букв). Изображение букв, графем. Изобразительная деятельность. Развитие речи.
4.6 14.04.2017 Графические действия с использованием элементов букв: обводка. Элементы букв. Обводить графем (букв). Целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога. Выполнять согласованно действия и движения разных частей тела. Пользоваться письменными принадлежностями. Изображение букв, название букв. Развитие речи. Изобразительная деятельность.
4.7 17.04.2017 Печатание букв элементов графем. Графическое изображение букв. Графические действия с использованием элементов графем: печатание букв Понимание понятий определяющих направления движения «направо, налево», «кругом». Употребление их в самостоятельной речи. Буква, графем. Математические представления.
4.8 19.04.2017 Графические действия с использованием элементов графем: печатание букв. Изображение букв. Графические действия с использованием элементов графем: печатание букв Действовать по инструкции. Буквы, печатать. Развитие речи.
4.9 21.04.2017 Графические действия с использованием элементов графем: печатание букв (слов). Изображение букв. Графические действия с использованием элементов графем: печатание букв (слов). Печатать буквы. Изобразительная деятельность.
4.10 24.04.2017 Графические действия с использованием элементов графем: печатание букв (слов). Изображение букв графически. Графические действия с использованием элементов графем: печатание букв (слов). Буквы, слова. Развитие речи.
4.11 26.04.2017 Узнавание звука в слоге (слове). Звуки в словах. Узнавать звук в слове. Словесное обозначение. Повторять звуки. Звук, в слове, в слоге. Развитие речи.
4.12 28.04.2017 Соотнесение звука с буквой. Соотношение звука и буквы. Соотносить звук с буквой. Буква, звук. Развитие речи.
4.3 03.05.2017 Соотнесение звука с буквой. Звуки, буквы. Соотносить звук с буквой. Звук, буква. Развитие речи.
4.4 05.05.2017 Узнавание графического изображения буквы в слоге (слове). Графическое изображение буквы. Различениеграфического изображения буквы в слоге (слове). Графическое изображение. Развитие речи. Изобразительная деятельность.
4.5 08.05.2017 Узнавание и различение букв. Буквы в словах, в печатных текстах. Узнавать и различать буквы. Изображение букв. Изобразительная деятельность.
4.6 10.05.2017 Узнавание и различение букв. Буквы в словах. Узнавать и различать буквы. Буква, слово. Развитие речи.
4.7 12.05.2017 Написание буквы. Изображение буквы. Графически изображать букву.. Буква, изображать. Развитие речи.
4.8 15.05.2017 Написание буквы по точкам. Знать буквы. Писать буквы по точкам. Изображать буквы. Изобразительная деятельность.
4.9 17.05.2017 Написание буквы по точкам. Знать буквы. Писать буквы по точкам. Изображение букв. Изобразительная деятельность.
4.10 19.05.2017 Написание буквы по контуру. Буквы. Писать буквы по контуру. Графическое изображение букв. Изобразительная деятельность.
4.11 22.05.2017 Написание буквы по образцу. Правила написания букв по образцу. Писать буквы по образцу. Писать букву. Изобразительная деятельность.
4.12 24.05.2017 Написание буквы по контуру, по точкам, по образцу. Правила написания букв по контуру и образцу. Писать буквы различным способом. Образец, по контуру, по точкам. Изобразительная деятельность.
4.13 26.05.2017 Урок-путешествие. Буквы в словах и текстах. Закреплять полученные знания. Писать, буквы, в словах, в слоге. Развитие речи.
Список литературы
Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под. ред. Л.Б. Баряева, Н.Н. Яковлевой. – СПб.; ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2011.
Некоторые психолого-педагогические показатели разграничения степеней умственной отсталости у детей на начальном этапе школьного обучения. С.Д.Забрамная, Т.Н.Исаева
Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов./Гаврина С.Е., КутявинаН.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Художники Г.В.Соколов, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1998.
Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. Для педагога – дефектолога. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
Янушко,Елена. Помоги малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет./Елена Янушко. – Изд.7-е.-М.: Теревинф, 2010.
Е.А. Екжанова, Е. А Стрелебева Коррекционно-развивающее обучение и воспитание.- Москва «Просвещение» 2003.А.Р. Маллер, Г. В. Цикото, Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. Москва.