Программа коррекционных курсов Речь и альтернативная коммуникация для 1 класса по ФГОС специальной (коррекционной) школы


РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
Пояснительная записка.
Данная программа составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2).Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. Физические ограничения при ДЦП затрудняют формирование экспрессивных движений (мимика, указательные жесты и др.), работу артикуляционного аппарата, дети с трудом произносят отдельные звуки и слоги. У детей, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено, либо невозможно.
В связи с этим, обучение детей речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.
Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыковс использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение.
Содержание предмета «речь и альтернативная коммуникация» представлено следующими разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо».
Образовательные задачи по коммуникации направлены на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта. При составлении специальной индивидуальной программы развития выбираются обучающие задачи и, в зависимости от возможностей ребенка, подбирается средство коммуникации для реализации поставленных задач. Если ребенок не владеет устной речью, ему подбирается альтернативное средство коммуникации, например, жест, пиктограмма или др. К альтернативным средствам коммуникации относятся: взгляд, жест, мимика, предмет, графические изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма, напечатанное слово), электронные устройства (коммуникативные кнопки, коммуникаторы, планшетные компьютеры, компьютеры).
Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» включает импрессивную и экспрессивную речь. Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения понимать обращенную речь. Задачи по развитию экспрессивной речи направлены на формирование умения употреблять в ходе общения слоги, слова, строить предложения, связные высказывания. Ребенок, не владеющий устной речью, учится общаться, пользуясь альтернативными средствами. Обучение импрессивной речи и экспрессивной проводится параллельно.
Раздел «Чтение и письмо» включает глобальное чтение, предпосылки к осмысленному чтению и письму, начальные навыки чтения и письма.
В учебном плане предмет представлен с 1 по 13 год обучения. С обучающимися, нуждающимися в дополнительной индивидуальной работе, осуществляются коррекционно-развивающие занятия, где также формируются коммуникативные навыки, в том числе с использованием технологий по альтернативной коммуникации.
Материально-техническое оснащение учебного предмета «Общение» включает:
графические средства для альтернативной коммуникации: таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения; сюжетные картинки с различной тематикой для развития речи;
электронные устройства для альтернативной коммуникации: записывающие и воспроизводящие устройства, коммуникаторы;
информационно-программное обеспечение: компьютерные программы для создания пиктограмм,системы символов; компьютерные программы для общения (например, «Общение» и др.), обучающие компьютерные программы и программы для коррекции различных нарушений речи;
аудио и видеоматериалы.
Примерное содержание предмета
Коммуникация
Коммуникация с использованием вербальных средств.
Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседника. Реагирование на собственное имя.Приветствие собеседника звуком (словом, предложением).Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением).Выражение своих желаний звуком (словом, предложением).Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом, предложением).Выражение согласия (несогласия) звуком (словом, предложением).Выражение благодарности звуком (словом, предложением).Ответы на вопросы словом (предложением).Задавание вопросов предложением. Поддержание диалога на заданную тему: поддержание зрительного контакта с собеседником, соблюдение дистанции (очередности) в разговоре. Прощание с собеседником звуком (словом, предложением).
Коммуникация с использованием невербальных средств.
Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики.Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста. Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета. Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма).Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием карточек с напечатанными словами.Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием таблицы букв.
Выражение согласия/несогласия; удовольствия/неудовольствия); благодарности; своих желаний; приветствие/прощание); обращение за помощью; ответы на вопросы; задавание вопросов с использованием воспроизводящего устройства.Привлечение внимания, выражение согласия/ несогласия; благодарности; своих желаний; обращение за помощью; ответы на вопросы.
Развитие речи
средствами вербальной и невербальной коммуникации
Импрессивная речь.
Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.).Реагирование на собственное имя.Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов.Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.).Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении(в, на, под, из, из-за и др.). Понимание простых предложений. Понимание сложных предложений. Понимание содержания текста.
Экспрессивная речь.
Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов.Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.).Называние собственного имени. Называние имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса). Называние (употребление) слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Называние (употребление) обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.).Называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).Называние (употребление) слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.).Называние (употребление) слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.).Называние (употребление) слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении(в, на, под, из, из-за и др.). Называние (употребление) простых предложений. Называние (употребление) сложных предложений. Ответы на вопросы по содержанию текста. Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям. Составление рассказа по одной сюжетной картинке.Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях.Составление рассказа о себе. Пересказ текста по плану, представленному графическими изображениями (фотографии, рисунки, пиктограммы).
Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.
Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова (электронного устройства). Сообщение имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса) посредством напечатанного слова (электронного устройства).Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения предметов и объектов (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака предмета (цвет, величина, форма и др.). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).
Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).Использование напечатанного слова (электронного устройства,) для обозначения слова, указывающего на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.).Использование электронного устройства для обозначения числа и количества предметов (пять, второй и др.). Составление простых предложений с использованием графического изображения (электронного устройства). Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по одной сюжетной картинке с использованием графического изображения (электронного устройства).Составление рассказа по серии сюжетных картинок с использованием графического изображения (электронного устройства).Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях с использованием графического изображения (электронного устройства).
Составление рассказа о себе с использованием графического изображения (электронного устройства).
Чтение и письмо
Глобальное чтение.
Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.
Предпосылки к осмысленному чтению и письму.
Узнавание (различение) образов графем (букв). Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов).
Начальные навыки чтения и письма.
Узнавание звука в слоге (слове). Соотнесение звука с буквой. Узнавание графического изображения буквы в слоге (слове). Называние буквы. Чтение слога (слова). Написание буквы (слога, слова, предложения).
Система оценки достижения возможных результатов
1.1. Оценка достижений возможных предметных результатов попрактической составляющей (что умеет) производится путем фиксации
фактической способности к выполнению учебного действия,
обозначенного в качестве возможного предметного результата последующей шкале:
0 – не выполняет, помощь не принимает.
1 – выполняет совместно с педагогом при значительной тактильной
помощи.
2 – выполняет совместно с педагогом с незначительной тактильной
помощью или после частичного выполнения педагогом.
3 – выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу.
4 – выполняет самостоятельно по словесной по операциональной
инструкции.
5 – выполняет самостоятельно по вербальному заданию.
1.2. Оценка достижений предметных результатов по составляющей (что знает) производится путем фиксации фактическойспособности к воспроизведению (в т.ч. и невербальному) знания,обозначенного в качестве возможного предметного результата последующей шкале:
0 – не воспроизводит при максимальном объеме помощи.
1 – воспроизводит по наглядным опорам со значительными ошибками и
пробелами.
2 – воспроизводит по наглядным опорам с незначительными ошибками.
3 – воспроизводит по подсказке с незначительными ошибками.
4 – воспроизводит по наглядным опорам или подсказкам без ошибок.
5 – воспроизводит самостоятельно без ошибок по вопросу.
1.3. На основании сравнения показателей за полугодие текущей и
предыдущей оценки учитель делает вывод о динамике усвоения АООП
каждым обучающимся с РАС по каждому показателю по следующей
шкале:
0 – отсутствие динамики или регресс.
1 – динамика в освоении минимум одной операции, действия.
2 – минимальная динамика.
3 – средняя динамика.
4 – выраженная динамика.
5 – полное освоение действия.
Возможные предметные результаты.
Коммуникация с использованием вербальных средств
Учащиеся должны уметь:
- реагировать на собственное имя;
- приветствовать собеседника звуком;
- привлекать к себе внимание звуком;
- выражать свои желания звуком;
- обращаться с проблемой о помощи, выражая ее звуком;
- выражать согласие, несогласие звуком;
- выражать благодарность звуком;
Коммуникация с использованием невербальных средств
Учащиеся должны уметь использовать:
- мимику как средство коммуникации;
- жест как средство коммуникации;
- звук как средство коммуникации.
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации
Импрессивная речь
Учащиеся должны уметь:
- понимать слова, указывающие на предмет;
- понимать предложения.
Экспрессивная речь
Учащиеся должны уметь:
- употреблять отдельные звуки, звукоподражания, звуковые комплексы.
Учебный план
Предмет Класс Кол-во часов в неделю 1 триместр 2 триместр 3 триместр Год
Речь и альтернативная коммуникация 1 3 26 35 33 Календарно-тематическое планирование в 1 Л классе 1 триместр
№ п/п Тема урока Дата
1 Коммуникация с использованием вербальных средств. Установление зрительного контакта с собеседником. 01.09.2016
2 Коммуникация с использованием вербальных средств. Установление положительного эмоционального контакта с педагогом. 02.09.2016
3 Коммуникация с использованием вербальных средств. Установление положительного эмоционального контакта с игровым персонажем. 05.09.2016
4 Коммуникация с использованием вербальных средств. Развитие реакции на эмоциональные раздражители. 08.09.2016
5 Коммуникация с использованием вербальных средств. Реагирование на собственное имя. 09.09.2016
6 Коммуникация с использованием вербальных средств. Приветствие собеседника звуком. 12.09.2016
7 Коммуникация с использованием вербальных средств. Приветствие собеседника словом. 15.09.2016
8 Коммуникация с использованием вербальных средств. Приветствие собеседника предложением. 16.09.2016
9 Коммуникация с использованием вербальных средств. Обращение с просьбой о помощи, выражая ее звуком. 19.09.2016
10 Коммуникация с использованием вербальных средств. Выполнение элементарных инструкций “Дай руку”. 22.09.2016
11 Коммуникация с использованием невербальных средств. Выражение мимикой согласия. 23.09.2016
12 Коммуникация с использованием невербальных средств. Выражение мимикой несогласия. 26.09.2016
13 Коммуникация с использованием невербальных средств. Выражение мимикой удовольствия. 29.09.2016
14 Коммуникация с использованием невербальных средств. Выражение мимикой неудовольствия. 30.09.2016
15 Коммуникация с использованием невербальных средств. Выражение мимикой приветствия. 10.10.2016
16 Коммуникация с использованием невербальных средств. Выражение мимикой прощания. 13.10.2016
17 Коммуникация с использованием невербальных средств. Выражение жестом благодарности. 14.10.2016
18 Коммуникация с использованием невербальных средств. Выражение жестом своих желаний. 17.10.2016
19 Коммуникация с использованием невербальных средств. Обращение за помощью с использованием жеста. 20.10.2016
20 Коммуникация с использованием невербальных средств. Привлечение внимания звучащим предметом. 21.10.2016
21 Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации. Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа). 24.10.2016
22 Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации. Узнавание имен членов семьи. 27.10.2016
23 Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации. Различение имен членов семьи. 28.10.2016
24 Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации. Узнавание учащихся класса. 31.10.2016
25 Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации. Различение учащихся класса. 03.11.2016
26 Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации. Узнавание педагога класса. 07.11.2016
Календарно-тематическое планирование в 1 Л классе 2 триместр
№ п/п Тема урока Дата
1 Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации. Понимание слов, обозначающих предмет: овощи. 10.11.2016
2 Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации. Понимание слов, обозначающих предмет: фрукты. 11.11.2016
3 Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации. Понимание слов, обозначающих предмет: посуда. 21.11.2016
4 Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации. Понимание слов, обозначающих предмет: игрушки. 24.11.2016
5 Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации. Понимание обобщающих понятий: овощи. 25.11.2016
6 Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации. Понимание обобщающих понятий: фрукты. 28.11.2016
7 Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации. Понимание обобщающих понятий: посуда. 01.12.2016
8 Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации. Понимание обобщающих понятий: игрушки. 02.12.2016
9 Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации. Понимание слов, обозначающих действия предмета: пить, есть.
05.12.2016
10 Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации. Понимание слов, обозначающих действия предмета: сидеть, стоять.
08.12.2016
11 Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации. Понимание слов, обозначающих действия предмета: гулять. 09.12.2016
12 Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации. Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет). 15.12.2016
13 Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации. Понимание слов, обозначающих признак действия (громко). 16.12.2016
14 Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации. Понимание слов, обозначающих признак действия (тихо). 19.12.2016
15 Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации. Понимание слов, обозначающих признак действия (быстро). 22.12.2016
16 Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации. Понимание слов, обозначающих признак действия (медленно). 23.12.2016
17 Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации. Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я). 26.12.2016
18 Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации. Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (он). 29.12.2016
19 Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации. Графическое изображение предмета: овощи. 30.12.2016
20 Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации. Графическое изображение предмета: фрукты. 12.01.2017
21 Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации. Графическое изображение предмета: посуда. 13.01.2017
22 Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации. Графическое изображение предмета: игрушки. 16.01.2017
23 Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации. Понимание слов, обозначающих действия предмета: бегать. 19.01.2017
24 Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации. Понимание слов, обозначающих действия предмета: рисовать. 20.01.2017
25 Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации. Понимание слов, обозначающих предмет: обувь. 23.01.2017
26 Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации. Понимание слов, обозначающих предмет: одежда. 26.01.2017
27 Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации. Понимание слов, обозначающих предмет: животные. 27.01.2017
28 Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации. Понимание слов, обозначающих предмет: птицы. 30.01.2017
29 Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации. Понимание слов, обозначающих предмет: продукты. 02.02.2017
30 Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации. Понимание слов, обозначающих предмет: школьные принадлежности. 03.02.2017
31 Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации. Понимание слов, обозначающих предмет: мебель. 06.02.2017
32 Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации. Понимание слов, обозначающих предмет: бытовые приборы. 09.02.2017
33 Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации. Понимание слов, обозначающих действия предмета: играть. 10.02.2017
34 Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации. Понимание слов, обозначающих действия предмета: спать. 13.02.2017
35 Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации. Понимание слов, обозначающих признак предмета: форма. 16.02.2017
Календарно-тематическое планирование в 1 Л классе 3 триместр
№ п/п Тема урока Дата
1 Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации. Понимание слов, обозначающих признак предмета (величина). 17.02.2017
2 Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации. Понимание простых по звуковому составу слов (дядя, тетя). 27.02.2017
3 Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации. Понимание слов, обозначающих признак действия (хорошо). 02.03.2017
4 Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации. Понимание слов, обозначающих признак действия (плохо). 03.03.2017
5 Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации. Понимание слов, обозначающих признак действия (грустно). 06.03.2017
6 Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации. Понимание слов, обозначающих признак действия (весело). 09.03.2017
7 Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации. Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (мой). 10.03.2017
8 Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации. Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (твой). 13.03.2017
9 Развитие речи средствами невербальной коммуникации. Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации. Использование графического изображения для обозначения предметов и объектов (посуда). 16.03.2017
10 Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации. Использование графического изображения для обозначения действия предмета
(пить, есть). 17.03.2017
11 Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации. Использование графического изображения для обозначения предметов и объектов (игрушки). 20.03.2017
12 Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации. Использование графического изображения для обозначения действия предмета
(играть). 23.03.2017
13 Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации. Использование графического изображения для обозначения предметов и объектов (овощи). 24.03.2017
14 Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации. Использование графического изображения для обозначения предметов и объектов (фрукты). 27.03.2017
15 Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации. Использование графического изображения для обозначения действия предмета
(сидеть). 30.03.2017
16 Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации. Использование графического изображения для обозначения действия предмета
(стоять). 31.03.2017
17 Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации. Использование графического изображения для обозначения предметов и объектов (мебель). 03.04.2017
18 Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации. Использование графического изображения для обозначения предметов и объектов (транспорт). 06.04.2017
19 Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации. Использование графического изображения для обозначения действия предмета
(рисовать). 07.04.2017
20 Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации. Использование графического изображения для обозначения действия предмета
(бегать). 17.04.2017
21 Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации. Использование графического изображения для обозначения признака предмета
(цвет). 20.04.2017
22 Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации. Использование графического изображения для обозначения признака предмета
(форма). 21.04.2017
23 Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации. Использование графического изображения для обозначения предметов и объектов (птицы). 24.04.2017
24 Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации. Использование графического изображения для обозначения предметов и объектов (продукты). 27.04.2017
25 Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации. Использование графического изображения для обозначения признака предмета
(величина). 28.04.2017
26 Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации. Использование графического изображения для обозначения действия предмета
(спать). 04.05.2017
27 Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации. Использование графического изображения для обозначения предметов и объектов (животные). 05.05.2017
28 Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации. Использование графического изображения для обозначения предметов и объектов (бытовые приборы). 08.05.2017
29 Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации. Использование графического изображения для обозначения изображения признака действия, состояния (быстро). 11.05.2017
30 Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации. Использование графического изображения для обозначения изображения признака действия, состояния (медленно). 12.05.2017
31 Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации. Использование графического изображения для обозначения изображения признака действия, состояния (хорошо). 15.05.2017
32 Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации. Использование графического изображения для обозначения изображения признака действия, состояния (весело). 18.05.2017
33 Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации. Использование графического изображения для обозначения изображения признака действия, состояния (грустно). 19.05.2017