Рабочая программа Человек 1 класс по программно-методическому материалу «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией И.М. Бгажноковой и ФГОС

Государственное казенное специальное (коррекционное)
Образовательное учреждение Ленинградской области для обучающихся,
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Приозерская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат»


ПРИНЯТА
УТВЕРЖДЕН

на педагог. совете
Распоряжение №145

Протокол №1
от 28.08.2015г

от 28.08.2015г





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по «Человеку»
1 класс
(Вариант II)

2015 – 2016 учебный год





Разработчик программы:
учитель Н.А. Ротару

I. Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе: Приказа Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 года №1599 «Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и программно-методического материала «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией И.М. Бгажноковой.
Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представлений о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими.
Целью обучения является формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.
Программа представлена следующими разделами: «Представления о себе», «Семья».
Задачи программы:
формирование гигиенических навыков;
коррекция интеллектуальных и физических недостатков учащихся, развитие мелкой моторики рук;
обучение правилам поведения на уроке, выполнению санитарно – гигиенических требований при использовании различных материалов;
формирование организационных умений и навыков;
формирование навыков культурой еды;
развитие умений ориентироваться в задании;
воспитывать доброжелательное отношение друг к другу при выполнении процессов самообслуживания;
продолжать развивать самостоятельность в выполнении навыков самообслуживания.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся в классе.
Особенности психофизического развития детей в классе определяют специфику их образовательных потребностей. Исходя из этого, класс целесообразно поделить на две группы:
1 группа учащихся для, которых характерна умственная отсталость в умеренной степени, она сочетается с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени и сочетающимися в разных вариантах. У некоторых детей выявляются текущие психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их развитие и обучение.
Часть детей, отнесенных к данной группе категории, имеют тяжёлые опорно-двигательные нарушения неврологического генеза (сложные формы ДЦП, спастический тетрапарез, гиперкинез и т.д.), вследствие которых они полностью или почти полностью зависимы от посторонней помощи в передвижении, самообслуживании, предметной деятельности и коммуникации. Большинство детей этой группы не могут самостоятельно удерживать своё тело в сидячем положении. Спастичность конечностей часто осложнена гиперкинезами. Процесс общения затруднен в связи с несформированностью языковых средств и парезами органов речи.
Развитие детей данной группы, у которых менее выражено интеллектуальное недоразвитие, благоприятствует формированию представлений, умений и навыков, значимых для их социальной адаптации. Так, у большинства детей проявляется интерес к общению и взаимодействию, что является предпосылкой для обучения. Способность ребенка выполнять отдельные двигательные действия (захват, удержание предмета, контролируемые движения шеи и др.) создаёт предпосылки для обучения отдельным операциям по самообслуживанию и предметно-практической деятельности.
2 группа учащихся для, которых характерна умственная отсталость в тяжелой степени, она так же сочетается с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени и сочетающимися в разных вариантах. У некоторых детей выявляются текущие психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их развитие и обучение.
Часть детей, отнесенных к данной группе категории, имеют тяжёлые опорно-двигательные нарушения неврологического генеза (сложные формы ДЦП, спастический тетрапарез, гиперкинез и т.д.), вследствие которых они полностью или почти полностью зависимы от посторонней помощи в передвижении, самообслуживании, предметной деятельности и коммуникации. Большинство детей этой группы не могут самостоятельно удерживать своё тело в сидячем положении. Спастичность конечностей часто осложнена гиперкинезами. Процесс общения затруднен в связи с несформированностью языковых средств и парезами органов речи.
Разделение на группы в данном случае носит условный характер и ни в коем случае не предполагает реальное разделение детей в образовательной организации. Смешанная комплектация классов создает условия, в которых дети могут учиться подражать и помогать друг другу.
Развитие навыков самообслуживания у обучающихся с умственной отсталостью существенно отстает. При тяжелой степени интеллектуального недоразвития данные навыки могут отсутствовать. Наиболее часто возникают трудности в овладении навыками, требующими тонких дифференцированных движений пальцев: шнурование ботинок, застегивание пуговиц, завязывание ленточек и шнурков. Некоторые обучающиеся полностью зависят от посторонней помощи в обращении с одеждой и обувью, при приеме пищи, совершении гигиенических процедур.
Общемоторное развитие, как правило, нарушено. Имеются отклонения в координации, точности и темпе движений. Движения замедленны, неуклюжи. У обучающихся возникают большие сложности при переключении движений, быстрой смене поз и действий. Часть детей с умеренной, умственной отсталостью имеет замедленный темп, вялость, неловкость движений. У других наблюдается повышенная подвижность, сочетающаяся с не целенаправленностью, беспорядочностью, не скоординированностью движений.
Характер развития детей зависит от ряда факторов: этиологии, патогенеза нарушений, времени возникновения и сроков выявления отклонений, характера и степени выраженности каждого из первичных расстройств, специфики их сочетания, а также от сроков начала, объема и качества коррекционной помощи.
В связи с выраженными нарушениями и (или) искажениями процессов познавательной деятельности, прежде всего: восприятия, мышления, внимания, памяти непродуктивным оказываются подходы, требующие абстрактного мышления, задействование процессов анализа и синтеза. Вследствие чего возникают серьезные трудности в усвоении «академического» компонента различных программ дошкольного, а тем более школьного образования. Специфика эмоциональной сферы определяется ее неустойчивостью, часто гиперсензитивностью. В связи с неразвитостью волевых процессов дети оказываются не способны произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в процессе деятельности, что не редко вызывает проблемы поведения. Кроме всего перечисленного, трудности в обучении вызываются недоразвитием мотивационно-потребностной сферы обучающихся с умственной отсталостью и ТМНР. Интерес к какой-либо деятельности, если возникает, то, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер.
Особенности обучения
Занятия по предмету «Человек» проводятся 3 раза в неделю. На них ведущая роль принадлежит педагогу. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребенка.
В процессе урока учитель может использовать различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению, повторению и закреплению представлений.
Индивидуальные формы работы на занятиях по формированию математических представлений органически сочетается с фронтальными и групповыми.
Дидактический материал подобран в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, с учетом уровня развития математических представлений и речи детей.
II. Место предмета в учебном плане 1 класса
В учебном плане предмет представлен с расчетом по 3 часа в неделю, 99 часов в год, с учетом дополнительных каникул, предусмотренных для 1 класса.
III. Планируемые результаты освоения программы в 1 классе
Минимальный уровень
Достаточный уровень

«Представления о себе»

Представления о своем теле
Представление о правилах здорового образа жизни.
Представление о полезных и вредных привычках.
Уметь показывать и называть пальцы (большой, указательный, средний, безымянный, мизинец).
Уметь следить за чистотой рук; мыть их без напоминания. Уметь чистить зубы, полоскать рот. умение различать и называть предметы одежды и обуви.
Аккуратно без напоминания складывать и убирать снятые с себя предметы одежды.
Уметь различать и называть предметы, нужные для приема пищи. Закрепить навыки: мыть руки перед едой, правильно держать ложку, правильно ею пользоваться, не разливать еду на стол и на пол, его уборка после еды.
Уметь различать и называть основные предметы питания (суп, каша, мясо, картофель и т.д.).
Садиться за столы и выходить из-за стола по разрешению учителя. Выйдя из-за стола, задвигать за собой стул. Уметь вовремя попроситься в туалет и вымыть руки после него. Уметь накрывать на стол, прибирать посуду после еды. Не сорить, не бросать ненужные бумажки в корзину или ящик для мусора.
Уметь следить за чистотой своей одежды и обуви, чистить загрязнившиеся вещи.
Уметь различать, все ли пуговицы на месте.

«Семья»

Представление о своем ближайшем окружении, взаимоотношениях между ними. Соблюдать правила поведения и общения.
Понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию с ними. Уметь различать и называть предметы, нужные для постели. Постельное бельё. Заправка постели и приготовление её на ночь.


IV. Программа формирования БУД
Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся направлена на развитие способности у детей овладевать содержанием адаптированной основной образовательной программой общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант II)
Группа БУД
Учебные действия и умения.
Виды заданий на уроке.
Способы оценки сформированности действий (с помощью каких заданий можно оценить)

1. Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.
Формирование благоприятного социально-психологического климата во время урока.
Наглядные - практические.
Творческие.
Жестовые игры.
Ритмические упр.
Дидактические игры.
Пиктограммы.
«Найди свою парту»
« Покажи свое рабочее место»

2. Формирование учебного поведения:
- направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
Наглядные.
Творческие.
Жестовые игры.
Ритмические упр.
Дидактические. Игры.
Пиктограммы.
«Посмотри на меня»
«Найди на парте»
«Повтори за мной»
Ритмические движение вместе с педагогом.
( физкультминутки, динамические паузы)
« Знакомство с книгой»
« Найди в пенале»
«Что лишнее?»
Игра «можно- нельзя»
«Прописи»


- умение выполнять инструкции педагога;
- использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого;




- умение выполнять действия по образцу и по подражанию.



3. Формирование умения выполнять задание:
- в течение определенного периода времени,
Наглядные.
Творческие.
Жестовые игры.
Ритмические упр.
Дидактические игры.
Пиктограммы.
«Кто внимателен»
«Выбери правильный ответ»
«Отгадывание загадок», «Раскрась»,
«Построй домик »,
«Раскрась по шаблону» «Соедини точки»


- от начала до конца,




- с заданными качественными параметрами.



4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
-Умение следовать инструкции педагога.
Устные.
Наглядные.
Творческие.
Жестовые игры.
Ритмические упр.
Пиктограмма,
«Найди тетрадь»
«Передай мяч».


В процессе обучения осуществляется мониторинг всех групп БУД, который отражает индивидуальные достижения обучающихся и позволяет делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы. Для оценки сформированности каждого действия используется метод наблюдения и выражается в баллах:
0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл - смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;
2 балла - преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла - способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
4 балла - способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
5 баллов - самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого учащегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех учащихся, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения.

V. Содержание программы
Программа представлена следующими разделами
«Представления о себе», «Семья».
Раздел «Представления о себе» включает следующее содержание: представления о своем теле, его строении, о своих двигательных возможностях, правилах здорового образа жизни (режим дня, питание, сон, прогулка, гигиена, занятия физической культурой и профилактика болезней), поведении, сохраняющем и укрепляющем здоровье, полезных и вредных привычках, возрастных изменениях. Навыки, связанные с гигиеной тела. части тела (голова, глаза, волосы, нос, рот, зубы, уши, шея, грудь, живот, спина, руки, ноги, пальцы);предметы санитарии и гигиены: мыло, мыльница, мочалка, расческа, зубная щетка, зубная паста, ножницы, ванна, полотенце; действия, связанные с гигиеной тела: мыть, вытирать, чистить, полоскать, причесываться.
Закреплять навыки одевания и обувания под присмотром учителя (родителя).

Освоение содержания раздела «Семья» предполагает формирование представлений о своем ближайшем окружении: членах семьи, взаимоотношениях между ними, семейных традициях. Ребенок с ТМНР учится соблюдать правила и нормы культуры поведения и общения в семье. Важно, чтобы образцом культуры общения для ребенка являлись доброжелательное и заботливое отношение к окружающим, спокойный приветливый тон. Ребенок учится понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию с ними.
Содержание программы обеспечивает: личностно-ориентированный подход во взаимодействии ребенка со взрослым; формирование у ученика комплекса личностных качеств и навыков социального поведения (самостоятельность, аккуратность, трудолюбие, умение слушать и слышать, принимать решение и выполнять его и т.д.).
Основной формой организации процесса обучения является урок. На уроках детально отрабатываются все трудовые операции по санитарно – гигиеническим требованиям и самообслуживанию.

VI. Тематическое планирование.
№ Раздела
Тема
Кол-во часов
Содержание раздела

1
«Семья»
30
Знакомство с вежливыми словами, проигрывание сюжетно-ролевых игр. Правила безопасности на улице и в помещениях.

2
«Представления о себе»
50
Знакомство с режимом дня, значение и влияние его на организм школьника. Строение человеческого тела. Правила гигиены. Практические занятия

3
Повторение пройденного материала
19



VII. Система оценки достижения планируемых результатов
Во время обучения в первом классе, а также в течение первого полугодия второго класса целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку.
При этом не является принципиально важным, насколько обучающийся продвигается в освоении того или иного учебного предмета. На этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками.
В связи с этим для оценки планируемых результатов взята бальная система. Баллы проставляются в индивидуальной карте ученика в течении всего учебного года. В конце каждой четверти строиться кривая сформированности умения и навыка пройденных разделов.

п/п
Изучаемый раздел
Индикаторы
Баллы




0
1
2
3
4
5

1
«Представления о себе»
Соблюдает режим дня









Различает части тела









Соблюдает правила гигиены









Называет сове имя









Различает продукты питания







2
«Семья»
Использует вежливые слова









Знает правила безопасности в доме









Знает правила поведения с животными









Знает правила поведения в лесу









Знает правила поведения на воде








Баллы
Уровень сформированности навыка

0
Навык или умение отсутствует

1
Пассивное участие (действие выполняется взрослым, ребенок позволяет что-либо делать с ним)

2
Навык или умение проявляется иногда при значительной помощи взрослого

3
Навык или умение проявляется иногда при частичной помощи взрослого

4
Навык или умение проявляется иногда, ребенок выполняет действие самостоятельно

5
Навык или умение проявляется в большинстве случаев, ребенок выполняет действие самостоятельно


VIII. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
Технологии обучения.
В условиях реализации программы актуальными становятся технологии:
1) Информационно-коммуникационная технология. Применение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, а также представить имеющийся опыт и выявить его результативность.
2) Игровые технологии – направленные на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением
3) Технология развивающего обучения – взаимодействие педагога и учащихся на основе коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения учебных задач посредством организации учебного диалога в исследовательской и поисковой деятельности обучающихся.
4) Здоровьесберегающие технологии. Обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и применение полученных знаний в повседневной жизни.

Методы обучения
Методы мотивации учебной деятельности
Создание проблемной ситуации (удивления, сомнения, затруднения в выполнении действий, затруднения в интерпретации фактов), создание ситуаций занимательности, создание ситуации неопределенности и др.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
Рассказ, эвристическая беседа, лекция (информационная и проблемная), изучение текста, демонстрация, иллюстрация, познавательная (ролевая и имитационная) игра, исследование, дискуссия и др.
Методы формирования новых умений
Упражнения, практикум, игра (дидактическая, деловая, ролевая, имитационная), метод проектов, кейс-метод (решение ситуационных задач), мозговой штурм (решение нестандартных задач) и др.
Методы обобщения и систематизации изученного
Кодирование информации: создание схем, таблиц, графиков; Декодирование информации: чтение схем, таблиц, карт и др.
Методы контроля результатов обучения
Устные: опрос (индивидуальный, фронтальный, выборочный, перекрестный), беседа и др. Письменные: тест, опрос (письменный развернутый ответ на поставленный вопрос) и др. Практические: создание материального продукта, выполненного по образцу, алгоритму рисунок, демонстрация действий и операций.
Предъявление требований, поощрение и наказание: словесное (похвала, признание, благодарность, порицание), наглядное (жетон, условный знак или символ), формальная оценка (баллы, отметка); создание ситуации успеха, создание атмосферы эмоционального комфорта и др.
Учебно-методический комплекс.
Для реализации программы по предмету «Человек» учебно-методическое обеспечение включает: предметные и сюжетные картинки, фотографии с изображением членов семьи ребенка; пиктограммы и видеозаписи действий, правил поведения и т.д. Кроме того, используются видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие внутрисемейные взаимоотношения; семейный альбом, рабочие тетради с изображениями контуров взрослых и детей для раскрашивания, вырезания, наклеивания, составления фотоколлажей и альбомов. По возможности, используются технические средства: компьютер, видеопроектор и другое мультимедийное оборудование.

Литература

IX. Поурочное планирование

№ Урока
Дата
Тема
Тип урока
Технологии
Цели урока
Виды деятельности
Планируемые результаты
Формы и виды контроля


План
Факт





Планируемые
БУД



Семья (8ч).

1


«Волшебные слова»
Комбинированный урок
Развивающие, игровые Здоровьесберегающие
Сформировать навык вежливого общения
Слушание объяснений учителя Наблюдение за демонстрациями учителя.
Уметь здороваться, слушать учителя.
Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. - Умение выполнять действия по образцу и по подражанию
Наблюдение, оперативный разбор

2


Знакомств.
Как вести себя в гостях.
Комбинированный урок
Развивающие, игровые Здоровьесберегающие
Сформировать навык вежливого общения
Слушание объяснений учителя Наблюдение за демонстрациями учителя.
Уметь вести себя в обществе

Наблюдение, оперативный разбор

3


Сюжетно-ролевая игра: мы вежливые.
Комбинированный урок
Развивающие, игровые Здоровьесберегающие
Сформировать навык вежливого общения
Слушание объяснений учителя Наблюдение за демонстрациями учителя.
Уметь использовать вежливые слова
Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. - Умение выполнять действия по образцу и по подражанию
Наблюдение, оперативный разбор

4


Как вести себя в школе.
Комбинированный урок
Развивающие, игровые Здоровьесберегающие
Сформировать навык вежливого общения
Слушание объяснений учителя Наблюдение за демонстрациями учителя.
Уметь: правильно себя вести в школе

Наблюдение, оперативный разбор




«Представления о себе» (10ч)



5


Режим дня школьника.
Комбинированный урок
Развивающие, игровые Здоровьесберегающие
Сформировать представление о режиме дня школьника
Слушание объяснений учителя Наблюдение за демонстрациями учителя.
Соблюдение режима дня
Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. - Умение выполнять действия по образцу и по подражанию
Наблюдение, оперативный разбор

6


Прогулка и ее значение.
Комбинированный урок
Развивающие, игровые Здоровьесберегающие
Сформировать представление о значение прогулок и влияние свежего воздуха на организм
Слушание объяснений учителя Наблюдение за демонстрациями учителя
Уметь правильно вести себя на улице

Наблюдение, оперативный разбор

7


Утренний и вечерний туалет
Комбинированный урок
Развивающие, игровые Здоровьесберегающие
Сформировать представление о важность утреннего и вечернего туалета
Слушание объяснений учителя Наблюдение за демонстрациями учителя
Уметь: умываться, чистить зубы

Наблюдение, оперативный разбор

8


Зарядка и её значение.
Комбинированный урок
Развивающие, игровые Здоровьесберегающие
Сформировать представление о важности зарядки
Слушание объяснений учителя Наблюдение за демонстрациями учителя
Умение правильно делать зарядку
К Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. - Умение выполнять действия по образцу и по подражанию
Наблюдение, оперативный разбор

9


Сон, его значение.
Комбинированный урок
Развивающие, игровые Здоровьесберегающие
Сформировать представление о важности сна
Слушание объяснений учителя Наблюдение за демонстрациями учителя
Вовремя ложиться спать

Наблюдение, оперативный разбор




«Представления о себе» (14ч).

10


Человек: строение.
Комбинированный урок
Развивающие, игровые Здоровьесберегающие
Сформировать представление о частях тела
Слушание объяснений учителя Наблюдение за демонстрациями учителя
Показывать части тела
Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. - Умение выполнять действия по образцу и по подражанию
Наблюдение, оперативный разбор

11


Игра – импровизация: что умеет твоё тело.
Комбинированный урок
Развивающие, игровые Здоровьесберегающие
Сформировать представление о возможностях своего тела
Слушание объяснений учителя Наблюдение за демонстрациями учителя
Выполнять инструкции учителя

Наблюдение, оперативный разбор

12


Лицо в зеркале.
Комбинированный урок
Развивающие, игровые Здоровьесберегающие
Сформировать навык умываться
Слушание объяснений учителя Наблюдение за демонстрациями учителя операций;
Умываться
Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. - Умение выполнять действия по образцу и по подражанию
Наблюдение, оперативный разбор

13


Правила пользования туалетом.
Комбинированный урок
Развивающие, игровые Здоровьесберегающие
Сформировать навык правильного пользования туалетом
Слушание объяснений учителя Наблюдение за демонстрациями учителя операций;
Правильное пользование туалетом, отпрашиваться на уроке

Наблюдение, оперативный разбор

14


Гигиена полости рта.
Комбинированный урок
Развивающие, игровые Здоровьесберегающие
Сформировать навык правильного пользования зубной щеткой
Слушание объяснений учителя Наблюдение за демонстрациями учителя операций;
Правильное пользование зубной щеткой
Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. - Умение выполнять действия по образцу и по подражанию
Наблюдение, оперативный разбор

15


Практическое занятие: как правильно чистить зубы.
Комбинированный урок
Развивающие, игровые Здоровьесберегающие
Сформировать навык правильного пользования зубной щеткой
Слушание объяснений учителя Наблюдение за демонстрациями учителя операций;
Правильное пользование зубной щеткой

Наблюдение, оперативный разбор

16


Наши руки.
Комбинированный урок
Развивающие, игровые Здоровьесберегающие
Сформировать навык мытья рук
Слушание объяснений учителя Наблюдение за демонстрациями учителя операций;
Мытье рук перед обедом, после прогулки
Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. - Умение выполнять действия по образцу и по подражанию
Наблюдение, оперативный разбор

17


Чистота рук – залог здоровья.
Комбинированный урок
Развивающие, игровые Здоровьесберегающие
Сформировать навык мытья рук
Слушание объяснений учителя Наблюдение за демонстрациями учителя операций;
Уметь мыть руки самостоятельно

Наблюдение, оперативный разбор

18


Практическое занятие: как мыть руки.
Комбинированный урок
Развивающие, игровые Здоровьесберегающие
Сформировать навык мытья рук
Слушание объяснений учителя Наблюдение за демонстрациями учителя операций;
Уметь мыть руки самостоятельно
Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. - Умение выполнять действия по образцу и по подражанию
Наблюдение, оперативный разбор

19


Просмотр мультфильма по произведению К. Чуковского «Мойдодыр»
Урок обобщения и систематизации
Развивающие, игровые Здоровьесберегающие
Обобщить и систематизировать навыки чистоты
Слушание объяснений учителя Наблюдение за демонстрациями учителя операций;
Картинки

Наблюдение, оперативный разбор




«Представления о себе» 14ч

20


Пол, возраст, имя, фамилия
Комбинированный урок
Развивающие, игровые Здоровьесберегающие
Сформировать навык представление о себе
Слушание объяснений учителя Наблюдение за демонстрациями учителя операций;
Уметь: называть свои пол, возраст, имя, фамилия
Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. - Умение выполнять действия по образцу и по подражанию

Наблюдение, оперативный разбор

21


Внешний облик человека
Комбинированный урок
Развивающие, игровые Здоровьесберегающие
Сформировать навык опрятности
Слушание объяснений учителя Наблюдение за демонстрациями учителя операций;
Следить за своим внешним видом

Наблюдение, оперативный разбор

22


Правильная осанка человека
Комбинированный урок
Развивающие, игровые Здоровьесберегающие
Сформировать навык опрятности
Слушание объяснений учителя Наблюдение за демонстрациями учителя операций;
Правильно сидеть за партой
Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. - Умение выполнять действия по образцу и по подражанию
Наблюдение, оперативный разбор

23


Кожа, порез, ожог
Комбинированный урок
Развивающие, игровые Здоровьесберегающие
Сформировать понятие пореза, ожога
Слушание объяснений учителя Наблюдение за демонстрациями учителя операций;
Отличать порез от ожога

Наблюдение, оперативный разбор

24


Первая помощь при порезах, ожогах
Комбинированный урок
Развивающие, игровые Здоровьесберегающие
Сформировать элементарные представления об оказании помощи при ожогах и порезах
Слушание объяснений учителя Наблюдение за демонстрациями учителя операций;
Отличать порез от ожога
Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. - Умение выполнять действия по образцу и по подражанию
Наблюдение, оперативный разбор

25


Лицо человека: глаза, уши, нос
Комбинированный урок
Развивающие, игровые Здоровьесберегающие
Сформировать представления о значении глаз, ушей и носе
Слушание объяснений учителя Наблюдение за демонстрациями учителя операций;
Отличать глаза, уши и нос

Наблюдение, оперативный разбор




«Семья» (4ч).

26


Безопасность в доме.
Комбинированный урок
Развивающие, игровые Здоровьесберегающие
Сформировать элементарные представления о правильном поведении в доме без взрослых
Слушание объяснений учителя Наблюдение за демонстрациями учителя операций;
Уметь правильно себя вести дома без взрослых
Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. - Умение выполнять действия по образцу и по подражанию предметов и явлений

Наблюдение, оперативный разбор

27


Пожарная безопасность: огонь
Комбинированный урок
Развивающие, игровые Здоровьесберегающие
Сформировать элементарные представления о правильном поведении в доме без взрослых
Слушание объяснений учителя Наблюдение за демонстрациями учителя операций;
Уметь правильно себя вести дома без взрослых

Наблюдение, оперативный разбор




«Представления о себе» (4ч).

28


Режим питания.
Продукты питания.
Комбинированный урок
Развивающие, игровые Здоровьесберегающие
Сформировать элементарные представления о продуктах питания
Слушание объяснений учителя Наблюдение за демонстрациями учителя операций;
Уметь правильно кушать
Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. - Умение выполнять действия по образцу и по подражанию
Наблюдение, оперативный разбор

29


Хлеб – всему голова.
Комбинированный урок
Развивающие, игровые Здоровьесберегающие
Сформировать элементарные представления о хлебе
Слушание объяснений учителя Наблюдение за демонстрациями учителя операций;
Уметь правильно кушать

Наблюдение, оперативный разбор

30


Самые полезные продукты: овощи, фрукты.
Комбинированный урок
Развивающие, игровые Здоровьесберегающие
Сформировать элементарные представления об овощах и фруктах
Слушание объяснений учителя Наблюдение за демонстрациями учителя операций;
Уметь различать овощи от фруктов

Наблюдение, оперативный разбор




«Семья» (8ч).

31


Безопасность при общении с животными.
Комбинированный урок
Развивающие, игровые Здоровьесберегающие
Сформировать элементарные представления о правильном поведении с животными
Слушание объяснений учителя Наблюдение за демонстрациями учителя операций;
Знать и уметь правильно общаться с животными
Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. - Умение выполнять действия по образцу и по подражанию
Наблюдение, оперативный разбор

32


Правила поведения в лесу.
Комбинированный урок
Развивающие, игровые Здоровьесберегающие
Сформировать элементарные представления о правильном поведении в лесу
Слушание объяснений учителя Наблюдение за демонстрациями учителя операций;
Уметь соблюдать правила поведения в лесу

Наблюдение, оперативный разбор

33


Сюжетно-ролевая игра: прогулка в лес.
Комбинированный урок
Развивающие, игровые Здоровьесберегающие
Сформировать элементарные представления о правильном поведении в лесу
Слушание объяснений учителя Наблюдение за демонстрациями учителя операций;
Уметь соблюдать правила поведения в лесу
Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. - Умение выполнять действия по образцу и по подражанию
Наблюдение, оперативный разбор

34


Правила поведения на воде.
Комбинированный урок
Развивающие, игровые Здоровьесберегающие
Сформировать элементарные представления о правильном поведении на воде
Слушание объяснений учителя Наблюдение за демонстрациями учителя операций;
Уметь соблюдать правила поведения на воде

Наблюдение, оперативный разбор




Повторение пройденного материала (6ч)










13PAGE \* MERGEFORMAT142515




15