Рабочая программа Окружающий социальный мир 1 класс по программно-методическому материалу «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией И.М. Бгажноковой и ФГОС

Государственное казенное специальное (коррекционное)
Образовательное учреждение Ленинградской области для обучающихся,
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Приозерская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат»


ПРИНЯТА
УТВЕРЖДЕН

на педагог. совете
Распоряжение №145

Протокол №1
от 28.08.2015г

от 28.08.2015г





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по «Окружающему социальному миру»
1 класс
(Вариант II)

2015 – 2016 учебный год




Разработчик программы:
учитель Н.А. Ротару


I. Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе: Приказа Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 года №1599 «Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и программно-методического материала «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией И.М. Бгажноковой.
Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения. В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с ТМНР испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества.
Цель обучения – формирование представлений о человеке и окружающем его социальном и предметном мире, а также умения соблюдать элементарные правила поведения в социальной среде.
Основными задачами программы являются:
1) знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения),
2) формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся в классе.
Особенности психофизического развития детей в классе определяют специфику их образовательных потребностей. Исходя из этого, класс целесообразно поделить на две группы:
1 группа учащихся для, которых характерна умственная отсталость в умеренной степени, она сочетается с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени и сочетающимися в разных вариантах. У некоторых детей выявляются текущие психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их развитие и обучение.
Часть детей, отнесенных к данной группе категории, имеют тяжёлые опорно-двигательные нарушения неврологического генеза (сложные формы ДЦП, спастический тетрапарез, гиперкинез и т.д.), вследствие которых они полностью или почти полностью зависимы от посторонней помощи в передвижении, самообслуживании, предметной деятельности и коммуникации. Большинство детей этой группы не могут самостоятельно удерживать своё тело в сидячем положении. Спастичность конечностей часто осложнена гиперкинезами. Процесс общения затруднен в связи с несформированностью языковых средств и парезами органов речи.
Развитие детей данной группы, у которых менее выражено интеллектуальное недоразвитие, благоприятствует формированию представлений, умений и навыков, значимых для их социальной адаптации. Так, у большинства детей проявляется интерес к общению и взаимодействию, что является предпосылкой для обучения. Способность ребенка выполнять отдельные двигательные действия (захват, удержание предмета, контролируемые движения шеи и др.) создаёт предпосылки для обучения отдельным операциям по самообслуживанию и предметно-практической деятельности.
2 группа учащихся для, которых характерна умственная отсталость в тяжелой степени, она так же сочетается с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени и сочетающимися в разных вариантах. У некоторых детей выявляются текущие психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их развитие и обучение.
Часть детей, отнесенных к данной группе категории, имеют тяжёлые опорно-двигательные нарушения неврологического генеза (сложные формы ДЦП, спастический тетрапарез, гиперкинез и т.д.), вследствие которых они полностью или почти полностью зависимы от посторонней помощи в передвижении, самообслуживании, предметной деятельности и коммуникации. Большинство детей этой группы не могут самостоятельно удерживать своё тело в сидячем положении. Спастичность конечностей часто осложнена гиперкинезами. Процесс общения затруднен в связи с несформированностью языковых средств и парезами органов речи.
Разделение на группы в данном случае носит условный характер и ни в коем случае не предполагает реальное разделение детей в образовательной организации. Смешанная комплектация классов создает условия, в которых дети могут учиться подражать и помогать друг другу.
Развитие навыков самообслуживания у обучающихся с умственной отсталостью существенно отстает. При тяжелой степени интеллектуального недоразвития данные навыки могут отсутствовать. Наиболее часто возникают трудности в овладении навыками, требующими тонких дифференцированных движений пальцев: шнурование ботинок, застегивание пуговиц, завязывание ленточек и шнурков. Некоторые обучающиеся полностью зависят от посторонней помощи в обращении с одеждой и обувью, при приеме пищи, совершении гигиенических процедур.
Общемоторное развитие, как правило, нарушено. Имеются отклонения в координации, точности и темпе движений. Движения замедленны, неуклюжи. У обучающихся возникают большие сложности при переключении движений, быстрой смене поз и действий. Часть детей с умеренной, умственной отсталостью имеет замедленный темп, вялость, неловкость движений. У других наблюдается повышенная подвижность, сочетающаяся с не целенаправленностью, беспорядочностью, не скоординированностью движений.
Характер развития детей зависит от ряда факторов: этиологии, патогенеза нарушений, времени возникновения и сроков выявления отклонений, характера и степени выраженности каждого из первичных расстройств, специфики их сочетания, а также от сроков начала, объема и качества коррекционной помощи.
В связи с выраженными нарушениями и (или) искажениями процессов познавательной деятельности, прежде всего: восприятия, мышления, внимания, памяти непродуктивным оказываются подходы, требующие абстрактного мышления, задействование процессов анализа и синтеза. Вследствие чего возникают серьезные трудности в усвоении «академического» компонента различных программ дошкольного, а тем более школьного образования. Специфика эмоциональной сферы определяется ее неустойчивостью, часто гиперсензитивностью. В связи с неразвитостью волевых процессов дети оказываются не способны произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в процессе деятельности, что не редко вызывает проблемы поведения. Кроме всего перечисленного, трудности в обучении вызываются недоразвитием мотивационно-потребностной сферы обучающихся с умственной отсталостью и ТМНР. Интерес к какой-либо деятельности, если возникает, то, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер.
В процессе обучения по программе у ребенка формируются представления о родном городе, в котором он проживает, о России, её культуре, истории, современной жизни. Знакомясь с рукотворными объектами и социальными явлениями окружающей действительности, ребенок учится выделять их характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Получая представления о социальной жизни, в которую он включен, ребенок учится соотносить свое поведение и поступки других людей с нравственными ценностями (эталонами) и общепринятыми нормами поведения. Ребенок учится ориентироваться в различных ситуациях: избегать риски и угрозы его жизни и здоровью, в частности, учится быть внимательным и осторожным на улице, дома, в школе. Жизнь в обществе предполагает следование определенным правилам.
Для формирования умения соблюдать нормы поведения в обществе необходима совместная целенаправленная последовательная работа специалистов и родителей. Важно сформировать у ребенка типовые модели поведения в различных ситуациях: поездки в общественном транспорте, покупок в магазине, во время пожара и др.

Особенности обучения
Специфика работы по программе «Окружающий социальный мир» заключается в том, что занятия проводятся не только в классе, но и во дворе, в местах общего пользования (парк, магазин, кафе, вокзал и т.д.) Ребенок выходит в город, знакомится с различными организациями, предоставляющими услуги населению, с транспортом, наблюдает за деятельностью окружающих людей, учится вести себя согласно общепринятым нормам поведения.
Занятия по предмету «Окружающий социальный мир» проводятся 2 раза в неделю. На них ведущая роль принадлежит педагогу. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребенка.
В процессе урока учитель использует различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению, повторению и закреплению представлений.
Индивидуальные формы работы на занятиях по формированию математических представлений органически сочетается с фронтальными и групповыми.
Дидактический материал подобран в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, с учетом уровня развития математических представлений и речи детей.


II. Место предмета в учебном плане 1 класса
В учебном плане предмет представлен с расчетом по 2 часа в неделю, 66 часов в год, с учетом дополнительных каникул, предусмотренных для 1 класса.

III. Планируемые результаты освоения программы в 1 классе
Минимальный уровень
Достаточный уровень

«Школа.»

Умение ориентироваться в классе, в помещениях школы. Соблюдение правил учебного поведения.
Обращение за разрешением к взрослым, когда ситуация этого требует.

Ориентация в классе, его зонах и в местах расположения учебных принадлежностей. Ориентация в помещениях школы, в школьной территории; в распорядке школьного дня. Представления о профессиях людей, работающих в школе, о школьных принадлежностях (школьная доска, парта, мел, ранец, учебник, тетрадь, дневник, карандаш, точилка, резинка, фломастер, пенал, ручка, линейка, краски, кисточка, пластилин и т.д.). Представление о себе как обучающемся в коллективе одноклассников.
Представление о дружеских взаимоотношениях. Соблюдение правил учебного поведения.
Соблюдение очередности. Следование правилам игры. Обращение за разрешением к
взрослым, когда ситуация этого требует. Соблюдение общепринятых норм поведения дома, на улице, в общественных местах.

«Квартира, дом, двор»

Представление о частях дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол).
Представление об убранстве дома. о предметах мебели (стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, табурет, комод).
Представление о предметах посуды, предназначенных для сервировки стола (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож) и для приготовления пищи (кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож).
Представление об электроприборах (телевизор, утюг, лампа, вентилятор, обогреватель, магнитофон, видеоплеер, микроволновая печь, тостер, блендер, электрический чайник, фен). Представление о часах. Представление об электронных устройствах (телефон, компьютер, планшет).
Ориентация во дворе.
Ориентация в помещениях своего дома. Представление о типах домов (одно-этажные /многоэтажные, каменные/ деревянные). Представление о помещениях квартиры (комната, прихожая, кухня, ванная комната, туалет, балкон). Представление об убранстве дома. о предметах мебели (стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, табурет, комод). Представление о предметах посуды, предназначенных для сервировки стола (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож) и для приготовления пищи (кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож). Представление об электроприборах (телевизор, утюг, лампа, вентилятор, обогреватель, магнитофон, видеоплеер, микроволновая печь, тостер, блендер, электрический чайник, фен). Представление о часах. Представление об электронных устройствах (телефон, компьютер, планшет). Использование предметов домашнего обихода в повседневной жизни. Представление о территории двора (место для отдыха, игровая площадка, спортивная площадка, место для парковки автомобилей, место для сушки белья, место для выбивания ковров, место для контейнеров с мусором, газон). Ориентация во дворе. Представление о благоустройстве квартиры (отопление, канализация, водоснабжение, электроснабжение). Умение вести себя в случаях чрезвычайной ситуации (отсутствие света, воды и т.д.).




IV. Программа формирования БУД
Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся направлена на развитие способности у детей овладевать содержанием адаптированной основной образовательной программой общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант II)
Группа БУД
Учебные действия и умения.
Виды заданий на уроке.
Способы оценки сформированности действий (с помощью каких заданий можно оценить)

1. Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.
Формирование благоприятного социально-психологического климата во время урока.
Наглядные - практические.
Творческие.
Жестовые игры.
Ритмические упр.
Дидактические игры.
Пиктограммы.
«Найди свою парту»
« Покажи свое рабочее место»

2. Формирование учебного поведения:
- направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
Наглядные.
Творческие.
Жестовые игры.
Ритмические упр.
Дидактические. Игры.
Пиктограммы.
«Посмотри на меня»
«Найди на парте»
«Повтори за мной»
Ритмические движение вместе с педагогом.
( физкультминутки, динамические паузы)
« Знакомство с книгой»
« Найди в пенале»
«Что лишнее?»
Игра «можно- нельзя»
«Прописи»


- умение выполнять инструкции педагога;
- использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого;




- умение выполнять действия по образцу и по подражанию.



3. Формирование умения выполнять задание:
- в течение определенного периода времени,
Наглядные.
Творческие.
Жестовые игры.
Ритмические упр.
Дидактические игры.
Пиктограммы.
«Кто внимателен»
«Выбери правильный ответ»
«Отгадывание загадок», «Раскрась»,
«Бусины и ниточки», «Построй домик »,
«Раскрась по шаблону» «Соедини точки»


- от начала до конца,




- с заданными качественными параметрами.




4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
-Умение следовать инструкции педагога.
Устные.
Наглядные.
Творческие.
Жестовые игры.
Ритмические упр.
Пиктограмма,
«Найди тетрадь»
«Передай мяч».

В процессе обучения осуществлять мониторинг всех групп БУД, который отражает индивидуальные достижения обучающихся и позволяет делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы. Для оценки сформированности каждого действия используется балловая система оценки:
0 баллов. действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл. смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;
2 балла. преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла. способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
4 балла. способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
5 баллов. самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого учащегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех учащихся, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения.

V. Содержание программы
Программа представлена следующими разделами
«Школа».
Ориентация в классе, его зонах и в местах расположения учебных принадлежностей. Ориентация в помещениях школы, в школьной территории; в распорядке школьного дня. Представления о профессиях людей, работающих в школе, о школьных принадлежностях (школьная доска, парта, мел, ранец, учебник, тетрадь, дневник, карандаш, точилка, резинка, фломастер, пенал, ручка, линейка, краски, кисточка, пластилин и т.д.). Представление о себе как обучающемся в коллективе одноклассников.
Представление о дружеских взаимоотношениях. Соблюдение правил учебного поведения. Соблюдение очередности. Следование правилам игры. Обращение за разрешением к взрослым, когда ситуация этого требует. Соблюдение общепринятых норм поведения дома, на улице, в общественных местах.

«Квартира, дом, двор».
Представление о частях дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол).
Ориентация в помещениях своего дома. Представление о типах домов (одно-этажные /многоэтажные, каменные/ деревянные). Представление о местах общего пользования в доме (чердак, подвал, подъезд, лестничная площадка, лифт). Представление о помещениях квартиры (комната, прихожая, кухня, ванная комната, туалет, балкон). Представление об убранстве дома.о предметах мебели (стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, табурет, комод).Представление о предметах посуды, предназначенных для сервировки стола (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож) и для приготовления п
·ищи (кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож).Представление об электроприборах (телевизор, утюг, лампа, вентилятор, обогреватель, магнитофон, видеоплеер, микроволновая печь, тостер, блендер, электрический чайник, фен). Представление о часах. Представление об электронных устройствах (телефон, компьютер, планшет). Использование предметов домашнего обихода в повседневной жизни. Представление о территории двора (место для отдыха, игровая площадка, спортивная площадка, место для парковки автомобилей, место для сушки белья, место для выбивания ковров, место для контейнеров с мусором, газон). Ориентация во дворе. Представление о благоустройстве квартиры (отопление, канализация, водоснабжение, электроснабжение). Умение вести себя в случаях чрезвычайной ситуации (отсутствие света, воды и т.д.).

VI. Тематическое планирование.
№ Раздела
Тема
Кол-во часов
Содержание раздела

1
«Школа»
30
Данный раздел направлен на формирование представления о классе, его зонах и в местах расположения учебных принадлежностей. Ориентацию в помещениях школы, на школьной территории; в распорядке школьного дня. Представления о профессиях людей, работающих в школе, о школьных принадлежностях (школьная доска, парта, мел, ранец, учебник, тетрадь, дневник, карандаш, точилка, резинка, фломастер, пенал, ручка, линейка, краски, кисточка, пластилин и т.д.). Представление о себе как обучающемся в коллективе одноклассников. Представление о дружеских взаимоотношениях. Соблюдение правил учебного поведения.
Соблюдение очередности. Следование правилам игры. Обращение за разрешением к взрослым, когда ситуация этого требует. Соблюдение общепринятых норм поведения дома, на улице, в общественных местах.


2
«Квартира, дом, двор»
30
Представление о частях дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол).
Ориентация в помещениях своего дома. Представление о типах домов (одно-этажные /многоэтажные, каменные/ деревянные). Представление о местах общего пользования в доме (чердак, подвал, подъезд, лестничная площадка, лифт). Представление о помещениях квартиры (комната, прихожая, кухня, ванная комната, туалет, балкон). Представление об убранстве дома.о предметах мебели (стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, табурет, комод).Представление о предметах посуды, предназначенных для сервировки стола (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож) и для приготовления пищи (кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож). Представление об электроприборах (телевизор, утюг, лампа, вентилятор, обогреватель, магнитофон, видеоплеер, микроволновая печь, тостер, блендер, электрический чайник, фен). Представление о часах. Представление об электронных устройствах (телефон, компьютер, планшет). Использование предметов домашнего обихода в повседневной жизни. Представление о территории двора (место для отдыха, игровая площадка, спортивная площадка, место для парковки автомобилей, место для сушки белья, место для выбивания ковров, место для контейнеров с мусором, газон). Ориентация во дворе. Представление о благоустройстве квартиры (отопление, канализация, водоснабжение, электроснабжение). Умение вести себя в случаях чрезвычайной ситуации (отсутствие света, воды и т.д.).


3
Повторение пройденного материала
16





VII. Система оценки достижения планируемых результатов
Во время обучения в первом классе, а также в течение первого полугодия второго класса целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку.
При этом не является принципиально важным, насколько обучающийся продвигается в освоении того или иного учебного предмета. На этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками.
В связи с этим для оценки планируемых результатов взята бальная система. Баллы проставляются в индивидуальной карте ученика в течении всего учебного года. В конце каждой четверти строиться кривая сформированности умения и навыка пройденных разделов.

п/п
Изучаемый раздел
Индикаторы
Баллы




0
1
2
3
4
5

1
«Школа»
Ориентация в помещениях школы









Определять профессии людей, работающих в школе









Умение пользоваться школьными принадлежностями









Соблюдение правил учебного поведения.









Обращение за разрешением к взрослым, когда ситуация этого требует.









Соблюдение общепринятых норм поведения дома, на улице, в общественных местах.







2
«Квартира, дом, двор»
Представление о частях дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол).









Ориентация в помещениях своего дома.









Представление о типах домов (одно-этажные /многоэтажные, каменные/ деревянные).









Представление о местах общего пользования в доме (чердак, подвал, подъезд, лестничная площадка, лифт).









Представление о помещениях квартиры (комната, прихожая, кухня, ванная комната, туалет, балкон).









Представление об убранстве дома. о предметах мебели (стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, табурет, комод)









Представление о предметах посуды, предназначенных для сервировки стола (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож) и для приготовления пищи (кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож).









Представление об электроприборах (телевизор, утюг, лампа, вентилятор, обогреватель, магнитофон, видеоплеер, микроволновая печь, тостер, блендер, электрический чайник, фен).









Представление о часах.









Представление об электронных устройствах (телефон, компьютер, планшет).









Представление о территории двора (место для отдыха, игровая площадка, спортивная площадка, место для парковки автомобилей, место для сушки белья, место для выбивания ковров, место для контейнеров с мусором, газон).









Ориентация во дворе.









Представление о благоустройстве квартиры (отопление, канализация, водоснабжение, электроснабжение).









Умение вести себя в случаях чрезвычайной ситуации (отсутствие света, воды и т.д.).









Баллы
Уровень сформированности навыка

0
Навык или умение отсутствует

1
Пассивное участие (действие выполняется взрослым, ребенок позволяет что-либо делать с ним)

2
Навык или умение проявляется иногда при значительной помощи взрослого

3
Навык или умение проявляется иногда при частичной помощи взрослого

4
Навык или умение проявляется иногда, ребенок выполняет действие самостоятельно

5
Навык или умение проявляется в большинстве случаев, ребенок выполняет действие самостоятельно


VIII. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
Технологии обучения.
В условиях реализации программы актуальными становятся технологии:
1) Информационно-коммуникационная технология. Применение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, а также представить имеющийся опыт и выявить его результативность.
2) Игровые технологии – направленные на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением
3) Технология развивающего обучения – взаимодействие педагога и учащихся на основе коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения учебных задач посредством организации учебного диалога в исследовательской и поисковой деятельности обучающихся.
4) Здоровьесберегающие технологии. Обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и применение полученных знаний в повседневной жизни.

Методы обучения
Методы мотивации учебной деятельности
Создание проблемной ситуации (удивления, сомнения, затруднения в выполнении действий, затруднения в интерпретации фактов), создание ситуаций занимательности, создание ситуации неопределенности и др.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
Рассказ, эвристическая беседа, лекция (информационная и проблемная), изучение текста, демонстрация, иллюстрация, познавательная (ролевая и имитационная) игра, исследование, дискуссия и др.
Методы формирования новых умений
Упражнения, практикум, игра (дидактическая, деловая, ролевая, имитационная), метод проектов, кейс-метод (решение ситуационных задач), мозговой штурм (решение нестандартных задач) и др.
Методы обобщения и систематизации изученного
Кодирование информации: создание схем, таблиц, графиков; Декодирование информации: чтение схем, таблиц, карт и др.
Методы контроля результатов обучения
Устные: опрос (индивидуальный, фронтальный, выборочный, перекрестный), беседа и др. Письменные: тест, опрос (письменный развернутый ответ на поставленный вопрос) и др. Практические: создание материального продукта, выполненного по образцу, алгоритму рисунок, демонстрация действий и операций.
Поощрение и наказание: словесное (похвала, признание, благодарность, порицание), наглядное (жетон, условный знак или символ), формальная оценка (баллы); создание ситуации успеха, создание атмосферы эмоционального комфорта и др.
Учебно-методический комплекс.
Для реализации программы материально-техническое обеспечение предмета включает: натуральные объекты, муляжи, макеты, предметные и сюжетные картинки, пиктограммы с изображением объектов (в школе, во дворе, в городе), действий, правил поведения и т.д. Кроме того, используются аудио и видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие социальную жизнь людей, правила поведения в общественных местах и т.д.; рабочие тетради с различными объектами окружающего социального мира для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; способствующие формированию у детей доступных социальных представлений. По возможности, используются технические и транспортные средства.
Необходимым оборудованием для иллюстрации социальных явлений являются: компьютер, видеопроектор и другое мультимедийное оборудование.

Литература

IX. Поурочное планирование

№ Урока
Дата
Тема
Тип урока
Технологии
Цели урока
Виды деятельности
Планируемые результаты
Формы и виды контроля


План
Факт





Планируемые
БУД



«Школа» (30ч).

1


Знакомство
Комбинированный урок
Развивающие, игровые Здоровьесберегающие
Сформировать навык вежливого общения
Слушание объяснений учителя Наблюдение за демонстрациями учителя.
Уметь здороваться, слушать учителя.
Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. - Умение выполнять действия по образцу и по подражанию
Наблюдение, оперативный разбор

2


Школа Экскурсия по школе
Комбинированный урок
Развивающие, игровые Здоровьесберегающие
Сформировать навык ориентации в помещениях школы, на школьной территории
Слушание объяснений учителя Наблюдение за демонстрациями учителя.
Уметь вести себя в обществе

Наблюдение, оперативный разбор

3


Школьные принадлежности. Игра – собери портфель
Комбинированный урок
Развивающие, игровые Здоровьесберегающие
Сформировать навык элементарного представления о школьных принадлежностях
Слушание объяснений учителя Наблюдение за демонстрациями учителя.
Уметь собирать портфель

Наблюдение, оперативный разбор

4


Как вести себя в школе. Представление о себе как обучающемся в коллективе одноклассников
Комбинированный урок
Развивающие, игровые Здоровьесберегающие
Сформировать навык вежливого общения
Слушание объяснений учителя Наблюдение за демонстрациями учителя.
Уметь: правильно себя вести в школе

Наблюдение

5


Режим дня школьника.
Комбинированный урок
Развивающие, игровые Здоровьесберегающие
Сформировать представление о режиме дня школьника
Слушание объяснений учителя Наблюдение за демонстрациями учителя.
Соблюдение режима дня

Наблюдение

6


Представление о дружеских взаимоотношениях. Сюжетно-ролевая игра на коммуникацию
Комбинированный урок
Развивающие, игровые Здоровьесберегающие
Сформировать представление о дружеских взаимоотношениях.
Слушание объяснений учителя Наблюдение за демонстрациями учителя
Уметь правильно вести себя на улице

Наблюдение, оперативный разбор

7


Соблюдение общепринятых норм поведения дома
Сюжетно-ролевая игра
Комбинированный урок
Развивающие, игровые Здоровьесберегающие
Сформировать представление о поведении дома
Слушание объяснений учителя Наблюдение за демонстрациями учителя
Научиться правильно вести себя дома

Наблюдение, оперативный разбор

8


Соблюдение общепринятых норм поведения на улице
Сюжетно-ролевая игра
Комбинированный урок
Развивающие, игровые Здоровьесберегающие
Сформировать представление о поведении на улице
Слушание объяснений учителя Наблюдение за демонстрациями учителя
Научиться правильно вести себя на улице
Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. - Умение выполнять действия по образцу и по подражанию
Наблюдение, оперативный разбор

9


Соблюдение общепринятых норм поведения на улице
Экскурсия по городу
Комбинированный урок
Развивающие, игровые Здоровьесберегающие
Сформировать представление о поведении на улице
Слушание объяснений учителя Наблюдение за демонстрациями учителя
Научиться правильно вести себя на улице

Наблюдение, оперативный разбор

10


Соблюдение общепринятых норм поведения в общественных местах
Сюжетно-ролевая игра
Комбинированный урок
Развивающие, игровые Здоровьесберегающие
Сформировать представление о поведении в общественных местах
Слушание объяснений учителя Наблюдение за демонстрациями учителя
Научиться правильно вести себя в общественных местах
Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. - Умение выполнять действия по образцу и по подражанию
Наблюдение, оперативный разбор




«Квартира, дом, двор» 30ч



11


Дом
Комбинированный урок
Развивающие, игровые Здоровьесберегающие
Сформировать представление о частях дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол).

Слушание объяснений учителя Наблюдение за демонстрациями учителя
Уметь различать части дома

Наблюдение, оперативный разбор, раскраски

12


Ориентация в помещениях своего дома.
Комбинированный урок
Развивающие, игровые Здоровьесберегающие
Сформировать навык ориентироваться в помещениях дома.
Слушание объяснений учителя Наблюдение за демонстрациями учителя операций;
Ориентация по дому

Наблюдение, оперативный разбор, раскраски

13


Места общего пользования в доме
Комбинированный урок
Развивающие, игровые Здоровьесберегающие
Сформировать навык ориентироваться в помещениях дома.
Слушание объяснений учителя Наблюдение за демонстрациями учителя операций;
Ориентация по дому

Наблюдение, оперативный разбор, раскраски

14


Убранство дома. Мебель.

Комбинированный урок
Развивающие, игровые Здоровьесберегающие
Сформировать навык ориентироваться в предметах мебели.
Слушание объяснений учителя Наблюдение за демонстрациями учителя операций;
Правильное пользование мебелью

Наблюдение, оперативный разбор, раскраски

15


Предметы посуды
Сюжетно-ролевая игра «Пришли гости»
Комбинированный урок
Развивающие, игровые Здоровьесберегающие
Сформировать навык ориентироваться в предметах посуды.
Слушание объяснений учителя Наблюдение за демонстрациями учителя операций;
Правильное пользование посудой, сервировка стола

Наблюдение, оперативный разбор, раскраски

16


Электроприборы
Комбинированный урок
Развивающие, игровые Здоровьесберегающие
Сформировать навык ориентироваться в электроприбора.
Слушание объяснений учителя Наблюдение за демонстрациями учителя операций;
Правильное пользование электроприборами
Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. - Умение выполнять действия по образцу и по подражанию
Наблюдение, оперативный разбор, раскраски

17


Электронные устройства.
Комбинированный урок
Развивающие, игровые Здоровьесберегающие
Сформировать навык ориентироваться в электронных устройствах
Слушание объяснений учителя Наблюдение за демонстрациями учителя операций;
Иметь представление об электронных устройствах

Наблюдение, оперативный разбор, раскраски

18


Представление о территории двора
Экскурсия
Комбинированный урок
Развивающие, игровые Здоровьесберегающие
Сформировать навык ориентироваться на территории двора
Слушание объяснений учителя Наблюдение за демонстрациями учителя операций;
Ориентация во дворе

Наблюдение, оперативный разбор

19


Благоустройство квартиры
Урок обобщения и систематизации
Развивающие, игровые Здоровьесберегающие
Сформировать представление о благоустройстве квартиры (отопление, канализация, водоснабжение, электроснабжение).
Слушание объяснений учителя Наблюдение за демонстрациями учителя операций;
Иметь представление о благоустройстве квартиры (отопление, канализация, водоснабжение, электроснабжение).

Наблюдение, оперативный разбор, раскраски

20


ЧС – чрезвычайные ситуации дома
Комбинированный урок
Развивающие, игровые Здоровьесберегающие
Сформировать навык умения вести себя в случаях чрезвычайной ситуации (отсутствие света, воды и т.д.).
Слушание объяснений учителя Наблюдение за демонстрациями учителя операций;
Уметь: вести себя в случаях чрезвычайной ситуации (отсутствие света, воды и т.д.).
Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. - Умение выполнять действия по образцу и по подражанию

Наблюдение, оперативный разбор




Повторение пройденного материала (16ч)










13PAGE \* MERGEFORMAT142115




15