Урок в 5 классе Подготовка к сочинению по картине Грабаря Февральская лазурь



показ слайдов
показ слайда
мобилизация мыслей и чувств детей на уроке Конспект урока по русскому языку в 5 классе
Шевцовой Надежды
Тема: Подготовка к сочинению-описанию по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».
Цели:
Обучающая:
подготовить учащихся к написанию сочинения по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь».
Развивающая:
формировать умение читать картину;
развивать образное мышление и художественную речь.
Воспитательная:
воспитывать чувство прекрасного;
воспитывать любовь к природе.
Ход урока:
Организационный момент
Приветствие.
Здравствуйте, ребята! Садитесь.
Проверка присутствующих.
Дежурный, кто сегодня отсутствует? Какова причина отсутствия?
Сегодня мы с вами будем готовиться к написанию сочинения-описания по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь». По ходу занятия мы подберем материал, который нам сможет помочь. Слова и выражения, которые покажутся нам наиболее образными и яркими, мы выпишем в тетрадь, чтобы потом воспользоваться ими.
Вступительная беседа.
Сегодня мы с вами будем говорить о живописи.
(Перед уроком учитель организовал выставку картин (картины В. Д. Поленова, И. И. Саврасова, И. Э. Грабаря), чтобы учащиеся познакомились с пейзажами известных русских художников.)
- Ребята, вы просмотрели мини - выставку. Что общего в этих картинах?
(везде изображение природы, пейзажи)
- Правильно, с жанром пейзажа вы уже знакомы. Вспомните, пожалуйста, другие пейзажи. (Литературный пейзаж в сказке Андерсена «Снежная королева»)
- Вы теперь вспомните музыкальный пейзаж? («Шествие гномов» Э. Грига)
- Как звучал лес в «Шествии гномов» Э. Грига.
- Какие произведения о природе вы слушали на уроках музыки? («Жаворонок» Глинки, «Поет зима» Г. Свиридова, «Утро» Грига)
- Вернемся к просмотренным картинам-пейзажам? Они вам знакомы?
- Кем написаны последние картины?
- Кому еще из вас знакомо имя Игоря Эммануиловича Грабаря?
- Вам понравились его пейзажи?
Я очень люблю этого художника. Его картины прекрасны! Не случайно они стоят в одном ряду с картинами Левитана, Соврасова, Поленова, тех художников, которые были его учителями и современниками.
И. Э. Грабарь родился в 1871 году, а умер в 1960. Вот такую долгую жизнь он прожил и очень многое успел сделать для людей, принести им много радости! Он очень любил нашу природу и очень любил писать ее. Это видно по его картинам! Грабаря называют художником - пейзажистом, хотя он писал и натюрморты, и портреты.
- У каждого художника, писателя и вообще у каждого человека есть свое любимое время года. Ребята, какое время года любите вы? Почему?
- А как вы думаете, какое время года больше всего любил И.Э. Грабарь?
Посмотрите еще раз на его картины.
- Когда началась зима на картине «Сентябрьский снег»? (в сентябре)
- Какие чувства у вас возникают, когда вы смотрите на эту картину? (очень необычно: желтая листва и белый снег)
- Какой снег изображен на картине «Мартовский снег»? (рыхлый, ноздреватый)
- Что отличает мартовский снег от снега в другое время зимы? (только в марте на снегу синие тени)
- Таким образом, какое время года И. Э. Грабарь изображает на картинах? (раннюю зиму и «позднюю зиму», т. е. раннюю весну)
Беседа по картине.
Представление картины ученикам.
На картине, которую мы сегодня будем описывать тоже изображен конец зимы. Это одна из самых известных картин - «Февральская лазурь», сейчас она находится в Москве, в Третьяковской галерее. Вот она - эта картина! (на экране появляется картина «Февральская лазурь» И.Э.Грабаря.)
- Какая удивительная красота! Сколько солнца и воздуха!
- Ребята, вам понравилась картина?
- Что вы испытываете, любуясь этой картиной?
- Почему вам понравился пейзаж? Ведь ничего особенного на нем не изображено. Художник изобразил лишь обычные деревья…
- Как вы думаете, какие деревья изображены на картине? (русские березы)
- Какими И. Э. Грабарь показывает березы? (без листьев)
- Почему именно без листьев?
- Правильно, летом деревья одеты в зеленый наряд, а сейчас-то зима!
- Как вы думаете, что хочет сказать нам художник, изображая эти березы?
(И. Э. Грабарь хочет показать удивительную красоту последних дней зимы, когда весна уже близко. Художник говорит: «Посмотрите, как красиво, какие красивые березки!» или «Как хорошо зимой, когда светит солнце и лежит снег!»)Послушайте, пожалуйста, историю создания картины: «Я стоял около дивного экземпляра березы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Когда я взглянул на верхушку снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенных голубой эмалью неба. «Если бы хоть десятую долю этой красоты передать, то и это будет бесподобно», - подумал я. Февраль стоял изумительный. Ночью подмораживало, и снег не сдавал. Солнце светило ежедневно, и мне посчастливилось писать подряд без перерыва и перемены погоды около двух с лишним недель, пока я не кончил картину…».
- Ребята, удалось ли автору передать хотя бы десятую долю этой красоты?
- Да, мы видим и чувствуем, что удалось. Но как он этого достиг? Что помогло ему в этом?
- Какими материалами пользуется художник для передачи своего впечатления?
Да, конечно, Грабарь использовал кисти, краски, но ведь это не художественные средства изобразительного искусства.
- А какие вы знаете средства художественной выразительности искусства слова? Между прочим, мы всегда находим их в литературных описаниях. (Метафора, эпитеты, сравнения.)
- Какими средствами художественной изобразительности пользуется Грабарь для того, чтобы передать красоту природы в февральский солнечный день?
- Ребята, какие слова и выражения вы бы хотели записать в тетради? (Дивный экземпляр березы, ритмичное строение ветвей, зрелище фантастической красоты, голубая эмаль неба.)
Композиция картины.
Давайте теперь обратим внимание на композицию «Февральской лазури».
- Посмотрите, пожалуйста, внимательно на картину. Как расположены на картине березы? (Снизу особенно выделяется одна из берез, она изображена близко, но вся поместилась на полотне.)
- Почему, работая над картиной, художник выбрал самую низкую точку обозрения? Почему вот так - снизу - изображены березы?
- Скажите, а только ли березы важны здесь? Что вы видите сквозь ветви? (Кусочек лазурного неба.)
Название картины.
А теперь попробуем разобраться в названии картины.
- Как вы думаете, почему картина называется именно так - «Февральская лазурь»? Только потому, что на ней изображен лес в феврале?
- Какое слово в названии главное? (лазурь)
- Помните, мы с вами уже обращались к словам «лазурный», «лазоревый». А теперь дайте толкование слову «лазурь». Если возникают затруднения, давайте обратимся к упражнению 325. Прочитайте лексическое значение слова «лазурный».
- Скажите, а если бы Грабарь назвал свою картину «Февральский день», «Февральский снег» или «Февральское небо», изменился бы смысл, вложенный в название?
(В картине «Мартовский снег» художника интересовал снег, снег в марте, в картине «Сентябрьский снег» - снег в сентябре, а здесь его интересует именно небо, прекрасное лазурное небо зимним утром.Ели бы художник назвал картину «Февральский день», или «Февральский снег», или «Февральское небо», было бы очень просто, обычно)- Таким образом, какой смысл вложил автор в название? Какую основную мысль хотел передать? (В названии выражено отношение художника к изображаемому, подчеркнута основная мысль картины.)
IV. Составление плана. Работа с учебником.
Ребята, мы понаблюдали над композицией картины, над смыслом ее названия, теперь же давайте попробуем составить план, который поможет нам в определении темы, жанра и основной мысли сочинения. Для этого обратимся к учебнику, к упражнению 358 на страничке 147. Прочитайте, пожалуйста, вопросы.
- Как вы думаете, почему они расположены именно в такой последовательности? Есть ли в этом какой-нибудь смысл?
В задании к упражнению говорится, что вы должны описать картину своему товарищу, который ее не видел, так, чтобы он захотел ее посмотреть. Это непростая задача! Ведь нужно выстроить свой рассказ логично, последовательно описав детали. Именно в этом нам и помогут вопросы упражнения 358.
Но чтобы нам удалось нарисовать яркую, выразительную словесную картину нам необходимо подобрать соответствующую лексику. А здесь нам может помочь высказывание самого автора, которое вы слышали в начале урока и упражнение 356. Прочитайте его, пожалуйста.
- Какие слова мы можем выписать в тетрадь? (Синие огромное небо; ослепительно блестит на земле, отражая солнце; кристаллики снега; фантастическая красота.)
Давайте составим план и запишем его в тетрадь.
- Как бы вы озаглавили пункты?
План.
Смысл названия картины.
Праздник лазоревого неба.
Воздушный, искрящийся снег.
Жемчужные березы с коралловыми ветками.
Ребята, при написании сочинения не забудьте о словах – помощниках, которые мы выписали в тетради в ходе работы на уроке. Все ли вам понятно?
V.Написание чернового варианта сочинения.
VI.Написание чистового варианта сочинения.