Рабочая программа Окружающий природный мир 1 класс по программно-методическому материалу «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией И.М. Бгажноковой и ФГОС

Государственное казенное специальное (коррекционное)
Образовательное учреждение Ленинградской области для обучающихся,
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Приозерская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат»


ПРИНЯТА
УТВЕРЖДЕН

на педагог. совете
Распоряжение №145

Протокол №1
от 28.08.2015г

от 28.08.2015г





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по «Окружающему природному миру»
1 класс
(Вариант II)

2015 – 2016 учебный год




Разработчик программы:
учитель Н.А. Ротару


I. Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе: Приказа Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 года №1599 «Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и программно-методического материала «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией И.М. Бгажноковой.
Важным аспектом обучения детей с ТМНР является расширение представлений об окружающем их природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.
Цель обучения – формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Основными задачами программы являются:
1) формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы, 2) формирование временных представлений,
3) формирование представлений о растительном и животном мире.

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся в классе.
Особенности психофизического развития детей в классе определяют специфику их образовательных потребностей. Исходя из этого, класс целесообразно поделить на две группы:
1 группа учащихся для, которых характерна умственная отсталость в умеренной степени, она сочетается с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени и сочетающимися в разных вариантах. У некоторых детей выявляются текущие психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их развитие и обучение.
Часть детей, отнесенных к данной группе категории, имеют тяжёлые опорно-двигательные нарушения неврологического генеза (сложные формы ДЦП, спастический тетрапарез, гиперкинез и т.д.), вследствие которых они полностью или почти полностью зависимы от посторонней помощи в передвижении, самообслуживании, предметной деятельности и коммуникации. Большинство детей этой группы не могут самостоятельно удерживать своё тело в сидячем положении. Спастичность конечностей часто осложнена гиперкинезами. Процесс общения затруднен в связи с несформированностью языковых средств и парезами органов речи.
Развитие детей данной группы, у которых менее выражено интеллектуальное недоразвитие, благоприятствует формированию представлений, умений и навыков, значимых для их социальной адаптации. Так, у большинства детей проявляется интерес к общению и взаимодействию, что является предпосылкой для обучения использованию невербальных средств коммуникации (жесты, мимика, графические изображения и др.). Способность ребенка выполнять отдельные двигательные действия (захват, удержание предмета, контролируемые движения шеи и др.) создаёт предпосылки для обучения отдельным операциям по самообслуживанию и предметно-практической деятельности.
2 группа учащихся для, которых характерна умственная отсталость в тяжелой степени, она так же сочетается с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени и сочетающимися в разных вариантах. У некоторых детей выявляются текущие психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их развитие и обучение.
Часть детей, отнесенных к данной группе категории, имеют тяжёлые опорно-двигательные нарушения неврологического генеза (сложные формы ДЦП, спастический тетрапарез, гиперкинез и т.д.), вследствие которых они полностью или почти полностью зависимы от посторонней помощи в передвижении, самообслуживании, предметной деятельности и коммуникации. Большинство детей этой группы не могут самостоятельно удерживать своё тело в сидячем положении. Спастичность конечностей часто осложнена гиперкинезами. Процесс общения затруднен в связи с несформированностью языковых средств и парезами органов речи.
Разделение на группы в данном случае носит условный характер и ни в коем случае не предполагает реальное разделение детей в образовательной организации. Смешанная комплектация классов создает условия, в которых дети могут учиться подражать и помогать друг другу.
Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью имеют конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий значительно затруднено или невозможно. Ограниченно формируется понимание и использование речи, которая часто сопровождается косноязычием и аграмматизмами. Словарный запас состоит из наиболее часто употребляемых в обиходе слов и выражений. Внимание у обучающихся с трудом привлекается, отличается неустойчивостью и отвлекаемостью.
Слабость активного внимания препятствует решению задач познавательного развития, однако, при высокой мотивации его продолжительность может быть увеличена.
У детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью запас сведений и представлений об окружающем мире существенно сужен. Отмечается значительное недоразвитие восприятия и памяти. Вместе с тем, при целенаправленной планомерной коррекционно-педагогической работе у обучающихся формируются элементарные представления об окружающей действительности и о себе. Перенос освоенных действий и применение представлений в новых ситуациях часто затруднены, требуются дополнительные в них упражнения, либо формирование заново.
Общемоторное развитие, как правило, нарушено. Имеются отклонения в координации, точности и темпе движений. Движения замедленны, неуклюжи. У обучающихся возникают большие сложности при переключении движений, быстрой смене поз и действий. Часть детей с умеренной, умственной отсталостью имеет замедленный темп, вялость, неловкость движений. У других наблюдается повышенная подвижность, сочетающаяся с не целенаправленностью, беспорядочностью, не скоординированностью движений.
Характер развития детей зависит от ряда факторов: этиологии, патогенеза нарушений, времени возникновения и сроков выявления отклонений, характера и степени выраженности каждого из первичных расстройств, специфики их сочетания, а также от сроков начала, объема и качества коррекционной помощи.
В связи с выраженными нарушениями и (или) искажениями процессов познавательной деятельности, прежде всего: восприятия, мышления, внимания, памяти непродуктивным оказываются подходы, требующие абстрактного мышления, задействование процессов анализа и синтеза. Вследствие чего возникают серьезные трудности в усвоении «академического» компонента различных программ дошкольного, а тем более школьного образования. Специфика эмоциональной сферы определяется ее неустойчивостью, часто гиперсензитивностью. В связи с неразвитостью волевых процессов дети оказываются не способны произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в процессе деятельности, что не редко вызывает проблемы поведения. Кроме всего перечисленного, трудности в обучении вызываются недоразвитием мотивационно-потребностной сферы обучающихся с умственной отсталостью и ТМНР. Интерес к какой-либо деятельности, если возникает, то, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер.
Особенности обучения
Занятия по предмету «Окружающий природный мир» проводятся 2 раза в неделю. На них ведущая роль принадлежит педагогу. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребенка.
В процессе урока учитель использут различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению, повторению и закреплению математических представлений.
Индивидуальные формы работы на занятиях органически сочетаются с фронтальными и групповыми.
Дидактический материал подобран в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, с учетом уровня развития детей.

II. Место предмета в учебном плане 1 класса
В учебном плане предмет представлен с расчетом по 2 часа в неделю, 66 часов в год, с учетом дополнительных каникул, предусмотренных для 1 класса.

III. Планируемые результаты освоения программы в 1 классе
Минимальный уровень
Достаточный уровень

Иметь представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умения адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям.
Умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения определенных действий (идет дождь – открываем зонт).
Умение соблюдать правила поведения в природе (в лесу, у реки и др.).
Элементарные представления о течении времени.
Умение различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение с временем года.
Представления о течении времени: смена событий дня, суток, в течение недели, месяца и т.д.

Правильно называть изученные объекты.
Различать объекты живой и неживой природы.
Дифференциация имени и фамилии.
Называние своего пола.
Осознанное восприятие своей внешности. Узнавание голоса учителя, других детей, родителей, воспитателей.
Называние имени и отчества родителей, учителей и воспитателей.
Название домашних животных. Звукоподражание и пантомимические движения различных животных. Название диких животных. Звукоподражание и пантомимические движения, передающие особенности каждого животного. Называние времён года с картинками. Называние частей суток. Соотнесение частей суток с картинками. Одежда, занятия детей в разное время года. Естествознание осуществляется в процессе тематических уроков, уроков-экскурсий, уроков – театров. Действия по подражанию действиям учителя. Действия по образцу. Действия по словесной инструкции.



IV. Программа формирования БУД
Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся направлена на развитие способности у детей овладевать содержанием адаптированной основной образовательной программой общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант II).

Группа БУД
Учебные действия и умения.
Виды заданий на уроке.
Способы оценки сформированности действий (с помощью каких заданий можно оценить)

1. Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.
Формирование благоприятного социально-психологического климата во время урока.
Наглядные - практические.
Творческие.
Жестовые игры.
Ритмические упр.
Дидактические игры.
Пиктограммы.
«Найди свою парту»
« Покажи свое рабочее место»

2. Формирование учебного поведения:
- направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
Наглядные.
Творческие.
Жестовые игры.
Ритмические упр.
Дидактические. Игры.
Пиктограммы.
«Посмотри на меня»
«Найди на парте»
«Повтори за мной»
Ритмические движение вместе с педагогом.
( физкультминутки, динамические паузы)
« Знакомство с книгой»
« Найди в пенале»
«Что лишнее?»
Игра «можно- нельзя»
«Прописи»


- умение выполнять инструкции педагога;
- использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого;




- умение выполнять действия по образцу и по подражанию.



3. Формирование умения выполнять задание:
- в течение определенного периода времени,
Наглядные.
Творческие.
Жестовые игры.
Ритмические упр.
Дидактические игры.
Пиктограммы.
«Кто внимателен»
«Выбери правильный ответ»
«Отгадывание загадок», «Раскрась», «Построй домик »,
«Раскрась по шаблону»


- от начала до конца,




- с заданными качественными параметрами.



4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
-Умение следовать инструкции педагога.
Устные.
Наглядные.
Творческие.
Жестовые игры.
Ритмические упр.
Пиктограмма,
«Найди тетрадь»
«Передай мяч».


В процессе обучения осуществляется мониторинг всех групп БУД, который отражает индивидуальные достижения обучающихся и позволяет делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы. Для оценки сформированности каждого действия используется метод наблюдения и выражается в баллах:
0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл - смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;
2 балла - преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла - способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
4 балла - способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
5 баллов - самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого учащегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех учащихся, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения.

V. Содержание программы
Программа курса «Окружающий природный мир» включает в себя несколько разделов:
Сезонные изменения в природе
-сезонные изменения в неживой природе;
-растения и животные в разное время года;
-одежда людей, игры детей в разное время года.
Неживая природа
Живая природа
-растения;
-животные;
VI. Тематическое планирование.
п/п
Изучаемый раздел
кол-во часов
Содержание раздела

1
«Временные представления»
22
Представление о частях суток. Представление о неделе. Представление о годе. Представление о временах года (осень, зима, весна, лето). Представление о сезонных явлениях природы (дождь, снег, гроза, радуга, туман, ветер). Представление о погоде текущего дня. Представления о деятельности человека в контексте течения времени: в разное время года, в разную погоду. Измерение времени (календарь, часы).

2
«Объекты неживой природы»
22
Представление о почве. Представление о воде. Представление об огне. Представление о воздухе. Представление о земле и небе. Представление о реке. Представление о водоеме. Представление о лесе. Представление о луге. Представление о формах земной поверхности. Представление об изображении земной поверхности на карте. Представление о полезных ископаемых (уголь, нефть, газ, известняк, гранит, золото, серебро и др.) с учетом местных природных ресурсов. Представление о значении объектов природы в жизни человека.

3
«Животный мир»
22
Представление о животном. Представление о домашних животных (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака).Представление о диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, лось, белка, еж, кабан, тигр). Представление о животных, обитающих в природных зонах холодного пояса (белый медведь, пингвин, олень, песец, тюлень, морж). Представление о диких животных, обитающих в природных зонах жаркого пояса (верблюд, лев, слон, жираф, зебра, черепаха, носорог, обезьяна, бегемот, питон, крокодил). Представление о птице. Представление о домашних птицах (курица (петух), утка, гусь, индюк). Представление о перелетных и зимующих птицах (голубь, ворона, воробей, дятел, синица, снегирь, сова, аист, ласточка). Представление о водоплавающих птицах (лебедь, утка, гусь). Представление о рыбе. Представление о речных рыбах (сом, окунь, щук). Представление о морских рыбах
(акула, сельдь, камбала, рыба-ёж, скат). Представление о насекомом. Представление о насекомых (жук, бабочка, стрекоза, муравей, кузнечик, муха, комар, пчела, таракан).Представление о морских обитателях (кит, дельфин, морская звезда, медуза, морской конек, осьминог, креветка). Представление о значении животных в жизни человека (источник питания, из шкур и шерсти изготавливают одежду и др.).


VII. Система оценки достижения планируемых результатов
Во время обучения в первом классе, а также в течение первого полугодия второго класса целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку.
При этом не является принципиально важным, насколько обучающийся продвигается в освоении того или иного учебного предмета. На этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками.
В связи с этим для оценки планируемых результатов взята бальная система. Баллы проставляются в индивидуальной карте ученика в течении всего учебного года. В конце каждой четверти строиться кривая сформированности умения и навыка пройденных разделов.
п/п
Изучаемый раздел
Индикаторы
Баллы




0
1
2
3
4
5

1
Сезонные изменения
Признаки осени









Признаки зимы









Признаки весны









Признаки лета







2
Живая природа
Различать животных, птиц. Домашних и диких животных







3
Неживая природа
Признаки дня









Признаки ночи









Иметь представления о неживой природе








Баллы
Уровень сформированности навыка

0
Навык или умение отсутствует

1
Пассивное участие (действие выполняется взрослым, ребенок позволяет что-либо делать с ним)

2
Навык или умение проявляется иногда при значительной помощи взрослого

3
Навык или умение проявляется иногда при частичной помощи взрослого

4
Навык или умение проявляется иногда, ребенок выполняет действие самостоятельно

5
Навык или умение проявляется в большинстве случаев, ребенок выполняет действие самостоятельно



VIII. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
Технологии обучения.
В условиях реализации программы актуальными становятся технологии:
1) Информационно-коммуникационная технология. Применение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, а также представить имеющийся опыт и выявить его результативность.
2) Игровые технологии – направленные на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением
3) Технология развивающего обучения – взаимодействие педагога и учащихся на основе коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения учебных задач посредством организации учебного диалога в исследовательской и поисковой деятельности обучающихся.
4) Здоровьесберегающие технологии. Обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и применение полученных знаний в повседневной жизни.

Методы обучения
Методы мотивации учебной деятельности
Создание проблемной ситуации (удивления, сомнения, затруднения в выполнении действий, затруднения в интерпретации фактов), создание ситуаций занимательности, создание ситуации неопределенности и др.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
Рассказ, эвристическая беседа, лекция (информационная и проблемная), изучение текста, демонстрация, иллюстрация, познавательная (ролевая и имитационная) игра, исследование, дискуссия и др.
Методы формирования новых умений
Упражнения, практикум, игра (дидактическая, деловая, ролевая, имитационная), метод проектов, кейс-метод (решение ситуационных задач), мозговой штурм (решение нестандартных задач) и др.
Методы обобщения и систематизации изученного
Кодирование информации: создание схем, таблиц, графиков; Декодирование информации: чтение схем, таблиц, карт и др.
Методы контроля результатов обучения
Устные: опрос (индивидуальный, фронтальный, выборочный, перекрестный), беседа и др. Письменные: тест, опрос (письменный развернутый ответ на поставленный вопрос) и др. Практические: создание материального продукта, выполненного по образцу, алгоритму рисунок, демонстрация действий и операций.
Предъявление требований, поощрение и наказание: словесное (похвала, признание, благодарность, порицание), наглядное (жетон, условный знак или символ), формальная оценка (баллы, отметка); создание ситуации успеха, создание атмосферы эмоционального комфорта и др.

Учебно-методический комплекс.
Различные по форме, величине, цвету наборы природного материала, пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей (до 10); мозаики; пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др. событий; карточки с изображением сезонных изменений, сюжетные картинки для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные программы.

Литература
В обучении используются дидактические материалы для дошкольников:


IX. Поурочное планирование
№ Урока
Дата
Тема
Тип урока
Технологии
Цели урока
Виды деятельности
Планируемые результаты
Формы и виды контроля


План
Факт





Предметные
БУД



Сезонные изменения

1
2
01.09
03.09

Осенние месяцы
Комбинированный урок
Развивающие Здоровьесберегающие
Сформировать представления о сезонных изменениях
Слушание объяснений учителя Наблюдение за демонстрациями учителя.
Уметь: определять осень на картинке.
Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. - Умение выполнять действия по образцу и по подражанию
Раскраски на тему Осень

3
4
08.09
10.09

Осень
Экскурсия
Урок изучения нового материала
Развивающие, игровые и коммуникативные. Здоровьесберегающие.
Сформировать представления о сезонных изменениях
Экскурсия Объяснение наблюдаемых явлений.
Уметь: отличать живую и неживую природу



5
6
15.09
17.09

Растения осенью
Экскурсия
Урок обобщения и систематизации
Развивающие, игровые и коммуникативные
Сформировать представления о сезонных изменениях
Экскурсия Объяснение наблюдаемых явлений.
Уметь: отличать признаки изменения у растений с приходом осени



7
8
22.09
24.09

Животные осенью
Комбинированный урок
Развивающие, игровые и коммуникативные
Сформировать умение описывать действия животных по картинкам
Слушание объяснений учителя Объяснение наблюдаемых явлений
умение описывать действия животных по картинкам

Наблюдение Раскраски

9
10
29.09
01.10

Одежда людей осенью
Комбинированный урок
Развивающие, игровые и коммуникативные
Сформировать навык одеваться по сезону
Слушание объяснений учителя Объяснение наблюдаемых явлений
Одеть куклу

Наблюдение Раскраски


Неживая природа

11
12
06.10
08.10

Время суток: день, ночь
Комбинированный урок
Развивающие, игровые и коммуникативные
Сформировать навык определять день, признаки дня
Слушание объяснений учителя Объяснение наблюдаемых явлений
Уметь различать время суток
Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. - Умение выполнять действия по образцу и по подражанию
Наблюдение Раскраски

13
14
13.10
15.10

Солнце
Комбинированный урок
Развивающие, игровые и коммуникативные
Сформировать навык определять день, признаки дня

Слушание объяснений учителя Объяснение наблюдаемых явлений
Уметь различать время суток

Наблюдение Раскраски

15
16
20.10
22.10

Небо
Комбинированный урок
Развивающие, игровые и коммуникативные
Сформировать навык определять день, признаки дня
Слушание объяснений учителя Объяснение наблюдаемых явлений
Уметь различать время суток

Наблюдение Раскраски

17
18
27.10
29.10

Облако
Комбинированный урок
Развивающие, игровые и коммуникативные
Сформировать навык определять день, признаки дня
Слушание объяснений учителя Объяснение наблюдаемых явлений
Уметь различать время суток

Наблюдение Раскраски


II ЧЕТВЕРТЬ


Живая природа

1
2
10.11
12.11

Растения: деревья
Комбинированный урок
Развивающие, игровые и коммуникативные
Сформировать представления о деревьях

Слушание объяснений учителя Объяснение наблюдаемых явлений
Уметь: отличать деревья от других растений

Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. - Умение выполнять действия по образцу и по подражанию
Наблюдение Раскраски

3
4
17.11
24.11

Растения: кустарники
Комбинированный урок
Развивающие, игровые и коммуникативные
Сформировать представления о деревьях

Слушание объяснений учителя Объяснение наблюдаемых явлений
Уметь: отличать кустарники от других растений


Наблюдение Раскраски

5
6
26.11
01.12

Животные нашего края
Комбинированный урок
Развивающие, игровые и коммуникативные
Сформировать представления о животных нашего края

Слушание объяснений учителя Объяснение наблюдаемых явлений
Уметь определять животных нашего края

Наблюдение Раскраски


Сезонные изменения

7
8
03.12
08.12

Время суток: ночь
Комбинированный урок
Развивающие, игровые и коммуникативные
Сформировать представления сутках, ночи

Слушание объяснений учителя Объяснение наблюдаемых явлений
Уметь определять ночь
Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. - Умение выполнять действия по образцу и по подражанию
Наблюдение Раскраски


Неживая природа

9
10
10.12
15.12

Луна
Комбинированный урок
Развивающие, игровые и коммуникативные
Сформировать представления сутках, ночи

Слушание объяснений учителя Объяснение наблюдаемых явлений
Уметь определять ночь
Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. - Умение выполнять действия по образцу и по подражанию
Наблюдение Раскраски

11
12
17.12
22.12

Звезды
Комбинированный урок
Развивающие, игровые и коммуникативные
Сформировать представления о звездах

Слушание объяснений учителя Объяснение наблюдаемых явлений
Уметь показывать звезды

Наблюдение Раскраски


Живая природа

13
14
24.12
29.12

Части растения: корень
Комбинированный урок
Развивающие, игровые и коммуникативные
Сформировать представления о частях растения

Слушание объяснений учителя Объяснение наблюдаемых явлений
Уметь ориентироваться в частях растения
Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. - Умение выполнять действия по образцу и по подражанию
Наблюдение Раскраски


III ЧЕТВЕРТЬ



1
2
12.01
14.01

Части растения: стебель (ствол)
Комбинированный урок
Развивающие, игровые и коммуникативные
Сформировать представления о частях растения
Слушание объяснений учителя Объяснение наблюдаемых явлений
Уметь ориентироваться в частях растения

Наблюдение Раскраски

3
4
19.01
21.01

Части растения: лист, цветок
Комбинированный урок
Развивающие, игровые и коммуникативные
Сформировать представления о частях растения

Слушание объяснений учителя Объяснение наблюдаемых явлений
Уметь ориентироваться в частях растения

Наблюдение Раскраски

5
6
26.01
28.01

Птицы нашего края
Экскурсия 1 ч
Урок обобщения и систематизации

Развивающие, игровые и коммуникативные
Сформировать представления о сезонных изменениях
Экскурсия Объяснение наблюдаемых явлений.
Уметь отличать птиц от других животных




Сезонные изменения

7
8
02.02
04.02

Зимние месяцы
Комбинированный урок
Развивающие
Сформировать представления о сезонных изменениях
Слушание объяснений учителя Наблюдение за демонстрациями учителя.
Уметь: определять зиму на картинке.
Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. - Умение выполнять действия по образцу и по подражанию
Раскраски на тему Зима

9
10
09.02
11.02

Зима
Экскурсия
Урок изучения нового материала
Развивающие, игровые и коммуникативные
Сформировать представления о сезонных изменениях
Экскурсия Объяснение наблюдаемых явлений.
Уметь: отличать живую и неживую природу



11
12
16.02
18.02

Поведение животных зимой

Комбинированный урок
Развивающие, игровые и коммуникативные
Сформировать умение описывать действия животных по картинкам
Слушание объяснений учителя Объяснение наблюдаемых явлений
умение описывать действия животных по картинкам

Наблюдение Раскраски

13
14
25.02
01.03

Одежда людей зимой

Комбинированный урок
Развивающие, игровые и коммуникативные
Сформировать навык одеваться по сезону
Слушание объяснений учителя Объяснение наблюдаемых явлений
Одеть куклу

Наблюдение Раскраски


Неживая природа

15
16
03.03
10.03

Земля
Комбинированный урок
Развивающие, игровые и коммуникативные
Сформировать представления о земле
Знать: где находится земля
Уметь: показывать землю на картинке
Уметь: показывать землю на картинке
Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. - Умение выполнять действия по образцу и по подражанию
Наблюдение Раскраски


Живая природа

17
18
15.03
17.03

Растения стран с холодным климатом
Комбинированный урок
Развивающие, игровые и коммуникативные
Сформировать представление о растениях растущих в странах с холодным климатом
Слушание объяснений учителя Объяснение наблюдаемых явлений
Уметь отличать растения холодных стран от растений нашего края
Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. - Умение выполнять действия по образцу и по подражанию
Наблюдение Раскраски

19
20
22.03
24.03

Животные стран с холодным климатом
Комбинированный урок
Развивающие, игровые и коммуникативные
Сформировать представление о растениях растущих в странах с холодным климатом
Слушание объяснений учителя Объяснение наблюдаемых явлений
Уметь отличать животных холодных стран от растений нашего края

Наблюдение Раскраски


IV ЧЕТВЕРТЬ



Живая природа

1
2
05.04
07.04

Март, апрель, май- весенние месяцы (экскурсия)
Урок обобщения и систематизации

Развивающие, игровые и коммуникативные
Сформировать представления о сезонных изменениях
Экскурсия Объяснение наблюдаемых явлений.
Уметь отличать признаки изменения у растений с приходом весны

Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. - Умение выполнять действия по образцу и по подражанию


3
4
12.04
14.04

Весна
Экскурсия
Урок изучения нового материала
Развивающие, игровые и коммуникативные
Сформировать представления о сезонных изменениях
Экскурсия Объяснение наблюдаемых явлений.
Уметь: отличать живую и неживую природу



5
6
19.04
21.04

Растения весной
Урок обобщения и систематизации
Развивающие, игровые и коммуникативные
Сформировать представления о сезонных изменениях
Экскурсия Объяснение наблюдаемых явлений.
Уметь: отличать признаки изменения у растений с приходом осени

Наблюдение Раскраски

7
8
26.04
28.04

Животные весной
Комбинированный урок
Развивающие, игровые и коммуникативные
Сформировать умение описывать действия животных по картинкам
Слушание объяснений учителя Объяснение наблюдаемых явлений
умение описывать действия животных по картинкам

Наблюдение Раскраски

9
10
05.05
10.05

Одежда людей весной

Комбинированный урок
Развивающие, игровые и коммуникативные
Сформировать навык одеваться по сезону
Слушание объяснений учителя Объяснение наблюдаемых явлений
Одеть куклу

Наблюдение Раскраски


Живая природа

11
12
12.05
17.05

Летние месяцы
Комбинированный урок
Развивающие
Сформировать представления о сезонных изменениях
Слушание объяснений учителя Наблюдение за демонстрациями учителя.
Уметь: определять лето на картинке.
Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. - Умение выполнять действия по образцу и по подражанию
Раскраски на тему Лето

13
14
19.05
24.05

Растения летом
экскурсия

Урок изучения нового материала
Развивающие, игровые и коммуникативные
Сформировать представления о сезонных изменениях
Экскурсия Объяснение наблюдаемых явлений.
Уметь: отличать живую и неживую природу



15

26.05

Животные летом

Комбинированный урок
Развивающие
Сформировать представления о животных в летний период
Слушание объяснений учителя Наблюдение за демонстрациями учителя.
Уметь: определять лето на картинке.

Раскраски на тему Лето

16
31.05

Одежда людей летом

Комбинированный урок
Развивающие, игровые и коммуникативные
Сформировать навык одеваться по сезону
Слушание объяснений учителя Объяснение наблюдаемых явлений
Одеть куклу

Наблюдение Раскраски











13PAGE \* MERGEFORMAT142515




15