Рабочая программа Математические представления 1 класс по программно-методическому материалу «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией И.М. Бгажноковой и ФГОС

Государственное казенное специальное (коррекционное)
Образовательное учреждение Ленинградской области для обучающихся,
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Приозерская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат»


ПРИНЯТА
УТВЕРЖДЕН

на педагог. совете
Распоряжение №145

Протокол №1
от 28.08.2015г

от 28.08.2015г




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по «Математическим представлениям»
1 класс
(Вариант II)

2015 – 2016 учебный год





Разработчик программы:
учитель Н.А. Ротару
I. Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе: Приказа Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 года №1599 «Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и программно-методического материала «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией И.М. Бгажноковой и.
В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек, нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и др.
У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным подходом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и т.п.
Цель обучения - формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни.
Задачи:
1) сформировать представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления:
2) сформировать представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность.
3) сформировать способностью пользоваться математическими знаниями
при решении соответствующих возрасту житейских задач.

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся в классе.
Особенности психофизического развития детей в классе определяют специфику их образовательных потребностей. Исходя из этого, класс целесообразно поделить на две группы:
1 группа учащихся для, которых характерна умственная отсталость в умеренной степени, она сочетается с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени и сочетающимися в разных вариантах. У некоторых детей выявляются текущие психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их развитие и обучение.
Часть детей, отнесенных к данной группе, имеют тяжёлые опорно-двигательные нарушения неврологического генеза (сложные формы ДЦП, спастический тетрапарез, гиперкинез и т.д.), вследствие которых они полностью или почти полностью зависимы от посторонней помощи в передвижении, самообслуживании, предметной деятельности и коммуникации. Большинство детей этой группы не могут самостоятельно удерживать своё тело в сидячем положении. Спастичность конечностей часто осложнена гиперкинезами. Процесс общения затруднен в связи с несформированностью языковых средств и парезами органов речи.
Развитие детей данной группы, у которых менее выражено интеллектуальное недоразвитие, благоприятствует формированию представлений, умений и навыков, значимых для их социальной адаптации. Так, у большинства детей проявляется интерес к общению и взаимодействию, что является предпосылкой для обучения использованию невербальных средств коммуникации (жесты, мимика, графические изображения и др.). Способность ребенка выполнять отдельные двигательные действия (захват, удержание предмета, контролируемые движения шеи и др.) создаёт предпосылки для обучения отдельным операциям по самообслуживанию и предметно-практической деятельности.
2 группа учащихся для, которых характерна умственная отсталость в тяжелой степени, она так же сочетается с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени и сочетающимися в разных вариантах. У некоторых детей выявляются текущие психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их развитие и обучение.
Часть детей, отнесенных к данной группе категории, имеют тяжёлые опорно-двигательные нарушения неврологического генеза (сложные формы ДЦП, спастический тетрапарез, гиперкинез и т.д.), вследствие которых они полностью или почти полностью зависимы от посторонней помощи в передвижении, самообслуживании, предметной деятельности и коммуникации. Большинство детей этой группы не могут самостоятельно удерживать своё тело в сидячем положении. Спастичность конечностей часто осложнена гиперкинезами. Процесс общения затруднен в связи с несформированностью языковых средств и парезами органов речи.
Разделение на группы в данном случае носит условный характер и ни в коем случае не предполагает реальное разделение детей в образовательной организации. Смешанная комплектация классов создает условия, в которых дети могут учиться подражать и помогать друг другу.
Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью имеют конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий значительно затруднено или невозможно. Ограниченно формируется понимание и использование речи, которая часто сопровождается косноязычием и аграмматизмами. Словарный запас состоит из наиболее часто употребляемых в обиходе слов и выражений. В случае тяжелой умственной отсталости языковые средства часто оказываются несформированными. Вместе с тем использование средств альтернативной (невербальной) коммуникации позволяет обучать детей с выраженным интеллектуальным недоразвитием навыкам элементарной коммуникации.
Внимание у обучающихся с трудом привлекается, отличается неустойчивостью и отвлекаемостью.
Слабость активного внимания препятствует решению задач познавательного развития, однако, при высокой мотивации его продолжительность может быть увеличена.
У детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью запас сведений и представлений об окружающем мире существенно сужен. Отмечается значительное недоразвитие восприятия и памяти. Вместе с тем, при целенаправленной планомерной коррекционно-педагогической работе у обучающихся формируются элементарные представления об окружающей действительности и о себе. Перенос освоенных действий и применение представлений в новых ситуациях часто затруднены, требуются дополнительные в них упражнения, либо формирование заново.
Общемоторное развитие, как правило, нарушено. Имеются отклонения в координации, точности и темпе движений. Движения замедленны, неуклюжи. У обучающихся возникают большие сложности при переключении движений, быстрой смене поз и действий. Часть детей с умеренной, умственной отсталостью имеет замедленный темп, вялость, неловкость движений. У других наблюдается повышенная подвижность, сочетающаяся с не целенаправленностью, беспорядочностью, не скоординированностью движений.
Характер развития детей зависит от ряда факторов: этиологии, патогенеза нарушений, времени возникновения и сроков выявления отклонений, характера и степени выраженности каждого из первичных расстройств, специфики их сочетания, а также от сроков начала, объема и качества коррекционной помощи.
В связи с выраженными нарушениями и (или) искажениями процессов познавательной деятельности, прежде всего: восприятия, мышления, внимания, памяти непродуктивным оказываются подходы, требующие абстрактного мышления, задействование процессов анализа и синтеза. Вследствие чего возникают серьезные трудности в усвоении «академического» компонента различных программ дошкольного, а тем более школьного образования. Специфика эмоциональной сферы определяется ее неустойчивостью. В связи с неразвитостью волевых процессов дети оказываются не способны произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в процессе деятельности, что не редко вызывает проблемы поведения. Кроме всего перечисленного, трудности в обучении вызываются недоразвитием мотивационно-потребностной сферы обучающихся с умственной отсталостью и ТМНР. Интерес к какой-либо деятельности, если возникает, то, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер.

Особенности обучения
Занятия по предмету «математические представления» проводятся 2 раза в неделю. На них ведущая роль принадлежит педагогу. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей элементарного математического развития каждого ребенка.
В процессе урока учитель использует различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению, повторению и закреплению математических представлений.
Индивидуальные формы работы на занятиях по формированию математических представлений органически сочетаются с фронтальными и групповыми.
Дидактический материал подобран в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, с учетом уровня развития математических представлений и речи детей.
II. Место предмета в учебном плане 1 класса
В учебном плане предмет представлен с расчетом по 2 часа в неделю, 66 часов в год, с учетом дополнительных каникул, предусмотренных для 1 класса.
III. Планируемые результаты освоения программы в 1 классе
Минимальный уровень
Достаточный уровень

Элементарные математические представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления

Умение различать предметы по форме, величине.
Умение ориентироваться в схеме тела
Умение различать множества (один – много).
Умение различать части суток.
Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине.
Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости.
Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества (один – много).
Умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий, определять время по часам, соотносить время с началом и концом деятельности.

Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами.

Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов.
Умение пересчитывать предметы.
Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой.
Умение пересчитывать предметы в доступных ребенку пределах.


IV. Программа формирования БУД
Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся направлена на развитие способности у детей овладевать содержанием адаптированной основной образовательной программой общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант II)
Группа БУД
Учебные действия и умения.
Виды заданий на уроке.
Способы оценки сформированности действий (с помощью каких заданий можно оценить)

1. Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.
Формирование благоприятного социально-психологического климата во время урока.
Наглядные - практические.
Творческие.
Жестовые игры.
Ритмические упр.
Дидактические игры.
Пиктограммы.
«Найди свою парту»
« Покажи свое рабочее место»

2. Формирование учебного поведения:
- направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
Наглядные.
Творческие.
Жестовые игры.
Ритмические упр.
Дидактические. Игры.
Пиктограммы.
«Посмотри на меня»
«Найди на парте»
«Повтори за мной»
Ритмические движение вместе с педагогом.
( физкультминутки, динамические паузы)
« Знакомство с книгой»
« Найди в пенале»
«Что лишнее?»
Игра «можно- нельзя»
«Прописи»


- умение выполнять инструкции педагога;
- использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого;




- умение выполнять действия по образцу и по подражанию.



3. Формирование умения выполнять задание:
- в течение определенного периода времени,
Наглядные.
Творческие.
Жестовые игры.
Ритмические упр.
Дидактические игры.
Пиктограммы.
«Кто внимателен»
«Выбери правильный ответ»
«Отгадывание загадок», «Раскрась»,
«Бусины и ниточки», «Построй домик »,
«Раскрась по шаблону» «Соедини точки»


- от начала до конца,




- с заданными качественными параметрами.




4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
-Умение следовать инструкции педагога.
Устные.
Наглядные.
Творческие.
Жестовые игры.
Ритмические упр.
Пиктограмма,
«Найди тетрадь»
«Передай мяч».


В процессе обучения осуществляется мониторинг всех групп БУД, который отражает индивидуальные достижения обучающихся и позволяет делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы. Для оценки сформированности каждого действия используется метод наблюдения и выражается в баллах:
0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл - смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;
2 балла - преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла - способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
4 балла - способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
5 баллов - самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого учащегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех учащихся, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения.

V. Содержание программы
Программа предполагает работу по следующим разделам:
«Количественные представления», «Представления о форме», «Представления о величине», «Пространственные представления», «Временные представления».
Временные представления.
Различение частей суток («утро», «день», «вечер», «ночь»). Соотнесение действия с временным промежутком («сейчас», «вчера», «сегодня», «завтра»). Составление последовательности событий. Определение времени по часам (целого часа, с точностью до получаса, четверть часа, с точностью до 5 минут). Соотнесение времени с началом и концом деятельности.
Количественные представления.
Нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение предметов в единое множество. Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»). Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом).
Преобразование множеств (увеличение множества, уменьшение множества, уравнивание множеств).
Представление о числовой последовательности. Пересчет предметов. Узнавание цифр. Соотнесение цифры с количеством предметов. Написание цифры. Представление множества двумя другими множествами. Решение задач на увеличение на несколько единиц. Решение задач на уменьшение на несколько единиц. Выполнение арифметических действий на калькуляторе. Представление о денежном знаке. Размен денег.
Представления о величине.
Различение по величине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по величине. Составление упорядоченного ряда (по убыванию, по возрастанию). Различение по длине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по длине. Различение по ширине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по ширине. Различение предметов по высоте. Сравнение предметов по высоте. Различение предметов по весу. Сравнение предметов по весу. Измерение с помощью мерки.
Представление о форме.
Различение круглых и некруглых геометрических тел. Различение некруглых геометрических тел. Соотнесение геометрических тел с названием («шар», «куб», «призма», «параллелепипед»). Соотнесение геометрического тела с геометрической фигурой(куб – квадрат, шар – круг, треугольная призма – треугольник, параллелепипед – прямоугольник). Соотнесение предмета с геометрическим телом, геометрической фигурой. Рисование геометрической фигуры («треугольник», «квадрат», «прямоугольник», «круг»).
Пространственные представления.
Пространственные представления (верх, низ, перед, зад, право, лево). Определение месторасположения предметов в пространстве («близко», «около», «рядом», «далеко», «сверху», «снизу», «спереди», «сзади», «справа», «слева»). Перемещение в пространстве в заданном направлении («вверх», «вниз», «вперёд», «назад», «вправо», «влево»). Ориентация на плоскости («верх», «низ», «середина», «правая сторона», «левая сторона»). Составление предмета из двух и нескольких частей. Составление картинки из нескольких частей. Составление ряда из предметов, изображений. Определение месторасположения предметов в ряду.
VI. Тематическое планирование.
п/п
Изучаемый раздел
кол-во часов
Содержание раздела

1
Представление о величине
7
Формирование умения различать и сравнивать предметы по форме, величине.

1.1
«Большой - маленький»
2


1.2
«Высокий  низкий»
2


1.3
«Широкий  узкий»
2


1.4
Повторение пройденного материала
1







2
Представление о массе
7
Формирование умения различать и сравнивать предметы по массе

2.1
«Тяжелый  легкий»
2


2.2
«Глубокий - мелкий»
2


2.3
«Толстый - тонкий»
2


2.4
Повторение пройденного материала
1


3
Количественные представления
9
Формирование умения различать, сравнивать и преобразовывать множества (один – много).

3.1
«Мало  много»
2


3.2
«Несколько-немного»
2


3.3
Изменение количества
2


3.4
Сравнение количества предметов
2


3.5
Повторение пройденного материала
1


4
Временные представления
10
Формирование умения различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий, соотносить время с началом и концом деятельности.


4.1
Времена года
2


4.2
Сутки
2


4.3
Неделя
2


4.4
«Рано  поздно»
2


4.5
Повторение пройденного материала
2


5
Пространственные представления
7
Формирование умения ориентации в пространстве

5.1
«Вверху  внизу»
2


5.2
«Впереди  сзади»
2


5.3
«Слева  справа»
2


5.4
Повторение пройденного материала
1


6
Расположение на листе бумаги
5
Формирование умения ориентации на плоскости

6.1
«Справа  слева»
2


6.2
«Вверху  внизу», «в середине»
2


6.3
Повторение пройденного материала
1


7
Отношение порядка следования
5
Формирования умения к отношению порядка следования

7.1
«Первый  -последний»
2


7.2
Пер
·ед, после, между
2


7.3
Повторение пройденного материала
1


8
Геометрический материал
8


8.1
Круг
1
Формирование умения представления о геометрических формах

8.2
Квадрат
1


8.3
Треугольник
1


8.4
Прямоугольник
1


8.5
Точка
1


8.6
Прямая линия
1


8.7
Кривая линия
1


8.8
Повторение пройденного материала
1


9
Нумерация
10
Формирование умения выделения цифры 1

9.1
Узнавание и выделение цифры 1
2


9.2
Соотнесение цифры 1 с соответствующим количеством предметов, объемных и плоскостных моделей Прорисовывание цифры 1 по трафарету, по точкам
2


9.3
Конструирование цифры 1 из пластилина, проволоки
2



Повторение пройденного материала
4



VII. Система оценки достижения планируемых результатов
Во время обучения в первом классе, а также в течение первого полугодия второго класса целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку.
При этом не является принципиально важным, насколько обучающийся продвигается в освоении того или иного учебного предмета. На этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками.
В связи с этим для оценки планируемых результатов взята бальная система. Баллы проставляются в индивидуальной карте ученика в течении всего учебного года. В конце каждой четверти строиться кривая сформированности умения и навыка пройденных разделов.
п/п
Изучаемый раздел
Индикаторы
Баллы




0
1
2
3
4
5

1
Представление о величине
Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине.







2
Представление о массе
Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости.







3
Количественные представления
Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества (один – много).







4
Временные представления
Умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий, определять время по часам, соотносить время с началом и концом деятельности.







5
Пространственные представления
Умение ориентации в пространстве







6
Расположение на листе бумаги
Умение ориентироваться на плоскости







7
Отношение порядка следования
Понимание отношения к порядку следования







8
Геометрический материал
Иметь представления о геометрических формах







9
Нумерация
Умение выделять цифру 1








Баллы
Уровень сформированности навыка

0
Навык или умение отсутствует

1
Пассивное участие (действие выполняется взрослым, ребенок позволяет что-либо делать с ним)

2
Навык или умение проявляется иногда при значительной помощи взрослого

3
Навык или умение проявляется иногда при частичной помощи взрослого

4
Навык или умение проявляется иногда, ребенок выполняет действие самостоятельно

5
Навык или умение проявляется в большинстве случаев, ребенок выполняет действие самостоятельно


VIII. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
Технологии обучения.
В условиях реализации программы актуальными становятся технологии:
1) Информационно-коммуникационная технология. Применение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, а также представить имеющийся опыт и выявить его результативность.
2) Игровые технологии – направленные на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением
3) Технология развивающего обучения – взаимодействие педагога и учащихся на основе коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения учебных задач посредством организации учебного диалога в исследовательской и поисковой деятельности обучающихся.
4) Здоровьесберегающие технологии. Обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и применение полученных знаний в повседневной жизни.

Методы обучения
Методы мотивации учебной деятельности
Создание проблемной ситуации (удивления, сомнения, затруднения в выполнении действий, затруднения в интерпретации фактов), создание ситуаций занимательности, создание ситуации неопределенности и др.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
Рассказ, эвристическая беседа, лекция (информационная и проблемная), изучение текста, демонстрация, иллюстрация, познавательная (ролевая и имитационная) игра, исследование, дискуссия и др.
Методы формирования новых умений
Упражнения, практикум, игра (дидактическая, деловая, ролевая, имитационная), метод проектов, кейс-метод (решение ситуационных задач), мозговой штурм (решение нестандартных задач) и др.
Методы обобщения и систематизации изученного
Кодирование информации: создание схем, таблиц, графиков; Декодирование информации: чтение схем, таблиц, карт и др.
Методы контроля результатов обучения
Устные: опрос (индивидуальный, фронтальный, выборочный, перекрестный), беседа и др. Письменные: тест, опрос (письменный развернутый ответ на поставленный вопрос) и др. Практические: создание материального продукта, выполненного по образцу, алгоритму рисунок, демонстрация действий и операций.
Предъявление требований, поощрение и наказание: словесное (похвала, признание, благодарность, порицание), наглядное (жетон, условный знак или символ), формальная оценка (баллы, отметка); создание ситуации успеха, создание атмосферы эмоционального комфорта и др.

Учебно-методический комплекс.
Различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного); наборы предметов для занятий (Монтессори-материал и др.); пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей (до 10); мозаики; пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др. событий; карточки с изображением цифр, денежных знаков и монет; макеты циферблата часов; калькулятор; весы; рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, цифрами для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные программы.

Литература
В обучении используются дидактические материалы по математике для дошкольников :
1. «Математика в детском саду», Пособие Л.С. Метлина, М., «Просвещение», 1984г.;
2. Учебник математики для 1-х классов специальных (коррекционных) школ VIII вида А.А.Хилько,Б.Л. Мершон, М, «Просвещение», 1987г.;
3. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Математика. 1 класс. В 2-х частях.
4.Рабочая тетрадь. Математика. 1 класс. В 2 частях (VIII вид). Алышева Т.В.
5. Прописи
6. Антропология серий развивающих компьютерных игр «Супердетки» - «Учим цифры», «Арифметика».

Методическая литература для учителя.
1. «Программы образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под ред. Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб, 2011г).
2. Программы обучения глубоко умственно отсталых детей, составитель НИИ дефектологии АПН СССР (М,1984г).
3. «Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью». Маллер А.Р., Цикото Г.В. М., «Академия», 2003 год.
4. «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта». Л.Б.Баряева, И.М.Бгажнокова, Д.И.Бойков М.«Владос»,2009г
5. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе». Социализация детей с нарушением интеллекта. Шипицина Л.М. С-Петербург, «Речь», 2005 год.
6. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития» Бгажнокова И.М. М. «Владос», 2007г.
7. «Особенности интеграции детей с тяжелыми нарушениями развития» автор-составитель Т.М. Головкинаг. Переяславль, 2007 г.
8. Методика преподавания математики в коррекционной школе. Учебник для вузов. Перова М. Н. М., «Владос», 2001.
Дополнительная литература для учителя:
1. Волина В. Праздник числа. М., «АСТпресс», 1997.
2. Волина В. Веселая арифметика. Екатеринбург, «АТД ЛТД», 1999.
3. Тумановская М. П. Скоро в школу. М., «ОНИКС 21 век», 2004.



IX. Поурочное планирование
№ Урока
Дата

Тема
Тип урока
Технологии
Цель урока
Виды деятельности
Планируемые результаты
Формы и виды контроля


План
факт





Предметные
БУД



Представление о величине

1
01.09

«Большой - маленький»
Комбинированный урок
Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие
Сформировать представление «Большой - маленький»
Работа с картинками игрушками
Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине. Уметь слушать и наблюдать за учителем. Уметь действовать совместно с учителем.
Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. - Умение выполнять действия по образцу и по подражанию
Карточки с заданиями

2
03.09

«Высокий  низкий»
Комбинированный урок

Сформировать представление «Высокий  низкий»
Работа с картинками и игрушками


Карточки с заданиями

3
08.09

«Большой - маленький»
Комбинированный урок

Сформировать представление «Большой - маленький»
Работа с картинками игрушками




4
10.09

«Высокий  низкий»
Комбинированный урок

Сформировать представление «Высокий  низкий»
Работа с картинками и игрушками




5
6
15.09
17.09

«Широкий  узкий»
Комбинированный урок

Сформировать представление «Широкий  узкий»
Работа с картинками и игрушками


Карточки с заданиями

7
22.09

Повторение изученного материала
Совершенствования знаний, умений и навыков
Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие
Закрепить и скорректировать материал
Работа с картинками и игрушками


Наводящие вопросы, близ-опрос, работа с карточками


Представления о массе.


8
9
24.09
29.09

«Тяжелый  легкий»
Комбинированный урок
Развивающего обучения, игровые,
здоровьесберегающие
Сформировать представление «Тяжелый  легкий»
Работа с картинками и игрушками
Умение различать и сравнивать предметы по массе
Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. - Умение выполнять действия по образцу и по подражанию
Карточки с заданиями

10
11

01.10
06.10

«Глубокий - мелкий»
Комбинированный урок

Сформировать представление «Глубокий - мелкий»
Работа с картинками и игрушками


Карточки с заданиями

12
13
08.10
13.10

«Толстый - тонкий»
Комбинированный урок

Сформировать представление «Толстый - тонкий»
Работа с картинками и игрушками


Карточки с заданиями

14
15.09

Повторение изученного материала
совершенствования знаний, умений и навыков
личностно-ориентированного обучение
Закрепить и скорректировать изученный материал
Работа с картинками и игрушками


Наводящие вопросы, близ-опрос, работа с карточками


Количественные представления

15
16
20.10
22.10

«Мало  много»
Комбинированный урок
Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие
Сформировать представление «Мало  много»
Работа с картинками и игрушками
Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества (один – много).
Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. - Умение выполнять действия по образцу и по подражанию
Карточки с заданиями

17
18
27.10
29.10

«Несколько-немного»
Комбинированный урок

Сформировать представление «Несколько-немного»
Работа с картинками и игрушками


Карточки с заданиями


II ЧЕТВЕРТЬ







1
2
10.11
12.11

Изменение количества
Комбинированный урок

Сформировать представление об изменение количества
Работа с картинками и игрушками


Карточки с заданиями

3
17.11
24.11

Сравнение количества предметов
Комбинированный урок

Уметь сравнивать и различать предметы по количеству
Работа с картинками и игрушками


Карточки с заданиями

4
26.11

Повторение изученного материала
Урок совершенствования ЗУН
Личностно-ориентированного обучение
Закрепить и скорректировать материал
Работа с картинкам


Наводящие вопросы, работа с карточками


Временные представления 10ч

5
6
01.12
03.12

Времена года
Комбинированный урок
Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие
Научить определять времена года
Работа с картинкам
Формирование умения различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий, соотносить время с началом и концом деятельности.
Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. - Умение выполнять действия по образцу и по подражанию
Карточки с заданиями

7
8
08.12
10.12

Сутки
Комбинированный урок

Научить понимать и определять сутки
Работа с картинкам


Карточки с заданиями

9
10
15.12
17.12

Неделя
Комбинированный урок

Научить понимать и определять неделю
Работа с картинкам


Карточки с заданиями

11
12
22.12
24.12

«Рано  поздно»
Комбинированный урок

Сформировать представление «Рано  поздно»
Работа с картинкам


Карточки с заданиями

13
29.12

Повторение изученного материала
Урок совершенствования ЗУН
Личностно-ориентированного обучение
Закрепить и скорректировать материал
Работа с картинкам


Наводящие вопросы, работа с карточками


III ЧЕТВЕРТЬ


Пространственные представления

1
2
12.01
14.01

«Вверху  внизу»
Комбинированный урок
Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие
Сформировать представление «Вверху  внизу»
Работа с картинкам
Умение ориентироваться в пространстве
Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. - Умение выполнять действия по образцу и по подражанию
Карточки с заданиями

3
4
19.01
21.01

«Впереди  сзади»
Комбинированный урок

Сформировать представление «Впереди  сзади»
Работа с картинкам


Карточки с заданиями

5
6
25.01
26.01

«Слева  справа»
Комбинированный урок

Сформировать представление «Впереди  сзади»
Работа с картинкам


Карточки с заданиями

7
28.01


Повторение изученного материала
Урок совершенствования ЗУН
Личностно-ориентированного обучение
Закрепить и скорректировать материал
Работа с картинкам


Наводящие вопросы, работа с карточками


Расположение на листе бумаги

8
9
01.02
02.02

«Справа  слева»
Комбинированный урок
Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие
Сформировать представление «Вверху  внизу»
Работа с картинками, листом бумаги
Умение ориентироваться на плоскости
Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. - Умение выполнять действия по образцу и по подражанию
Карточки с заданиями

10
11
04.02
08.02

«Вверху  внизу», «в середине»
Комбинированный урок

Сформировать представление «Вверху  внизу», «в середине»
Работа с картинками, листом бумаги


Карточки с заданиями

12
09.02

Повторение изученного материала
Урок совершенствования ЗУН
Личностно-ориентированного обучение
Закрепить и скорректировать материал
Работа с картинкам


Карточки с заданиями


Отношение порядка следования

13
14
15
11.02
15.02
18.02


«Первый  -последний»
Комбинированный урок
Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие
Сформировать представление «Первый  -последний»
Работа с картинкам
Умение определять порядок следования
Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. - Умение выполнять действия по образцу и по подражанию
Карточки с заданиями

16
17
18
19

25.02
01.03
03.03
10.03


«Перед, после, между»
Комбинированный урок

Сформировать представление «Перед, после, между»
Работа с картинкам


Карточки с заданиями

20
21
22
23
15.03
17.03
22.03
24.03

Повторение изученного материала
Урок совершенствования ЗУН
Личностно-ориентированного обучение
Закрепить и скорректировать материал
Работа с картинкам


Наводящие вопросы, работа с карточками


IV ЧЕТВЕРТЬ


Геометрический материал

1
05.04

Круг
Комбинированный урок
Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие
Сформировать представление о круге
Работа с картинкам, конструктором и пластилином, ниткой
Умение определять геометрические формы
Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. - Умение выполнять действия по образцу и по подражанию
Карточки с заданиями

2
07.04

Квадрат
Комбинированный урок

Сформировать представление о квадрате
Работа с картинкам, конструктором и пластилином, ниткой


Карточки с заданиями

3
12.04

Треугольник
Комбинированный урок

Сформировать представление о треугольнике
Работа с картинкам, конструктором и пластилином, ниткой


Карточки с заданиями

4
14.04

Прямоугольник
Комбинированный урок

Сформировать представление о прямоугольнике
Работа с картинкам, конструктором и пластилином, ниткой


Карточки с заданиями

5
19.04

Точка
Комбинированный урок

Сформировать представление о точке
Работа с картинкам, конструктором


Карточки с заданиями

6
21.04

Прямая линия
Комбинированный урок

Сформировать представление о прямой линии
Работа с картинкам, конструктором и ниткой


Карточки с заданиями

7

26.04

Кривая линия
Комбинированный урок

Сформировать представление о кривой линии
Работа с картинкам, конструктором и ниткой


Карточки с заданиями

8
28.04

Повторение изученного материала
Урок совершенствования ЗУН
Личностно-ориентированного обучение
Закрепить и скорректировать материал
Работа с картинкам, пластилином и ниткой

Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. - Умение выполнять действия по образцу и по подражанию
Наводящие вопросы, работа с карточками


Нумерация

9
10
05.05
10.05

Узнавание и выделение цифры 1
Комбинированный урок
Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие
Сформировать умения узнавать и выделять цифру 1
Работа с картинкам, пластилином и ниткой
Умение выделять цифру 1
Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. - Умение выполнять действия по образцу и по подражанию
Карточки с заданиями

11
12
12.05
17.05

Соотнесение цифры 1 с соответствующим количеством предметов, объемных и плоскостных моделей
Прорисовывание цифры 1 по трафарету, по точкам
Комбинированный урок

Сформировать умение и навык соотносить с соответствующим количеством предметов цифру1
Работа с картинкам, трафаретом, конструктором и счетными палочками


Карточки с заданиями

13
14
19.05
24.05

Конструирование цифры 1 из пластилина, нитки
Комбинированный урок

Сформировать навык конструирования цифры 1
Работа с картинкам, пластилином и ниткой
Умение конструировать цифру 1

Карточки с заданиями

15
16
26.05
31.05

Повторение пройденного материала
Урок совершенствования ЗУН

Личностно-ориентированного обучение
Закрепить и скорректировать материал
Работа с картинкам, пластилином и ниткой
Уметь выделять цифру 1

Наводящие вопросы, работа с карточками












Лист корректировки

























13PAGE \* MERGEFORMAT142015



13PAGE \* MERGEFORMAT141015



15