Подготовка к сочинению — описанию природы по картине И.Грабаря «Февральская лазурь»


МБОУ «Школа №1 им. В. П. Екимецкой» г. Рязань
Подготовка к сочинению - описанию природы по картине
И.Грабаря «Февральская лазурь»

Учитель русского языка и литературы
Касаткина Нина Валентиновна

Краткие рекомендации к использованию.
Урок развития речи в 5 классе «Подготовка к сочинению-описанию природы по картине Грабаря «Февральская лазурь» - урок с использованием ИКТ. На данном уроке устанавливаются связи между полученными знаниями об окружающем мире и конкретной практической деятельностью учащихся, создаются условия для более рационального использования учебного времени и для усиления разнообразной художественной деятельности. Использование ИКТ на уроках делает процесс обучения и преподавания более интересным, качественным, результативным; позволяет не только вызвать интерес к уроку, но и значительно активизирует деятельность учащихся; способствует развитию познавательной деятельности; формирует творчески мыслящую личность. Например, к данному уроку ученики получили предварительные задания: подготовить рассказ о художнике, выучить стихотворение о берёзе.
Тип урока: урок развития связной речи в 5 классе
Тема: Подготовка к сочинению –описанию природы по картине И. Грабаря «Февральская лазурь» .
Цели:
Образовательные:1.Формировать умение «читать» картину, понимать
идейный замысел художника;
2.развивать пространственное мышление, обогащать
словарный запас учащихся;
3. научить школьников высказывать своё отношение
к увиденному, правильно оценивать настроение картины,
отбирать лексический материал для своего устного
выступления;
4.подготовить учащихся к сочинению –описанию
природы на основе знакомства с картиной;
5.закрепить понятие о пейзаже, совершенствовать
навык описания;
6.способствовать развитию творческого воображения и
литературной речи учащихся.
Развивающие: 1. Создать условия для развития логического мышления,
коммуникативных умений, познавательного интереса у
обучающихся;
2.развитие умения правильно обобщать данные и делать
выводы, составлять план и пользоваться им;
3.  развивать интерес к произведениям живописи, кругозор
учащихся.
Воспитательные: 1. Способствовать овладению необходимыми навыками
самостоятельной учебной деятельности;
2. обеспечить высокую творческую активность при выполнении 
заданий по карточкам;
3. учить проявлять творческий интерес к обсуждению
собственной работы и работ товарищей;
4. воспитывать навыки взаимодействия и командной работы.
Оборудование: учебник русского языка с репродукцией картины,
презентация, карточки для учащихся, компьютер,
мультимедийный проектор .

Ход урока
1.Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята, садитесь.
2.Ввод в тему
Учитель: -Продолжите предложение: Урок развития речи – это урок, на котором мы…
Учитель : - Посмотрите, пожалуйста, на экран.(слайды 1-4)
- Что общего в этих картинах? Что их объединяет? (зима, пейзаж)(слайд 5)
-Словарная работа (работа со словами «пейзаж», «пейзажист») (слайд 6)
- Ещё раз внимательно посмотрите на эти картины. (слайд 7)
Вам предстоит определить тему нашего урока. Поможет вам в этом отрывок из стихотворения…
(приложение 1 - стих. по выбору учителя)
(чтение стих. подготовленным учеником)
- О каком дереве говорится в стихотворении?(о берёзе)
-А теперь сформулируйте тему нашего урока.
- Да, сегодня вам предстоит подготовиться к сочинению по картине Игоря Эммануиловича Грабаря «Февральская лазурь».(слайд 8)
-Какова цель нашего урока?(слайд 9)
3. Сообщение ученика о художнике . (Приложение 2) (слайд 10)
Учитель :-Игорь Эммануилович - выдающийся пейзажист. Наиболее известна его работа «Февральская лазурь». (слайд 11)
«Я стоял около дивного экземпляра берёзы, редкостного по ритмическому строению ветвей, заглядевшись на неё. Я уронил палку и нагнулся, чтобы её поднять. Когда я взглянул на верхушку берёзы снизу, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие – то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединённых голубой эмалью неба! «Если бы хоть десятую долю этой красоты передать, то и это будет бесподобно», - подумал я.
Февраль стоял изумительный. Солнце светило ежедневно, и мне посчастливилось писать без перерыва около двух с половиной недель, пока я не кончил картину. Писал я с зонтиком, окрашенным в голубой цвет».
Несмотря на сильный мороз, художник создавал картину в вырытой им траншее из снега. Художник поставил холст не только без обычного наклона вперёд, но повернул его лицевой стороной к синеве неба.
4.Работа по группам – работа с картиной (Приложение №3)
Учитель: -Какое впечатление производит на вас эта картина? (Приятное, радостное, хочется долго смотреть на эту картину, потому что она красочная).
-Как сегодня мы будем работать над картиной, ваши предложения. (по группам)
1 группа – Основные образы картины
(учитель раздаёт группам карточки – Приложение 3 и дополнительный материал для слабых учащихся - Приложение 4))
Любимый мотив И.Грабаря – берёза. Мастер пейзажа не переставал восторгаться этим дивом: «Что может быть прекраснее берёзы, единственного в природе дерева, ствол которого ослепительно бел, тогда как остальные деревья имеют тёмные стволы. Фантастическое, сверхъестественное дерево, дерево –сказка. Я страстно полюбил русскую берёзу и долго почти одну только её писал».
Один ученик из группы отвечает, остальные – добавляют. Работают также ребята из других групп (слайд 12)
(Вопросы: - Что изображено на переднем плане картины? (Расскажите о берёзе, о цвете её ствола, ветвей.)
-Символом чего является берёза?(символом России)) 2 группа – Предметы изображения
(Вопросы: -Рассмотрите небо, есть ли на нём облака? Как меняется цвет неба к горизонту?
-Какие цвета использует художник? Почему?) (слайд 13)3 группа – Предметы изображения
(Вопросы: -Рассмотрите снег. Меняется ли его цвет на солнце и в тени?
-Какие цвета использует художник? Почему?) (слайд 14)4 группа – Чувства, эмоции, вызванные картиной. (слайд 15)
(Вопросы:- Что вы чувствуете, когда смотрите на картину И.Грабаря?
-Какие эмоции у вас вызывает берёза, написанная художником на переднем плане?)5 группа - Название картины
Учитель: Ребята, художник не сразу пришёл к названию своей картины. Он обдумывал варианты: «Лазоревый февраль», «Конец февраля». И только после этого отыскал, как ему показалось, лучшее название – «Февральская лазурь».
(Вопросы:-– Почему картина названа «Февральская лазурь»? -Какие слова помогают увидеть февральский день?) (слайд 16) 6 группа -– Основной фон картины (слайд 17)
Учитель: - И.Э.Грабарь вот такими словами описывал своё любимое время года: «Настали чудесные солнечные февральские дни. В природе творилось нечто необычайное. Казалось, что она праздновала какой – то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу».
( Вопросы: -Какова основная палитра картины?
-Почему именно белый и голубые цвета используются художником?) Учитель: -А вот что написали о картине биографы И.Грабаря: «Картина воспринимается как торжественный гимн во славу родной природы».
-Вспомним лексическое значение слова « гимн»?
( гимн - торжественная песня, восхваляющая и прославляющая кого-либо или что-либо )- Согласны ли вы с биографами И.Грабаря?
5. Физкультминутка.(слайд 18)
Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.
6. Подбор опорных слов для написания сочинения.
Учитель:
-Давайте поработаем над опорными словами, которыми вы будете пользоваться при написании сочинения. Подберите прилагательные к существительным. ( слайд 19)
День – …(морозный, солнечный, ясный...)
Небо – … (голубое, бирюзовое, лазурное, чистое, высокое, прозрачное, безоблачное…)
Воздух – … (чистый, морозный, прозрачный, бодрящий, колется._..(слайд 20)
Снег – ….(белый, пушистый, чистый, блестит, сверкает, переливается огнями…)
Берёза – …(большая, красивая, нарядная, огромная, могучая, гордая.)
- Подберите синонимы к словам.
Художник – …(живописец, пейзажист, певец русской природы…)
Изобразил – …(написал, создал картину..)Картина – …(репродукция, полотно, пейзаж, произведение живописи)
Берёзы –…( русские красавицы, символ русских лесов, символ России) (слайд 21)
7. Составление плана учащимися.
План. (слайд 22)
1. Когда происходит действие.
2.Какой февральский день изобразил художник.
3.Что изображено на картине:
А) небо;
б) снег;
в) берёза;
г) горизонт;
4. Удалось ли И.Э.Грабарю передать красоту солнечного зимнего дня?
5. Моё отношение к картине.
8. Рефлексия.
Учитель: - Выполнили ли мы на уроке цели, поставленные вами в начале урока? Давайте их вспомним.(слайд 23)
- Мне бы хотелось узнать ваше отношение к уроку. Если вам понравилось работать на уроке, вы усвоили материал, вы довольны своей работой и работой своих товарищей, поднимите зелёный символ, если у вас есть какая-то неудовлетворенность, - жёлтый, и если вы с нетерпением ждали, когда же кончится урок, и вы всем недовольны –красный.
- Продолжите, пожалуйста, предложение(слайд 24)
Было интересно…
Было трудно…
Я научился…
У меня получилось…
Теперь я могу…
Мне захотелось…
9. Итог.
Учитель :- Писатель пишет пейзаж словами, художник - красками, но все они описывают природу своей душой, своим сердцем.
(Выставление оценок за урок)
10. Домашнее задание
-Напишите сочинение –описание природы по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь».
(слайд 25-26)
Приложение 1
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
\И горят снежинки
В золотом огне…
С.ЕсенинВ жемчужной россыпи снежинок,
В суровых лапах декабря,
Под шалью нежных паутинок
Берёзка зимняя моя!
Она манит! Чарует очи
В хрустальной сонной тишине!
И хочется побыть мне очень
С берёзкой той - наедине!
Л. Шишкина.
Приложение 2
Игорь Эммануилович Грабарь родился 13 марта 1871 года в Будапеште в семье юриста.
С детства он мечтал о живописи, старался быть ближе к художественным кругам, посещал все выставки, изучал коллекцию Третьяковской галереи. Из –за политических преследований в 1876 году семья переехала в Россию. Грабарь получил блестящее образование, окончив сначала Московский лицей, затем юридический факультет Петербургского университета. После окончания университета он поступил в Высшую художественную школу при Академии искусств. Учителем Грабаря был Репин.
В 1901 г. входит в Союз русских художников.
С 1913- 1925 гг. руководил Третьяковской галереей. Участвовал в создании новых музеев, в охране памятников, занимался реставрацией, писал мемуары о русских художниках.
Приехав в Россию, художник был потрясён красотой русской природы. Он заворожён красками русской зимы, восхищён «грацией» и «магнетизмом» волшебного дерева берёзы. И.Грабарь – тонкий живописец, мастер пейзажа, певец русской природы.
Приложение 3
Карточки (вопросы группам учащихся для работы):
1 группа – Основные образы картины.
- Что изображено на переднем плане картины? (Расскажите о берёзе, о цвете её ствола, ветвей.)
-Символом чего является берёза?
2 группа – Основные образы картины
-Рассмотрите небо, есть ли на нём облака? Как меняется цвет неба к горизонту?
-Какие цвета использует художник? Почему?
3 группа – Предметы изображения
-Рассмотрите снег. Меняется ли его цвет на солнце и в тени?
-Какие цвета использует художник? Почему?
4 группа – Чувства, эмоции, вызванные картиной.
- Что вы чувствуете, когда смотрите на картину И.Грабаря?
-Какие эмоции у вас вызывает берёза, написанная художником на переднем плане?
5 группа - Почему картина называется «Февральская лазурь»?
-Подберите слова, которые помогут вам увидеть изображённый на картине февральский день?
6 группа -– Основной фон картины
-Основная палитра картины?
-Почему именно белый и голубые цвета используются художником?
Приложение 4
Дополнительный материал слабым учащимся для работы в группах
Основные образы картины Основной фон картины Чувства, переживания, вызванные картиной
-Белоствольная берёза, устремлённая ввысь, слегка искревлённый ствол; широко распахнутые ветви берёзы припорошены снегом, ярко сверкающем на солнце. Листочки берёзки тянутся к солнышку, к теплу и свету – природа не теряет надежды, чувствует приближение весны. Эта берёзка выделяется среди остальных.
-Сквозь эти берёзы виднеется небо: высокое, прозрачное, недосягаемое, далёкое. Оно словно манит берёзу своей вечностью. На небе нет ни одного облака, словно ничто не тревожит его покой.
- Снег, словно ковёр, покрывает землю. Этот образ придаёт картине некую мягкость.
- Образ берёзы – это образ, это символ всей России. Не случайно многие русские поэты и писатели обращались к этому образу. -Палитра картины разнообразна: её переполняют различные цветовые оттенки.
-Белый цвет – символ чистоты, непорочности, нежности, открытости, чего –то трепетного. Его очень много на картине: белоствольная берёзка, снег. Белый снег на солнце переливается, становится разноцветным. А земля словно покрыта бриллиантами.
-Голубой цвет – символ вечности, надежды – он есть повсюду. Этот цвет насыщает картину. И не зря, наверное, художник называет своё произведение «Февральская лазурь» - цвет даже в названии. Оттенки голубого – это немного холодные оттенки, но пейзаж в целом согревает берёзка.
-Охватывает щемящее чувство любви к Родине, хочется прижаться к стволу берёзки, поведать ей свои сокровенные мысли, почувствовать её тепло, подышать этим февральским морозным воздухом.
- Возникает ощущение того, что ты сам находишься в этой берёзовой роще среди удивительных, поистине русских деревьев.
- Переполняют противоречивые чувства горечи и гордости за нашу Родину: что –то родное чувствуется в этой берёзке.
- Даже в обычной берёзке можно увидеть удивительную, сказочную красоту, даже в малой частице можно разглядеть многое, для этого нужна лишь открытая душа и чуткое сердце. Ведь природа – это часть нас самих.

Литература 1.Азаркович В.Г., Егорова Н.В. Игорь Грабарь. — Л.: Аврора, 1974.
2.Зельманова Л.М., Колокольцев Е.Н. Развитие речи: Русский язык и литература. 5-7 классы. Репродукции картин: Учебно-наглядное пособие для учащихся общеобразоват. учеб. заведений. – 4-е изд. – М: Дрофа, 1999.
3.Кузнецова Э.В. Игорь Эммануилович Грабарь (1871–1960) — художник и общественный деятель / В кн.: В.И. Гапеева, Э.В. Кузнецова. Беседы о советских художниках. — М.–Л.: Просвещение, 1964. С. 86–89.
4.Победова О.И. Грабарь И.Э. — М.: Советский художник, 1964.