Обучение грамоте детей с расстройствами аутистического спектра


Обучение грамоте детей с расстройствами аутистического спектра.
Педагоги-практики знают, какой сложной задачей является обучение грамоте детей с ОВЗ, с признаками РАС. В школу приходят дети, имеющие различную степень нарушения интеллекта. Дети имеют разный уровень подготовленности к обучению в школе. Они прошли и разный путь: посещали 1 класс массовой школы, детский сад, или были до поступления в школу педагогически неорганизованными. Некоторые из них уже обучались грамоте, но навыки чтения и письма не сформировались. Так же при обучении грамоте нередко возникает противоречие: «застревание» на какой-либо букве в силу особенностей умственного развития детей класса, а материала для изучения, закрепления буквы не хватает. Неудачи в предшествующем обучении часто приводят к потере интереса к чтению, письму.
Мы знаем, что аутизм трактуется, как предельное, «экстремальное» одиночество ребенка, снижение способности к установлению эмоционального контакта. Поэтому необходимо педагогу установить эмоциональный контакт, наладить взаимодействие в пределах учебного кабинета, а родителям - дома. Педагог вместе с ребенком лепит, рисует, вырезает, показывает свой образец выполнения задания.
Для детей с РАС характерна стереотипность в поведении. Они стремятся сохранить постоянные, привычные условия жизни, испытывают страх перед изменениями в обстановке, порядке жизни. Например, изученную букву ребенок читает только в знакомом букваре. Поэтому необходимо предлагать задания, которые ведут к преодолению стереотипности в восприятии.

Предложенное пособие «Обучение грамоте» используется как рабочая тетрадь, т.е. создается «личный букварь» ученика. Это является положительным эмоциональным стимулом для ребенка научиться читать. Он сам с помощью педагога, родителей постепенно создает свой букварь, в котором можно нарисовать, что захотелось, оставить букварь на память.

Выполнение заданий можно организовать как совместно с классом, индивидуально, так и дома с родителями, распечатав отдельные страницы. Ребенку не дается все пособие сразу. «Личный букварь» создает у ребенка представление о букве, о том, что только в слове она приобретает смысл. Использование глобального чтения способствует тому, что слова обретают свое значение, «обрастают» смыслом, возникает чувство успеха «Я могу читать», формируется стремление быть хорошим учеником.

Для детей с признаками РАС предлагать лучше на первых этапах однообразные задания, что способствует лучшему усвоению материала, самостоятельности при выполнении заданий. Так как, усвоив алгоритм выполнения задания, ученик в любое время может выполнить аналогичное задание без помощи педагога на уроке или дома.

Рассмотрим некоторые из заданий.

Раскрашивание буквы (дети выделяют элементы, говорят, как они соединяются, на что похожа буква, сравнивают с другими изученными графемами, буква находится в кассах букв, определяется место на ленте букв, разучивают четверостишие, обводят раскрашенную букву с целью закрепления образа).


Задание «Сделай букву из пластилина, палочек, веревочки, пуговиц» можно выполнить из любого подручного материала. Сначала педагог делает букву вместе с ребенком по образцу, затем дает только образец или предлагает самостоятельно выполнить задание.

Задание «Напиши букву в воздухе, пропиши в строке»
Буква прописывается разными способами: в воздухе пальцем, можно ногой на полу, на песке в лотке. Затем прописывается с тихим проговариванием сначала по образцу, по точкам, «рука в руке», самостоятельно.
При выполнении задания «Вставь букву» ученик сначала называет предмет, затем педагог произносит сам слово, выделяя нужный звук голосом. Ребенок вновь произносит, тоже выделяя изучаемый звук. Определяется, где слышится звук: в начале, средине или в конце. Выделенный звук обозначается печатным образом в слове-подписи. Ребенок читает первую букву, а педагог заканчивает.


Задание «Дорисуй, раскрась, вставь букву».
Ученик определяет местоположение звука, прочитывает слово с помощью педагога.


«Вставь букву, нарисуй предмет»
Сначала читается слово со вставленной буквой, определяется место звука в слове, выполняется рисунок. Слово делится на слоги, затем педагог произносит слово, а дети сигнализируют об изучаемом звуке поднятием синего или красного кружка.

Задание «Наклей картинки, подпиши с помощью педагога» стимулирует ребенка искать предметы, имеющие изучаемый звук, в окружающем мире (газетах, журналах). Можно предложить ряд картинок, а ребенок выбирает. Затем подписывается картинка, причем слово пишет педагог, оставляя место, чтобы он мог дописать нужную букву. Слово анализируется.

Задание «Зачеркни лишнюю букву» выполняется с целью закрепления зрительного образа.


Задание «Напиши букву разной высоты, прочитай» учит пониманию, что буквы могут быть разной высоты. Многократное прочтение способствует запоминанию зрительного образа.
При выполнении задания «Найди букву Н и зачеркни» ученики учатся видеть букву в тексте. Стихотворение прочитывается педагогом, проводится работа над смысловой стороной стихотворения, затем выполняется задание. Стихотворение прочитывается еще раз педагогом, определяется количество произнесенных звуков Н, заучивается наизусть.