Урок русского языка по теме «Подготовка к сочинению по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь».


Автор проекта: Сергеева Нина Валентиновна, учитель МКОУ Октябрьская СОШ Мантуровского района Костромской области.
Предмет: русский язык.
Класс: 5.
Тема урока: «Подготовка к сочинению по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь».
Цель урока (для учителя): создать условия для подготовки к сочинению-описанию, вспомнить алгоритм описания картины, развивать навыки работы с текстом: умение выбирать нужную информацию, сравнивать, обобщать и делать выводы, воспитывать любовь к природе .Планируемый результат (для учащихся). Ученики научатся отвечать на вопросы по содержанию картины и уметь описывать природу, отбирать материал для написания сочинения..Этап урока Содержание и виды деятельности учащихся
1. Вводный (организационно-мотивационный) этап 1 Приветствие. Самоопределение к деятельности. Сегодня у нас урок развития речи. Урок необычный, интересный. Мы будем готовиться к написанию сочинения по картине. А о чем будет картина ? Звучит музыка Чайковского «Времена года», под музыку учитель читает стихи
Без березы не мыслю России,
Так светла по-славянски она,
Что быть может, в столетьи иные
От березы – вся Русь рождена.. (О.Шестинский)

- Какие чувства, эмоции возникли после прослушивания стихотворения?
Такие же эмоции испытал художник И. Э. Грабарь.. Эти впечатления отражаются в его картине «Февральская лазурь», которую мы рассмотрим сегодня. Рассматривание картины
2. Тема записана на доске,.Учащиеся формулируют цели и задачи урока, тема записывается в тетрадь.
Ученики показывают умение планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой, высказывать мнения по существу полученного задания.
2. Основной (информационно-аналитический) этап 1. Актуализация знаний
-Вспомните, из каких частей состоит сочинение.
-(Вступление, основная часть, заключение)
Что мы пишем во вступлении, основной части, заключении?(Ответы учащихся)
2.Сообщение нового материала.
- Рассказ о художнике. (подготовленный ученик)
Игорь Эммануилович Грабарь (приложение 2) родился в 1871г. В Будапеште, в семье юриста. В 1876г. Семья переезжает в Россию. Грабарь получил блестящее образование, окончив сначала Московский лицей, затем юридический факультет Петербургского университета. После его окончания он поступил в Высшую художественную школу при академии искусств. Учителем И.Э.Грабаря был Репин.. Подготовленный ученик воспроизводит текст, сопровождаемый своей презентацией с использованием пейзажей художника и историей написания картины «Февральская лазурь».
3Беседа о картине.
- Одно из лучших полотен и.Э.Грабаря «Февральская лазурь» поражает силой и чистотой цвета, ослепляет лазорево-синим небом. Плотными мазками написаны огромные белоствольные березы на первом плане. Небо уходит в бескрайнюю высь. Пространство наполнено светом и воздухом. Низкий горизонт усиливает впечатление монументальности деревьев.
4Рассматривание картины, составление плана описания картины. Чтобы стать настоящими ценителями картин нам потребуется специальные слова (слова написаны на доске):
Картина (от русск. «карта») – произведение живописи в красках.
Репродукция (лат) – воспроизведенный посредством печати рисунок или картина.
Пейзаж (франц.) – 1) общий вид местности, картина природы; 2) картина, изображающая природу.
Пейзажист – художник, пишущий пейзаж.
Лазурь (др.русск. – из греч.) - 1) светло-синий цвет, голубизна; 2) краска светло-синего цвета.
Лазурный = лазоревый=голубой.
Коралловый (цвет) – ярко-красный.
Сапфировый (цвет) – синий или зеленый.
5 Работа по картине. Накопление материала для сочинения.
(Учащиеся записывают в тетради описание элементов картины) Какой день изобразил художник?( Изумительный, замечательный, ясный, благодатная погода)
Рассмотрим небо: есть ли на нем облачка? Какого цвета небо вверху, на горизонте?( на небе ни облачка, ярко-голубое, лазоревое, голубизна)
Какой снег на картине? Какого он цвета на солнце и в тени?( Сиреневый, искрится, блестит, сверкает, осевший, ноздреватый)
Какова береза на первом плане картины? Что можно сказать о цвете её ствола, ветвей, прошлогодней листвы на верхушке?( Развесистая, ветвистая, ствол изогнут, белоствольная, жемчужная белизна. Пожухлая листва наверху, как драгоценная корона, красно-коричневого цвета.)Каковы сестры березки?( Обыкновенные, искривленные, лесные красавицы, стройные.)
Какова роль теней?( Дают перспективу. Березы тянутся ввысь, а тянувшиеся по снегу тени уводят вглубь рощи.)Что помогло художнику передать необыкновенную красоту природы? Совпадают ли колорит картины с впечатлением Грабаря от увиденного в жизни?( Поражает сияние, красота природы, беложемчужные стволы, коралловые ветви, цвет снега от голубого до сиреневого, голубая эмаль неба, все насыщено солнечным светом.)
Определите тему картины «Февральская лазурь».
-Какие чувства, переживания вы испытываете, созерцая эту картину?
-Захотелось ли вам оказаться на этой поляне, потрогать стволы берёз, походить по тропинке?
- - Каково настроение картины.
- Какие мысли рождаются у вас, когда вы смотрите на эту картину?
.
- Составление плана. Запись в тетради.
3. Добывание знаний и практическое применение.
Работа в группах.
Картину можно написать не только красками, но и словом.
Учащимся предлагается раздаточный материал с текстами стихов русских поэтов. Автор: С.Есенин
Белая березаПод моим окномПринакрылась снегом,Точно серебром.
На пушистых веткахСнежною каймойРаспустились кистиБелой бахромой.
И стоит березаВ сонной тишине,И горят снежинкиВ золотом огне.
А заря, ленивоОбходя кругом,обсыпает веткиНовым серебром.
«Первый снег»Автор: В.Брюсов
Серебро, огни и блёстки –Целый мир из серебра!В жемчугах стоят берёзки,Чёрно-голые вчера…
Воплощение мечтаний,Жизни с грезою игра,Этот мир очарований,Этот мир из серебра!
Печальная береза»Автор: А. Фет
Печальная березаУ моего окна,И прихотью морозаРазубрана она.
Как гроздья винограда,Ветвей концы висят, —И радостен для взглядаВесь траурный наряд.
Люблю игру денницыЯ замечать на ней,И жаль мне, если птицыСтряхнут красу ветвей.
Задание: исследуйте текст с точки зрения использования в нём изобразительно - выразительных средств, помогающих автору создать образ берёзы или картину лесного пейзажа.
- Перечитайте стихи еще раз и подумайте, какие строки вы могли бы взять в качестве эпиграфа к сочинению по картине Грабаря»Февральская лазурь» Запишите эпиграф в тетрадь.А я эпиграфом к нашему уроку взяла слова Грабаря Сказка инея восходящего солнца.
-
3. Заключительный (оценочно-рефлексивный) этап Рефлексия. .
Вот мы и познакомились с картиной художника Грабаря – импрессиониста: полное разрушение штампа в изображении привычных сюжетов, размытость форм, но при этом создание новой формы, рожденной воображением, много света, воздуха в картине, нежность красок и их переливчатость. Человек не разбуженный эстетически, посмотрев на картину «Февральская лазурь», скажет: нет, эта старая береза годна лишь на дрова, а художник – другое: «Она прекрасна!»
X. Домашнее задание.
Мне бы хотелось это прекрасное увидеть в ваших домашних сочинениях.
- Н.Рыленков в одном из стихотворений написал:
«…Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.»- Грабарю удалось всмотреться в природу и передать ее красоту и величие.
- Обратимся к воспоминаниям художника и послушаем, как он работал над картиной (читает подготовленный ученик).
Настали чудесные солнечные февральские дни. Утром. Как всегда, я вышел побродить вокруг усадьбы и понаблюдать. В природе творилось нечто необычное. Казалось, она праздновала какой-то небывалый праздник – праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу…
Я стоял около дивного экземпляра березы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на нее, я уронил палку и наклонился, чтобы ее поднять. Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликание всех цветов радуги, объединенных голубой эмалью неба. «Если бы хоть десятую долю этой красоты передать, то и это будет бесподобно», - подумал я. Февраль стоял изумительный. Солнце светило ежедневно, и мне посчастливилось писать без перерыва около двух с половиной недель, пока я не кончил писать картину. Писал я зонтиком, окрашенным в голубой цвет.
- Почему мы там много говорим о впечатлениях художника?
- Потому, что в основе стиля, манеры Грабаря лежит импрессионизм, от французского импресьон – «впечатление».
- Что характерно для него?
- Отсутствие честно заданной формы, выписанности деталей, уход от строгой реалистичности.
Учитель вывешивает табличку с новым словом импрессионист на доску
Учащиеся записывают слово импрессионист в тетрадь.