Индивидуальная образовательная программа по предмету Речь и альтернативная коммуникация для учащихся 1 класса с умеренной и выраженной умственной отсталостью


МБОУ Есаульская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья (нарушение интеллекта)
СОГЛАСОВАНО:УТВЕРЖДАЮ:
Зам. директора по УВРДиректор МБОУ
Есаульская СКШИ
________ В.А. Речкалова__________ Р.К. Байгутина« » __________ 2016 г.« » __________ 2016г.
Индивидуальная образовательная программа
по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»
на 2016-2017 учебный год
Составитель программы:
учитель начальных классов
высшей категории
Щипова Е.П.
Рассмотрено на заседании ШМО
Протокол № 1 от « » ____________ 2016 г.
Руководитель ШМО: _________ Т.Г. Воронова
Содержание индивидуальной образовательной программы по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» предусматривает следующие разделы:
1. Целевой раздел.
1.1. Пояснительная записка.
1.2 Планируемые результаты освоения обучающимися с умеренной, тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) индивидуальной образовательной программы.
1.3 Система оценки достижения обучающимися с умеренной, тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения индивидуальной образовательной программы.
2. Содержательный раздел.
2.1. Программа формирования базовых учебных действий.
2.2. Содержание программы по предмету.
3. Организационный раздел.
3.1. Материально – техническое обеспечение.
3.2. Учебно - методический комплекс.
1. Целевой раздел.
1.1. Пояснительная записка.
Индивидуальная образовательная программа предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимися со стойким нарушением познавательной деятельности.
Индивидуальная образовательная программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный уровень:
Конвенция о правах ребенка (Одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1998 г. Подписана от имени СССР 26 января 1990.);
Декларация прав ребенка (Провозглашена резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1995 г.);
Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Постановление главного Государственного врача от 10.08.2015 г. № 26 «Об утверждении САНПИН 2.4.2. 3286-15 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ»
Постановление Правительства РФ от 24.05.2014 г. № 481 «О деятельности организаций для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей»;
Приказ  Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1015 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20. 09. 2013 г. N 1082 г. «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от19.12.2014 г. №1599 «Об утверждении федерального государственного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 октября № 1145 «Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам»;
Региональный уровень
Приказ МОиН Челябинской области № 01-2540 от 25.08.2014 «Об утверждении модельных областных базисных учебных планов для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов), для обучающихся с ОВЗ общеобразовательных организаций Челябинской области на 2014-2015 учебный год»;
Письмо МОиН Челябинской области 0т 11.09. 2015 г «О направлении рекомендаций по вопросам разработки и реализации адаптированных образовательных программ в общеобразовательных организациях»;
Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 17.07.2014 г. № 03-02/5561 «Об использовании в работе рекомендаций к содержанию заключений ПМПК»
Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 12.12.2014 г. № 03-02/9894 «Об использовании в работе рекомендаций к содержанию заключений ПМПК по форме ОГЭ и ЕГЭ для лиц с ОВЗ»
Приказ МОиН Челябинской области от 03.02. 2016 г. «Об исполнении органами местного самоуправления в сфере образования, возложенных на них мероприятий ИПРА инвалида и ИПРА ребенка – инвалида ФГУМСЭ»
Устав МБОУ « Есаульская школа-интернат»;
Локальные акты МБОУ «Есаульская школа-интернат»
Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальнойжизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно
препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей.
В связи с этим, обучение детей речи и коммуникации должно включать
целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также
на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.
Цели обучения:
- развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка;
- овладение доступными средствами коммуникации и общения –вербальными и невербальными;
- развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму;
- коррекция недостатков сенсомоторной сферы на основе различных упражнений, направленных на развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия, артикуляционной моторики и моторики мелких мышц руки;
-уточнение и расширение представлений об окружающем мире в связи с различными практическими действиями на уроке, во время экскурсий, наблюдений за различными явлениями в окружающей среде.
Задачи обучения:
- преодоление речевой замкнутости, формирование умения сотрудничать со взрослыми в различных видах деятельности: в игре, в учебной ситуации, решении бытовых задач;
- развитие умения слушать и понимать учителя, выполнять несложные речевые инструкции, внятно выражать просьбы и желания;
- развитие слухового внимания;
- привитие навыков учебной деятельности;
- формирование умения слушать сказки и простые короткие рассказы;
-формирование умения называть слова по предметным картинкам, соотносить их с натуральным объектом;
- расширение активного словаря;
- развитие речевого общения со взрослыми и сверстниками;
Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного
опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребёнка вболее сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду
сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение.
Программно-методический материал по «Общению» представлен следующими разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо».
Образовательные задачи по коммуникации направлены на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта.
Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» включает импрессивную и экспрессивную речь. Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения понимать
обращенную речь. Задачи по развитию экспрессивной речи направлены на формирование умения употреблять в ходе общения слоги, слова, строить предложения, связные высказывания. Ребенок, не владеющий устной (звучащей) речью, учится общаться, пользуясь альтернативными средствами.
Обучение импрессивной речи и экспрессивной проводится параллельно.
Раздел «Чтение и письмо» включает глобальное чтение, предпосылки
к осмысленному чтению и письму, начальные навыки чтения и письма.
Программой не предусмотрено проведение контрольных и проверочных работ.
Адресат программы: учащиеся 1класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
Программа составлена с учетом уровня зоны ближайшего развития учащихся. Школьникам предлагается материал, содержащий доступные для усвоения детьми с ограниченными возможностями здоровья понятия.
Место учебного предмета
Индивидуальная образовательная программа в соответствии с Учебным планом МБОУ Есаульская специальная (коррекц.) школа – интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья в 1 классе рассчитана на 33 учебные недели (2 часа в неделю в соответствии с расписанием).
Количество часов в год – 66ч.
1.2 Планируемые результаты освоения обучающимися с умеренной, тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) индивидуальной образовательной программы.
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с
умеренной, тяжелой (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей.
Учащиеся должны научиться:
понимать и выделять из речи названия окружающих предметов и действий с ними;
понимать смысл обращенной речи, рисунков;
уметь вступать в контакт, используя невербальные и вербальные средства;
показывать и называть части тела (голова, руки, ноги, глаза, рот, уши и т.д.);показывать и называть хорошо знакомые предметы и  соотносить их с картинками;
выражать желания с помощью простых просьб, обращений;
слушать небольшую сказку, стихотворение, рассказ;
выполнять элементарные задания по словесной инструкции;
правильно держать карандаш;
различать и обводить по трафарету геометрические фигуры (круг, квадрат), штриховать их;
называть свое имя.
1.3 Система оценки достижения обучающимися с умеренной, тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения индивидуальной образовательной программы.
Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР, разработанной на основе АООПобразовательной организации. Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года. Для организации
аттестации обучающихся рекомендуется применять метод экспертной группы (на междисциплинарной основе). Она объединяет разных специалистов, осуществляющих процесс образования и развития ребенка.
Задачей экспертной группы является выработка согласованной оценки достижений ребёнка в сфере жизненных компетенций. Основой служит анализ результатов обучения ребёнка, динамика развития его личности. Ре-
зультаты анализа должны быть представлены в удобной и понятной всем членам группы форме оценки, характеризующей наличный уровень жизнен-
ной компетенции. По итогам освоения отраженных в СИПР задач и анализа
результатов обучения составляется развернутая характеристика учебной деятельности ребёнка, оценивается динамика развития его жизненных компетенций.
При оценке результатов достижений обучающихся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью используется качественная оценка успешности усвоения учебной программы («усвоил», «усвоил с помощью», «не усвоил»), т.е. безоценочная система на протяжении всего периода обучения.
2. Содержательный раздел.
2.1. Программа формирования базовых учебных действий.
Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с
тяжелой умственной отсталостью направлена на формирование готовности у детей к овладению содержанием АООП образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) и включает следующие задачи:
1. Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников,
к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой
обучающихся.
2. Формирование учебного поведения:
направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
умение выполнять инструкции педагога;
использование по назначению учебных материалов;
умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
3. Формирование умения выполнять задание:
в течение определенного периода времени,
от начала до конца.
Решение поставленных задач происходит на индивидуальных занятиях по учебным предметам в рамках учебного плана.
2.2. Содержание программы по предмету.
Содержание индивидуальной образовательной программы определяется актуальным уровнем предметных компетенций:
Понимание и выделение из речи названия окружающих предметов Понимание и называние распространенных действий Название некоторых частей тела Выражение желаний с помощью простых просьб, обращений Ответ на простой вопрос одним словом Определение цвета предметов Определение формы предметов Обводка заданных шаблонов Штриховка
(соблюдение границ, направление)
Кондратьев Т. С пом. - - - - - - С пом. -
Хакимов Э. + С пом. С пом. С пом. С пом. - - С пом. -
Коммуникация
Коммуникация с использованием вербальных средств.
Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседника. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника звуком (словом, предложением). Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением). Выражение своих желаний звуком (словом, предложением).
Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом, предложением). Выражение согласия (несогласия) звуком (словом, предложением). Выражение благодарности звуком (словом, предложением).
Ответы на вопросы словом (предложением). Задавание вопросов предложением. Поддержание диалога на заданную тему: поддержание зрительного контакта с собеседником, соблюдение дистанции (очередности)
в разговоре. Прощание с собеседником звуком (словом, предложением).
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации
Импрессивная речь.
Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.).
Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имён членов
семьи, учащихся класса, педагогов. Понимание слов, обозначающих предмет
(посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовыеприборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).
Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь,животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности,
продукты, транспорт, птицы и др.). Понимание слов, обозначающих действия
предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять идр.). Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина,форма и др.). Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние
(громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).
Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой идр.). Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять,второй и др.). Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов впредложении (в, на, под, из, из-за и др.). Понимание простых предложений.
Понимание сложных предложений. Понимание содержания текста.
Экспрессивная речь
Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Называние собственного имени. Называние имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса). Называние (употребление) слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Называние (употребление) обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть,стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.). Называние (употребление) простых предложений.
Ответы на вопросы по содержанию текста.
3. Организационный раздел.
3.1. Материально – техническое обеспечение.
Материально-техническое оснащение учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация»
включает:
графические средства для альтернативной коммуникации:
карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы), сюжетные картинки с различной тематикой для развития речи.
3.2. Учебно – методический комплекс.
Учебно-дидактический материал для учащихся:
В.В.Воронкова, И.В.Коломыткина. Букварь/Издательство «Просвещение», 2006г.
 Т.В.Алышева Математика 1 кл(1часть) / Издательство «Просвещение», 2010г.
Методические пособия для учителя
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
А.Е. Белая, В.И. Мирясова. Пальчиковые игры для развития речи и письма/ Москва, Астрель, 2006 г.
А.Г. Зикеев. Развитие речи учащихся в специальных коррекционных образовательных учреждениях. /М., Изд. центр «Академия», 2000 г.
Е.И. Синицына Игры и игровые упражнения со словами. //Дошкольное образование./ Москва, ЮНВЕС, 2000 г.
Р.Д. Тригер. Подготовка к обучению грамоте./ Смоленск,2002 г.
Умные игры с карандашом/Москва, РОСМЭН, 2007 г.
Календарно – тематическое планирование по предмету
«Речь и альтернативная коммуникация»№ Тема Кол-во часов Дата Коррекционно-образовательные задачи Наглядность
1 четверть-27 часов.
1. «Давайте познакомимся». Нахождение игрушек по заданию учителя. 1 Учить приветствовать учителя, одноклассника словом, называть собственное имя.
Развивать понимание обращенной речи, учить соотносить предмет и его название.
Развивать внимание, пассивный словарь.
Формировать навыки учебной деятельности. Игрушки
2. Упражнения по показу («Сделай точно так, как я. Сравни, правильно ли сделал»). 1 Учить обращаться с просьбой о помощи, выражая ее звуком, словом. Развивать зрительное восприятие, пространственную ориентировку, внимание.
Корригировать процессы анализа и синтеза. Листья, шишки
3.
4. «Мои игрушки». Узнавание и показ предметов и игрушек. 2 Учить выражать свои желания словом. Развивать понимание обращенной речи, учить соотносить предмет и его название.
Учить называть слова по предметным картинкам, понимать обобщающее слово. Игрушки
5.
6. Упражнения по памяти после предварительного анализа (Запомни. Сделай также. Сравни)2 Развивать понимание речи, память, зрительное восприятие, пространственную ориентировку, внимание.
Корригировать процессы анализа и синтеза. Листья, шишки
7.
8.
9. Школьные принадлежности. Понимание и называние.
Упражнения в группировке.
Игрушки и учебные принадлежности. 2
1 Учить соотносить предмет и его название. Учить понимать обобщающее понятие «Школьные принадлежности». Развивать понимание речи, память, зрительное восприятие, внимание.
Корригировать процессы анализа и синтеза. 10.
11. Семья. 2 Учить называть простые по звуковому
составу слова (мама, папа, дядя и др.), называть собственное имя. Учить различать и называть членов
семьи, учащихся класса. Совершенствовать умение приветствовать собеседника словом. Букварь, сюжетные картинки.
13. Части тела. 1 Учить ориентироваться в схеме тела.
Учить показывать части тела в соответствии с просьбой взрослого. Учить называть слова по предметным картинкам. Учить привлекать к себе внимание словом. Развитие зрительно-пространственной ориентировки. Картинка «Части тела», кукла.
14.
15.
16. Цвет предмета.
Различение предметов по цвету. 3 Учить понимать слова, обозначающие цвет предмета. Учить различать предметы по цвету. Развивать зрительное восприятие, внимание, память. Цветные полоски, «Математика1 кл» Т.В.Алышева 1 часть
17.
18. Упражнения по показу, памяти после предварительного анализа (Запомни. Сделай также. Сравни).2 Совершенствовать умение различать предметы по цвету, понимать и называть слова, обозначающие цвет предмета. Развивать понимание речи, память, зрительное восприятие, пространственную ориентировку, внимание.
Корригировать процессы анализа и синтеза. Цветные полоски
19.
20. Величина предметов. Понимание и называние слов, обозначающих величину предмета. 2 Учить понимать и называть слова, обозначающие величину предмета. Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мыслительные операции. «Математика1 кл» Т.В.Алышева 1 часть, игрушки
21.
22.
23. Форма предмета. Круг. Квадрат.
Понимание и называние слов, обозначающих форму предмета.
Различение предметов по форме. 3 Учить понимать и называть слова, обозначающие форму предмета.
Развивать зрительное восприятие, внимание, мыслительные операции. Совершенствовать умение обращаться с просьбой о помощи, выражая ее словом. Геометрические фигуры, «Математика1 кл» Т.В.Алышева 1 часть
24.
25. Слушание сказки «Колобок».
Слушание сказки «Теремок» 1
1 Учить внимательно слушать учителя. Развивать импрессивную речь, активизировать словарь.
Учить отвечать на вопросы словом или жестом с опорой на иллюстрации. Сказки с иллюстрациями
26. Беседа по сюжетной картинке «Мой класс». 1 Учить устанавливать контакт с собеседником, отвечать на вопросы словом или жестом с опорой на картинку. Сюжетная картинка
27. Повторение. 1 Повторять и закреплять понятия, обозначающие цвет, форму и величину предметов. Способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности.