«Сочинение по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь» 5 класс.

Тема: «Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)».
«Сочинение по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь» 5 класс.


Три фазы (этапа) технологии развития критического мышления.
Стадия вызова.
Учащиеся вспоминают, что им известно по изучаемому предмету (высказывают предположения), систематизируют информацию до её изучения; задают вопросы, на которые хотели бы получить ответ, формулируя собственные цели.

Деятельность учителя. Задачи данной фазы.
Деятельность учащихся.
Возможные приёмы и методы.

Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы.
Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до её изучения, задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ.
Составление списка «известной информации», рассказ:
-предположение по ключевым словам;
-систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы;
-верные и неверные утверждения;
-перепутанные логические цепочки и т.д.



Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведётся индивидуально – в парах – группах.


2. Стадия осмысления.
Учащиеся читают текст (параграф), учитель предлагает активные методы чтения, ведут записи по мере осмысления новой информации, отслеживают понимание при работе с изучаемым материалом.

Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому».
Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведёт записи по мере осмысления новой информации.
Методы активного чтения:
-маркировка с использованием значков

(по мере чтения ставятся на полях справа);
-ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;
-поиск ответов на постановленные в первой части урока вопросы и т.д.

Непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведётся индивидуально или в парах.

3. Стадия рефлексии.
Учащиеся соотносят получаемую информацию с уже известной, используя знания, полученные на стадии осмысления. Производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы. Выражают новые идеи и информацию собственными словами, самостоятельно выстраивают причинно- следственные связи.

Вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.
Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления.
-Заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации;
-возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;
-ответы на поставленные вопросы;
-организация устных и письменных ответов;
-организация различных видов дискуссий;
-написание творческих работ (пятистишия-синквейны);
-исследования по отдельным вопросам темы и т.д.

Творческая переработка, анализ, интерпретация и т. д. изученной информации, работа ведётся индивидуально – в парах – группах.




Чтение для развития критического мышления.

На своих уроках я работаю с двумя основными типами текстов – информационными (научными, публицистическими) и художественными. Приёмы технологии, в основном, одинаково «работают» на обоих типах текстов. Можно дать большое количество рекомендаций по поводу их применения, но нельзя забывать о главном – определяющим при планировании является содержательная сторона урока, а не привлекательность отдельных приёмов и стратегий. Технология развития критического мышления предлагает строить урок по схеме вызов – реализация смысла – рефлексия, используя набор приёмов и стратегий.

Стратегия «толстые» и «тонкие вопросы»
Данный приём я использую на любой фазе урока. Он может быть применён для самостоятельной учёбной и домашней работы. «Тонкими» вопросами называют простые, односложные вопросы, требующие простого ответа на уровне воспроизведения. «Толстые» вопросы выводят учеников на более высокий уровень мышления: сравнение, анализ, синтез, оценку. Систематическое применение данного приёма учит обучающихся грамотно задавать вопросы и осознавать их уровень сложности. Вопросы и ответы могут оформляться в таблицу или задаваться устно.



Письмо для развития критического мышления.
Навыки письменной речи играют важнейшую роль для развития критического мышления, так как позволяют зафиксировать неформальные мысли или образ, рассмотреть их со всех сторон и «разбудить сознание».
Письменная речь углубляет понимание: пишущий фиксирует какую-либо мысль, затем изучает её записанную, и как отклик на эту зафиксированную мысль, возникает новая, ещё более интересная.
Письменная речь обостряет любознательность, делает детей более активными наблюдателями, так как, чтобы зафиксировать что-либо, надо его изучить, знать о нём больше.
Письменная речь развивает в детях навыки чтения, потому что они начинают «читать как писатели» и соответственно лучше понимать, как нужно конструировать текст для достижения поставленной цели.
При обучении письменной речи необходимо показать учащимся как получается хороший письменный текст, показать каждый этап этого процесса. Учитель должен помнить, что при обучении письму основное значение должны иметь мысли и опыт (содержательная и композиционная сторона текста), а не просто грамотность.

Из опыта работы.
«Сочинение по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь» 5 класс.
Тип урока: урок развития речи.
Цель урока: Дать понятие пейзажа, подготовить учащихся к художественному описанию пейзажа, повторить правила написания и оформления сочинений, правила разработки плана, воспитывать интерес к тексту описательного характера по произведению живописи, развивать у учащихся культуру речи, чувство стиля, способности к описательной речи.
Задачи:
Создание условий для активизации личностного опыта учащихся в восприятии состояния человека и природы в ясный зимний день.
Формирование умения учащихся составлять связный текст описательного характера и совершенствовать его с точки зрения лексической, грамматической, стилистической и пунктуационной цельности.
Совершенствование умений вести конструктивный диалог, принимать мнение собеседника, выразительно читать собственный текст.

Технологическая карта урока
1. Стадия вызова.
2. Стадия осмысления.
3. Стадия рефлексии.


Инвентаризация

Составление чернового текста

Правка
Чтение вслух на данном уроке.



Ход урока.
1. Стадия вызова. Инвентаризация.
Музыкальная иллюстрация – Вивальди «Времена года. Зима».
Просмотр слайдов презентации с репродукциями картин русских художников.
Что такое пейзаж?
Закройте глаза и представьте себе, какое время года изобразил композитор в своём произведении? Почему?
А теперь попробуйте вспомнить, с какими радостными событиями связана для вас зима? Представьте себе зимний ясный день, когда на синем-синем небе весело и победно сияет солнце, искрится до боли в глазах выпавший ночью снег Продумайте, вспомните и представьте всё-всё, даже мельчайшие, детали окружающей вас природы, звуки, ваши мысли, чувства.
УУД.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.
Познавательные: выполнение учебно-познавательных действий.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.
Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Стадия осмысления.
Давайте обсудим вопросы, которые помогут нам составить развернутый план сочинения по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь».
какое настроение вызывает картина?
Нравится ли вам этот пейзаж?
Как вы думаете, почему картина вызывает у нас радостное, веселое настроение?
удалось ли художнику передать красоту зимнего дня?
Какой цвет является основным в картине? Почему?
С помощью каких красок художник создает впечатление зимнего солнечного дня?
Какого цвета снег на картине? Почему?
Как построена картина?
Какое дерево показал художник на переднем плане?
Какой художник изобразил березу?
Что изображено на заднем плане?
Как передана глубина в картина?
Составление плана-образца.
УУД:
Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся.
Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебников, рабочих тетрадей.
Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.
Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы.

Составление чернового варианта.
А теперь сосредоточьтесь и в течение 10 минут неотрывно описывайте то, что вы сейчас вспомнили, представили, ощутили. Подробно опишите природу, ваше настроение, состояние души, ваши мысли по поводу увиденного, передайте с помощью слов звуки, которые вы услышали. Пишите не останавливаясь, не исправляя написанное, не задумываясь над написанием слов. Ваша главная задача – успеть за полётом мысли, зафиксировать всё, что приходит в голову. Вдумайтесь, вслушайтесь, ощущайте.
Если ничего не приходит в голову, попробуйте сначала написать особое пятистишие – синквейн. Памятку «Синквейн – особая форма понимания происходящего» выдаю детям на уроках по развитию речи.

Особо хочется сказать о приеме, который таит в себе большие возможности. Синквейн – один из приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Эта технология исходит из признания чтения оптимальным способом вхождения человека в культуру, письмо же рассматривается как наиболее эффективное средство обучения критическому мышлению, так как пишущий всегда активен. В моей практике синквейн является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации. Он учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме, используя, всего пять строк
Синквейн – очень интересная форма работы, в ходе которой можно быстро получить эффективный результат. За один урок ученики создают тексты, которые они сами зачастую считают высокохудожественными. Данный метод, по моему мнению, удачен в 5-6-м классах или как средство индивидуальной работы с детьми.
Проведение подобных уроков требует не только точной формулировки пошаговых заданий, но и продуманности тем, которые предлагаются ученикам.

Памятка «Правила написания синквейнов».
В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
Вторая строчка – это описание темы в двух словах как правило, именами прилагательными.
Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, деепричастия).
Четвертая строчка – это фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора к теме.
Последняя строчка – это слово - синоним (метафора) из одного слова, которое передаёт суть темы на эмоционально-образцовом или философско-обобщённом уровне.
Строгие правила синквейна закрепляют за каждую строкой не только количество слов, но и части речи, которыми может воспользоваться автор.
Схема: Пример синквейна:
Существительное. Зима.
Прилагательное, прилагательное. Холодная, снежная.
Глагол, глагол, глагол. Замораживает, веселит, искрится.
Предложение - отношение к теме. Я очень люблю зиму.
Синоним к первой строке. Снежно. Береза и т.д.

Теперь обратите внимание на репродукцию картины И. Э Грабаря «Февральская лазурь» и попробуйте сравнить содержание картины и ваши воспоминания. О чём ещё помог вам вспомнить художник? Какими эпитетами, сравнениями, красками вы можете дополнить свою работу?
-Когда закончите писать, прочитайте про себя созданный текст. Как вы думаете. Что может сказать о вас посторонний человек, прочитавший эту запись? Есть ли в ней описание ваших мыслей, чувств, отношения к увиденному? Как ваш текст характеризует вас? Добавьте или поправьте, что считаете нужным.
- А теперь поработайте в парах. Ваша задача – сделать текст красивым: выразительным, эмоционально наполненным, ярким, красочно богатым, логично выстроенным. Помогите друг другу в совершенствовании написанного. Дети работают в парах, читая текст вслух друг другу, задают вопросы и отвечают на них.

Дети пишут улучшенные варианты сочинения.
3.Стадия рефлексии.
Публичное чтение вслух.
На стадии рефлексии 2-3 ученика выразительно читают своё сочинение, сидя в «авторском кресле», а всем остальным предлагается найти в тесте то, что им особенно понравилось, заинтересовало.
Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения и т. д., устанавливают причинно-следственные связи.
Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.
Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.





Каждый учитель знает, как трудно научить детей писать сочинения. И главной задачей, которую решает учитель, было и остаётся развитие творческих способностей учащихся по созданию текстов разных стилей, типов и жанров.
Технология развития критического мышления предлагает несколько иной взгляд на вещи.
На уроках развития речи на первом этапе по обучению написания сочинения, я учу детей анализу образцовых текстов, с использованием приёма ведения двойных дневников. Этот приём даёт возможность тесно увязать содержание текста со своим личным опытом. Для того чтобы сделать двойной дневник, необходимо разделить страницу на две половины вертикальной линией. В левом столбике записывается текст (фрагменты текста), а в правом – комментарии.

Например:
Записываем, какая часть текста произвела наибольшее впечатление (воспоминание, протест, ассоциации и так далее).
Даём комментарии: что заставило записать эту цитату? Какие мысли она вызвала? Что хотел сказать автор? Какие средства использовал?








Эффективен, на мой взгляд, прием «Письмо по кругу». Учащиеся делятся на группы от трех до восьми человек. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Я предлагаю учащимся записать на листке одно-три предложения по определенной теме. На это отводится две минуты. Потом каждый должен прочитать написанное на листке и продолжить записи. Затем снова происходит обмен записями, и так до тех пор, пока листок не вернется к первому автору. Каждый ученик читает написанное, затем я предоставляю слово одному ученику, который вслух читает записи. Остальные потом дополняют, если не прозвучало то, что они считают важным.

Навыки письменной речи играют важнейшую роль для развития критического мышления.
Что необходимо тем, кто хочет научиться писать:

Регулярно писать.
Это даёт возможность зафиксировать рождающиеся идеи, обдумать их, сформулировать новые мысли, а также помогает преодолеть психологический барьер при выполнении письменного задания.
2. Интересные темы.
Интересные темы – это такие, которые мы выбираем сами, увлекаемся ими. Безусловно, они должны пробуждать любопытство и мотивацию познавательной деятельности.
3. Образцы.
Это тексты, созданные другими, более опытными. Созданное другими может служить авторам образцом того, что они могли бы написать сами. Учить письму лучше на примерах.
Слово – образец может иметь ещё один смысл.
Когда кто-то пишет на ваших глазах, рассказывает об этом, показывая, что даже у профессиональных авторов процесс создания текста сопряжён с мучениями творческими, с множеством замечаний и неоднократной серьёзной правкой, то учащиеся более спокойно воспринимают собственные переживания и трудности, возникающие при создании текста.
Читательская аудитория.
Бумага помогает нам, делится мыслями, переживаниями, идеями, которые иным способом мы, может быть, никогда бы не могли передать. Поэтому необходимо, чтобы пишущий, создавая текст, ориентируясь на определённую читательскую аудиторию и в последствии мог реализоваться (прочитать, вывести на стенд свою работу). При этом каждый хочет быть услышанным и понятым, хочет услышать отклик на своё творение.
5. Привычка править.
Как утверждают бывалые авторы, «писание – это переписывание». Черновой текст – бесформенная словесная масса, с которой нужно работать. Приобрести же такую привычку нелегко, но только тогда можно надеяться на успех.
6. Помощь других.
Несмотря на то, что создание текста – процесс максимально индивидуализированный, профессиональные литераторы объединяются в писательские объединения, а дети, любящие писать стихи и рассказы, в литературные кружки и студии.