Конспект урока литературы по теме Маленькая трагедия Пушкина “Моцарт и Сальери”. Что в глубине души моей лежит?( 7 класс)

Тема: Маленькая трагедия Пушкина “Моцарт и Сальери”. Что в глубине души моей лежит?

Есть три непобедимые вещи:
гений, доблесть, рождение.
Чаадаев.
Цели урока:
Обучающая -  продолжить формирование умения анализа драматического произведения;
Развивающая – рассмотреть нравственные проблемы, поставленные в трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери»
Воспитательная – воспитывать любовь к творчеству А. С. Пушкина
Методические приёмы: слово учителя, аналитическая беседа, выразительное чтение отдельных эпизодов трагедии, индивидуальные задания, анализ.
Словарная работа: реквием
Оборудование: портрет Пушкина, музыка Моцарта, презентация, эпиграф к уроку.

Ход урока

Анализ
Учитель

Ученик

1.Вступительное слово учителя
(прием «яркое пятно»

П
О
С
Т
А
Н
О
В
К
А


П
Р
О
Б
Л
Е
М
Ы








Слово учителя
С библейских времен такая нравственная болезнь, как зависть, точила сердца людей, толкая их на тяжелые преступления. Выдающиеся люди разных эпох создавали произведения, изображая в них людей, пораженных пороками. Известный нидерландский художник эпохи Возрождения (16 века) Питер Брейгель создал цикл из 7 картин, каждая из которых посвящена отдельно взятому греху. Посмотрите на репродукцию картины этого художника, обратите внимание, как он изобразил "Зависть". (Слайд 2)
- Какие чувства вызывает у вас эта репродукция, что вы видите на ней.
- Какую форму для изображения зависти в мире людей избрал автор?
- А что называют аллегорией? Найдите и прокомментируйте аллегорические образы.






Мы увидели страшный, перевернутый мир, мир, из которого смеющиеся чудовища (аллегория зависти) заползают в душу грешника, убивают в нем свет.
- Какое чувство лежало в глубине души Сальери и убивало в нем человека?

– Значит, какая тема урока? Сформулируйте ее в форме вопроса.
Фиксирует тему на доске (слайд 3).




















- Хаос изображенного, ужас и угнетающая атмосфера.

- Иносказание, аллегория.

-Иносказание, отвлеченная мысль, выраженная в конкретном образе.
- Вереница голых изуродованных людей, с которых снимают обувь, кусающие себе руки персонажи, собаки, раздирающие кость, смеющиеся чудовища и т.д.







- Чувство зависти.



-Что в глубине души моей лежит?


2. История создания трагедии (слайд 4)
- Какова история создания трагедии?
Трагедия написана в 1830 году, но замысел относится ещё к 1826 году. Впервые напечатана в 1831 году. В основу сюжета Пушкин положил широко известные в то время слухи, будто известный венский композитор Сальери отравил из зависти гениального Моцарта.
Моцарт умер в 1791 году, в тридцатилетнем возрасте, и был уверен, что его отравили. Сальери дожил до глубокой старости, последние году мучился душевными расстройствами и не раз каялся, что отравил Моцарта. Несмотря на то, что некоторые знакомые обоих композиторов и биографы Моцарта отрицали возможность этого преступления, вопрос до сих пор остается не решенным окончательно. Пушкин считал факт отравления Моцарта его лучшим другом Сальери установленным и психологически обоснованным.В заметке о Сальери(1833)Пушкин пишет: ««В первое представление „Дон Жуана“, в то время когда весь театр, полный изумлённых знатоков, безмолвно упивался гармонией Моцарта, раздался свист все обратились с негодованием, и знаменитый Сальери вышел из залы, в бешенстве, снедаемый завистию. Завистник, который мог освистать „Дон Жуана“, мог отравить его творца»
– Почему А.С. Пушкина заинтересовала легенда об отравлении Моцарта? (Легенда об отравлении Моцарта интересовала Пушкина потому, что позволяла раскрыть психологические причины рождения в душе человека зависти, ведущей его к непримиримому конфликту и к преступлению.)




Подводящий диалог


П
О
И
С
К

Р
Е
Ш
Е
Н
И
Я
















































































































































итоги












Домашнее задание


3.Анализ сцены со слепым скрипачом (слайд 5).
Выразительное чтение учащимися фрагмента.
На протяжении всей пьесы Сальери сначала подсознательно, а затем сознательно готовиться убить Моцарта.
- Какую роль играет в укреплении замысла Сальери сцена со слепым скрипачом?
Какую роль он играет в развитии действия?
Каково отношение к слепому музыканту Моцарта и Сальери?
Как меняется в лице Сальери?
Что мучает его?

- Таким образом, эта сцена показывает столкновение двух начал в душе Сальери. Каких именно?
Какое из этих двух начал победит в душе Сальери, покажет дальнейший ход пьесы.

4. Анализ монолога Сальери «Жду тебя, смотри ж» (слайд 6).
- Как соотносятся эпизод, когда Моцарт играет Сальери свое новое творение, и монолог Сальери «Жду тебя, смотри ж»? Почему Сальери не отпускает Моцарта, просит, чтобы тот играл ему?
Выразительно чтение монолога Сальери «Жду тебя, смотри ж».












Почему игра Моцарта укрепляет Сальери в намерении убить его? В чем теперь видится Сальери его миссия?










4. Анализ сцены II. Крушение теории Сальери (слайд 7).
-Каким видит Сальери Моцарта в начале сцены II?





(слайд 8)
- Что усматривает Сальери в известии о создании Моцартом «Реквиема»?





5. Финал трагедии.
- Можно ли Сальери назвать хладнокровным убийцей?
Выразительное чтение финала пьесы.

- Чем были вызваны слезы Сальери в конце трагедии?






- Как повлияла на Сальери
мысль Моцарта: «гений и злодейство – две вещи несовместные»?


- Сожалеет ли Сальери о содеянном?










6. Слово учителя. Прекрасная, гениальная музыка прорывается к нам сквозь века, затрагивает светлые струны души, поднимает человека над этим миром, зовет его к прекрасному. Но и зависть как темная сторона человека пробивается сквозь века. И современные авторы продолжают в своих произведениях проблему, поднятую А.С.Пушкиным. Так поэт 20 века Андрей Дементьев написал стихотворение, которое так и называется "Зависть". В нем отражено наказание Сальери.
Выразительное чтение учителем стихотворения.


Зависть белой не бывает, Зависть свет в нас убивает. Ну, а тот, кто ею болен, У того душа темна, И в поступках он не волен, Ибо всем вершит ОНА. Мы смирились с тем, что зависть Судит всех без доказательств. Ей достаточно улик - Этот счастлив. Тот - велик. И чужой судьбою мучась, Умирая от обид, Все надеется на случай, Что когда-нибудь получит
То, что ей в других претит.



- Что значит "убивает свет?" Согласны ли вы с автором стихотворения? Выскажите свои предположения.

7. Рефлексия.
- Что поняли вы на сегодняшнем уроке, чему удивились, о чем задумались?
8. Вывод.
- Кто из двух героев трагедии истинно трагедийный образ?
- Какова миссия человека на земле?
-Прочитать главы 1-3 из повести Пушкина «Капитанская дочка».



Написать сочинение-миниатюру «Какие жизненные уроки дает нам изучение классики?» (на примере трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери»)


- Сальери как будто утверждается в своей мысли, что Моцарт – «гуляка праздный», легкомысленно относящийся к искусству вообще и к своему творчеству в частности. Серьезного, даже мрачного Сальери оскорбляет веселость Моцарта, его смех, шутки, жизнерадостность. Вместе с тем мысль о гениальности Моцарта не оставляет Сальери. Недаром он приравнивает произведения Моцарта к созданиям Рафаэля и Данте.


- низменного (злобного, завистливого) и высокого (творческого, выражающегося в служении музыке, в преклонении перед гением.






- Сальери, несмотря на снедающую его зависть, в первую очередь, музыкант, композитор. Как музыкант, он преклоняется перед гением Моцарта, жаждет слушать его новые творения, совершенно искренне восхищается ими. И зависть с новой силой просыпается в его душе, и вновь он негодует на то, что «легкомысленный» Моцарт не понимает своего высокого назначения:
Какая глубина!
Какая смелость и какая стройность!
Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь;
Я знаю, я.

- Игра Моцарта укрепляет Сальери в намерении убить его. Низменные намерения и мотивы Сальери прикрывает высокими рассуждениями о своей миссии, о своем призвании «остановить» Моцарта. Он хочет убить гения, чтобы «жрецы, служители музыки» не чувствовали своей творческой несостоятельности по сравнению с ним.



- Моцарт в этой сцене серьезен и задумчив. Сцена как бы опровергает мнение Сальери о нем как о «гуляке праздном». Моцарт изображен таким же композитором-тружеником, любящим свое дело.

- Сцена показывает истинные мотивы Сальери: его рассуждения о легкомыслии Моцарта оказываются лишь прикрытием зависти, которая является истинной причиной поступка Сальери.




- ответы учащихся


- Сальери, отравив Моцарта, слушает его игру и плачет. Но не гармония музыки, как думает Моцарт, трогает убийцу: теперь не будет друга и он почувствует себя гением. Злодейство свершилось, но в душе Сальери нет покоя:
- Пушкин подводит Сальери к мысли, что , убив Моцарта, он убил самого себя. Никогда ему не стать гением, потому что он злодей.

- Нет. В конце пьесы он пытается оправдать себя по аналогии с другим убийцей, «Бонаротти». Легенда: великий скульптор, живописеци архитектор эпохи Возрождения Микеланджело Буонарроти убил своего натурщика, чтобы «натуральнее» передать предсмертные конвульсии Христа.












































-Уничтожает светлые стороны души, божественный свет, лучшие ее проявления.




Учащиеся высказываются.



- Единственная достойная миссия человека – быть творцом добра и красоты.