Технология деятельностного метода обучения

Муниципальное общеобразовательное учреждение – Лицей
города Маркса Саратовской области









Технология деятельностного метода обучения




Спиридонова Т. В.,
учитель начальных классов
МОУ – Лицей г. Маркс








2014 г
Основу федерального образовательного стандарта составляет системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, а развитие личности учащегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.

Обучение, реализующее принцип деятельности в обучении и образовании, называют деятельностным, поэтому реализовать технологию деятельностного метода можно только через обучение и развитие младших школьников. Процесс учения – это процесс деятельности ученика и учителя, направленный на становление его сознания и личности в целом.

Основным механизмом реализации технологии деятельностного метода обучения является включение ребенка в учебно-познавательную деятельность.
Обучать деятельности – это, значит, делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения; помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
Для решения и выполнения этих задач, мною на каждом уроке разрабатываются различные задания проблемного, поискового характера, а также тесты, головоломки, шарады, проводятся опыты, ведутся наблюдения как краткосрочные, так и долговременные.

Использование технологии деятельностного метода обучения
На этапе постановки учебной проблемы.
Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»);
Математика
Тема: Письменные приёмы вычитания двузначных чисел с переходом через разряд»

Деятельность учителя
Деятельность учеников

- На доске записаны два примера на вычитание:
_ 87 _ 52
32_ 26_

-Выполните решение данных примеров.


- Вы смогли выполнить моё задание?

- Почему же не получилось выполнить это задание?


-Чем оно отличается от предыдущего? (Побуждение к осознанию противоречия).


- Какова же будет тема нашего урока?
( Побуждение к формулированию проблемы)


-Как бы вы предложили решить эту проблему?

-Учитель вместе с детьми выбирает правильное предположение и выстраивает алгоритм письменного приёма вычитания с переходом через разряд.





-Решение 1 примера выполняют быстро, а с решением второго примера испытывают затруднения.


-Нет, не смогли.


- Потому что нельзя из 2 вычесть 6.
(Осознание затруднения).


-Невозможно использовать алгоритм решения, который мы уже знаем.
(Побуждение к осознанию противоречия).


-Письменные приёмы вычитания двузначных чисел с переходом через разряд.
(Учебная проблема как тема урока)



-Дети выдвигают различные предположения, приводят свои аргументы и доказательства.

-Дети согласно новому алгоритму выполняют решение 2 примера.


Русский язык
Тема: « Образование сложных слов».

Деятельность учителя
Деятельность учеников

- В словах, которые записаны на доске, выделите корень.

- Все согласны?

- Сколько мнений в классе?
(Побуждение к осознанию противоречия).

- Какой же вопрос возникает?



- Как решить эту проблему?

Ученик у доски в слове «ледокол» выделяет один корень - ледокол.

- Нет. В слове «ледокол» два корня: - лёд - и
- кол -.

-Два разных мнения (осознание противоречия).


- Кто прав? Сколько корней в слове «ледокол»?
(Учебная проблема как вопрос)


- Дети предлагают исследовать лексическое значение слова с использованием знаний получаемых из толкового словаря и формулируют ответ.



Окружающий мир
Тема: «Птицы – лесные жители»

Этапы урока
Основное содержание деятельности

Самоопроделение к деятельности (орга-низационный мо-мент)
Цель: включение уча-щихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Наш урок - урок секретов.
Сто вопросов – сто ответов.
Отвечай по одному.
И научишься всему!

Как вы считаете, что нам может пригодится для успешной работы на уроке?


Актуализация зна-ний.
Цель: повторение изученного материала, не-обходимого для «от
крытия нового знания» и выявление затруднения в индивидуальной де-тельности.
Какие царства живой природы вы знаете?
Какое царство пропущено?
Мы сегодня будем путешествовать по царству «Животные и человек»

Какие природные сообщества вы знаете? (ответы детей)
А в какое природное сообщество мы сегодня попадём?
Мы попадаем в сообщество «Лес»

В лесу живут и растут представители многих видов животных и растений. Наше знакомство состоится только с одним из них.

Воробьи, стрижи, пингвины,
Снегири, грачи, павлины,
Попугаи и синицы: Одним словом это - ... (птицы)


Постановка учебной задачи.
Цель: обсуждение затруднений; проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить.




А всё ли вы знаете о птицах?
Зачем птицам клюв?
Для чего птицам перья?
Зачем птицам летать?
Почему птицы поют?
Каково значение птиц в жизни природы и человека?

Почему вы не можете сразу ответить на все эти вопросы?
Чего мы ещё не знаем?
Какова тема нашего урока?
Что мы должны знать к концу урока?
Кто или что нам поможет получить эти знания?


«Открытие нового знания» (построе-ние проекта выхода из затруднения».
Цель: решение устных задач и обсуждение проекта решения.
Чтобы наша работа была более успешная мы организуем её в группах.
Каждая группа сейчас выберет тот пункт плана, на который ей придётся искать ответ (представители групп вытягивают листочки с названиями пунктов плана).

- Читают текст, выделяют опорные слова;
-каждая группа отвечает на свой вопрос.









На этапе рефлексии деятельности
Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. Беседа по вопросам. Что на уроке у вас хорошо получалось? Удалось решить поставленную задачу? Каким способом? Какие получили результаты? Над чем надо поработать?


5.Рефлексия деятельности (итог урока).
Цель: осознание учащимися УД, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Какую задачу ставили?
Удалось ли решить поставленную задачу?
Каким способом?
Где можно применить новые знания?
Оцените работу своей группы. Что получилось? Над чем необходимо поработать? Кто в группе работал успешно?
Чтение текста,
Обсуждение и выполнение задания по тексту
Работа с карточками-ответами









Работали дружно со всеми заданиями справились.


Работали хорошо, но могли показать лучшие результаты.

Работа в группе не получилась, но надо стараться.






Мне удалось
Мне понравилось
Я порадовался за
Я могу похвалить себя за
Над чем надо поработать?
С каким настроением заканчиваем урок?
(нарисуйте лицо человечка: грустное или весёлое











Таким образом, главное в реализации технологии деятельностного метода обучения состоит в том, чтобы ученик умел сам узнавать, добывать нужные ему знания, умел применять их в жизни, в работе, в любых ситуациях.

Систематическое и методически правильное применение деятельностного метода и приёмов работы по развитию общеучебных умений в начальной школе развивают не только учебную деятельность учащихся, но и повышают качество образования.

Нельзя не согласиться со словами В.А.Сухомлинского: «Я советую всем учителям: берегите детский огонёк пытливости, любознательности, жажды знаний. И тогда ваши ученики будут успешны!»






















15