Внеклассное занятие Поговорим о доброте


Государственное общеобразовательное учреждение
«Республиканский центр образования»
Внеклассное занятие по окружающему миру
«Поговорим о доброте»
Составила: Громова Елена Ивановна,
учитель начальных классов УКП «РДБ»
ГОУ «РЦО»

Цель: Формирование в детях доброты - личностного качества культурного человека
Задачи: развивать представления учащихся о добре и зле, воспитывать стремление совершать добрые дела, развивать самооценку детей
Оборудование: «Зонт настроений»,чашечные весы, лист ватмана, детали для аппликации –дом, деревья, фигурки детей, птиц и зверей, облака, солнце, цветы.
Ход:
1. Эмоциональный заряд
Учитель проносит «зонт настроений» над каждым ребёнком, настраивает на работу, позитивное настроение
2. Объявление темы.
- В гости к нам пришло солнышко (иллюстрация)
- Какое оно? Подберите слова ( весёлое, красивое, яркое, доброе, ласковое…….)
- Сколько хороших, добрых слов вы произнесли. О чём мы будем сегодня говорить?( предположения детей) Слайд 1
3. Вводная беседа
-Как вы думаете, что такое добро? Это всё хорошее, красивое, доброе. Например, улыбка, мама, мир, семья…
-Что есть зло? Это нечто противоположное добру: дурное, плохое, беда, несчастье, война….
- Мы живём с вами на планете Земля и если существуют на нашей планете добро и зло, значит люди могут совершать добрые и злые дела. Вспомните, когда вы в жизни встречали добро, а когда зло? (ответы детей)
Чтение стихотворения детьми:
Стать добрым волшебником ну-ка попробуй!
Тут хитрости вовсе не нужно особой.
Понять и исполнить желанье другого Одно удовольствие, честное слово!
На клумбе цветок, его листья повисли.
Грустит он… О чём? Угадал его мысли?
Он хочет напиться . Эй, дождик, полей!
И дождик спустился из лейки твоей.
А что же сестрёнка скучает в сторонке?
Волшебное что-нибудь сделай сестрёнке!
И ты обернулся ретивым конём-
Галопом сестрёнка помчится на нём!
Хоть мама ещё не вернулась с работы,
Не трудно узнать её думы, заботы.
« Вернусь, хорошо бы пошить, почитать…
Да надо с уборкой возиться опять».
И ты совершаешь великое чудо- пол засверкал,
Засияла посуда!
И ахнула мама, вернувшись домой:
-Да это, как в сказке, волшебник, ты мой!
- Какого же человека можно назвать добрым? ( Добрый человек- это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь. Добрый человек бережёт природу.) Кто любит собак или прочих животных,
Серьёзных котят и щенков беззаботных,
Кто может любить и козла, и осла-
Тот людям вовеки не делает зла. (Р. Сэф.)
Добрый человек любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу, старается быть аккуратным, вежливым в общении со взрослыми и сверстниками.
4. Беседа по содержанию стихотворения « Любочка»
- Послушайте стихотворение А. Барто «Любочка» и поразмышляйте, добрые в этом стихотворении герои или нет….
Синенькая юбочка, ленточка в косе.
Кто не знает Любочку? Любу знают все.
Девочки на празднике соберутся в круг.
Как танцует Любочка! Лучше всех подруг.
Кружится и юбочка и ленточка в косе.
Все глядят на Любочку, радуются все.
Но если к этой Любочке вы придёте в дом
ТТам вы эту девочку узнаете с трудом.
Она кричит ещё с порога, объявляет на ходу:
-У меня уроков много, я за хлебом не пойду!
Едет Любочка в трамвае- она билета не берёт.
Всех локтями раздвигая, продвигается вперёд
Говорит она толкаясь: - Фу, какая теснота!
Говорит она старушке: - Это детские места!
Синенькая юбочка, ленточка в косе.
Вот такая Любочка во всей её красе.
-Какая же Любочка на самом деле? ( ответы детей)
5. Значение добрых слов
Прочитайте пословицы и объясните их смысл:
Доброе слово и кошке приятно.
Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
- Вспомните, часто ли вы употребляете добрые слова? Эти слова ещё называют волшебными. Почему?
Игра «Закончи строчку»
Посиди со мной сестра
Почитай мне, будь….. добра.
Хоть конфеты не очень полезны,
Принесите их, будьте………….. любезны.
-Ты мне помог!- я говорю
Мой друг, тебя……….. благодарю.
-Забыл я книжку принести!
За это ты меня …………..прости.
Печально сказали мы дяде Никите:
-За чашку разбитую нас ……….. извините.
На меня отцу не жалуйся,
Я прошу тебя,…………….. пожалуйста.
Вот чай, кусочек бисквита,
Приятного………………. аппетита.
-Много добрых слов в приветствиях, пожеланиях, с которыми мы часто встречаемся в жизни.
Добро пожаловать!
В добрый час!
В добрый путь!
Добро пожаловать!- Вежливое приветствие и гостеприимное приглашение прийти, приехать, войти в дом и т. д.
В добрый час!- Пожелание удачи, благополучия при начинании какого-либо дела.
В добрый путь!- Доброе пожелание тому, кто уезжает куда-нибудь.
-А знаете ли вы историю слова «добро»? Это слово является исконно русским. Доброжелательность всегда ценилась русским народом. Об этом мы можем судить по огромному количеству пословиц и поговорок. Слышали вы такие выражения, как
« Дать добро» и «Получить добро»?
- А понятен ли вам смысл этих слов? ( дать добро- дать согласие, разрешение на что- либо, одобрение; получить добро- получить разрешение, согласие, одобрение)
-Итак, много тёплых, добрых слов в речи. Доброе слово может приободрить, вселить уверенность, согреть душу. Но только ли добрые слова нужны людям? Только ли по количеству добрых слов, которые приносит человек, можно судить о том, добрый он или нет?!
Инсценировка стихотворения А.Антонова «Вежлив Витя или нет»
Малыша обидел Витя,
Но пред школою в строю
Витя просит:
«Извините, я ошибку признаю».
На урок пришёл учитель,
Положил на стол журнал.
Следом Витя:
«Извините, я немного опоздал».
Спор давно ведётся в классе:
Вежлив Витя или нет?
Разберитесь в споре нашем
И скажите нам ответ.
(ответы детей)
Вывод: Не только слова, но и дела должны быть добрыми. Ведь как гласит пословица:
Не одежда красит человека, а его добрые дела.
- Подумайте и скажите, какие добрые дела вы можете сделать в классе, дома, на улице, в транспорте, на природе?
- Как вы думаете, трудно ли быть добрым?
- Что для этого надо иметь? (добрую душу, доброе сердце)
-Пусть ваша душа будет доброй, как у героя стихотворения А. Барто «Вовка-добрая душа»
Добрым быть совсем-совсем непросто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта- не пряник, не конфета.
6. Игра «Сказочный герой-добрый или злой»
- Все вы любите сказки. Одной из главных тем русских народных сказок была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду называть сказочного героя, а вы будете отвечать, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой- закрываете лицо ладошками.
Иван-царевич, Кащей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная Шапочка, гуси-лебеди, водяной, Баба-Яга, Золушка, Морозко, Снежная Королева, Мальвина)-А на какого героя вы хотели бы быть похожи? Почему?
7. Добро и зло на чашах весов.
-Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла? Может быть нам помогут весы?
На одну чашу мы будем класть «зло» ( таблички с надписями : зависть, жадность, грубость, предательство, война, ложь.)
- Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с «добром». Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, совершают люди вокруг вас и по капельке положим их на чашу весов с добром.
Дети подходят по одному к весам, говорят о своём добром деле и кладут на чашу свою «капельку». Вскоре чаша весов «добра» перевешивает чашу «зла»
- Вот видите, как можно победить зло. Так и в жизни капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки - в реки, реки в море добра.
8. Коллективная работа детей.
-Давайте и мы с вами сейчас сделаем одно общее доброе дело.
На чистый лист ватмана каждый ребёнок наклеивает заранее заготовленные из цветной бумаги детали аппликации: дом, деревья, фигурки детей, облака, солнце, цветы, фигурки птиц и зверей.
-Как мы назовём нашу картину?
- Какое чувство вы испытали, делая доброе дело? ( Делать добро приятно и радостно)
9.Рефлексия
-Какое чувство вы испытали, делая доброе дело?
10. Подведение итогов.
Наше занятие подошло к концу, Впереди у вас много славных дел. Вы сделаете нашу планету красивой, но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, вы должны вырасти смелыми, добрыми , трудолюбивыми. Ведь делать добро- это здорово!