Материал к презентации Обобщение опыта учителя по технологии деятельностного метода в начальной школе

ОПЫТ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
МБОУ Строчковской средней школы: Пищулиной Н. Е.

Тема: Формирование целостной, социально-значимой личности, готовой к участию в разных сферах жизнедеятельности.

Актуальность опыта
Изменение социально-экономических условий современной жизни, возросшие масштабы преобразовательной деятельности требует от человека активизации его интеллектуальных способностей, нестандартного мышления, теоретических знаний. В связи с этим возрастает значимость познавательной деятельности школьников, углубляющей творческий потенциал и способствующей расширению интересов личности. Наличие познавательных интересов, особенно на начальном этапе школьного обучения, значительно влияют на интенсивность личностного развития. Эффективность данного процесса повышается, если познавательные интересы развивать с первого класса. Это и определяет педагогическую целесообразность проблемы изучения и развития познавательных интересов младших школьников на основе совершенствования учебно-воспитательного процесса, совершенствования традиционных и поиска нетрадиционных форм и методов обучения.
Как известно, процесс усвоения содержания образования, развития интеллекта не является непосредственным отражением педагогических воздействий, преломляются через внутренние условия субъекта обучения, через его личность. Важнейшей характеристикой личности являются его отношения с окружающими условиями, его интересы. Познавательный интерес - интерес к учебно-познавательной деятельности - является мощным двигателем в обучении. Наличием познавательного интереса в процессе обучения обеспечивается самостоятельно совершаемый встречный процесс в деятельности ученика, усиливается эффект воспитания, развития, обучения. Равнодушный ученик нуждается в постоянном стимулировании его деятельности. Интерес тесно связан с эмоциональной жизнью человека. Невозможность удовлетворить какой-либо интерес вызывает неприятие, отрицательные эмоции. А в случае, когда интересное человеку доступно ему, является предметом его познавательной или трудовой деятельности, у него возникают положительные эмоции. Познавательный интерес - один из самых значимых мотивов учения. В общей структуре мотивации познавательной деятельности этот мотив раньше других осознается учеником, который, не задумываясь, может указать на интересный и неинтересный ему школьный предмет, на интересный или неинтересный урок.
Действие познавательного интереса как мотива учения бескорыстно. Если это реально действующий мотив, то ему подчиняется деятельность на уроке, досуг, общение. Познавательная деятельность становится воодушевленной, свободной и легкой. Снимается проблема школьной перегрузки.
Познавательный интерес, взаимодействуя с социальными, нравственными мотивами, мотивом самовоспитания, обогащает личность. Обособленность же познавательных мотивов от других ценностных мотивов может неблагоприятно сказаться на формировании личностных качеств ученика. Развитие познавательного интереса способствует росту сознательного отношения к учению, развитию познавательных процессов, умению ими управлять, сознательно их регулировать. Развитие специфического, устойчивого интереса к той или иной науке, отрасли знания, области деятельности приводит к формированию познавательно-профессиональной направленности личности, определяющей выбор профессии. Наличие такого интереса стимулирует постоянное стремление к расширению и углублению знаний и умений в соответствующей области. Влиянием на познавательный интерес учащегося осуществляется влияние и на успешность обучения и на всю личность школьника в целом. Задача формирования познавательных интересов очень актуальна для построения учебного процесса, т. к. школе необходимо привить ученику стремление к постоянному пополнению своих знаний с помощью самообразования, содействовать побуждениям расширять свой общий и специальный кругозор. Забота о создании, поддержании и развитии интереса к предмету, к процессу познания - важнейшая задача, стоящая перед каждым учителем. Проблема познавательного интереса является необходимым компонентом разработки таких проблем, как совершенствование в организации урока, написание учебных пособий, воспитание самостоятельности учащихся, повышение мастерства учителя, развитие мышления учащихся.
Существующая система организации учебно-воспитательной деятельности школьников, учебно-методический комплект «Начальная школа XXI века» учитывает возможности использования познавательных интересов в освоении учебных знаний. Несмотря на то, что проблема развития познавательных интересов является предметом пристального внимания ученых, методистов, учителей существуют определенные трудности в процессе формирования и поддержания у детей интереса к познанию, творчеству. Это обуславливается, прежде всего, тем, что на практике развитие познавательных интересов носит ситуативный или одноразовый характер. На устранение этого противоречия и направлен опыт работы.
Ведущая педагогическая идея
Систематическое использование проблемных ситуаций на уроках в начальной школе является эффективным средством развития познавательного интереса младших школьников и обеспечения на этой основе повышения качества знаний.
Длительность работы над опытом
Работа над опытом велась в течение двух лет
Диапазон опыта
Диапазон опыта включает работу в системе уроков.
Теоретическая база
Интерес к познанию, потребность в освоении необходимых знаний возникают у ребенка в процессе деятельности, наиболее значимой для каждого возрастного периода его развития. К этому выводу приводят исследования С.Л. Рубинштейна, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, A.M. Матюшкина, В.С. Мухиной и других. В данных работах особо подчеркивается, что ведущей для младшего школьника является учебная деятельность.
В педагогической теории и практике познавательные интересы рассматриваются как интегральное образование личности ребенка. В работах Ш.А. Амонашвили, Виноградовой, Н.Ф. Талызиной, М.Н. Скаткина,Г.И. Щукиной подчеркивается, что, являясь устойчивой чертой характера, познавательный интерес способствует формированию активной, творческой, стремящейся к познанию и открытиям, личности ребенка.
Так, К.Д. Ушинский рекомендовал включать в уроки элементы нового и интересного. Он считал, что предмет, для того чтобы стать интересным, должен быть лишь отчасти нов, а отчасти знаком. Это позволяет организовать детей и сделать более продуктивной работу школьников.
Л.С. Рубинштейн отмечал, что существенная задача обучения – формирование полноценных интересов, так как интересы являются и предпосылкой обучения, и его результатом . Аналогичной точки зрения придерживается и В.В. Давыдов, который считал, что интерес проявляется в стремлении к познанию явления или объекта, к овладению тем или иным видом деятельности. При этом он носит избирательный характер, а так же выступает одним из наиболее существенных стимулов приобретения знания, расширения кругозора, служит важным условием подлинно творческого отношения к работе.
Под познавательным интересом различные его исследователи понимают особую избирательную направленность личности на процесс познания, избирательный характер которой выражается в той или иной предметной области (С. Л. Рубинштейн); стремление человека обращать на что-то внимание, познавать какие-либо предметы и явления (Ф.Н. Гоноболин); особое избирательное, наполненное активным замыслом, сильными эмоциями, устремлениями отношение личности к окружающему миру, к его объектам, явлениям, процессам (Г.И. Щукина); эмоционально окрашенную потребность, прошедшую стадию мотивации и придающую деятельности человека увлекательный характер (И.Ф. Харламов).
Познавательный интерес – избирательная деятельность человека, направленная на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизированная психическими процессами, его познавательными возможностями.
Как показали исследования Н.А. Беляевой, Н.В. Грачевой, Л.И. Божович и др., подлинный познавательный интерес является основой учебной деятельности по той причине, что:– интерес способствует формированию глубоких и прочных знаний;– развивает и повышает качество мыслительной деятельности, активность в учении, благоприятствует формированию способностей; – создает более благоприятный эмоциональный фон для протекания всех психических процессов.
Г.И. Щукиной выделены три вида познавательных интересов, представляющих последовательные фазы его развития: ситуативный, эпизодический интерес – относительно неустойчивый и неглубокий, ситуативный интерес способствует становлению познавательного интереса; устойчивый, активный интерес – проявляется в эмоционально-познавательном отношении к предметам, объектам или какому-либо виду деятельности; личностный интерес – является отражением направленности личности.
На создание особого вида мотивации, проблемной, требуется соответствующее конструирование дидактического материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.
А. М. Матюшкин характеризует проблемную ситуацию как «особый вид умственного взаимодействия объекта и субъекта, характеризующийся таким психическим состоянием субъекта (учащегося) при решении им задач, который требует обнаружения (открытия или усвоения) новых, ранее субъекту неизвестных знаний или способов деятельности». Иначе говоря, проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект (ученик) хочет решить какие-то трудные для себя задачи, но ему не хватает данных и он должен сам их искать.
Проблемная ситуация - средство организации проблемного обучения, это начальный момент мышления, вызывающий сознательную потребность учения и создающий внутренние условия для активного усвоения новых знаний и способов деятельности.
Степень новизны.
Новизна опыта заключается в разработке и совершенствовании форм, методов, приемов и систематическом использовании проблемных ситуаций в учебно-воспитательном процессе, в создании и накоплении необходимого комплекса методического обеспечения, в решении проблемы развития познавательного интереса школьников.
II. Технология опыта
Цель опыта – создать условия для формирования высокого уровня развития познавательных интересов младших школьников на основе использования проблемных ситуаций на уроках. Для решения данной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить теоретический и методический материал по данной теме;
- исследовать познавательные процессы учащихся;
- выявить методические способы актуализации познавательных интересов младших школьников;
- изучить, адаптировать имеющие и разработать оригинальные приемы и средства создания проблемных ситуаций.
В процессе учебной деятельности школьника большую роль, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимания, восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления. Развитие и совершенствование познавательных процессов является эффективным при целенаправленной работе в этом направлении, и влечет за собой расширение познавательных возможностей детей.
Проблема познавательного интереса - одна из самых актуальных на сегодняшний день. Тяга к творчеству, которая является не врожденным качеством, не природным даром, а результатом воспитания, может быть сама обращена в средство педагогического воздействия, в частности, в средство формирования потребности учиться, получать знания.
Основной методический элемент проблемного обучения – создание проблемной ситуации, при которой ученик встречает препятствие и не может простым путем (например, только с помощью памяти) приобрести (углубить, систематизировать, обобщить) новые знания и целесообразно их применить. Ценность такой дидактической ситуации в том, что у школьника возникает удивление, недоумение, желание обязательно найти ответ. Эта ситуация никого не оставляет равнодушным.
«Чтобы создать проблемную ситуацию в обучении, – отмечает А.М.Матюшкин, – нужно поставить ребенка перед необходимостью выполнения такого задания, при котором подлежащие усвоению знания будут занимать место неизвестного»
В современной теории проблемного обучения различают ДВА вида проблемных ситуаций: психическую и педагогическую.
Психическая: Педагогическая:
- касается деятельности учеников; представляет организацию
учебного процесса с помощью:
- создается ситуация сугубо - активизирующих действий;
индивидуально. - постановка вопросов учителем,
подчеркивающих противоречия.

Создание психологической проблемной ситуации – сугубо индивидуальное явление: это «вопросное состояние», поисковая деятельность сознания, психологический дискомфорт.
Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.
Условия создания проблемных ситуаций:
1. Создание проблемной ситуации состоит в порождении у учащихся мотивации к усвоению нового понятия.
2. Создание проблемной ситуации означает введение противоречия, которое состоит в необходимости выполнить практическое задание и невозможностью это сделать без сегодняшнего нового материала.
3. Использование специальных приемов создания проблемных ситуаций.
4. Вывод учеников из проблемной ситуации состоит в осознании противоречия (сути затруднения) и формулировании проблемы (вопроса о новом знании или темы урока) через побуждающий диалог, который представляет собой стимулирующие вопросы и побудительные предложения. Применение в учебном процессе проблемной ситуации как психологической категории, характеризует начальный момент мышления. Во-первых, систематическое использование проблемных ситуаций на уроке заставляет учителя предусматривать противоречия, которые могут возникнуть в сознании учащихся в процессе обучения.
Во-вторых, для того, чтобы проблемная ситуация возникла, необходимо обнажить противоречие, это как правило, пробуждает у учащихся интерес, приводит в движение прежние знания, направляет на поиск неизвестного и тем самым активизирует мыслительную деятельность учащихся, давая учителю возможность управлять ею.
В-третьих, именно в проблемной ситуации происходит осознание противоречия, преднамеренно заостренного учителем. Лишь осознав противоречие в результате анализа проблемной ситуации, учащиеся смогут принять сформированную учителем проблему, задачу или самостоятельно сформулировать её.
АЛГОРИТМ СОЗДАНИЯ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ К УРОКУ
I. Определить тему урока.
По тематическому планированию определить тему урока, которая в ряде случаев может стать учебной проблемой.
II. Уяснить новое знание и его тип ( понятие, правило, вычислительный приём, способ действия ).
Понятие – это выделение существенных признаков предмета.
Например: задача, виды задач, виды геометрических фигур (отрезок, прямая, точка, прямоугольник и т.д.), единицы измерения величин, насекомые, млекопитающие, растениеядные и т.д.
Правило - это способ действия или вычислительный приём.
III. Осуществить отбор упражнений для актуализации знаний.
Содержательная область включает в себя задания, направленные на отработку ранее изученного материала, без которого невозможно усвоение нового.
Мыслительная область содержит задания, направленные на развитие мыслительных операций учащихся (анализ, сравнение, обобщение, классификация и т. д.), которые потребуются на этапе «открытия» нового знания.
Опыт показывает, что, определяя количество упражнений, необходимых для актуализации знаний, важно помнить о соблюдении временных рамок этого вида работы (5-7 минут).
IV. Выбрать прием создания проблемной ситуации.
Выбор приёма создания проблемной ситуации осуществляется учителем по своему усмотрению.
V. Подобрать практические задания, вызывающее познавательное затруднение в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
При подборе задания нужно исходить из того, что с познавательным затруднением должен столкнуться каждый ребёнок лично сам, а не просто наблюдал, как это происходит у других.
VI. Прописать побуждающий диалог от проблемной ситуации: к осознанию противоречия ( суть возникшего затруднения)
Например, вопрос для раздумий формируется словами:
- Как ты думаешь
- Выскажи свое мнение
- Какие есть идеи?
- Как эту мысль проверить?
- Какие еще будут догадки?
- Кто думает иначе?
Диалог №1.
- Вы можете выполнить задание?
- В чём затруднение?
Диалог №2.
- Вы смогли выполнить задание?
Почему не получается?
- Чем это задание не похоже на предыдущее?
Диалог №3
- Что вы хотели сделать?
- Какие знания применили?
- Задание выполнено?
к формулированию проблемы: ( тема урока, вопроса для исследования)
- Какой возникает вопрос?
- Какова же будет тема урока?
Для формулирования учащимися темы урока или вопроса для исследования побуждающий диалог будет одинаков, независимо от выбранного приёма создания проблемной ситуации. Данный диалог развивает логическое мышление и речь учащихся.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ СОЗДАНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ
1. Учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его решения.
Тема: Род имен существительных
Учитель:
За столом обедали 3 женщины: русская, немка и армянка. Внезапно со стола упала суповая ложка.
Ага! – проговорила русская женщина, вспомнив старинную примету. -
Какая-то дама собралась к нам в гости. Ложка упала!
Почему дама? – удивилась немка. – Ложка – «der Lцffel» – мужского рода. Должен прийти мужчина.
Русская возмутилась:
Ну, вот еще! Это если ножик упал, тогда пришел бы мужчина. Ножик мужского рода.
Ха – ха – ха! – засмеялась немка. – Ножик – мужского? Нет, «das Messer» – род средний: если ножик упадет, это ничего не значит.
Армянка сидела молча и с недоумением смотрела то на ту, то на другую:
Простите, я ничего не понимаю. Как ложка может чем-то напоминать мужчину или женщину? Она не может быть ни тем, ни другим.
Что скажете? Кто из них прав? (недоумение, проблемная ситуация).
Например, В.Н. Рудницкая. Математика, 2 класс.
Цель: ввести скобки как средство обозначения порядка действий.
Учитель: Выполните вычисления по следующей программе:
1) Из числа 8 вычесть 3.
2) К полученной разности прибавить 4.
Итак, 8 – 3 + 4 = 9
Учитель: Выполни вычисления по следующей программе:
1) К числу 3 прибавить число 4.
2) Из числа 8 вычесть полученную сумму.
Итак, 8 – 3 + 4 = 1 (Предъявление двух противоречивых фактов).
Учитель: Ребята, сравните выражения (Побуждение к осознанию противоречия).
Ученики: Выражения одинаковые, а результаты разные.
2. Излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос (столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием)
Например, Математика, 4 класс.
Цель: установить, как измеряют скорость и как она связана со временем и расстоянием.
Учитель: Представьте, что вам нужно рассудить спор двух друзей – Миши и Игоря. Они учатся в разных школах и никак не могут разобраться, кто из них быстрее бегает на лыжах. Миша на соревнованиях в своём классе прошёл 60 м за 20 с, а Игорь – 45 м за 15 с. Каждый из них считает себя лучшим спортсменом: Игорь говорит, что затратил меньше времени, а Миша с ним не соглашается – ведь он бежал большее расстояние. Запишите каждый на своём листке имя того, кто из ребят, по вашему мнению, пробежал быстрее (столкновение мнений).
Учащиеся высказывают свои версии.
Например, Н.Ф.Виноградова, Окружающий мир.
Тема урока: Поверхность нашего края.
Актуализация опорных знаний «корзина идей».
1. Выделение ключевого слова «Поверхность»
- Тема нашего урока: Поверхность нашего края. Что такое поверхность (рельеф) земли?
2. Индивидуальная работа.
- Запишите на листочках, какие рельефы поверхности земли вы знаете?
3. Обсуждение в парах.
- Обсудите со своим соседом, какова поверхность нашего края? Составьте общий ответ на вопрос.
4. «Сброс идей в корзину» (фронтальная работа)
- Что у вас получилось? (зачитываются работы пар).
- Попробуем систематизировать и доказать полученную информацию.( по ходу урока составляется «кластер» - Поверхность нашего края.)
3. Предлагает классу рассмотреть явления с различных позиций ( например: командира, юриста, финансиста, педагога)
4. Побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы их ситуации, сопоставлять факты ( побуждающий диалог)
Например, дети высказывают предположение: «Почему для обозначения фамилии взяли слово «семья»? Сначала они должны узнать, что слово «фамилия» не русское. В переводе с немецкого означает семья, род, а затем предложить свои версии появления такого названия. Вот высказывания младших школьников по этому поводу: «У каждого человека была семья, поэтому у него и была фамилия этой семьи», «Человек получает фамилию от своих родителей, из семьи, поэтому фамилия и называется «фамилией», «Фамилия – это дело семейное, вот у меня фамилия такая же, как у моей мамы и моего папы».
5. Ставить конкретные вопросы:
( на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения)
Например: из уроков литературного чтения.
- Подарок Мороза Ивановича - это награда или наказание для Ленивицы? (по сказке В. Одоевского «Мороз Иванович»)
- Почему Котька решил отнести огурцы обратно? (по рассказу Н.Носова «Огурцы»)
- Правильно ли поступил солдат, обманув старуху?
- Старуха - жадный человек или экономная хозяйка?
- Кто кого перехитрил?( по русской народной сказке «Каша из топора»)

· Почему Мишутку и Стасика можно назвать фантазерами, а Игоря нельзя? (по рассказу Н.Носова «Фантазеры»)
Например, Л.А. Ефросинина. Литературное чтение, 1 класс
Тема урока: Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Учитель: - Иванушка положительный или отрицательный герой?
Высказывание детей:
- Положительный герой, так как он любит свою сестру.
- Положительный герой, так как свою сестру он называет ласково - «сестрица».
- Отрицательный герой, потому что он не послушал свою сестру.
Высказав свои мнения, учащиеся доказывают их примерами из текста и делают вывод.
6. Определяет проблемные теоретические и практические задания (например: исследовательская)
Тема урока: Знакомство с новыми единицами измерения площади.
Учитель: Рассмотрите запись на доске: 500 кв.м; 400 кв.см; 3 а; 2 кв.дм;
7 га.
Сделайте запись в тетрадь, расположив это в порядке возрастания. (Дети пытаются выполнить задание, но не могут)
Почему вы не справились? В чем трудности? (Мы не знаем, что такое а, га)
Так какой возникает вопрос?
( 1.Что такое а; га?)
А вы можете предположить, чем они являются?
( Наверное, это единицы площади, ведь они стоят в одном ряду с известными нам единицами площади)
Если это единицы площади, то какой второй вопрос возникает?
( 2. Какую взаимосвязь они имеют с другими единицами площади?)
Итак, какая же тема урока?
(Новые единицы площади)
7. Формулирует проблемные задачи:
С недостаточным или избыточным исходным данным
С неопределенностью в постановке вопроса
С противоречивыми данными
Тема: Неопределенная форма глагола
На доске слова: лить, мечтать, словить, хотеть, колоть, рубить.
– Определите число и лицо глаголов.
( практическое задание, не выполнимое вообще) Недоумение, т.к. не могут определить
С заведомо допущенными ошибками.
Дать практическое задание, не сходное с предыдущим
Тема: Деление двузначного числа на двузначное
Учитель:
Найдите значение данных выражений и разделите их на группы.
24 : 2
72 : 6
78 : 13
70 : 5
66 : 6
Ученики:
24 : 2 = 12 72 : 6 = 12
66 : 6 = 11 70 : 5 = 14
I столбик: делимое заменяем суммой разрядных слагаемых.
II столбик: делимое заменяем суммой удобных слагаемых.
78 : 13 – не смогли найти значение, т.к. еще не умеют делить на двузначное число.
Например, Окружающий мир. Ученики должны рассмотреть рисунки животных и объединить их в группы по особенностям питания. Понятиями «растительноядные», «хищники», «паразиты», «всеядные» дети ещё не владеют. В этом случае они должны решить следующие конкретные учебные задачи: узнать каждое животное и назвать его; вспомнить, чем оно питается; найти среди других животных тех, кто питается таким же способом; объединить их в группу.
У учащихся возникают проблемы, потому что не все ученики могут знать, чем питается суслик, ястреб, кузнечик, клещ, комар, и уверенно объединить их в группы; затруднение вызывает определение паразитов (клещ, комар). Высказанное всем классом мнение можно проверить по тексту учебника.
Итак, проблемная ситуация создана. Но из неё надо выйти к учебной проблеме. Здесь возможны варианты.
Вариант 1: проблему ставит учитель.
Вариант 2: проблему ставят ученики.
Вариант 3: учитель говорит вместе с детьми, направляя их мысль.
Другими словами, учителю надо развернуть побуждающий диалог. Он представляет собой стимулирующие вопросы и побудительные предложения, помогающие детям сначала осознать противоречие проблемной ситуации, а затем сформулировать учебную проблему.
Для успешной реализации проблемной ситуации необходимо:

· построение оптимальной системы в ситуации и средства их создания (устные или письменные слова, мультимедиасредства);

· -отбор и использование самых активных сущностных задач (проблем);

· учет особенностей в различных видах учебной работы и большое значение имеет личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать активную познавательную деятельность ученика.
III. Результативность
Использование на уроках проблемной ситуаций позволяет управлять мыслительной деятельностью учеников, что является необходимым условием развития их умственных способностей, повышения познавательных интересов в процессе овладения знаниями.
При исследовании познавательных интересов школьников были использованы следующие методы:
- анкетирование, направленное на выяснение отношения учащихся к учению;
- наблюдение над познавательной активностью детей;
- диагностика качества знаний учащихся.
Диагностическое исследование проводилось дважды: на начальном пути применения проблемных ситуаций на уроках ( 2 класс, 2010 г.) и в 3 классе. Это обеспечило наглядность в сравнении результатов и подведении итогов над опытом работы.
Анкетирование
Анкета школьной мотивации Н.Г. Лускановой, модифицированная мною для учащихся начальной школы, дает возможность определить уровень школьной мотивации учащихся.
При помощи данной диагностики выясняется эмоциональное отношение детей к учебе, характер возникающих трудностей в учении, а также отношение учащихся к этим трудностям до активного использования проблемных ситуаций (это первая часть анкетирования). Во второй части (для выпускников начальной школы) можно увидеть, какие изменения произошли по тем же вопросам и характер этих изменений.
Таблица результатов анализа анкетирования, проводимого в 2010:

п/п

Вопрос
Ответы
Кол-во
ответов



Нравится ли тебе учиться
в школе?
а) да
б) не всегда
в) нет
г) не знаю
12
14
-
-


Трудно ли тебе дается учеба?
а) да
б) иногда
в) нет
г) не знаю
2
13
10
3


Возникают ли у тебя трудности усвоении нового материала?
а) да
б) иногда
в) нет
г) не знаю
3
15
8
3


Если трудности возникали, то
какие они? (возможен выбор
нескольких вариантов)
а) трудно сразу понять
новую тему
б) трудно самостоятельно
выполнять задания по
новой теме
в) в новых темах всегда
сложные задания
г) неинтересно изучать
новый материал
д) я боюсь трудностей на уроках
18

18


7

3

5



Нравится ли тебе преодолевать
трудности, искать пути решения
сложных задач?
а) да
б) иногда
в) нет
г) не знаю
15
8
2
1


Как ты относишься к новым
сложным заданиям?
а) мне интересно
б) я их боюсь
в) с неохотой выполняю их
г) очень нравится выполнять сложные задания
д) мне требуется помощь
в их выполнении
17
10
3
11

21



Таблица результатов анализа анкетирования, проводимого в 2011 г:

п/п

Вопрос
Ответы
Кол-во
ответов



Нравится ли тебе учиться?
а) да
б) не всегда
в) нет
г) не знаю
22
4
-
-


Изменилось ли твое отношение к изучению новых тем?
а) да
б) немного изменилось
в) нет
г) не знаю
11
10
5
-


Если изменилось, то как?

· стало интереснее изучать
новые темы

· стало сложнее изучать новые темы

· стало интереснее учиться

· захотелось узнать много
нового

· исчез интерес к учебе

· захотелось преодолевать
трудности на уроках

· захотелось самостоятельно
искать пути решения трудных заданий

· я перестал бояться
трудностей на уроках
20

-

20
18

-
17

19


10



Как ты теперь относишься
к новым сложным заданиям?

· мне стало интересно их
разбирать

· мне не хочется их выполнять

· мне хочется искать пути
решения

· мне хочется самостоятельно
искать пути решения заданий

· мне нравится искать разные
способы решения заданий
19

-

22

20


17













Анкетирование помогло более точно отследить изменения, произошедшие в эмоциональной и познавательной сфере учеников, а также характер этих изменений. В начале эксперимента выяснилось, что большинству детей нравится учиться в школе, но многие из них испытывают трудности в обучении, в основном это трудности, связанные с усвоением нового материала, с невозможностью самостоятельного выполнения сложных заданий. В этом случае необходима помощь. При этом детям нравится преодолевать трудности и хочется самостоятельно искать пути решения задач. Анализ анкет второго этапа показал, что у детей повысился интерес к учебе, новым знаниям, исчез страх перед преодолением трудностей, усилилось желание самостоятельного поиска разных подходов к выполнению заданий.
15