Статья по теме:Здоровьесберегающие технологии в детском саду.

Здоровьесберегающие технологии.

Шахова Наталья Александровна, воспитатель
МАДОУ «Детский сад №3 «Семицветик»,
г. Минусинск.

Здоровье рассматривается как гармония трех начал в человеке -духовного, душевного и физического. Не может быть здоровым человек, если одно из этих начал будет страдать. Здоровье зависит от того, каким будет тело, душа и дух, тогда они будут созидать или разрушать. Задача каждого воспитателя – творить свое здоровье и здоровье своих воспитанников, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия. Необходимо учить детей быть здоровыми душой и телом, что бы они стремились к духовному росту и самосовершенствованию. Своим воспитанникам стараюсь привить любовь к постоянному труду, как единственной основе жизни и совершенствования.
Здоровье самая важная жизненная ценность. Тяжело заставить человека заниматься своим здоровьем, если он этого не хочет, считает, что ему это не нужно. Другое дело, если нужда появится, вдруг настигнет болезнь. Любой человек сознает, что без здоровья все другие ценности не в радость. Но поздно приходит понимание, что только гармония трех начал в человеке – духа, души, тела – дает истинное здоровье.
В течение года, каждое утро инструктором физкультуры и мной (чередуется через месяц) проводится утренняя гимнастика для действенной работы по укреплению здоровья в хорошо проветренном спортзале или музыкальном зале. Во время водной процедуры обучаю детей обширному умыванию прохладной водой: мытье рук до локтя, растирание мокрой ладошкой груди и шеи, в теплую погоду после прогулок мытье ног.
Обижается водица - Грязь не украшает лица. Кто красивым хочет стать, Воду должен уважать.
По окончании водной процедуры каждый ребенок самостоятельно вытирается махровой салфеткой или полотенцем. После каждого приема пищи, организую полоскание рта и горла.
Пребывание детей на свежем воздухе укрепляет здоровье, закаляет организм, способствует физическому развитию, всесторонне развивает детей, активизирует их двигательную деятельность, познавательные возможности, повышает иммунную систему. Летом прогулку провожу в любую погоду, за исключением неблагоприятных условий. При небольшом дожде, организовываю ее на веранде, защищённой от резкого ветра и осадков. В это время беседую с детьми, организую спокойные игры, для которых не требуется большое пространство. Слежу, чтобы дети были правильно одеты при разной температуре воздуха, предусматривая гигиенические рекомендации. Во избежание переохлаждения организую двигательную деятельность. Для поддержания интереса усложняю содержание, правила и двигательные задания. Кроме подвижных игр, на прогулке использую средство повышения двигательной активности, и воспитания выносливости предлагаю бег с различной скоростью, прыжки, подскоки, метание, бросание и ловлю мяча, которые готовят ребят к спортивным играм. В общих играх легче найти друга по интересам, чем в некой «официальной» группе, что способствует сплочению коллектива. Психологи заметили, что дети, которые много гуляют, играя со своими сверстниками или же в одиночестве по своему желанию, реже страдают детской депрессией, более стрессоустойчивы и чаще пребывают в хорошем настроении. Один раз в неделю провожу занятия по физической культуре на свежем воздухе. Значительное место во время занятия отвожу общеразвивающим упражнениям, играм спортивного и соревновательного характера, народным, играм-эстафетам.
Во второй половине дня дети посещают кружки, секции: танцевальный, акробатики, легкой атлетики, футбола. На занятиях и во время кружка «Здоровье» с детьми изучаю темы связанные со здоровьем: «Что нужно делать, что бы быть здоровым?», «Что такое здоровье?», «Режим дня», «Правильное питание» и т.д. Занятия проходят в игровой форме. Дети с желанием и интересом выполняют практические работы, рисуют на заданные темы, составляют кроссворды, разгадывают загадки, слушают и учат стихи.
Осенью и весной инструктором физкультуры, воспитателями и специалистами детского сада проводятся «Дни Здоровья». В эти дни дети всех групп с родителями выходят за город, в сосновый бор. Где для них устраиваются соревнования, эстафеты, разучиваются новые подвижные игры. Провожу «Веселые старты», спортивные конкурсы, викторины, досуги, праздники, дискотеки. Хорошо проведенные выходные и праздничные дни, на свежем воздухе, восстанавливают работоспособность и укрепляют здоровье.
Родители показывают личный пример, принимая активное участие в спортивных праздниках, соревнованиях.
Полноценное и рациональное питание укрепляет здоровье, способствует правильному физическому и умственному развитию, повышает выносливость, трудоспособность, сопротивляемость к различным заболеваниям. Нормальное питание – это правильное составление пищевого рациона и соблюдение режима питания. Питьевая вода - необходима организму. В группе стоит куллер с чистой питьевой водой. Выпив полстакана воды маленькими глотками, у детей проходит усталость, головная боль, снижается нервное напряжение, выводятся из организма вредные вещества. Пить воду надо с мыслями о том, что каждый глоток освежает, приносит энергию, здоровье.
Вода без примесей, солей,
Подобно древней, талой –
Попьёшь и стало веселей –
Здоровье крепче стало.

Вода - это то, что всем жизнь нам дает.
Что силы и бодрости нам придает.

В отсутствии детей организую сквозное проветривание групповой комнаты и спальни в соответствии с установленным графиком. В присутствии детей организую угловое-одностороннее проветривание игровой комнаты и спальни, соблюдая за тем, чтобы дети не находились в непосредственной близости к открытому окну. Дети находятся в облегченной одежде, при температуре воздуха не ниже 18 – 20 градусов. В течение дня предлагаю детям походить босиком по ковру и непокрытому полу. После сончаса, дети ходят по «дорожке здоровья», которая может состоять из камешков, фасоли, шишек, коврика с шипами, ковриками сделанными своими руками (с пришитыми пуговицами, косточками от счет, крышками от бутылок), обруча, ребристой дорожки, спортивных палок
В группе созданы оптимальные условия освещения: естественное, достаточное, равномерное поступает с левой стороны во время занятий.
Дети с огромным желанием и радостью занимаются ритмопластикой, где они овладевают свободой движения под музыку. Они осваивают все возможное разнообразие пластических средств: это и основные, развивающие, разнообразные жесты, танцевальные движения и т.д. Некоторые композиции
предлагаю детям как этюды, другие, как образно-игровые и ритмические танцы. Занятия ритмопластикой формируют у дошкольников основные навыки, слуховое внимание, координацию движений, чувство ритма, умение начинать и заканчивать движения под музыку, способствуют повышению эмоционального тонуса, создают хорошее настроение, расширяют двигательный опыт, способствуют релаксации. Знакомлю с элементами плясовых движений
·, развиваю мелкую моторику, повышаю мышечный тонус. Хорошее самочувствие, приподнятое настроение, отсутствие боязни казаться неловким, неуклюжим и не получить за это замечание воспитателя, раскрепощает и развивает детей во время занятий ритмопластикой.
С помощью логоритмики в доступной и интересной форме развиваю у детей общие речевые навыки: темп, дыхание, ритм; артикуляцию, мимику; регулирую процесс возбуждения и торможения; формирую координацию движений, ориентировки в пространстве; расширяю словарный запас детей; отрабатываю грамматические темы. Логоритмика состоит из трех основных компонентов: музыки, движения, речи. А для детей логопедической группы все это просто необходимо. Издавна движение использовалось в качестве лечебного и профилактического средства.
Человек может некоторое время обойтись без пищи, без воды, но без воздуха не проживет и десяти минут. Умение управлять дыханием позволяет управлять собой. Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с раздражительностью и волнением. Для выработки навыков правильного дыхания мы с детьми играем в игру «Летит пчела». До этого, я рассказала детям о пчелах, о том, как они собирают цветочную пыльцу. Предложила им представить трудолюбивую пчелку, которая возвращается домой с добычей и напевает свою любимую песенку: « З-з-з.». Каждый воспитанник поет в меру своих сил, только тогда песня звучит приятно и приносит пользу здоровью. Объясняю, что надо петь с радостью. В оздоровительные минутки на занятиях включаю очистительное дыхание «царапанье». Такое движение сопровождается двигательной активностью рук, каждый палец должен двигаться сам по себе, сгибаясь и разгибаясь. Дети выполняют упражнение, сидя или стоя, удерживая голову, шею и позвоночник на прямой линии. Выдох со звуком «ха» очищает дыхательные органы, что важно при простудных заболеваниях. Двигательная активность пальцев на вытянутых руках, усиливает приток крови к грудной клетке, укрепляет мышцы рук. Особенный интерес к этому упражнению проявляют дети с повышенной возбудимостью, раздражительностью. После него они становятся спокойнее уравновешеннее. Происходит трансформация отрицательных эмоций в положительные.
Очень важно - духовное здоровье. Надо, что бы с раннего детства ребенок учился любви к себе, людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров. Без здоровья духовного, нет здоровья физического. Каждое доброе слово имеет силу, энергию, прежде всего тому человеку, кто сказал его, а затем и тому, в адрес которого эти слова сказаны. Каждое словоэто поступок. Добрые мысли, добрые слова – это живые подарки. Учу детей говорить добрые слова и вкладывать в них душу. Живые «подарки», добрый взгляд, добрая улыбка, несколько теплых слов. Благодаря желанию всегда отдать частицу своей души, своего сердца, разума, жизнь всегда будет бить ключом. И для этого, каждое утро, зачитываю строки из стихотворений о доброте, дружбе, взаимопонимании.
Улыбнись с утра щенку, и росинке, и цветку,
Пестрой бабочке в лугах, солнцу в легких облаках.
Бабочка взмахнет крылом, солнце - ласковым лучом,
И росинка вспыхнет, радуя семицветной чудо радугой.
И тогда увидишь ты, сколько в мире красоты!
Обменявшись добротою, будет мир дружить с тобою.
Кроме психологического настроя, я это стихотворение использую во время физминуток. Прошу детей представить, что они стали бабочками, порхающими на лугах, солнцем в легких облаках, добрыми щенками и т. д. Дети под музыку выполняют движения этих животных, предметов, которые они сами воображают. Так же во время чтения этого стихотворения, ребята выполняют упражнение для глаз. Рисунки предметов, названных в стихотворении, находятся в разных направлениях, на разной высоте.
На зрение влияет и общее состояние организма, нервной системы, поэтому ежедневные физические упражнения приносят зрению огромную пользу. Ребята выполняют следующие упражнения:
Зажмурьте глаза на 3-5секунд. Отдохните 2-3минуты. Повторите несколько раз.
Быстро поморгайте в течение 8-10секунд. Через 2-3минуты повторите упражнение.
Помассируйте веки круговыми движениями в течение 1-2минут.
Удобно массировать нижней частью ладони.
После каждого упражнения надо закрывать глаза и дать им отдохнуть. Эти упражнения укрепляют мышцы глаз, улучшают их кровоснабжение.
Для улучшения работы шейных позвонков и снятия тяжести в затылке - учу ребят писать носом или подбородком. Словно карандашом выписывать в воздухе предметы по темам, которые изучаем (грибы, цветы, одежду, обувь) цифры от 1 до 10 или буквы, которые они знают. При этом делать большие повороты головы в разные стороны, что бы предметы, буквы и цифры получались высокими и широкими. «Рисуем» в воздухе предметы, фигуры и дети эти упражнения делают с удовольствием и желанием. Движения шеи должны быть плавными, туловище неподвижное, спина прямая. Эти упражнения улучшают кровоснабжение, работу шейных позвонков, убирают наметившийся второй подбородок. Весь комплекс заканчивается поглаживанием задней поверхности шеи.
Руки наши труженицы. С рождения нет им покоя. И чтоб они не уставали, были быстрыми, ловкими в движении, крепкими и сильными необходимо делать упражнения. Массируем каждый палец, выполняем упражнения, которые укрепляют мышцы рук, делают их более быстрыми, придают силу и бодрость всему организму. Массажный шарик Су Джок позволяет оказывать воздействие на биологически активные точки, находящиеся на поверхности стоп и кистей человека. Пользуясь ими, дети стабилизируют работу своих внутренних органов, опорно-двигательного аппарата, других систем. Дети перекатывают его между ладонями, напевая песенки, а потом кладут шарик на пол и прорабатывают ступни. Колечки с шипами дошколята поочередно надевают на все пальцы и мягко прокатывают по коже. Такую же работу провожу и с помощью электробигудей, на их основе имеются колючие шипы. С помощью перчаток, на которых нашиты родителями бусинки, пуговицы, колесики от счетов, дети делают самомассаж или массаж друг другу.
Надо, чтобы с раннего детства ребенок учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров. Очень важно, чтобы каждое утро начиналось с положительных эмоций, хорошего настроения. Учу детей просыпаться с мыслью, что день принесет удачу, радость, положительные эмоции. Даже если будут трудности, надо верить, что с ними справишься. Улыбка – залог хорошего настроения. Обмениваясь «живыми подарками», мы дарим друг другу здоровье и радость!
15