ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕТСКОМ САДУ.



МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ детский сад комбинированного вида «Машенька»
Доклад на тему
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕТСКОМ САДУ.
Подготовила воспитатель
II квалификационной категории
Калачева А. В.

п. Строитель 2014
Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. Кроме того, серьезной задачей является и обеспечение максимально высокого уровня реального здоровья воспитанников детских садов, воспитание валеологической культуры для формирования осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни как собственных, так и других людей.
Здоровьесберегающие технологии технологии – это технологии которые позволяют сохранить и обогатить здоровье детей, педагогов и родителей. Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его.
Задачи:
сохранить и обогатить здоровье детей;
создать условия для их своевременного и полноценного психического развития;
обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.
Здоровьесберегающие технологии используемые нами:
Одежда по сезону,
соблюдение режима прогулок,
обширное умывание,
утренняя гимнастика в носочках,
точечный массаж, самомассаж,
оздоровительные упражнения с использованием массажных ковриков, мячей, промывание носа проточной водой,
полоскание горла кипяченой водой,
ходьба босиком,
ароматерапия,
гимнастика для глаз,
дыхательная гимнастика,
гимнастика пробуждения,
физкультминутки на занятиях.
Обширное умывание служит не только оздоровлению детей, но и приучает к здоровому образу жизни с применением гигиенических процедур. Умывание можно сопровождать стихами:
Раз – обмоем кисть руки,
Два – с другою повтори.
Три – до локтя намочили,
Четыре – с другою повтори.
Пять – по шее провели,
Шесть– лицо своё обмоем,
Семь– с рук усталость смоем.
Восемь– воду отжимай,
Девять – сухо вытирай.
По окончании влажного обтирания  тело ребенка растирается сухим полотенцем до легкого покраснения.
   В начале обучения данной закаливающей процедуре детям помогают взрослые. Далее все этапы дети выполняют самостоятельно.
Промывание носа проточной водой и полоскание горла кипяченой водой.
Как известно, массаж - это мощный биологический стимулятор, воздействующий на функции кожи. Например самомассаж кистей рук является к тому же средством повышения иммунитета, поскольку на ладонях расположены нервные окончания. Если их деятельность активизируется, улучшается функциональное состояние внутренних органов. При этом в процессе самомассажа укрепляются мышцы, суставы и связки не только массируемой, но и массирующей кисти. Прямолинейное поглаживание тыльной и ладонной поверхностей кисти руки подушечками выпрямленных двух-пяти пальцев - это «лучи солнца».
Солнышко лучами
Гладит нас, ласкает.
Солнце, как и мама,
Лишь одно бывает.
Используя массажные мячики мы задействуем глубокие мышечные структуры. Закруглённые массажные шипы на поверхности мячика воздействуют на биологически-активные зоны кожи головы, туловища и конечностей.
Мячик-ежик мы возьмём     берём массажный мячик
Покатаем и потрём.        какаем между ладошек
Вверх подбросим и поймаем, можно просто поднять мячик вверх
И иголки посчитаем.           пальчиками одной руки нажимаем на шипи.
Сасосассаж головы.
Неболей-каЧтобы горло не болело, Поглаживание поочерёдно
Мы погладим его смело. ладонями сверху внизу.
Чтоб не кашлять, не чихать – Указательными пальчиками
Будем носик растирать. растираем носик снизу-вверх.
Лобик тоже разотрём,
Ладонь поставим козырьком. Ладонями по очереди растираем
лоб.
Вилку пальчиками сделай, Делаем «вилочку» из пальчиков
указательного и большого.
Ушко ты погладь умело. Разглаживаем ушки.
Знаем, знаем, да, да, да: Хлопаем в ладоши.
Нам простуда не страшна!
Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствует воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным вдохом, профилактике болезней дыхательных путей.
Правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное и мозговое кровообращение, препятствует разрастанию аденоидов, предохраняет от переохлаждения.
При занятиях необходимо соблюдать следующие требования:
 - выполнять упражнения каждый день по 3 – 6 мин, в зависимости от возраста детей;
 - проводить упражнения в хорошо проветриваемых помещениях или при открытой форточке;
 - заниматься до еды;
 - заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде;
 - вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать – через рот;
 - вдыхать легко и коротко, а выдыхать – длительно и экономно;
 - после выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2 – 3 сек.
«Задуй упрямую свечу» - в правой руке держать цветные полоски бумаги; левую ладонь положить на живот; вдохнуть ртом, надуть живот; затем длительно выдыхать, «гасить свечу».
«Каша» - вдыхать через нос, на выдохе произнести слово «пых». Повторить не менее 6 раз.
Утренняя гимнастика и гимнастика пробуждения в детском саду – это важные кирпичики в становлении фундамента здоровья детей, укрепить который можно только при систематическом проведении. Составляя комплексы упражнений для гимнастики после сна, мы включаем щадящие элементы и процедуры, не имеющие ограничений и противопоказаний. В комплекс упражнений добавляем дыхательные и звуковые элементы, пальчиковую гимнастику, упражнения для профилактики нарушений осанки и плоскостопия и т. д.
Продолжительность гимнастики пробуждения зависит от возраста детей, их индивидуальных особенностей.
Основные принципы проведения гимнастики пробуждения следующие:
Пока дети спят, педагог готовит условия для контрастного закаливания детей: готовит комнату, температура в ней снижается с помощью проветривания.
Пробуждение детей происходит под звуки плавной музыки, громкость которой медленно нарастает.
Гимнастика в постели направлена на постепенный переход детей ото сна к бодрствованию.
Главное правило исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение и, как следствие, головокружение.
Длительность гимнастики в постели около 3-4 минут.
Гимнастика для котят
Сон прошёл, и мы проснулись, Дети потягиваются,
Улыбнулись, потянулись, лёжа на спине.
Лапки друг о дружку трём Потирают одну руку о другую.
И в ладошки громко бьём. Хлопают.
А теперь поднимем ножки, Поочерёдно поднимают ноги.
Как у нашей мамы Кошки,
Левая и правая –
мы котята бравые.
На животик повернулись, Переворачиваются на живот.
Снова дружно потянулись.
Оторвали от подушки Поднимают, опускают голову.
Носик, голову и ушки,
На коленки резво встали – Двигают тазобедренными суставами вправо и влево.
«Хвостиками» помахали, Выгибают и прогибают спину
Выгнулись, прогнулись,
На бок повернулись, Поворачивают голову вправо
и влево.
Сели на кроватке, Сидя на кровати, свешивают
ноги, почёсывают пятки.
Почесали пятки,
Постучали об пол немножко, Стучат пятками об пол.
Набирайтесь силы, ножки!
Сил набрались наши ножки,
Поскакали по дорожке, Ходят по дорожке здоровья.
По дорожке не простой,
По неровной, по колючей,
По шершавой – вот какой!
Мы проснулись, мы готовы
Петь, играть и бегать снова.
Дружно нам сказать не лень:
«Здравствуй день, весёлый день!»
Дорожка здоровья в предназначена для разнообразного воздействия на детские стопы. Как известно, на них располагается огромное количество активных точек, стимуляция которых позволяет положительно влиять на прохождение разных процессов внутри организма, а также на работу органов и систем. Оздоровительные массажи этой части тела оптимизируют процессы кровообращения и внутренний обмен веществ, также такое воздействие помогает улучшить иммунитет и активизировать защитные силы организма, оно снимает и усталость, возникшую после физических либо умственных нагрузок, и способствует восстановлению работоспособности. Регулярное массажное воздействие на стопы помогает ежедневно и совершено без труда улучшать здоровье ребенка. И дорожка здоровья позволяет сделать этот процесс не только полезным, но и весьма увлекательным.
Гимнастика для глаз - это еще одна неотъемлемая часть здоровьесберегающих технологий. Гимнастика для глаз позволяет дать необходимый отдых глазам, предупредить нарушения, добиться улучшения зрения и даже укрепить здоровье в целом. Проводить занятия необходимо в раннем возрасте. Упражнения следует выполнять 2-3 раза за день по несколько минут. Комплекс гимнастики составляется с учетом возраста ребенка, проводится в игровой форме. Важно, чтобы дети сами понимали необходимость выполнения упражнений и с удовольствием занимались. Для этого необходимо проводить гимнастику в игровой форме. Например можно рисовать с помощью взгляда. Нужно очертить взглядом различные геометрические фигуры: круги, восьмерки, квадраты, треугольники. Также можно попробовать рассматривать автомобили и прохожих сначала левым, потом правым глазом, через отверстие на листе бумаги. Такие манипуляции помогают разнообразить движения глаз.