Выступление из опыта работы на тему «Словесные игры в детском саду»


«Словесные игры в детском саду»
Выступление из опыта работы на заседании консультационного пункта «Познавательно – речевое развитие в детском саду»
Воспитатели в своей деятельности используют разные игры. Но в основном в логопедической работе мы подбираем речевые, словесные игры и упражнения. В свою очередь такие игры тоже очень разнообразны и проводятся в разной форме.
Хочу отметить словесные игры, которые проходят в форме разминки. Их можно проводить в любое время, в любом месте. Взять как часть организованной деятельности, можно играть в режимных моментах, можно играть на прогулках. Такие игры проходят в темпе, на вопросы отвечают чётко и быстро. И кроме того, что такие игры решают основные речевые задачи (воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи, обогащение словарного запаса, развития связной речи), они формируют (тренируют) быстроту мыслительной реакции. Например, это такие игры, как «Скажи наоборот», «скажи по-другому», «Какое что бывает», «Придумай слово», Бывает, не бывает», «Да и нет не говорить, чёрный с белым не носить!», «Кому что нужно?» (на профессии), «Скажи одним словом или двумя» (на классификацию предметов, признаков, явлений) и т.д.
Такие игры может придумать сам воспитатель, но в помощь воспитателю есть много методической литературы и пособий. Например, очень много интересных словесных игр и упражнений в методических пособиях Резеды Камиловны Шаеховой. Есть замечательная книга по редакцией Ушаковой Оксаны Семёновны, которая называется «Придумай слово». В этой книге материал дан по возрастам, кроме авторских словесных игр упражнений много словесных народных игр. Так же большое количество методической литературы выпускает издательство – торговый дом «Корифей», серия «Детский сад». Методические пособия по развитию речи, занимательный материал по развитию речи представлены такими авторами как Ольга Игоревна Бочкарева, Татьяна Владимировна Иванова и др.



Предлагаю вашему вниманию несколько игр. Первая игра называется 1.«Скажи по-другому»
Цель: Подобрать к словосочетаниям слова, близкие по смыслу. Углублять представления о прямом и переносном значении слов.
Дождь идёт – льёт, моросит.
Весна идёт – наступает
Мальчик идёт – шагает
Чистый воздух – свежий воздух
Чистая вода – прозрачная вода
Чистая посуда – вымытая посуда
Свежие краски – не засохшие, яркие
Свежая голова – отдохнувшая
Свежая газета – новая, только что купленная
Свежий ветер – прохладный .
Глухой старик – тот кто ничего не слышит
Глухая ночь – тихая, безлюдная, тёмная
Глухой шум – отдалённый, приглушенный, неслышный
Самолёт сел – приземлился
Солнце село – зашло
Река бежит – течёт, струится
Мальчик бежит – мчится, несётся
Сильный дождь – ливень
Сильный ветер – ураган
Сильная жара – зной

2. «Что умеют делать звери?»
Цель: Составить словосочетания, подобрать соответствующие глаголы к существительным.
Дети превращаются в зверей.
Первый вариант игры: Воспитатель говорит название животного, а ребёнок перечисляет действия.
Ты белка – Я белка, прыгаю (с ветки на ветку), запасаю на зиму (орехи, грибы)
Ты медведь – Я медведь, вперевалочку хожу, мёд ищу, ульи ворошу.
Ты рыба – Я рыба, плаваю, мочу.
Второй вариант игры: Ребёнок сам выбирает животное и называет действие.
Я кошка, бегаю, прыгаю, играю, лакаю молоко, ем рыбу.
Я заяц, быстро скачу, люблю грызть морковку
Я собака, дом сторожу, лаю, на коврике сплю.
3. «Какое что бывает?»
Цель: Классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу. Сравнивать предметы. Подбирать как можно больше наименований подходящих под заданное определение.
Что бывает:
зелёным – огурец, крокодил, листья, ёлка, краска, военная машина, нитки.
широким – река, дорога, лента, улица.
новым – шуба, валенки, пальто, дом, игрушки, машина.
маленьким – котёнок, мышка, братишка, мальчик.
вкусным – чай, конфеты, пирожное, торт, варенье, шоколадка.
Пушистым – белка, пух, кошка, шарф, кофта, волосы, лиса.
Холодным – чай, снег, погода, лёд, руки, мороженое, сосулька.
Высоким – дом, башня, сапоги, потолок, человек, температура.
Круглым – помидор, солнце, мяч, апельсин, глаза.
Деревянным – ложка, стул, стол, мебель, дом.
Стеклянный- стакан, сувенир, ваза

4. «Найди нужное слово»
Цель: Подобрать слова, близкие по звучанию, т.е. рифму.
а) Предлагаю вашему вниманию стихотворение И. Токмаковой «Плим»
Я начну вы продолжите:

Ложка – это ложка. А я придумал слово,
Ложкой суп (едят) Смешное слово – плим.
Кошка – это кошка. Я повторяю снова
У кошки семь (котят) Плим, плим, плим.
Тряпка – это тряпка. Вот прыгает и скачет
Тропкой вытру (стол) Плим, плим, плим.
Шапка – это шапка. И ничего не значит
Оделся и (пошёл) Плим, плим, плим.

На примере этого стихотворения можно дать детям понять, что каждое слово имеет свое название, каждое слово что то обозначает.
б) Следующий отрывок из стихотворения Корнея Чуковского «Радость» с дополнительным заданием: придумать небылицы, нелепицы.

Рады, рады, рады светлые берёзы
И на них от радости вырастают (розы)
Рады, рады, рады тёмные осины
И на них от радости вырастают (апельсины)
То не дождь пошёл из облака и не град,
То посыпался из облака (виноград)

в) А сейчас помогите мне пожалуйста найти противоположные по смыслу слова в стихотворении американского поэта Джона Чиарди «Прощальная игра»
А вот прощальная игра
Нам книгу закрывать пора;
Мы все надеемся, что с ней
Ты стал немножечко умней,
Узнал ты много слов смешных
И много всяких всячин,
И если ты запомнил их,
Не зря твой день потрачен.
И нам с тобой пришел черед
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово высоко,
А ты ответишьнизко.
Скажу я слово далеко,
А ты ответишьблизко.
Скажу я слово потолок,
А ты ответишьпол.
Скажу я слово потерял,
И скажешь ты нашел.
Скажу тебе я слово трус,
Ответишь ты храбрец.
Теперь начало я скажу,-
Ну, отвечай...конец
.
И добавлю от себя: «Кто был активен молодец!»
Вы все сегодня молодцы, хорошо занимались. Спасибо за внимание.