Выступление на тему: Дети с СДВГ в детском саду. Из опыта работы.


\sВнимание! Надо сосредоточиться.
Внимание - способность сосредоточиться на объекте. Это значимо в организации всех познавательных процессов, для осуществления которых необходимы:
Выделение значимых раздражителей и игнорирование несущественных, побочных;
Сохранение информации до тех пор, пока не будет достигнута цель;
Регуляция и контроль протекания деятельности.
Принято выделять произвольное и непроизвольное внимание. Важными показателями являются переключаемость, распределение, объем и концентрированность внимания.
Основной структурой, обеспечивающей функцию внимания, является ретикулярная формация, расположенная в глубине мозга. Она имеет сетчатую структуру, позволяющую направлять и перенаправлять внимание с одного объекта на другой или охватывать вниманием несколько объектов.
Что-то не так с вниманием..
Нарушения внимания являются достаточно частыми и получили название синдрома дефицита внимания (СДВ). Одним из важных признаков СДВ, наряду с нарушениями внимания, является гипердинамия (гиперподвижность), импульсивность (частые переключения с одного объекта внимания на другой).
Такие дети небрежны, невнимательны, беспечны и легкомысленны. В детском саду они постоянно на что-то отвлекаются, не слушают сказки, ломают игрушки, носятся без цели. Такие дети неловки, не вписываются в дверные проемы, постоянно спотыкаются. Они как будто не слышат обращенную к ним речь. Такого ребенка трудно воспитывать, он становится непослушным, взрослому, как правило, даже не удается его чем-то увлечь. В результате проблемы расцветают пышным цветом, особенно в старшем дошкольном возрасте. А впереди еще кризис 7 лет.
И вот возбудимый и неловкий ребенок идет в школу. На занятиях он все время отвлекается, всем мешает. Его организм работает как пружина, которая постепенно сжимается в течение дня, а к вечеру с силой разжимается, и ребенок «разряжается» через агрессию или плач. Дома без взрослого, который сидит рядом и говорит: «Внимательнее, сосредоточься, проверь еще раз, что ты отвлекаешься…» – он самостоятельно работать не может.
Дети с СДВГ могут подвергать себя необоснованному риску, чтобы продемонстрировать окружающим свою смелость, капризы и причуды. В результате нередки несчастные случаи с отравлениями и травмами. Часто их относят в разряд «хулиганов».
«Хулиганы»
В действительности «хулиганы» – дети, в первую очередь, с нарушениями эмоционально-волевой сферы. Их причины могут быть самыми разными: от наследственного фона до отдаленных последствий различных заболеваний, а также вредных влияний на организм неблагоприятных условий жизни.
Девочки страдают этим расстройством в несколько раз меньше, чем мальчики. У таких детей сильно повышен женский гормон ЭСТРОГЕН, который вырабатывает правое полушарие. После кризиса 3х лет бразды правления должно брать на себя левое полушарие, а в данном случае – правое не уступает своей роли. Для девочек это более естественно, а вот для мальчиков создает большие сложности.
Обусловлен этот факт и еще более высокой уязвимостью мозга мужского плода к повреждающим воздействиям во время беременности и родов. У девочек мозг имеет большой резерв компенсаторных возможностей по сравнению с мальчиками. Характерные проявления генетического фактора прослеживаются в нескольких поколениях одной семьи, значительно чаще среди родственников мужского пола. Влияние биологических факторов играет существенную роль в младшем возрасте, затем возрастает роль социально-психологических факторов, особенно внутри семейных отношений.
ММД (Минимальная мозговая дисфункция)
Врачи-психоневрологи определяют подобные психические состояния детей как минимальную мозговую дисфункцию (ММД). Под это же определение попадают и дети с проблемами внимания и мышления.
ММД не является результатом гибели мозговых клеток, а вызывает изменения «режима» их деятельности – дисфункцию. При дисфункциях нервные клетки не умирают, и это делает возможным устранение дисфункции – приведение режима нервной деятельности в норму, а значит – налаживание функционирования мозга.
У таких детей все может наладиться. Вот один из многочисленных примеров. Эдиссона хотели исключить из школы. Его маме было послано письмо, где сообщили, что ее сын не способен обучаться наравне с другими детьми, и ее просят забрать его для обучения дома. Мама ученого открыла это письмо в присутствии 9-летнего сына и, не моргнув глазом, прочитала вслух: «Ваш сын настолько гениален, что ему не место в нашей школе. Советуем обучать его дома по индивидуальной программе». Вот так.
СДВГ с точки зрения нейропсихологии
Нейропсихология — наука, основным объектом изучения которой является мозговая организация психических процессов.
Нейропсихология детского возраста – изучение особенностей последствий мозговых поражений у детей и их терапии.
Цель нейропсихологии — понимание связи структуры и функционирования головного мозга с психическими процессами и поведением живых существ.
Мозговой механизм синдрома СДВГ представлен с этой точки зрения в нарушении проводящих путей между очагами произвольного внимания и корковых замещающих отделов (находятся в лобной доли мозга) и ретикулярной формацией (находится в глубинных отделах мозга).
Причины СДВГ
На современном этапе исследования СДВГ считают доминирующими три группы факторов развития синдрома:
•Генетические факторы.
•Повреждение центральной системы во время беременности и родов.
•Негативное действие внутри семейных отношений.
Одной из причин возникновения СДВГ кроется в наследственности. Ученые считают, что наследуется лишь предрасположенность к СДВГ, а разовьется из этого синдром гиперактивности и дефицита внимания – вопрос в первую очередь окружающих условий и воспитания.
По результатам исследования Н. Н. Заваденко, возникновение СДВГ из- за раннего повреждения центральной нервной системы в период беременности и родов встречается в 84% случаев, генетические причины – в 57% случаев, негативное действие внутри семейных факторов – в 63% случаев.
Причинами раннего повреждения центральной системы во время беременности и родов могут служить недостаточное питание, отравление свинцом, органические повреждения мозга, внутриматочные дефекты и другие. Многие дети с симптомами неспособности к обучению появились на свет при осложненных родах, а среди недоношенных детей эти симптомы обычны. А. В. Семенович называет 3–4-й месяцы внутриутробного развития «критической точкой развития», в которой функциональная организация мозга кардинально меняет свои динамические и статические характеристики. По результатам многочисленных исследований, одна из самых распространенных причин отклоняющегося психического развития – родовая травма шейных отделов позвоночника (О. И. Ефимов, А. Ю. Ратнер).
Что делать?
Наблюдение и лечение невролога (особенно на ранних этапах развития ребенка) : успокоительные сборы, ванны, восстановительное лечение, режим, курс массажа.
Консультация остеопата, лечение.
Занятия с психологом, знающим систему психокоррекционных мер, направленных на преодоление данного дефекта.
Занятия с нейропсихологом, логопедом, иногда с педагогом-дефектологом.
Воспитание ВОЛИ – способности преодолевать трудности, что тесно связано с разумом, сознанием человека. Произвольное управление своими действиями всегда сознательное и преднамеренное. Воспитывать надо с самого раннего детства- слово «потерпи» должны использовать и педагоги, и родители.
Правильное здоровое питание. Исключить различный фастфуд, копчености, солености, много сладкого и т.п.
Занятия спортом: каратэ, дзюдо, плавание…, где ребенок будет по-настоящему уставать до изнеможения. А с другой стороны - образцом поведения будет тренер.
Четкий режим дня ( даже в выходные дни и каникулы).
Играть в игры по правилам ( настольно-печатные, подвижные …), ; игры – шнуровки с логическими заданиями, игры с прищепками (из серии «Логика и моторика» ООО «Издательство «АЙРИС-пресс», 2015) .
Правильное воспитание: одинаковые требования со стороны педагогов и семьи, их взаимодействие.
Использовать массаж ног (лучше перед началом индивидуального занятия), тела (движения должны быть поочередными на разных сторонах позвоночника), точечный массаж.
Реципрокные движения («Ладошка» – «Кулачок», «Велосипед»…).
Занятия ритмикой.
Занятия по программам нейропсихологического сопровождения детей от 5 до 12 лет в различных центрах.
Уже создана такая программа и для детей 3-5 лет (пока еще мало известна в широких кругах).
Что включает в себя программа?
В нейропсихологии детского возраста разработан системный подход к коррекции и сопровождению психического развития ребенка (Семенович, Умрихин, Цыганок, 1992; Семенович, Архипов, 1995; Архипов, Гатина, Семенович, 1997; Семенович, Воробьева, Сафронова, Серова, 2001; Семенович, 2002, 2004, 2008), и предпочтение отдается телесно-ориентированным и двигательным методам.
Если ребенок не осваивает хоть один из важных этапов физического развития, будет пропущен и важный этап развития мозга. Например, многие дети, имеющие дислексию и дисграфию, пропустили стадию ползания.
В программе нейропсихологического сопровождения развития детей по методу замещающего онтогенеза (А.В.Семенович) в каждом занятии описаны четыре основных блока упражнений:
Дыхательные упражнения;
Глазодвигательные упражнения;
Растяжки;
Упражнения двигательного репертуара.
Дыхательные упражнения направлены на восстановление нормального дыхания в покое, а также в комплексе с различными движениями, что способствует усиленному снабжению кислородом всех органов и тканей организма, оптимизации тонуса мышц, снижению возбудимости, улучшению общего состояния ребенка.
В глазодвигательный комплекс включены упражнения на отслеживание предмета глазами на разных уровнях и по пяти основным направлениям: право, лево, верх, низ, к переносице (сведение глаз к центру) и от переносицы, а также по четырем вспомогательным (диагональным) направлениям. При отработке глазодвигательных упражнений для привлечения внимания ребенка рекомендуется использовать какие-либо яркие предметы: маленькие игрушки, ручку с ярким цветным кончиком и т.п.
Растяжки – система специальных упражнений на растягивание, основанных на естественном движении. При их выполнении в мышцах должно быть ощущение мягкого растяжения. Они стабилизируют мышечный тонус и повышают уровень психической активности.
В процессе выполнения упражнений двигательного репертуара происходит постепенное освоение пространства собственного тела и пространства вокруг себя («верх-низ», «впереди - позади», «право-лево»).
Из опыта работы
Использую в групповой работе некоторые упражнения из этой программы (В.С.Колганова, Е.В.Пивоварова и др. «Нейропсихологические занятия с детьми: В 2 ч. – М.: АЙРИС – пресс, 2015.) :
Дыхательные упражнения начинают занятие (лежа, сидя, стоя);
Глазодвигательные и упражнения двигательного репертуара включаю в режим физминутки (коллективно);
Растяжками можно закончить занятие;
Дополнительно – различные реципрокные движения, самомассаж («Мытье головы», «Обезьяна расчесывается»).
На индивидуальных занятиях использую также данные упражнения и добавляю: массаж тела, ног, головы; игры – шнуровки с логическими заданиями, игры с прищепками (из серии «Логика и моторика» ООО «Издательство «АЙРИС-пресс», 2015), работаю над эмоционально-волевой сферой. ритмами.
Провожу консультативную работу среди воспитателей и родителей (консультации, беседы, круглые столы, мастер-классы…)
Некоторые примеры упражнений из этой программы:
Дыхательные упражнения
«Вдох-выдох»
Упражнение выполняется только по команде взрослого «вдох – выдох». Во время команды взрослого «вдох» ребенок делает глубокий вдох через нос (рот закрыт), затем во время команды взрослого «выдох» ребенок делает выдох через широко открытый рот (шумно).
Выполнить 5 раз.
«Вдох – надуть живот, выдох – втянуть живот»
Упражнение выполняется аналогично предыдущему. На вдохе надуваем живот как шарик, на выдохе втягиваем живот.
Можно положить одну руку на грудь, другую на живот, чтобы почувствовать, когда живот поднимается, а когда опускается. Живот надувается плавно, одновременно со с вдохом. Живот втягивается плавно, одновременно с выдохом.
Выполнить 5 раз.
И другие упражнения….
Глазодвигательные упражнения
Нужно научить ребенка следить глазами за яркой точкой на конце ручки, не двигая при этом головой.
Взрослый берет ручку, располагая ее яркий конец напротив переносицы ребенка и плавно перемещает ручку над глазами ребенка вправо и обратно к середине; влево и обратно к середине; вверх и обратно к середине; вниз и обратно к середине; к переносице и от переносицы.
Глаза ребенка следят за яркой точкой на конце ручки, при этом голова не двигается. Необходимо на 1-2 секунды задерживать ручку в крайних положениях (право, лево, верх, низ, у переносицы), ребенок должен удерживать взгляд в этих крайних точках.
Упражнение выполняется последовательно на 3 уровнях:
Ручка находится на расстоянии вытянутой руки ребенка.
Ручка находится на расстоянии руки ребенка, согнутой в локте.
Ручка находится около переносицы ребенка.
И другие упражнения…
Растяжки
«Фараон -1»
По команде взрослого «раз» ребенок поднимает голову, не поднимая плеч. По команде взрослого «два» ребенок опускает голову на пол и расслабляется.
«Фараон -2»
По команде взрослого «раз» ребенок поднимает голову.
По команде взрослого «два» ребенок поворачивает голову направо, при этом он держит голову на весу и не опускает ее на пол.
По команде взрослого «три» ребенок поворачивает голову налево, при этом он держит голову на весу и не опускает ее на пол.
По команде взрослого «четыре» ребенок поворачивает голову прямо и кладет ее на пол.
Выполнить 3-5 раз. Упражнение выполняется по команде взрослого, нет спонтанных действий.
И другие упражнения…
Упражнения двигательного репертуара
«Короткое бревнышко»
И.п. Ребенок лежит на полу. Руки вытянуты вдоль туловища, пальцы прижаты друг к другу, ладони прижаты к бедрам. Ноги прямые.
Ребенок должен прокатиться от одной стены комнаты до противоположной и обратно. Когда ребенок катится вправо, прямая левая нога заходит на прямую правую ногу. Когда катится влево, прямая правая нога заходит на прямую левую ногу, руки не должны отрываться от тела.
Ползание на спине. Отталкивание двумя ногами одновременно.
И.п. Ребенок лежит на спине. Голову можно приподнять. Руки лежат на животе, не перекрещиваются, не двигаются. Ноги согнуты в коленях, стопы стоят на полу.
Ребенок ползет, отталкиваясь одновременно двумя ногами до полного разгибания ног.
Если у ребенка не получается ползти самостоятельно, взрослый помогает ему, придерживая ребенка за щиколотки и прижимая его стопы к полу.
В процессе ползания ребенок не использует руки; ползет прямо, а не в сторону.
И другие упражнения….
Итог
В результате использования данных нейропсихологических упражнений и других вышеназванных методов на занятиях с детьми – дошкольниками у последних улучшаются внимание и память, развиваются мышление и речь, усиливается контроль над своим поведением.
Желаю всем удачи в работе и гармонично развитых детей!!!
Литература:
Визель Т.Г. Ребенок и его развитие. – М.: В.Секачев, 2016.
Белаусова, Е. Д., Никанорова, М. Ю. Синдром дефицита внимания гиперактивности [Текст]/ Е. Д. Белаусова, М. Ю. Никанорова// Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2000. № 3. С. 33.
Колганова В.С., Пивоварова Е.В. и др. Нейропсихологические занятия с детьми: В 2ч. – М.: АЙРИС – пресс, 2015.