Интегрированное физкультурно-логопедическое занятие «На день рождения к Ромашке» в старшей группе

Коррекционно-образовательная деятельность в старшей группе МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №1 «Берёзка» с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей»



Интегрированное
физкультурно-логопедическое занятие
«На день рождения к Ромашке»
в старшей группе





Учитель – логопед
Рыженкова Н. В.



Обоянь 2014
Интегрированное
физкультурно-логопедическое занятие
«На день рождения к Ромашке»
в старшей группе
Провела: учитель-логопед Рыженкова Н.В.
Совместная работа учителя-логопеда и воспитателя, в частности, проведение интегрированных физкультурно-логопедических занятий побуждает детей к активной речевой деятельности, а физические упражнения помогают увеличить двигательную активность детей, одновременно развивая координацию движений, внимание, память, восприятие. В ходе занятия большое значения придается активизации слухового и зрительного анализатора. Дети учатся согласовывать слова с движением. Такие занятия способствуют ускорению развития речи. Задачи: Коррекционно-образовательные: Учить согласовывать речь с движениями; Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Фрукты»; Совершенствование грамматического строя речи (образование и использование в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: грушка, сливка); Совершенствование синтаксической стороны речи; Совершенствование двигательных умений и навыков в основных движениях; Формирование правильной осанки, умения осознанно выполнять движения; Закрепление умения составлять фигурки из треугольников по схеме. Коррекционно-развивающие: Развитие речевого слуха, зрительного и слухового внимания и восприятия; Развитие логического мышления и конструктивного праксиса, сообразительности, внимания, пространственного воображения, ориентировки на плоскости; Развитие общей и мелкой маторики; Развитие тактильных ощущений и памяти; Развитие внимания, быстроты реакции, чувства равновесия, координации движений Развитие выносливости, гибкости, ловкости. Воспитательные: Формирование навыков сотрудничества, ответственности, самостоятельности; Создавать эмоциональный положительный настрой при выполнении заданий и упражнений.
Здоровьесберегающие технологии: Приемы самомассажа, пальчиковый игротренинг, массаж ладоней шариками «Су-Джок», релаксация. Оформление зала: Портреты Незнайки и его друзей, рисунки цветов, бабочек, солнца, макеты деревьев с фруктами, домик. Оборудование: Шарики «Су-Джок» ( 10 штук ), обручи ( 10 штук ), ромашки ( 24 штуки ), конверты с набором геометрических фигур ( 10 штук ), схемы фигур из треугольников для игры-конструктора «Танграм» ( 10 штук ), объемные пластмассовые муляжи фруктов ( 10 штук ), корзина, поднос, разноцветные шары ( 10 штук ), магнитофон, аудиозапись на релаксацию, аудиозапись песни «Самая счастливая». Предварительная работа: Разучивание логоритмической гимнастики, пальчиковых игр; ознокомление детей с романом-сказкой «Приключения Незнайки и его друзей» Н.А. Носова; дидактические игры: «Скажи лаского», «Помоги Незнайке», «Что перепутал Незнайка», «Закончи предложение»; ознакомление с игрой-конструктором «Танграм», выполнение ритмических гимнастик с различными предметами, подвижные игры : «Веселый мячик», «Охотник и зайцы». Образовательные ресурсы: Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в детском саду. -М.: «Мозаика-Синтез», 2009. Кирилова Ю.А. Интегрированные физкультурно-речевые занятия для дошкольников.-М.: «Сфера», 2005. Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим.-М.: «Сфера», 2009. Рузина М.С Страна пальчиковых игр. Развивающие игры для детей и взрослых, - СПб: «Кристалл», 2000. Куликовская Т.А. Массаж лицевых мышц для малышей.-М.: «Книголюб», 2004. Ход занятия Организационный момент. Сообщение темы. Логопед: Здравствуйте, ребята. Встанем в круг. А теперь поделимся теплом друг с другом, протяните ладони соседям. У нас получилась цепочка дружбы. Улыбнемся, пожелаем друг другу удачи! Воспитатель:Ребята, мы с вами читали сказку «Приключение Незнайки и его друзей». В сказочной стране есть Цветочный город. В нем живут маленькие человечки. У них интересные имена: есть доктор Пилюлькин, художник Тюбик, очень умный мальчик Знайка, а еще в этом городе живет девочка Ромашка. Незнайка (заходит грустный): Ромашка пригласила всех жителей городка на свой день рождения. Все стараются, готовятся, а вот у меня ничего не получается! Если вы мне не поможете приготовить подарок, то я не попаду на праздник. Логопед: Мы поможем тебе, Незнайка. Но прежде нам надо размяться. Мы в Цветочном городе (звучит музыка). Посмотрите какие красивые здесь цветы, какое веселое и ласковое солнышко. Посмотрите на свою ладошку. Похожа она на солнышко с лучиками? Массаж пальцев рук и мимической мускулатуры лица. Упражнение «Солнышко проснулось»
Логопед

Выполняют дети

Ладошка-это солнышко,
Поглаживать левую ладонь пальцами правой руки.

А пальчики-лучи.
По очереди поглаживать пальцы.

Солнышко милое,
Поделись своей силою!
Поглаживать правую ладонь пальцами левой руки.

Просыпайтесь, лучики, Согревайтесь, рученьки.
Поочередно растирать пальцы от кончиков к основанию.

Пальцы-лучики проснулись, Наклонились, потянулись.
Сжимать пальцы в кулак и разжимать их.

Солнышко проснулось,
Сжимать пальцы в кулачки и разжимать их.

Лобика коснулось,
Проводить пальчиками обеих рук по лбу.

Лучиками провело И погладило и погладило.
Проводить пальчиками обеих рук от середины лба к верхней части ушей.

Солнышко проснулось,
Сжимать пальцы в кулачки и разжимать их.

К щечкам прикоснулось
Проводить пальчика обеих рук по щекам.

Лучиками провело И погладило и погладило.
Проводить пальцами обеих рук от носа к средней части ушей.

Солнце личико согрело. Потеплело, потеплело. Наши ручки покачнулись, Наши губки улыбнулись.
Поглаживающие движения от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.

Потянуться руками вверх, улыбнуться.

Пальчиковый игротреннинг «Утречко».
Утро настало, Солнышко встало.
Ладони скрещены, пальцы растопырены-«Солнышко с лучиками».

Эй, братец Федя, разбуди соседей!
Кулак правой руки сжат, большой палец совершает круговые движения.

Вставай, Большак! Вставай, Указка! Вставай Середка! Вставай Сиротка! И Крошка-Митрошка!
Большой и указательный пальцы правой руки по очереди щелкают по кончикам пальцев левой руки, начиная с большого.

Привет, Ладошка!
Щелчок в центр ладони.

Все потянулись И проснулись.
Руки поднимаются вверх, пальцы вытягиваются и быстро шевелятся.

Массаж пальцев рук. В солнечном городе растут не только цветы, но и деревья, как они называются? (Ели.) Отгадайте загадку, чтобы узнать кого мы встретим: под соснами под елками лежит мешок с иголками.(Ёжик.) «Ёжиковый массаж» (массажными шариками «Су-Джок»). Проводится после отгадывания загадки.

Логопед
Выполняют дети

Ёжик, спрячь свои иголки, Мы же дети, а не волки. Спрячь свои иголки ёж. Ты колючий, ну и что ж. Мы хотим тебя погладить, Мы хотим с тобой поладить.
Логопед проводит двумя шариками «Су-Джок» по ладоням детей.

Ёж иголки отряхнул, Ёж свернулся и заснул.
Логопед держит шарики, а дети гладят их-проводят с надавливанием по шарикам ладошками.

Воспитатель: Разминку провели, но этого не достаточно, надо провести еще небольшую тренировку. Ритмическая гимнастика «Выглянуло солнышко» Слова Ибреева К. , музыка Чичкова Ю. «Самая счастливая» (Дети сидят врассыпную, в руках ромашки. На вступление поднимаются.)
Выглянуло солнышко, Блещет на лугу. Я на встречу солнышку по траве бегу.
Покачивание вверху двумя руками вправо-влево.

И ромашки белые рву я на лету. Я веночек сделаю, солнышко вплету.
Перекрестные наклоны.

Повтор.
Кружение. Легкая пружинка с поворотами.

День искрится радостью, В даль меня манит. Надо мною радуга весело звенит.
Поочередное поднимание рук вверх с выставление ноги на носок.

У реки под ивою слышу соловья.
Наклоны с разведением рук.

Самая счастливая в это утро я.
Динамичные движения кистями рук над головой.

Повтор.
Прыжки и легкая пружинка с поворотами.

Собрала в ладони я чистую росу, Радугу и солнышко я в руках несу.
Приседание с разведением рук в стороны.

И дразню я песенкой ветер озорной, И танцуют весело все друзья со мной.
Поворот с отведением руки в сторону поочередно.

Повтор.
Бег вперед и назад, легкая пружинка с поворотом.

Игра «Фрукты для Незнайки». Логопед: Ребята, помните как жители Солнечного города любили фрукты? Давайте угостим Незнайку фруктами. А сначала поиграем. Вы должны опустить руку в мешочек, на ощупь определить что это за фрукт, назвать его, затем назвать его ласково. (Дети по очереди называют ласково фрукты, составляют предложения по образцу:«Я угощу Незнайку яблочком» и кладут фрукт в корзину.) Какие хорошие, вкусные фрукты вы подарили Незнайке. Как их много! Подвижная игра «Зайцы и огородник». Дети сидят в обручах, водящий ребенок – «огородник» - находится в центре «заячьего» круга. Огородник: Зайцы вы куда пропали? Зайцы: Мы в капусте отдыхали! Огородник: А лисички не поели? Зайцы: Только носиком задели! Огородник: Вас бы надо наказать! Зайцы: Ну попробуй нас догнать! После этих слов «огородник» пытается поймать зайцев. Незнайка: Ребята, давайте перейдем к самому главному, я не знаю, что подарить Ромашке. Логопед: Давайте поможет Незнайке! Сделаем игрушки, из конструктора «Танграм», и пусть он их подарит. Я вам раздам образцы-схемы, а вы по ним выложите из треугольников игрушки на белый лист картона. Использовать надо все треугольники для одной игрушки, прикладывая друг к другу. (В конце задания каждый ребенок называет, какая игрушка у него получилась.) Незнайка: Какие вы молодцы. Спасибо вам, за подарки. Ромашке они обязательно понравятся! А вам от меня в подарок шарик.

Подведение итогов. Воспитатель: Незнайка нам оставил шарик, давайте с ним поиграем. Игра малой подвижности «Веселый шарик». Дети стоят по кругу, в соответствии с текстом передают шарик от одного к другому в произвольном направлении. На ком закончится стихотворение, тот из детей отвечает на вопросы ведущего: Ты беги, веселый шарик, Быстро-быстро по рукам. У кого веселый шарик, Тот расскажет что-то нам (Тебе понравилось занятие? Что именно понравилось ? Что запомнилось больше всего? Почему?...) «Подарок от Незнайки»
Незнайка: Ребята, эти разноцветные воздушные шарики передала вам Ромашка. Ей очень понравились ваши подарки, получаете шарик и называете его цвет. (Каждому ребенку Незнайка дарит воздушный шарик, ребенок называет его цвет. Воздушные шарики подбираются различных оттенков.)


15