конспект Экскурсия в музей Зима, мир живой природы интегрированное занятие в старшей группе







Интегрированное занятие
в старшей группе
на тему:
«Экскурсия в музей
«Зима, мир живой природы »»











Выполнила: воспитатель высшей квал. категории:
Батяева Т,Ю.

Цель: Воспитание нравственного отношения детей к природному миру, расширение знаний дошкольников о живой природе в зимнее время путем активизации речи и использования средств музейной педагогики.
Задачи:
Закрепить у детей знания признаков зимних явлений природы и жизни лесных животных, птиц, рыб нашего края в условиях зимы;
Воспитывать желание помогать живой природе;
Обогатить словарный запас дошкольников с помощью прилагательных, характеризующих признаки зимы;
Учить составлять рассказ полными предложениями, используя опорные карточки;
Развивать логическое мышление, умение разгадывать загадки;
Развивать графомоторные и оптико-моторные функции (применение штриховки, кинезиологических упражнений);
Продолжать учить детей делать кормушки для птиц, используя природные материалы, развивать фантазию.
Подготовительный период: Создать в разных частях группы 3 экспозиции: 1- ая – «Животные сибирского леса», 2 – ая – «Обитатели подледного мира», 3 – тья – «Зимующие птицы» (использовать экспонаты мини – музеев ДОУ).
Материалы: карточки – напоминалочки, зимние пейзажи, три картонных домика, панно с изображением замерзшей реки с прорезями, фигурки, фотографии, картинки с изображением диких животных Сибири, зимующих птиц и подводных обитателей, заготовки кормушек, ножницы, клей, веревки, корм для птиц, карандаши, угощение для детей.







Ход занятия:

Оргмомент: Дети входят под музыку Вивальди «Времена года. Зима»
Беседа по теме:
В: Вот мы с вами и в музее. Сегодня я буду вашим экскурсоводом а вы - посетителями музея. В нашем музее есть хозяйка, но ее никто никогда не видел, и не знает как она выглядит.
Кто, угадайте-ка?
Седая хозяйка!
Тряхнет перинки,
Летят над миром пушинки? ( Зима)
.
В: Ребята, что вы можете рассказать о зиме, какая она?
Д: Ответы.
В: Но Хозяйка – Зима, не такая уж простая, а славится она своими загадками, сюрпризами и заданиями
Составление описательного рассказа «Зима»
Воспитатель открывает мольберт. На нем, на магнитах висят карточки с изображением снежинок; блеклого солнца; заснеженных деревьев; наряженной елки; с изображением дома с дымом из трубы; белого зайца; медведя, спящего в берлоге; зимних забав.
В: Ребята, вот и сюрприз который Хозяюшка – Зима приготовила нам, оставив карточки - напоминалочки, давайте мы с вами их расшифруем и попробуем узнать, что же она нам хотела рассказать о себе!
Каждый ребенок берет карточку и составляет небольшой рассказ.
В: А, вот теперь понятно, что собой представляет наша Хозяйка – Зима.
Воспитатель вывешивает несколько зимних пейзажей, где изображены элементы, присутствующие на карточках.




В: Дети зимы не боятся - забавляются, играют. Поиграем!
Физкультминутка
Как интересно нам зимой! (показывают большим пальцем вверх)
На санках едем мы гурьбой, (имитируют катание на санках)
Потом в снежки мы поиграем, (имитируют лепку и бросание снежков)
Все дружно лыжи одеваем, («одевают» лыжи, «берут» палки, «едут»)
Потом все встали на коньки, (изображают катание на коньках)
Зимой веселые деньки! (показывают большим пальцем вверх)

В: Да, ребята, не страшны вам зимние морозы! А давайте вспомним, как живется птицам, животным, рыбам в холодное зимнее время? И об этом мы с вами поговорим в нашем музее. Пройдем к первой экспозиции.
1 - ая экспозиция «Животные зимнего леса» (на столе расставлены не только экспонаты в виде фигурок животных, но и фотографии, картинки с их изображением, а так же стоят три картонных домика).
В: Какие животные живут в лесу?
Д: Ответы детей.
В: А, хозяюшка, опять приготовила для нас задание: нам нужно отгадать загадки, а отгадки, в виде фотографии животных разместить в домиках: в 1-ом - животные, которые меняют окрас зимой; во 2-ом - животные, которые зимой впадают в спячку; в 3-тьем - животные, которые зимой ищут корм в природе, не впадают в спячку.
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе,
Орешки я грызу. (белка)
***
Трав копытами касаясь  Ходит по лесу красавец,  Ходит смело и легко,  Рога раскинув широко.  (олень)

Хозяин лесной,
просыпается весной,  А зимой, под вьюжный вой,  Спит в избушке снеговой.  (медведь)
***
Живет она в глухих лесах,  На ушках – кисти, при усах.  Большая кошечка, однако,  Размером, прямо, как собака.  Такой уже не скажешь: «Брысь!».
 А это значит: кошка - (рысь)
***
 Серый, страшный и зубастый  Произвел переполох.  Все зверята разбежались.  Напугал зверят тех...  ( волк)
***
Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки. На меня они глядят, Молока они хотят. ( еж)
***
Хитрая плутовка, рыжая головка, Хвост пушистый - краса! А зовут ее... (лиса)
***
Над шапками кустарника дерево плывёт. На чьей же голове оно уютно так растёт? Откроет нам поляна лесного великана. (лось)


У косого нет берлоги, Не нужна ему нора. От врагов спасают ноги, А от голода кора. (заяц)
***
Дикий зверь тропой бежит,
То как хрюкнет, завизжит.
С ним детишек караван,
Этот зверь лесной – (кабан)
***
Роет норы он умело
Знает, любит это дело.
Потому кроту и друг,
А зовут его (барсук)
В: Зима трудное время в жизни животных, поэтому человек подкармливает их. Как называют людей, которые помогают лесным животным?
Д: Лесники
В: Расскажите, как помогает животным лесник?
Д: Ответы детей.
В: Следующая экспозиция - «Обитатели подледного мира». Ребята, как вы понимаете слово «подледный» мир?
Д: Подо льдом, в воде.
2-ая экспозиция «Обитатели подледного мира». (на столе расставлены не только экспонаты в виде фигурок рыб, но и фотографии, картинки с подледными жителями, а так же панно с изображением замерзшей реки на котором сделаны прорези).
В: Посмотрите, что изображено на картине?
Д: Замерзшая река.
В: Что происходит с рекой зимой?
Д: Покрывается толстым слоем льда.
В: Кто живет в реке?
Д: Рыбы, раки, лягушки.
В: А зимой подо льдом что происходит с ними?
Д: Ответы детей.
В: В глубокой тине на речном дне спят рыбы. В самых глубоких местах лежит в ямке сом. Широкие плоские лещи лежат рядками без малейшего движения. Сазаны находят мягкую ямку и спят в ней. Веселый проворный окунь любит ямки, камни, упавшие на дно реки деревья, они засыпают в таких местах на всю зиму.
В: Ребята, а какая рыба не спит подо льдом?
Д: Щука.
В: Что вы можете рассказать о щуке?
Д: Зубастой щуке спится плохо. Узкая, с хищными глазами и огромной пастью, щука глотает сонную рыбу (ответы детей с опорой на фотографию щуки).
В: Давайте покажем, как щука плывет и заглатывает сонную рыбу (кинезиологическое упражнение двумя руками).
В: Ребята, рыбы как и люди дышат воздухом. Под толстым слоем льда воздуха становится меньше, поэтому рыбы, как и лесные животные, тоже нуждаются в помощи людей. Кто из вас знает, как люди помогают рыбам зимой?
Д: Ответы детей.
В: Чтобы помочь рыбам зимой, во льду делают лунки. А чтобы вода быстро не замерзала, в нее кладут пучки соломы и присыпают снегом.
В: Но посмотрите на нашу реку, в ней совсем нет никаких жителей, это наверное опять проказы нашей Хозяюшки – Зимы. А давайте мы с вами поместим в нашу реку всех ее обитателей, там где они должны находиться в зимнее время года.
Д: вставляют фотографии рыб в прорези на панно.
3-тья экспозиция «Зимующие птицы». (на столе расставлены экспонаты в виде фигурок птиц, но и фотографии, картинки с зимующими птицами).
В: Как называют птиц, которые остаются у нас зимовать?
Д: Зимующие.
В: Назовите птиц, зимующих на наших улицах.
Д: Ответы детей.
В: А в лесу какие птицы зимуют?
Д: дятел, сова, глухарь, клест.
В: Ребята, легко птицам зимой находить себе пищу?
Д: Ответы детей.
В: Ребята, как мы можем помочь птицам перенести трудное зимнее время?
Д: Сделать кормушку, повесить на дереве, приносить туда корм, подвесить у форточки кусочек сала для синиц.
В: Посмотрите в окно, на ветках деревьев нет ни одной кормушки для птиц, а давайте мы с вами, сейчас, сделаем кормушки и развешаем их на нашем участке в столовой для птиц! Это последнее задание, которое нам приготовила Хозяюшка – Зима!
Воспитатель подводит детей к столам, на которых расположены картонные заготовки кормушек, которые детям предстоит вырезать и склеить.
В: У нас будут необычные кормушки – обратите внимание, на их обратной стороне есть какое-то задание (дети догадываются, что это штриховка). Сядьте ровно, правильно возьмите в руки карандаш и аккуратно выполните штриховку, вырежьте ее и склейте, а затем наполните свою кормушку зернышками, семечками и пшеном.
Изготовление кормушек происходит под музыку Вивальди «Времена года. Зима».
Итог:
В: Где мы побывали сегодня?
Д: В музее
В: Какие экспозиции мы посетили?
Д: Ответы детей.
В: Что нового вы узнали в музее?
Д: Ответы детей.
Сюрпризный момент: Вы многое узнали, все задания, которые задала вам Хозяюшка – Зима, выполнили правильно, и поэтому она приготовила для вас угощение!
Воспитатель выносит лукошко с угощеньем.
15