«Использование программы, форм и методов реализации воспитательно-образовательного, коррекционно-развивающего процесса в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних»


Статья
«Использование программы, форм и методов реализации воспитательно-образовательного, коррекционно-развивающего процесса в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних»
В ГКУ СО КК «Усть-Лабинский СРЦН» я работаю с 2005г. в должности воспитателя. Имею стаж педагогической работы 20 лет. Исходя из анализа за годы своей воспитательной и коррекционной работы с воспитанниками, было отмечено, что остро стоит проблема духовного оскудения, проявляющаяся у несовершеннолетних, воспитывающихся в неблагополучных семьях, в которых сложилась трудная жизненная ситуация или социально опасное положение. Негативные последствия формирования личности, порожденные неблагоприятной обстановкой в семьях, где воспитанию и содержанию ребенка уделяется недостаточно внимания. В представлении многих детей не сформирован образ воспитанного человека. Виной тому отсутствие внимания, аморальный образ жизни родителей, неуважение законов, бескультурье, употребление в кругу семьи ненормативной лексики, ограниченный запас знаний об окружающем у ребят. В таких семьях дети имеют мизерное представление о нормах поведения в обществе, не владеют правилами речевого этикета. Социально неблагополучная обстановка проживания, не соответствующий возрасту запас знаний влияют на снижение мотивации поведения ребенка, порождают в душе внутренний дискомфорт, приводят к занижению уровня самооценки и нарушению психо-эмоционального состояния. Нередко такие дети для самоутверждения избирают асоциальные формы поведения. Все это побудило меня сконцентрировать внимание на социальной реабилитации детей посредством привития навыков культуры общения и поведения, формирования правового сознания.
Состав разновозрастной группы детей в течение года постоянно меняется. Поэтому в планы своей воспитательной и социально-реабилитационной  работы приходится вносить изменения, варьировать в соответствии с возрастными особенностями, уровнем индивидуального развития воспитанников.
Опыт, накопленный в период работы в учреждении и в процессе обмена с другими социально-реабилитационными центрами и приютами, изучение передовых технологий, методов и форм в процессе самообразования явились основой для создания авторской подпрограммы «Человек среди людей», разработанной в 2012 г. В основу программы легли 4 блоков «Доброе слово, что ясный день», «Невежа и бога гневит», «Друга нет - ищи, а нашел - береги», «Не преступив закон». В течение 2013 г. велась работа по апробации программы, доработке блоков. В рамках подпрограммы мероприятия подобраны так, что каждый режимный момент, каждый вид деятельности направлен на решение задач по привитию этикета, формированию правовой культуры.
Программа помогает решить комплекс образовательных задач, связанных с воспитанием нравственных норм поведения, умения строить свои взаимоотношения с детьми и взрослыми, уважительного отношения к ним, достойного выхода из конфликтных ситуаций, а также уверенности в себе, умение адекватно оценивать свои возможности.
Содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.
Решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой социально-реабилитационной работы. Эти цели воплощаются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, элементарно-трудовой.
Реализация программы осуществляется через практические и тематические занятия, часы общения, познания, информационные часы, диспуты, тренинги, встречи, этические беседы, этюды, игра-инсценировки, досуговые мероприятия, праздники, экскурсии, творческие мастерские, театрализацию, выпуск стенгазет, конкурсы и выставки плакатов, рисунков, наблюдение, упражнения, акции, собрание воспитанников.Мероприятия, подобранные в рамках подпрограммы, позволяют распланировать день так, чтобы каждый индивидуальный или групповой вид деятельности, каждый режимный момент способствовали решению задач по привитию навыков культуры общения и поведения, обогащать знания детей о дружбе, способах установления и поддержания дружеских взаимоотношений, формированию правового сознания.
При пробуждении детей использую стихи о словах приветствия («Здравствуйте! – Ты скажешь человеку…», «Добрый день! - тебе сказали…») поговорки, разыгрывание ситуаций, метод примера, которые способствуют позитивному настрою детей. Применение данных приемов в работе позволяет решать проблему нежелания некоторых детей подниматься по утрам.
При поведении трудового десанта, санитарно-гигиенических мероприятий наиболее эффективными являются методы упражнения, приучения, проводимые в игровой форме, поручения. Данные методы способствуют выработке умения обращаться с просьбой, благодарностью, устанавливать доброжелательные отношения между воспитанниками. Благодаря систематическому использованию игровых форм, созданию непринужденной обстановке, улучшается микроклимат в группе.
Перед приемом пищи провожу «Минутки этикета», где рассказываю детям о правилах поведения в столовой, пользовании столовыми приборами. Дежурство в столовой помогает детям освоить правила сервировки стола.
Знания о нормах общения и поведения, о своих правах и обязанностях дети получают во время занятий («Речевой этикет», «Зачем нужны правила!», «Поговорим о застольных манерах», «Этикет в кинотеатре и музее», «Искусство дарить подарки», «Поговорим о дружбе, о друзьях», «Права, обязанности и ответственность ребенка»…), встреч с инспекторами ОПДН. Наблюдения за общением сотрудников учреждения, за общением сверстников, поведением людей на улице способствует обогащению представлений детей как об образцах поведения и общения, так и ошибочных действиях, которые, в своей практике, они затем стремятся искоренить.
Закрепить и проверить на практике освоение этических и правовых знаний и умений помогают экскурсии («Экскурсия в храм», «Александровская крепость», «Памятник Муси Пинкензона», «Городской парк», «Музей имени Дончакова»…), игровые практикумы «Путешествие в страну добрых дел», «Салон хороших манер», «Наша группа – единый коллектив», викторины и конкурсы «Мистер пантомима», «Шкатулка мудрости», «Конституция - основной закон государства», дидактические игры «Хорошо – плохо», «Клубочек», «Волшебные слова», «Назови друга».
С целью обучения детей проведению досуга, приобщению к коллективной деятельности, обеспечению их потребности в общении организую праздники «Морское путешествие», «Путешествие в сказку», «День смеха», «Самый светлый день».
Тесное сотрудничество со специалистами учреждения, представителями государственных и общественных организаций способствует повышению эффективности социальной реабилитации. Посещение МБУК «Городская детская библиотека», МБУК «Кинотеатр «Знамя», МБУК «Городской историко-краеведчиский музей», МБУК «Городской дом культуры» дало возможность не только реализовать познавательную активность, но и побудило интерес к освоению правил поведения в общественных местах.
Проецирование своего будущего, полученные знания ребята реализуют в творческой деятельности: конкурс рисунков «Мой друг», «Я в будущем», фотоколлаж «Этикет», творческие мастерские «Дерево дружбы», «Подарок другу», «Мои права», творческий проект «Дом вежливости».Мною подготовлен практический материал для воспитателей центра по ознакомлению детей с устным народным творчеством, художественными произведениями на этическую тематику, по организации и проведению игр: сюжетных, подвижных, составлен список мультфильмов, просмотр которых способствует обогащению знаний о правилах поведения и представлений детей о моральных нормах.
Результаты планомерной работы показали, что несовершеннолетние стремятся использовать полученные знания и умения в жизненных ситуациях. Разнообразные мероприятия, проводимые по подпрограмме «Человек среди людей», способствовали тому, что у 82% воспитанников обогатили представления о культуре общения и поведения; 85% - уточнили знания о своих правах, обязанностях и ответственности за совершенные поступки; 90% - стали активно принимать участие в разных видах коллективной деятельности, проявлять дружелюбие.
Накопленный опыт работы стремлюсь внедрить в деятельность сотрудников центра. Провожу методическое обучение педагогических сотрудников, участвую в семинарах, круглых столах по вопросам привития культуры общения и поведения, формирования правового сознания.
Систематическая работа в воспитательно-образовательном, коррекционно-развивающем процессе, с использованием выше указанной программы дает положительные результаты.