Рабочая программа внеурочная деятельность психомоторика 1 класс ОВЗ 2016-2017 учебный год

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Курская область Медвенский район
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Вышне-Дубовецкая основная общеобразовательная школа»
307053, Курская область, Медвенский район, с.В.Дубовец.
Тел.8(47146)4-44-36, адрес электронной почты dubovecshkola@yandex.ru





Педсовет Введено в действие
приказом от 30.08. 2016 г. №
Протокол от 30.08.2016 г . № 1 Директор Е.П.Левшина







Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
1 класс
Руководитель: Переяслова Н.И.












Вышний Дубовец 2016

Настоящая программа разработана и составлена на основании авторской программы курса коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений, авт.: Э.Я Удалова, Л.А Метиева – Коррекционная педагогика, 2013г
Настоящая программа составлена в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 4 года обучения: для 1 класса – 33 часа;

Раздел 1. Планируемые результаты
В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов обучающиеся
должны научиться:
ориентироваться на сенсорные эталоны;
узнавать предметы по заданным признакам;
сравнивать предметы по внешним признакам;
классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;
составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;
практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;
давать полное описание объектов и явлений;
различать противоположно направленные действия и явления;
видеть временные рамки своей деятельности;
определять последовательность событий;
ориентироваться в пространстве;
целенаправленно выполнять действия по инструкции;
самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
опосредовать свою деятельность речью.

В начале и в конце учебного года проводится обследование уровня сформированности моторных и сенсорных процессов обучающихся (диагностические задания Н.И.Озерецкого, М.О.Гуревича).

Раздел 2. Содержание курса
Развитие психомоторики и сенсорных процессов.
1 класс
Введение
Раздел 1. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков
Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (броски в цель, ходьба по «дорожке следов»). Согласованность действий и движений разных частей тела (повороты и броски, наклоны и повороты). Развитие и координация движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Специальные упражнения для удержания письменных принадлежностей. Развитие координации движения руки и глаза (нанизывание бус, завязывание узелков, бантиков). Обводка, штриховка по трафарету. Аппликация. Сгибание бумаги.
Раздел 2. Тактильно-двигательное восприятие .
Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов, их величины. Работа с пластилином (раскатывание). Игры с крупной мозаикой.
Раздел 3. Кинестетическое и кинетическое развитие.
Формирование ощущений от различных поз и движений тела, верхних и нижних конечностей, головы. Выполнение упражнений по заданию педагога, обозначение словом положения различных частей тела. Выразительность движений (имитация повадок зверей, игра на различных музыкальных инструментах).
Раздел 4. Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов.
Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) на эмпирическом уровне в процессе выполнения упражнений. Выделения признаков формы; называние основных геометрических фигур. Классификация предметов и их изображений по форме, по показу. Работа с геометрическим конструктором. Сопоставление двух предметов контрастных величин по высоте, длине, ширине, толщине; обозначение словом. Различение их выделения основных цветов (красный, жёлтый, зелёный, синий, чёрный, белый). Конструирование фигур и предметов из составляющих частей (2-3 детали). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (2-3 детали).
Раздел 5. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.
Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей, по инструкции педагога). Дифференцированное зрительное восприятие двух предметов: нахождение отличительных и общих признаков. Определение изменений в предъявленном ряду. Нахождение «лишней» игрушки, картинки. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.
Раздел 6. Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений).
Контрастные температурные ощущения (холодный – горячий). Различение на вкус (кислый, сладкий, горький, солёный). Обозначение словом собственных ощущений. Запах приятный и неприятный. Различение и сравнение разных предметов по признаку веса (тяжёлый – лёгкий).
Раздел 7. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти.
Различение звуков окружающей среды (стук, стон, звон, гудение, жужжание) и музыкальных звуков. Различение речевых и неречевых звуков. Подражание неречевым и речевым звукам.
Раздел 8. Восприятие пространства.
Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой/левой руки; правой/левой ноги; правой/левой части тела. Определения расположения предметов в пространстве (справа – слева, вверху – внизу и др.). Движения в заданном направлении в пространстве (вперёд, назад). Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Ориентировка в линейном ряду (порядок следования). Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая, левая сторана).
Раздел 9. Восприятие времени.
Сутки. Части суток. Работа с графической моделью «Сутки». Обозначение в речи временных представлений. Последовательность событий (смена времени суток). Вчера, сегодня, завтра. Дни недели.
Учащиеся должны уметь:
целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;
правильно пользоваться письменными принадлежностями;
анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков: форма, величина, цвет;
различать основные цвета;
классифицировать геометрические фигуры;
составлять предмет из частей;
определять на ощупь величину предмета;
зрительно определять отличительные и общие признаки двух предметов;
различать речевые и неречевые звуки;
ориентироваться на плоскости листа бумаги и на собственном теле;
выделять части суток и определять порядок дней недели.









Учебно-тематический план
1 класс


п/п

Название раздела, темы

Всего
часов


Введение.
1



Развитие крупной и мелкой моторики; графомоторных навыков.
6



Тактильно-двигательное восприятие.
3



Кинестетическое и кинетическое развитие.
2



Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов.
9



Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.
2



Восприятие особых свойств предметов.
1



Развитие слухового восприятия и слуховой памяти.
3



Восприятие пространства.
3



Восприятие времени.
3



Всего 33
















1 класс

Название раздела, тематика занятий
Коли-чест-во часов
Форма проведения
Информационное обеспечение
Дата проведения






По плану
Фактически

1-3
Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий
3
Групповое и индивидуальное обследование
Диагностический
пакет
методик
3.09
6.09
8.09


Развитие моторики, графомоторных навыков (14 часов)

4
Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (повороты, перестроения)
1
Занятие-игра
в зале
Мячи
скакалки
стрелки-символы
10.09


5
Формирование чувства равновесия («дорожка следов»)
1
Занятие-путешествие

«Дорожка следов»
полоса препятствий
13.09


6-7
Развитие согласованности действий и движений разных частей тела (повороты с движениями рук, ходьба с изменением направления и т. д.)
2
Занятие-
игра
Мячи
скакалки
стрелки-символы
17.09
20.09


8-9
Развитие мелкой моторики пальцев рук. Пальчиковая гимнастика
2
Занятие-
практикум


24.09
27.09


10-11
Развитие навыков владения письменными принадлежностями (карандашом, ручкой)
2
Традиционное
Т.Томилина «Зарядка для пальчиков».-М.:Просвещение 2007г
1.10
4.10


12-13
Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему) и штриховка
2
Традиционное
Внутренние и внешние трафареты
8.10
11.10


14
Развитие координации движений руки и глаза (завязывание шнурков, нанизывание бусин)
1
Занятие-
игра
Игры со шнурками;
пособие «Гусеница»
15.10




15
Работа в технике рваной аппликации
1
Практическая работа
Мат-алы для аппликации
18.10



16
Сгибание бумаги. Вырезание ножницами прямых полос
1
Занятие-
игра
Бумага
ножницы
22.10


Тактильно-двигательное восприятие 4

17
Определение на ощупь величины предмета (большой маленький самый маленький)
1
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Набор разнообразных предметов
25.10


18
Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов
1
Практическая работа
Набор разнообразных предметов
29.10


19
Упражнения в раскатывании пластилина.
1
Лепка «Угощение»
Пластилин
1.11


20
Игры с крупной мозаикой
1
Занятие-игра
Наборы мозаики
5.11


Кинестетическое и кинетическое развитие 4

21
Формирование ощущений от различных поз тела, вербализация собственных ощущений.
1
Дидактическая игра «Море волнуется»

15.11


22
Движения и позы верхних и нижних конечностей.
1
Занятие-игра
в зале
сенсорная тропа для ног, пособие «акробаты»,
19.11


23
Движения и позы головы по показу, вербализация собственных ощущений
1
Занятие-игра
в зале
сенсорная тропа для ног, пособие «акробаты»,
22.11


Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов 18

24
Выразительность движений. Имитация движений (оркестр, повадки зверей)
1
Дидактическая игра «Школьный оркестр»
Детские музыкальные инструменты
26.11


27-28
Выделение формы предмета, обозначение формы предмета словом
2
Традиционное
Предметные картинки
29.11
3.12


29
Группировка предметов и их изображений по форме (по показу: круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные)
1
Традиционное
Предметы разнообразные по форме
6.12


30
Подбор предметов одинаковых по форме.
1
Дидактическая игра «К каждой фигуре подбери предметы, похожие по форме»
Предметы разнообразные по форме
10.12


31
Работа с геометрическим конструктором (по показу)
1
Работа с геометрическим конструктором
крупный напольный «Лего»
13.12


32
Подбор предметов различных по форме.
1
Дидактическая игра «Какой фигуры не стало» (34 предмета)
Предметы разнообразные по форме
17.12


33
Различение предметов по величине (большой маленький)
1
Традиционное
Предметы разнообразные по
величине
.2012


34
Сравнение двух предметов по высоте и длине
1
Традиционное
Предметы разнообразные по
длине



35
Сравнение двух предметов по ширине и толщине
1
Традиционное
Предметы разнообразные по
толщине
24.12


36
Моделирование геометрических фигур из составляющих частей по образцу
1
Работа с геометрическим конструктором
Геометрический конструктор
27.12


37
Знакомство с основными цветами (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый)
1
Традиционное
4
табл. «Цвет вокруг нас»
10.01


38
Различение и обозначение основных цветов.
1
Дидактическая игра «Назови цвет предмета»
табл. «Цвет вокруг нас»
14.01


39
Различение и обозначение основных цветов.
1
Дидактическая игра «Угадай, какого цвета»
табл. «Цвет вокруг нас»
17.01


40-41
Конструирование объемных предметов из составных частей (23 детали)
2
Работа с геометрическим конструктором
Геометрический конструктор
21.01
24.01


42
Составление целого из частей (23 детали) на разрезном наглядном материале
1
Работа с геометрическим конструктором
Геометрический конструктор
28.01


Развитие зрительного восприятия 5

43
Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 23 деталей, по инструкции педагога)
1
Занятие-игра

31.01


44
Нахождение отличительных и общих признаков двух предметов.
1
Игра «Сравни предметы»
Предметные картинки
4.02


45
Нахождение отличительных и общих признаков двух предметов.
1
Дидактическая игра «Какой детали не хватает» (у стола ножки, у стула спинки, у ведра ручки)
Предметные картинки
7.02


46
Нахождение отличительных и общих признаков 3-4 предметов.
1
Дидактическая игра «Что изменилось» (34 предмета)
Предметные картинки
11.02


47
Упражнения для профилактики и коррекции зрения
1
Традиционное
Зрительный тренажер
14.02


Восприятие особых свойств предметов 4

48
Развитие осязания (контрастные температурные ощущения: холодный горячий), обозначение словом
1
Традиционное
Сюжетные картинки
18.02


49
Вкусовые ощущения (кислый, сладкий, горький, соленый). Дидактическая игра «Узнай по вкусу»
1
Традиционное
Предметные картинки;
натуральные предметы
21.02


50
Развитие обоняния (приятный запах неприятный запах).
1
Дидактическая игра «Определи по запаху»
Предметные картинки;
натуральные предметы
25.02


51
Барические ощущения (восприятие чувства тяжести: тяжелый легкий).
1
Упражнения на сравнение различных предметов по тяжести
Предметные картинки;
натуральные предметы
28.02


Развитие слухового восприятия 5

52-53
Выделение и различение звуков окружающей среды (стон, звон, гудение, жужжание).
2
Дидактическая игра «Узнай на слух»
Детские музыкальные инструменты

4.03
7.03


54
Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды (шелест листьев, скрип снега, шум шин).
1
Прослушивание музыкальных произведений и ззвуков окружающего мира.
Детские музыкальные инструменты;
аудио и медиафайлы
11.03


55
Различение речевых и музыкальных звуков
1
Прослушивание музыкальных произведений и ззвуков окружающего мира.
аудио и медиафайлы
14.03


56
Различение речевых и музыкальных звуков
1
Дидактическая игра «Кто и как голос подает» (имитация крика животных)
аудио и медиафайлы
18.03


Восприятие пространства 7

57
Ориентировка на собственном теле (правая или левая рука, правая или левая нога)
1
Традиционное
Мячи
скакалки
стрелки-символы
21.03


58
Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад и т. д.)
1
Традиционное
Мячи
скакалки
стрелки-символы
4.04


59
Ориентировка в помещении (классная комната). Определение расположения предметов в помещении
1
Занятие-игра
в зале
Мячи
скакалки
стрелки-символы
8.04


60
Ориентировка в линейном ряду (крайний предмет, первый, на третьем месте и т. д.)
1
Занятие-игра
в зале
Набор предметов
11.04


61
Ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая или левая сторона)
1
Традиционное
Листы бумаги разного формата
15.04


62
Составление на листе бумаги комбинаций из полосок, плоскостных геометрических фигур
1
Работа с геометрическим конструктором
Геометрический конструктор
18.04


63
Расположение предметов на листе бумаги.
1
Дидактическая игра «Расположи верно»
Геометрический конструктор
22.04


Восприятие времени 5

64
Сутки. Части суток (утро, день, вечер, ночь).
1
Упражнения на графической модели «Сутки»
графическая модель «Сутки»
25.04


65
Последовательность событий (смена времени суток)
1
Упражнения на графической модели «Сутки»
графическая модель «Сутки»
29.04


66
Понятия «сегодня», «завтра», «вчера»
1
Традиционное
Табл.»Дни недели»
2.05


67
Неделя. Семь суток. Порядок дней недели
1
Традиционное
Табл.»Дни недели»
6.05


68
Дидактическая игра «Веселая неделя»
1
Занятие-игра

11.05















Заголовок 1 Заголовок 3 Заголовок 415