Конспект урока — проекта по немецкому языку на тему Я — это Я/ Ich bin ich (5 класс)


Урок – проект «Я – это Я»
Автор: Астафьева Ирина Николаевна
Учитель немецкого языка
МБОУ «Лингвистический лицей № 22 им. А.С. Пушкина» г. Ижевск УР
“Скажи мне – и я забуду.Покажи мне – и я запомню.Вовлеки меня – и я научусь”.
(Китайская пословица)
Модернизация содержания образования в России на современном этапе  развития общества связана с инновационными процессами в организации обучения иностранным языкам. В условиях введения ФГОС изменились требования к современному уроку. На уроке обращается внимание не только предметному содержанию и предметным умениям. Жизненные задачи требуют метапредметных умений, которые в школьной практике называют общеучебными умениями и навыками. На первый план выходят такие умения, как планирование своей работы, умение беседовать с разными людьми, обсуждать разнообразные вопросы и отстаивать свою точку зрения. Признанным подходом в обучении сегодня выступает системно – деятельностный подход.
Изложу опыт применения системно – деятельностного подхода. Это - проектная методика в 5 классе на уроках немецкого языка по учебнику «Deutsch. Schritte 1» I. L. Bim. (Шаги 1. Учебник немецкого языка для 5 класса. Бим И. Л.)
Технологию выполнения проекта объясняю на русском языке, так как это начальный этап обучения иностранному языку. Для этого я провожу вступительную беседу, где рассказываю ребятам о том, что такое «Проект», как нужно над ним работать, что необходимо делать ученикам, какие критерии оценивания проекта. Моя задача – вызвать интерес учащихся и настроить их на восприятие материала.
Тип проекта: информационный.
Предметно-содержательный признак: монопредметный.
Продолжительность: средней продолжительности.
Цель: 1) Сбор информации на иностранном языке о себе;
2) Развитие коммуникативных умений;
Задачи урока:
Познавательные: уметь сообщать о себе.
Предметные: тренировать грамматические структуры предложений.
Коммуникативные: уметь работать в группе.
Регулятивные: развивать логическое мышление, творчество, фантазию и память.
Личностные: воспитывать аккуратность, воспитательный момент при работе в группе.
Знания, умения, навыки и качества, которые закрепят ученики в ходе урока:
Знания – Закрепить основные схемы предложения, личные и притяжательные местоимения.
Навыки прививать культуру при работе в группе  и аккуратность при оформлении проекта.
Качества –упорство, внимательность, логическое мышление.
Необходимое оборудование и материалы:
Бумага, фломастеры, клей, фотографии.
Тетрадь для работы над проектом.
Исследуемая проблема: Кто я такой? Какой я?
1 этап – работа над темой. В данном случае это Вводный курс учебника немецкого языка для 5 класса. На этом этапе идет овладение техникой чтения и письма, начальными навыками и умениями устной и письменной речи. Школьники овладевают первичными навыками грамматического оформления речи, а так же определенным словарным запасом и коммуникативными умениями.
Ученики с первых шагов учатся что-то утверждать, используя повествовательные предложения, выражать по поводу чего-либо сомнения, уточнять с помощью вопросов без вопросительного слова, возражать, запрашивать информацию, используя вопросительные предложения с вопросительными словами: Wer? Was? Wie?, выражать просьбу, совет с помощью повелительных предложений: Erzähle bitte! Sage!
Школьники учатся выражать свое мнение: Ich meine / denke / glaube…; Желание: Ich wünsche… Ich mag … Ich will …; Нежелание: Ich wünsche nicht … Ich mag nicht … Ich will nicht …
Таким образом, идет работа по овладению речевыми образцами, типовыми предложениями, речевыми клише, образцами диалогов, кратких монологических высказываний.
На этом этапе предлагаю ученикам завести тетрадь «Projektheft», в которую учащиеся сначала вместе с учителем вносят необходимые для выполнения проекта существительные, глаголы, прилагательные и наречия, а так же важные грамматические структуры. (См. приложение № 1.)
2 этап – целеполагание. Обсуждение темы будущего проекта. Здесь учащиеся отвечают на вопросы:
Wie heiβt du?
Wie alt bist du?
Woher kommst du?
Wo lebst du?
Was machst du gern?
Was für ein Hobby hast du?
Hast du die Eltern?
Wie heiβt dein Vater?
Wie alt ist dein Vater?
Wo arbeitet dein Vater?
В ходе работы над вопросами, мы с учащимися составляем ассоциограмму, в которой наглядно видно, о чем шла речь во время разговора.
das Zimmer
der BruderDer Vaterdie NotenSport
MusikIch
Отвечая на вопросы, учащиеся понимают, что все они разные. Слушая своих одноклассников, можно узнать о них много нового и интересного. Поэтому при обсуждении темы проекта ребята предлагают несколько вариантов: «Wer bin ich?» (Кто я?), «Ich bin ich» (Я это Я), «Die Geschichte über mich» (История обо мне), «Ein Buch über mich» (Книга обо мне). Так как этот проект предполагает индивидуальную работу каждого ученика, то здесь не создаются творческие группы.
3 этап – планирование. На данном этапе каждый ученик выбирает для себя один из вариантов темы, анализирует поставленную перед ним проблему. Каждый ученик намечает пути решения данной проблемы. Здесь же каждый ученик определяет возможные источники информации. Роль учителя на данном этапе заключается в выполнении следующих функций: помощь каждому ученику в анализе поставленной проблемы, обсуждение плана действий и формы проекта. Я провожу индивидуальные консультации для каждого школьника, при необходимости даю им советы.
4 этап – сбор информации. Работая над проектом, школьники используют полученные знания при выполнении разнообразных упражнений из учебника. Большую роль играет здесь «Projektheft» (тетрадь для проекта), в которую они записывают необходимую информацию, новые слова. Многие ребята учатся на этом этапе работать со словарем при поиске новых слов или выражений. Формирование учебного действия работы со словарем и справочной литературой, начиная с начального этапа обучения иностранному языку, оказывает огромное влияние на весь ход постижения иноязычной речи. Кроме этого ученики отбирают фотографии и иллюстрации для оформления проекта. На данном этапе раскрывается творческий потенциал каждого ученика, развивается фантазия, воображение и мышление. Происходит трансформация полученных знаний, формируется внутренний мотив говорения, который диктуется желанием что-то сказать и принять участие в общении. Учителю необходимо наблюдать за деятельностью обучающихся, координировать их действия, оказывать при необходимости помощь, а так же самому учителю служить одним из источников информации.
5 этап – оформление проекта. Так как данный проект является первым для учащихся 5 класса в обучении иностранным языкам, то следует оформление проекта начать на уроке. Главное, не подавлять инициативу ребят, с уважением относиться к любой их идее, любому предложению, помогать, но не диктовать, не навязывать свою точку зрения. Необходимо помочь разместить им фотографии, иллюстрации и записи. Здесь нужно ответственно подойти не только к оформлению конечного материального продукта – альбома, коллажа, книги и т. д., но и к оформлению защитной речи. И в целом необходимо соблюдать:
Качество представленного материала;
Объем и глубину знаний по теме;
Культуру речи;
Умение отвечать на вопросы;
Новизну и оригинальность;
6 этап – защита проекта. Это очень ответственный этап работы – настоящий праздник для ребят. Весь отобранный материал нужно представить ярко и эмоционально. Здесь ребята рассказывают о себе, о своих родителях, братьях и сестрах, о своем друге или подруге, о своих интересах и увлечениях. Одни показывают при этом оформленные плакаты, коллажи. Другие изготовили целую книжку о себе. Третьи оформили альбом. После каждого выступления одноклассники задают вопросы, уточняют информацию. Например: Spielt dein Freund Schach? (Играет твой друг в шахматы?) Malst du gern Monster? (Рисуешь ты охотно монстров?) Wie findest du Mathematik? (Какой ты находишь математику?)Machst du die Hausaufgaben mit dem Vater? (Выполняешь ты домашнее задание с папой?) Kannst du gut tanzen? (Можешь ты хорошо танцевать?) Siehst du viel fern? (Смотришь ты много телевизор?) На этапе защиты проектов, учитель является организатором и координатором праздника. Учащиеся и учитель интересуются прослушанной информацией, задают вопросы. Но ни в коем случае учитель не перебивает школьников и не исправляет их ошибки в ходе выступления, так как основное внимание учеников направлено в данный момент на содержательную сторону. Как же быть в таком случае? В ходе всех выступлений учитель записывает ошибки, потом их систематизирует по темам, а на последующих уроках отрабатывает их в различных упражнениях с учениками.
7 этап – подведение итогов работы, коррекция. На этом этапе я предоставляю слово всем ученикам выразить свое мнение по поводу прослушанных проектов. Школьники используют в речи грамматические структуры, над которыми шла работа с первого этапа проектной деятельности. Например:
Ich meine, dass Anjas Projekt sehr interessant ist. (Я думаю, что проект Ани очень интересный.)
Aljoschas Projekt ist inhaltsreich. (Проект Алеши содержательный.)
Ich habe erfahren, dass Tanja gern Klavier spielt. (Я узнал, что Таня охотно играет на пианино.)
Es ist gut, dass Wlad viele Freunde hat. (Это хорошо, что у Влада много друзей.)
Для оценивания проектной деятельности можно использовать шкалу, предложенную И. Д. Чечель. Она охватывает все этапы проекта. Конечная оценка складывается из трех составляющих: самооценки, оценки одноклассников и оценки педагога. (См. приложение № 2.)
Вывод:
Работа над проектом «Ich bin ich» («Я это Я»)развивает у школьников, с первых шагов изучения иностранного языка, самостоятельность, творчество, активность, а так же воображение, фантазию и мышление.
Проектная деятельность стимулирует речемыслительную деятельность учащихся, способствует лучшему усвоению лексических единиц и грамматических структур.
Данный проект раскрывает внутренний мир каждого ребенка, его индивидуальность и неповторимость.
Проектная деятельность формирует навыки поисковой деятельности, умение работать со словарем и справочной литературой.
Работа над проектом формирует другие отношения учителя и ученика. Учитель является консультантом, организатором, координатором, помощником, а так же источником информации. Учитель не дает угаснуть интересу обучающихся, даже при возникновении первых трудностей.
Планируя свою педагогическую деятельность, считаю, что при изучении любой темы, можно вовлекать учащихся в проектную деятельность. Работа над проектом - это возможность максимального раскрытия творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер и значим для самих открывателей. Именно в активной познавательной деятельности «ученик постигает реальные процессы, проживает конкретные ситуации, приобщается к проникновению в глубину явлений, конструированию новых процессов и объектов».
ЛитератураБим И.Л. Немецкий язык. Базовый курс. Концепция, программа. – М.: Новая школа, 1995. – 128с.
Бим И.Л. Шаги 1 : Учебник немецкого языка для 5 класса общеобразовательных школ. М.: Просвещение, 2000. – 302с.
Бим И.Л. Книга для учителя к учебнику немецкого языка для 5 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2001. – 192с.
Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход // ИЯШ. – 2002. - №1. С.5-11.
Венедиктова С.Л. Проектная деятельность учащихся на уроках немецкого языка // ИЯШ. – 2002. №1. – С. 11-14.
Полат Е.С. метод проектов на уроках иностранного языка // ИЯШ. – 2000. - №3. – С. 3-10.
Чечель И.Д. Метод проектов // Директор школы. – 1998. - № 3,4. – С. 3-10.
http://частнаяшкола1.рф/to_teachers/for_work/article4
http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/2014/02/16/urok-inostrannogo-yazyka-v-usloviyakh-trebovaniya-fgoshttp://www.orenipk.ru/rmo_2012/rmo-pred-2012/2in/2in6.htm Приложение № 1.
Projektheft (тетрадь для проекта)
Существительные Прилагательные
Наречия Глаголы Грамматические структуры
das Mädchen
der Junge
das Kind
das Foto
die Familie
die Mutter
der Vater
die Eltern
die Groβmutterder Groβvaterdie Schwester
der Bruder
die Geschwister
der Freund
die Freundin
die Freunde.
das Hobby
das Video
der Computer
die Musik
der Sport
das Schach
der Aufkleber
die Briefmarke
das Buch
das Fahrrad
die Note groβschön
alt
jung
klein
besonders
gut
böse
lustig
traurig
nett
klug
dumm
fleiβigfaul
dünn
dick
tapfer
ordentlich
schmutzig
häβlichwiβbegierighilfsbereit
freundlich
wichtig
richtig
falsch sein
heiβenkommen
lesen
schreiben
rechnen
malen
spielen
singen
tanzen
springen
turnen
lachen
machen
fernsehen
finden
fragen
antworten
sammeln
haben
leben
wohnen
faulenzen
fahren
schwimmen
baden
singen Ich heiβe…
Das ist…
Das sind…
Ist das…?
Sind das…?
Wer ist das?
Wie alt bist du?
Ich bin… Jahre alt.
Woher kommst du?
Ich komme aus…
Wie ist…?
Ich mache … gern.
Was machst du gern?
Wessen…ist das?
Das ist mein(e) …
Was kannst du machen?
Ich kann …
Wo lernst du?
Ich lerne …
Wie lernst du?
Ich lerne …
Welche Hobbys hast du?
Ich habe …
Ich interessiere mich für…
Hast du einen Freund / eine Freundin?
Was macht ihr zusammen?
Приложение № 2.
Шкала оценивания проектной деятельности И. Д. ЧечельДостигнутый результат Оформление (из 15 баллов) Защита Процесс проектирования
Представление (из 15 баллов) Ответы на вопросы (из 15 баллов) Интеллектуальная активность (из 10 баллов) Творчество (из 10 баллов) Практическая деятельность (из 10 баллов) Умение работать в команде (из 10 баллов)
Самооценка Оценка одноклассников Оценка педагога Учитель немецкого языка МБОУ «Лингвистический лицей № 22 имени А.С. Пушкина» г. Ижевск УР Астафьева Ирина Николаевна (с.т. 8-912-440-38-17)