РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ


Е.А. Кваст
« РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ»
В статье рассматриваются особенности развития словесно-логического мышления, описыаются основные методы и формы работы с дошкольниками с нарушением слуха.
В дошкольном детстве ребенок начинает решать все более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями. Мышление человека неразрывно связано с речью и не может существовать вне ее. Трудно переоценить роль, которую играет в нашей жизни устная речь. Выступая в качестве наиболее употребительного способа общения, устное слово служит одновременно носителем языка, важнейшим инструментом мышления. У детей с нарушениями слуха, которые овладевают словесной речью гораздо позже слышащих, именно в развитии мыслительной деятельности наблюдается значительно больше специфических особенностей, чем в других познавательных процессах.
Дети с нарушениями слуха длительное время продолжают мыслить не словами, образами, картинами. В формировании элементов словесно- логического мышления такие дети резко отстают от слышащих сверстников, причем это влечет за собой и общее отставание в познавательной деятельности и затруднения в овладении словесной речью.
У детей с нарушением слуха, по данным психолого-педагогических исследований, проявляется отставание мыслительной деятельности в следующих аспектах:
- в резком отставании словесно-логического мышления;
- в дефиците мотивации, крайне низкой познавательной активности, обусловленной сниженным слуховым восприятием;
- несформированности умственных операций: анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, сравнения;
- в нарушении вербальной стороны мыслительных процессов.
Из-за недостаточного развития словесно-логического мышления дети склонны к выделению несущественных признаков при анализе предметов и явлений, к случайным ситуативным обобщениям. Им трудно осознать свои действия и ход их выполнения в речи.
Поэтому вижу особую необходимость на занятиях по развитию мыслительных процессов, по развитию речи и ознакомлению с окружающим подводить детей к словесно-логическим формам мышления, т.к. данная форма мышления относится к числу важнейших задач, которые стоят при подготовке к поступлению в школу и последующему обучению.
В связи с этим, целью моей педагогической деятельности стало развитие элементов словесно-логического мышления и развитие речи у детей с нарушением слуха с использованием специальных методов и приемов.
Работа с детьми делится на несколько последовательных этапов: диагностический, коррекционный, рефлексивный.
На первом этапе работы, в качестве основных методик были выбраны наиболее оптимальные в данном исследовании: Н.А. Моревой « Ответы на вопросы », направленная на выявление уровня речевого развития у детей с нарушениями слуха. Методика Л.А. Венгера «Четвертый лишний», направленная на выявление уровня овладения мыслительными операциями. После проведения первичной диагностики в начале 2015- 2016 учебного года, было выявлено следующее: дети не понимают задаваемые им вопросы, поэтому не могут правильно на них отвечать, испытывают трудности при классификации предметов по определенным признакам, а так же при назывании обобщенных понятий. Проанализировав полученные результаты, предположила, что планомерная работа по развитию речи и развитию элементов словесно-логического мышления у дошкольников с нарушениями слуха с применением специальных методов и приемов, направленных на развитие познавательных процессов, поможет данной категории детей компенсировать отставание в развитии и добиться положительной динамики.
Коррекционный этап подразумевает использование всего арсенала методик, форм и методов работы для достижения поставленной цели и вытекающих из нее задач. Для решения задач был подобран дидактический материал, отобраны наиболее эффективные методики, разработан план занятий, организованна в группе развивающая среда.
Далее в своей работе использовала дидактический материал созданный венгерским психологом и математиком Дьенешем. Это так называемые логические геометрические фигуры для детей.
Работа с логическими блоками проводилась в несколько этапов. На первом этапе познакомились с геометрическими фигурами Дьенеша.
На втором этапе работы был предложен код, представленный польским профессором Симадени, который представляет собой графически изображающие признаки с помощью рисунков. Дети с интересом выполняют задание, научились свободно пользоваться кодом.
Затем перешла к более сложному этапу работы – введению знака отрицания «не». В свободное время дети выбирали геометрические фигуры и выкладывали коды. Затем был введен знак отрицания толщины, цвета. На этом этапе проявляется логический вывод, сделанный ребенком, его умение мыслить.
Далее был введен знак отрицания формы, использовала игру « Угадай ».
Параллельно в работе использовала игры и упражнения на классификацию:
- классификация по одному признаку;
- классификация по назначению;
- классификация по свойству;
- классификация по комплексным признакам.
Также на занятиях по развитию психических процессов, развитию речи, ознакомлению с окружающим и по формированию элементарных математических представлений учила детей использовать логические модели отношений между более широкими и узкими классами вещей, т.е. родовыми и видовыми отношениями.
Рефлексивный этап работы с детьми предусматривает промежуточную и итоговую диагностику по тем же методикам, контроль динамики развития детей, уточнение и изменение форм и методов коррекционной работы. Данное обследование позволяет увидеть полную картину развития детей. Значительно увеличился словарный запас, в речи появилось больше обобщений, сформировано достаточно четкое представление о логических связях и явлениях, дети обосновывают свои ответы, выделяют существенные признаки, общие закономерности, умеют анализировать. Сравнительные диагностики коррекционной работы помогают увидеть промежуточный и конечный результат, оценить правильность и скорректировать свою педагогическую деятельность, которая объединена в общую технологию «Развитие элементов словесного- логического мышления через использование логических игр и упражнений».
Список литературы:
Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика. – М., 2001.
Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. – М., 1963.
Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха. – М., 1988.
Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. –М0., 2001.
Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей. –М., 1989.
Мухина В.С. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – М 1987.
Фидлер М.Н Математика уже в детском саду. – М., 1996.
Речитская Е.Г., Пархалина Е.В. Готовность слабослышащих детей дошкольного возраста к обучению в школе. –М., 2000.