Самоанализ педагогической деятельности за 2014-2015 учебный год


МБОУ «Средняя школа № 13 им. С. В. Залётина»
г.Щёкино, 2015г.
Самоанализ
педагогической деятельности учителя начальных классов
Рожковой Марии Сергеевны
2014- 2015 уч. год
Чтобы  быть  хорошим преподавателем,
нужно любить  то, что  преподаешь, и  любить  тех, кому преподаёшь.                         Василий  Ключевский
Стаж моей педагогической работы составляет 5,5 лет.
Преподаю с 1-4 классы.
Веду кружок «Основы православной культуры», «Умка»(математическое конструирование)
Учителем начальной классов в данной школе я начала работать с 01.04.2014года, с 4 четверти , в 3»А» классе.
Я считаю, что именно начальная школа – отправная точка в отношениях «ученик-школа», где очень важно создание положительного эмоционального микроклимата. Первостепенной задачей своей педагогической деятельности считаю: формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. К концу младшего школьного возраста ребенок должен уметь учиться, хотеть учиться и верить в свои возможности. В моей практической деятельности учащиеся класса стремятся действовать под девизом:
– хочу узнать
– могу объяснить
– умею воспользоваться знаниями.
Один из принципов, которым я руководствовалась в работе - «Шаг вперед и еще два!». Работая по комплекту «Перспектива», я не могла избавиться от чувства неудовлетворенности, нереализованности, и это побуждало меня искать возможности для того, чтобы максимально раскрыть внутренний потенциал каждого ребенка, а также полнее реализовать себя как педагога.
Для обеспечения поставленных задач в педагогической деятельности использовала педагогические технологии:
- игровая технология (обучаясь в ходе игры, ребенок не подозревает о том, что он учится)
- технология интерактивного обучения;
- технология проблемного обучения;
- ИКТ;
- информационно – мультимедийные технологии;
- проектное обучение;
- здоровьесберегающие технологии.
Особое место в моей работе занимают ИКТ, информационно – мультимедийные технологии. Так, на уроках окружающего мира, литературного чтения, на классных часах и на внеклассных мероприятиях, я использовала для работы тесты и слайды, составленные мной или детьми. Видеосюжеты со звуковым сопровождением и демонстрации картин, портретов известных политиков России, поэтов и писателей, композиторов и художников. Для выполнения дома творческих работ я рекомендовала детям сайты, на которых можно было найти информацию. Не секрет, что современные дети очень мало читают, библиотеку посещают редко, поэтому было проблематично проводить уроки внеклассного чтения. Решить эту проблему помог интернет: тексты произведений для внеклассного чтения мои ребята находили на веб - сайтах библиотек.
Много внимания уделялось здоровьесберегающей технологии. На уроках проводились не только физпаузы, но и спортивные минутки, где мы выполняли комплексные упражнения для глаз, для нормализации осанки, дыхательные упражнения, массаж пальцев рук – пальчиковые игры, для развития моторики, памяти, внимания.
Я пришла работать с учащимися в конце третьего класса, когда у них уже был сформирован класс и отношение друг с другом первым учителем. С начала учебного года мне для того, чтобы организовать эффективное взаимодействие с классом на уроках и вне их я старалась построить свои взаимоотношения с детьми на основе взаимопонимания и доверия. На своих уроках я широко применяла групповую форму работы. При делении детей на группы, учитывала характер каждого ребенка, уровень его умственных способностей, межличностные взаимоотношения, назначала старшего. Эти ученики руководили работой группы, оказывали помощь тем, кому она требовалась, и контролировали выполнение заданий. Кроме того, часто использовала работу в парах. Задание дети выполняли либо вместе, либо вариативно, потом проверяли друг друга. Это было необходимо , так как я заметила придя в этот класс, что у учащихся эти формы работы слабо отработаны, а также для того, чтобы класс стал более дружным. До этого учащиеся без особого желания общались друг с другом , всем классом, ученики выполняли любые поручения без интузиазма . Применяла различные игры, например, «Защита проекта» - ученик готовил дома материал, а на уроке выступал в роли учителя, или «Любознательный» - им назначается ученик, который должен задать как можно больше толковых вопросов. Я учила детей самостоятельности в умении добывать знания, дети учились работать сами и помогать своим товарищам. Мои ученики постоянно в поиске, они размышляют, задают вопросы, решают проблемы. Новый материал не преподносился в готовом виде, а создавалась проблемную ситуацию. Подготавливая материал к уроку, я опиралась на принцип занимательности. Подбирала задания так, чтобы при единой познавательной цели и общем содержании они отличались разной степенью трудности. Моими верными помощниками стали дидактические игры, схемы-опоры, таблицы, сигнальные карточки. В подготовке этой наглядности участвовали и ученики: самостоятельно набирают тексты в Microsoft Word , распечатывали уже готовые таблицы, искали интересные задания в различных журналах, книгах, в интернете. Затем сами выступали в роли учителя, проводили устный счет, чтецкие разминки, каллиграфические минутки. На уроках математики с помощью эвристических, логических задач вовлекала детей в творческую, поисковую деятельность. Учила детей анализировать, сравнивать, решать нестандартные задачи, не имеющие образца решения, предполагающие множество гипотез и вариантов. На уроках русского языка большое внимание уделяла практической направленности его преподавания, применяла разнообразные приемы самопроверки, организовывала взаимопроверку тетрадей, что способствовало формированию прочных орфографических и пунктуационных навыков. На каждом уроке использовала упражнения для развития памяти (зрительные диктанты, слуховые диктанты, упражнения на избирательность запоминания), языкового чутья, расширения и активации словарного запаса (упражнения с толковым словарем, нахождение синонимов, слов в переносном значении, продолжение тематических групп слов, работа с фразеологизмами), развития мышления. Училась сама вслушиваться в суждения детей, находить в них оригинальное, ориентироваться не только на запрограммированный ответ. Стремилась на каждом уроке удивлять, радовать и обогащать учащихся - развивать их познавательную активность. Особенно внимательно относилась к слабоуспевающим ученикам( Абросимова Софья, Комаров Максим, Силаев Павел, Савенков Иван, Науменко Иван, Герасимов Андрей). Часто в школу приходят дети с ослабленным здоровьем, неврозами, беспокойные, скрытные(Жарикова Марина, Шмакин Иван). Применяла «скрытую» дифференциацию учащихся по учебным возможностям, интересам, способностям и склонностям. Старалась рационально выбирать методику и приемы работы для индивидуализации подходов к таким детям. Предлагала работу по индивидуальным карточкам, перфокарты и т.д. Всегда помогала таким детям регулировать деятельность, составляю план-подсказку, давала при ответе больше времени, спрашивала их в начале урока, поощряла. Моя забота об успехах в учебе начиналась с заботы о том, как питается и спит ребенок, каково его самочувствие, как он играет, сколько часов в течение дня бывает на свежем воздухе, какую книжку читает, что рисует и какую музыку слушает, какой любимый труд есть у ребенка, насколько чутко воспринимает радости и невзгоды людей.
Воспитательную работу с классом начинала с диагностики классного коллектива, которую проводила периодически совместно с психологом школы (диагностические методики: «Пьедестал» и др). Проанализировав результаты, намечала методы коррекции, развития доброжелательных отношений в классе. Привлекала учеников к планированию всех внеклассных мероприятий. В дискуссии по планированию имеет право высказаться каждый ученик, даже если его мнение абсурдно. Нужной и значимой традицией нашего класса стала традиция «Теплого письма». Это письмо-поддержка, письмо-сочувствие, письмо-одобрение, которое дети пишут друг другу. Все ученики моего класса активно участвовали не только в классных мероприятиях, но и в общешкольных: «Конкурс поздравительных плакатов к 70-летию школы», конкурс «Битва хоров» на тему : «Нам дороги эти позабыть нельзя», конкурс музыкально-литературных композиций, посвященных 70-летию Победы в ВОВ, конкурс рисунков посвященном 200-летию М.Ю. Лермонтова, за что были награждены грамотами.
Познавательная активность учащихся моего класса высокая, ученики показывают устойчивые положительные результаты по итогам проверки уровня обученности, принимали активное участие во Всероссийском игровом конкурсе «Золотое Руно» - (Греков Евгений -3 место в школе,22-е в районе, Королёва Любовь- 5 место в школе, 29 –е в районе). А также во Всероссийском конкурсе «Родное слово» (Греков Евгений – 8 место, Новиков Александр – 10 место, Королёва Любовь – 10 место , Савенко Иван- 11 место, Халяутдинов Амир -12 место, Герасимова Мария- 6 место. Региональный уровень «Русский медвежонок»-конкурс (Королёва Любовь -61 б., Герасимова Мария – 67 б., Греков Евгений, Новиков Александр-68 б., Крыжановская Анна -43 б., Лобанцева Елизавет-53 б.) Муниципальный уровень. Участвовали в муниципальный этапе Всероссийской олимпиады по русскому языку (Греков Евгений – призёр). Приняли участие а конкурсе художественного творчества «Красота Божьего мира» Королёва Любовь, Герасимова Мария, Корнетов Виталий, Лобанцева Елизавета- победитель . Конкурс рисунков «И помнит мир спасенный…» (Королёва Любовь – 3 место).Школьный уровень. Принимали участие в школьных олимпиадах, конкурсах. Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по окружающему миру (Герасимова Мария –победитель). Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку (Ларичева Ангелина–победитель). Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по окружающему миру Лобанцева Елизавета – призёр). Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку (Халяутдинов Амир – призёр). Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по математике (Греков Евгений – призёр). В классе появились первые за 4 года отличники, которые имеют « Похвальный лист», «за отличные успехи в учении» - это Греков Евгений, Королёва Любовь, Гарасимова Мария. Принесли призовые места ученики , которые участвовали в конкурсе рисунков, посвященном 200-летию М.Ю. Лермонтова (Савенков Иван – 2 место, Силаев Павел - 3 место).Наш класс участвовал в конкурсе «Битва хоров» на тему :«Нам дороги эти позабыть нельзя» - 2 место, конкурсе музыкально-литературных композиций, посвященных 70-летию Победы в ВОВ – 2 место, принял участие в образовательной программе «Счастливая, невозвратимая пора…» Ясная Поляна, получили удостоверение.
В целях о повышении квалификации прошла курсы по дополнительной профессиональной программе «Актуальный вопросы преподавания курса «Основы православной культкры»: с 09.10.2014 г. по 25 12. 2014 г.,г.Тула № 04219 от 09.02.2015г.Принимала участие в региональной педагогической мастерской «Использование электронных образовательных ресурсов в организации самостоятельной деятельности школьников в образовательном процессе»,проходившей 06.02.2015г. в МБОУ СШ №4г. Щёкино(подтверждение сертификат).Принимала участие в семинаре по практическому применению в учебном процессе Мультимедийного пособия «Дорога к храму», г.Тула. (подтверждение сертификат).Посещала районные, региональные педагогические мастерские: «Достижение планируемых результатов :формирование УУД» МОУ СШ №6 от14.11.2014г. «Организация деятельности учащихся на уроках в начальной школе ,как средство достижения планируемых результатов ФГОС» п.Первомайский от 08.04.14 г. МОУ СШ №16. «Использование ЭОР в организации самостоятельной деятельности школьников в образовательном процессе» г.Щекино ,МБОУ «СШ№4 « от 06.02.2015г.Регулярно посещала городские методические объединения.
В этом учебном году получила благодарность за отличную подготовку учащихся начальной школы в региональной игре-конкурсе «Русский медвежонок» и грамоту за подготовку участников, победителей и призёров в конкурсе «Красота Божьего мира». В ноябре 2014 года получила благодарность в рамках празднования всемирного «Дня Матери» в номинации «Классная мама!». В конце учебного года получила благодарственное письмо от директора школы Филатова А.Н., заместителя директора по УФР Кеда Е.И. и родительского комитета 4 «А» класса .
Для повышения уровня самообразования часто работаю в сети Интернет, использую информацию сайтов www.1september.ru, http://www.nitribe.ru, http://www.specialschool.ru, http://www.shablschool.ru и другие. Моё педагогическое кредо – «С любовью и заботой относиться ко всем детям». «Всегда находиться в поиске, повышая свое мастерство и профессионализм». Главная цель моей деятельности: совершенствовать свое мастерство; оценивать свою работу с позиции завтрашнего дня, для решения новых задач, наиболее эффективных путей воспитания детей, создание оптимальных условий для развития у детей коммуникативных навыков. Постоянно изучаю новинки педагогической литературы, т.к. самообразование занимает основное место в повышении педагогического мастерства каждого учителя.
Я зарегистрирована на сайте: «Школа .ру». Имею свой личный сайт: «Мультиурок»,в подтверждение имеется сертификат .Выкладываю на сайте свои разработки к урокам и внеклассным мероприятиям .
Одной из главных форм работы с родителями считаю родительское собрание.В начале года провела работу с родителями будущих первоклассников. Выступала на родительском собрании в ДОУ № 12, где дала рекомендации по подготовке детей к школе, развитию школьной мотивации. С декабря по март велась работа по подготовке будущих первоклассников.
Тематические родительские собрания посвящала конкретным проблемам воспитания детей. Тематику этих собраний определяла исходя из интересов родителей. Итоговые собрания помогают родителям оценить учебные достижения учащихся, сравнить прошлые результаты своего ребенка с нынешними. Приглашала на итоговое собрание в 4 «А» классе детей и их родителей , наградила грамотами за отличную и хорошую учебу ,активное участие в жизни класса. Дети показали, чему научились за год. Совместно с родителями систематически организовывала загородные экскурсии (Ясная Поляна), посещения театров(ТЮЗ) и музеев(г.Богородицк). Интересные дела класса и семьи находят отражение в выставках, видео, фото и слайдовых презентациях. Сочетание всех форм пропаганды способствует повышению педагогических знаний родителей, побуждает пересматривать свои методы и приемы воспитания.

В своей работе я сталкивалась с некоторыми трудностями. Все большее количество современных детей, приходя в школу, испытывают трудности, потому что не умеют трудиться. Неумение трудиться порождает нежелание, нежелание — лень. Главное средство предупреждения этих пороков — учить воспитанников самостоятельно трудиться в младшем возрасте. Увеличивается количество детей с различными заболеваниями. Современные дети гиперактивны, обладают повышенной возбудимостью, нередко их поступки непредсказуемы. Родители часто устраняются от воспитания детей, перекладывая эти заботы на плечи бабушек и дедушек, снижается уровень культуры родителей и детей.
Считаю проблемы, поставленные мною, решёнными не до конца. Пути решения их вижу в применении новых технологий, а для этого необходима оснащённость школы современными средствами обучения, проведению во все классы интернета. Планирую и дальше повышать педагогическую ИКТ-компетентность, уровень своего педагогического мастерства, воплощать в жизнь инновационные технологии, работать над развитием познавательного интереса у моих учеников, повышать уровень педагогической культуры родителей.