Урок по изобразительному искусству Декоративное рисование калмыцкого орнамента


Технологическая карта открытого урока по изобразительному искусству 1 «Б» класс
Тема урока: «Декоративное рисование калмыцкого орнамента»


Дата: 06.02.17 г.
Учитель: Мучиряева Б.А.
учитель начальных классов
базовой школы ЭПК


Элиста
2017г.






Цель деятельности
Познакомить с калмыцким народным орнаментом; закрепить знания об узоре, ритме, силуэте; формировать графические умения и навыки в рисовании кистью элементов калмыцкого орнамента; способствовать развитию эстетического восприятия произведений народного искусства

Тип урока
Комбинированный

Планируемые образовательные результаты
Предметные: знакомятся с калмыцким орнаментом, узнают о различных видах орнамента (растительный, астральный, зооморфный, геометрический).
Познавательные: воспринимают произведения декоративно-прикладного искусства, выбирают критерии для сравнения, выбирают орнамент.
Личностные: соблюдают организованность, дисциплинированность на уроке, имеют интерес к предмету.
Регулятивные: умеют запоминать и удерживать последовательность работы, инструкцию во времени.
Коммуникативные: умеют задавать вопросы с целью инициативного сотрудничества в поиске и сборе информации по изучаемой теме.

Методы и формы обучения
Объяснительно-иллюстративный, практическая работа/индивидуальная, фронтальная

Оборудование
Гуашь, кисти, палитра, карандаш, вода, салфетки, диск с записью калмыцкой песни.

Наглядно-демонстрационный материал
Изобразительный ряд: фотографии калмыцких национальных костюмов, вышитые изделия с калмыцким орнаментом, образцы мотивов народного орнамента.

Основные понятия и термины
Мотивы калмыцкого народного орнамента, узор, ритм, цвет






Организационная структура урока
Этапы урока
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формы организации взаимодействия на уроке
УУД
Промежуточный контроль

1.Оргмомент.
Введение в тему урока.









































2. Вводная беседа.























































Физминутка






4.Актуализа
ция знаний





























5.Творческая практическая деятельность.
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала






































Словесно-иллюстративный рассказ с демонстрацией презентации, знакомство с мотивами калмыцкого орнамента



















































Упражнения для снятия напряжения





Выбор орнамента для украшения предметов калмыцкой национальной одежды. Этапы выполнения орнамента (демонстрация приемов работы над орнаментом)























Рисование по теме «Декоративное рисование калмыцкого орнамента»
Приветствие учителя.
Прозвенел сейчас звонок,
Начинаем наш урок.
Учитель включает запись калмыцкой песни.
- Песня, какого народа прозвучала? На каком языке?
- У калмыцкого народа много традиций и занятий. На уроке рисования мы познакомимся А это вы узнаете, разгадав кроссворд. (Учитель показывает рисунки детей с различными видами изобразительного искусства и жанрами изобразительного искусства, которые прикреплены на магнитной доске). На доске-кроссворд.












Х
А

П



О
К

Е

П

Х
В

Й
Д
Г
Л
О

Л
А

З
Ы
Ж
И
Р

О
Р
Н
А
М
Е
Н
Т

М
Е
А
Ж
К
Л
И
Р

А
Л
Т

А
Ь
Я
Е


Ь
Ю


Т



Р






М




О

Р

Т


- Прочитайте слово, которое выделено: ОРНАМЕНТ.
- Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? ( Слайд 1).


- Сможем ли мы сразу приступить к рисованию орнамента калмыцкого народа? Почему?
- Что же такое орнамент? Где можно найти значение этого слова?
ОРНАМЕНТ – графическое украшение, узор из сочетания геометрических, растительных или животных элементов.
- Чем раньше занимался калмыцкий народ? (домашнее хозяйство, рукоделие)
- Что же могли изображать люди в своих орнаментах? Где брали образы?

В Калмыцком народном орнаменте наибольшее использование нашли геометрические, растительные и животные формы. (Слайд 2).
В основе калмыцких орнаментальных мотивов лежат стилизованные изображения рогов, степных трав и цветов, солнца, луны и звезд, огня, облаков. Например, войлокам присущ линейный, геометрический, состоящий из ромбов, квадратов, треугольников, зигзагов орнамент и мотив меандра.
(Слайд 3). На сосудах из кожи чаще всего использовался растительный и зооморфный орнамент, мотив солнца и креста.
(Слайд 4-5). В вышивке женских головных уборов, одежды и разных декоративных предметов наибольшее использование получил орнамент в виде побегов лозы, листьев, бутонов, цветов тюльпана, лотоса, розы.
(Слайд 6-10). Кроме того, в калмыцкой вышивке встречаются также элементы астрального орнамента (звезды, крест, солнце и луна). Цветовая гамма-красный, желтый, зеленый, синий, белый (серебристый), черный. Красный - цвет радости, веселья, торжества и счастья. С ним связано представление о солнце - источнике всего живого на земле.
Желтый и золотой цвета символизировали постоянство. Голубой - цвет неба - символ верности и преданности; зеленый - цвет весны, покоя и стабильности. Белый и черный цвета считались полярно противоположными и символизировали день и ночь, зиму и лето, юг и север. Белый цвет означал свет и жизнь; черный - тьму и мрак. Все известные ныне мотивы калмыцкого орнамента можно подразделить на четыре исторически сложившиеся группы: геометрические, растительные, животные и астральные.
(Слайд 11-13). К геометрическим мотивам относятся: точки, линии, полосы, зигзаги, квадраты, треугольники, окружности, крестообразные и сердцевидные фигуры, всевозможные розетки, решетки и т.д. Орнаменты растительного характера: побеги, стебли, листья, бутоны, закрытые и распустившиеся разнообразные цветы. Зооморфный орнамент принадлежит к наименее развитым типам калмыцкой орнаментики.

Показывает учащимся движения под музыку






На уроке мы будем учиться рисовать орнамент калмыцкого народа. Вспомните, о каких мотивах калмыцкого орнамента вы узнали.
Будем работать в группах. Первый ряд будет украшать калмыцким орнаментом пояс, 2 ряд-камчатку, 3 ряд-манжету. (раздает ребятам заготовки поясов, манжет и шапок, вырезанных из плотных белых листов)
Композиция рисунка:
- закрасим фон в соответствующий цвет (камчатку-черным цветом, манжету-желтым цветом, пояс-оранжевым цветом) и ждем, когда высохнет основа;
- определяем композицию орнамента;
- тонкими линиями карандаша намечаем расположение элементов узора, причем элементы не должны быть слишком маленькими или слишком велики по сравнению с заготовкой.
Рисование элементов узора:
- рисуем по намеченным местам выбранные узоры;
- прорисовываем мелкие детали, соблюдая симметрию и ритм;
- выполнить орнамент в цвете;
- прорисовываем тонкой кистью мелкие детали.


Контролирует правильность приемов работы, оказывает помощь учащимся, затрудняющимся в выполнении задания.



Слушают песню и разгадывают кроссворд


























Озвучивают тему урока




Отвечают на вопросы







Внимательно слушают учителя, смотрят презентацию





















































Выполняют упражнения, направленные на двигательную активность



Слушают учителя, наблюдают за его действиями и отвечают на вопросы. Составляют план работы над рисунком, наблюдают над приемами работы, показываемыми учителем.
Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.















Выполняют орнамент
Фронтальная




























Фронтальная













Фронтальная
























































Фронтальная






Фронтальная






























Индивидуальная
Личностные: имеют мотивацию учебной и творческой деятельности


























Личностные: соблюдают организованность и дисциплинированность на уроке

Познавательные:
стремятся к расширению своей познавательной сферы




Личностные: имеют желание учиться.
Познавательные: умеют наблюдать, сравнивать, сопоставлять.
Коммуникативные: умеют слушать учителя

















































Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ действий учителя
Познавательные: умеют наблюдать, сравнивать, изображать орнамент по выбору.
Личностные: овладевают способностью адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят речевые высказывания.
Регулятивные: умеют составлять план работы над орнаментом (под руководством учителя) и следовать ему.









Познавательные: умеют работать с красками.
Регулятивные: оценивают конечный результат работы, вносят необходимые коррективы.
Устный опрос




























Устные ответы












































































Устные ответы





























Выполнение рисунка в альбоме.

6. Итоги урока. Рефлексия.
Выставка работ учащихся








Заключительное слово
Организует выставку работ учащихся и обсуждение выставленных работ.








- Чему вы сегодня научились на уроке? Мне приятно что все очень старались передать в различных орнаментах самобытность и колорит калмыцкого народа, вложили в свои рисунки много труда, свое видение. Узоры на нашей выставке замечательные. Придумайте название выставки.
Отвечают на вопросы учителя, участвуют в оценивании рисунков, обсуждении орнаментов




Подводят итог урока.
Придумывают названия выставки «Калмыцкий орнамент», «Родные узоры» и т.д.
Фронтальная









Фронтальная
Коммуникативные: участвуют в обсуждении выполненных работ.
Регулятивные:
адекватно оценивают уровень своих знаний, результаты выполненной работы.

Оценивание учащихся за работу на уроке
















15