Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов


СОГЛАСОВАНО
Директор школы ____________ Е.В. Азовская
Самоанализ
работы учителя начальных классов
МКОУ Аннинская СОШ № 3
с углубленным изучением отдельных предметов
Пирко Татьяны Юрьевны.
п.г.т. Анна Воронежская обл. за период с 19.12.2008 по 19.09.2013 г.

Я, Пирко Татьяна Юрьевна, закончила Борисоглебский государственный педагогический институт, факультет начального образования. В 1980 году начала работать в школе старшей пионервожатой. Общение с детьми в нестандартной ситуации убедило меня в том, что каждый ребёнок по-своему талантлив, нужно только заметить в нём творческие ростки и развивать их.
Поэтому, когда в 1990 году я пришла работать в начальные классы МОУ АСОШ №3 учителем, я поняла, что наряду с обучением детей, и может быть более важно, научиться самой и научить детей проявлять себя и на уроках, и на внеклассных мероприятиях, и во внеурочное время.
В своей работе я руководствуюсь следующими нормативными документами:
Федеральный компонент государственного стандарта начальногообщего образования, утвержденный Приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования № 1089 от 05.03.2004;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 декабря 2012 г. N 1067 г. Москва "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год";
Примерные программы по предметам начального общего образования, созданные на основе стандартов второго поколения.
Работаю по традиционной системе обучения по УМК «Школа России».
Работу строю, учитывая индивидуальные особенности учащихся, их возможности и способности. Совместно с психологом провожу диагностирование, тестирование, анкетирование, беседы с родителями учащихся.
Стараюсь, чтобы уроки были разнообразными и интересными, поэтому обучая детей по традиционной системе, внедряю формы и методы развивающего обучения Л.В.Занкова, создаю положительный эмоциональный фон обучения и развития креативности детей. В своей работе реализую современные педагогические технологии: игровые (технологии имитационной деловой игры), технологии групповой работы, здоровьесберегающие технологии, элементы технологии личностно ориентированного развивающего обучения, педагогики сотрудничества. Эти технологии я заимствую из педагогической литературы, из опыта коллег, переосмысливаю и систематизирую для своей работы.
Мои ученики всегда являются активными участниками общешкольных мероприятий, где они танцуют, поют, принимают участие в сценических постановках. Я для себя открыла, что именно уроки окружающего мира несут в себе огромный потенциал как воспитательного, так и развивающего действия. К сожалению, практика показывает, что современная система обучения, уделяя большое внимание развитию логического мышления, недостаточно ориентирована на развитие эмоционально-чувственной и образной сфер ребёнка. Вслед за Р. Арнхеймом я могу повторить, что «наши глаза превратились в простой инструмент измерения и опознания, а мысль движется в абстракции». В связи с этим у многих детей формируется фрагментарное, разрозненное восприятие реальности, существует разрыв между чувственным и понятийным материалом. А ведь ребёнок по своей природе пытливый исследователь и открыватель мира. Перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, если правильно вести работу по воспитанию экологической культуры. Такую возможность представляют буквально все учебные предметы. Я считаю, что экологическая направленность должна красной нитью проходить через все уроки как в начальной, так и в старшей школе. А пока не созданы учебники, которые помогли бы учителю осуществлять экологическое воспитание учащихся, приходится в рамках существующей программы А. А. Плешакова «Зелёный дом» разрабатывать интегрированные уроки, придумывать задания, упражнения, игры, которые компенсировали бы недостатки существующих учебников.
С целью повышения активности и интереса детей к решению арифметических примеров использую задания экологического содержания. Предлагаю решить пример и определить, какое из деревьев, растущих на наших улицах, является лучшим «пылесосом». Выясняем, какую пользу приносит тополь, очищая воздух от пыли и ядовитых газов. Дети, только пришедшие в школу, уже знают, что бумагу делают из древесины, а для изготовления учебников, тетрадей, альбомов требуется много бумаги. Чуть позже составляем и решаем задачи: сколько весит израсходованная тобой бумага, сколько древесины требуется для её изготовления, сколько деревьев для этого надо срубить? А ещё предстоит узнать, сколько лет растёт дерево. В итоге остаётся узнать, сколько новых деревьев нужно посадить в конце учебного года, чтобы вернуть земле деревья, использованные для изготовления твоих пособий? Решение таких задач способствует формированию не только вычислительных навыков, но и экологических знаний об объектах природы, их свойствах, многообразии. Также на уроках математики использую математические раскраски (комплексные задания, способствующие закреплению пройденного материала). Предлагаю учащимся раскрасить определённым образом рисунок, на отдельных элементах которого записаны математические действия. Выполнив задание, дети узнают, как выглядит животное или растение, как оно называется. Во время устного счёта или на уроках закрепления материала использую книжки-малышки, несущие информацию о различных видах растений и животных. Предлагаю детям самим изготовить книжки-задачки. В ходе выполнения таких заданий ученики получают дополнительные сведения о состоянии природы родного края, заповедниках, значении животных и растений в природе и жизни человека.
Элементы экологического воспитания использую на разных этапах уроков русского языка, например при организации словарной работы. Многие словарные слова обозначают название растений и животных (медведь, ворона, воробей, жёлудь и др.). Учу детей рассказывать всё, что они знают о том или другом представителе природы, устанавливать природные связи между объектами, обозначенными этими словами. Для уроков развития речи сделала подборку пословиц, нужного содержания. Подбираю темы для составления рассказов и письма сочинений («Пробуждение природы», «Звуки леса», «В гости к лесу», «Я – бабочка» и др.).
На уроках речи и культуры общения провожу игру, которая очень нравится детям. Мы играем в садовников, которые на клумбы высаживают красивые слова, а сорняки нашей речи безжалостно выпалывают.
Осуществлению экологического воспитания на уроках чтения помогают произведения писателей-натуралистов, включенные в учебники. Чтобы научить детей сравнивать состояние природы в различное время года, видеть многообразие форм и настроений природы, эмоционально отзываться на её красоту, видеть отношение человека к окружающему миру,- предлагаю детям представить журчание весенних ручейков, пение первых весенних птиц, звон капели, увидеть мысленным взором первый весенний цветок и, представив себя им, пережить тот момент, когда тебя сорвут и выбросят ненужным на дорогу. Такие психологические приёмы, которые я стараюсь использовать при каждой возможности, помогают детям полнее и ярче воспринимать окружающий мир.
Зимой мы с учениками организуем «птичью столовую». Вместе продумываем, где лучше разместить «столовую», какие кормушки для каких птиц смастерить. На уроках трудового обучения изготавливаем простейшие кормушки из пластиковых бутылок. Забота о птицах зимой становится нормой для моих учеников и вряд ли у кого поднимется рука с рогаткой, после того как покормил этого маленького пернатого друга.
Два раза в год (весной и осенью) мы с детьми ходим на экскурсию в парк. Перед экскурсией и после неё провожу с детьми беседы, которые учат взаимоотношениям с окружающей природной средой, культуре поведения в ней. С помощью вопросов стараюсь вызвать учеников на откровенные рассуждения, помогаю им найти правильное решение. При рассмотрении конкретных экологических ситуаций («Птенец на тропе», «Гнездо», «Привал», «Букет цветов» и т. д.). Показываю важность деятельности человека в изменении окружающей среды. Это позволяет подвести детей к выводу о необходимости защиты и охраны природы.
С целью приобретения новых знаний, закрепления теоретических знаний использую в своей работе дидактические игры: «Бывает или нет», «Угадай по описанию», «Почему меня так назвали?», «Что было бы, если бы».
Младших школьников интересуют не только явления окружающей жизни, но и причины их вызывающие. Предлагаю детям в энциклопедиях и журналах находить ответы на эти вопросы, оформлять их в форме сообщений и делать достоянием своих одноклассников. Такая работа подготавливает учащихся к обучению в среднем и старшем звене школы. Умение самостоятельно находить нужный материал и перерабатывать его пригодится учащимся при письме докладов и сообщений.
Во внеурочное время провожу с детьми различные игры, викторины, праздники, конкурсы. Так уже традиционными стали викторина «Счастливый случай» по природоведению, когда мы предлагаем встретиться на воображаемом ринге учащимся параллельных классов, игра «Что, где, когда», экологические суды над браконьерами и людьми, загрязняющими природу.
Любовь к природе – великое чувство. Оно помогает человеку стать ответственнее, справедливее, великодушнее. Любить природу может лишь тот, кто её знает и понимает, кто умеет видеть её. Чтобы человек научился этому, прививать любовь к природе надо с самого детства. Готовясь к урокам, я просматриваю журналы «Начальная школа» и «Первое сентября», которые не переставала выписывать даже в самые трудные экономические времена, читаю заметки по экологическому воспитанию, отбираю всё приемлемое для меня и моего класса и стараюсь претворить на своих уроках. Помогают в работе исследования Р. Арнхейма и В.П. Зинченко и, конечно же, программа А. А. Плешакова «Зелёный дом», которая, если её реализовывать в комплексе с другими предметами поможет ликвидировать пробелы в экологическом воспитании учащихся. В настоящее время я занимаюсь подборкой материала для организации кружка «Мы – защитники природы», систематизирую наработки передовых учителей, изучаю психологические аспекты проблемы и стремлюсь к тому, чтобы моя работа была нужна в первую очередь нашим детям.