Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов Вольхиной Анны Михайловны.


Самоанализ педагогической деятельности
учителя начальных классов
Вольхиной Анны Михайловны

Я, Вольхина Анна Михайловна, в 2011 году окончила Владимирский Государственный Гуманитарный университет по специальности «Педагогика и методика начального образования», была присвоена квалификация учитель начальных классов. В этом же году начала свой педагогический стаж. В данной школе работаю с 2012 года. Общий стаж работы в этой школе – 1 год, по этой специальности – 2 года. Девиз моей работы: «Учение должно быть с увлечением, но не с мучением!»
Повышаю свой профессиональный уровень через курсовую подготовку:
2010 год – прошла краткосрочное обучение в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Владимирский государственный гуманитарный университет» по теме: «Образовательная система «Школа-2100»: концепция, содержание и организация обучения» в объеме 72 часов.
2011 год – прошла краткосрочное обучение в ГАОУДПО ВО «Владимирский институт повышения квалификации работников образования им. Л.И. Новиковой» по программе «Подготовка учителя начальных классов к реализации государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения» в объеме 72 часов.
2013 год – прошла обучение в ГАОУДПО ВО «Владимирский институт повышения квалификации работников образования им. Л.И. Новиковой» по теме: «Intel Обучение для будущего. Методика обучения модулю «Практика работы на компьютере» в рамках предмета «Технология». Использование информационных технологий» в объеме 36 часов. (Приложение)
С 01.09.2011 года осуществляю работу по введению ФГОС второго поколения. Для формулирования цели дальнейшей деятельности подходят слова В.А. Сухомлинского: «Главная задача школы — научить детей пользоваться инструментом, с помощью которого человек всю жизнь овладевает знаниями».
Изучив концепцию федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, поняла, что моя цель — научить детей учиться — актуальна и сейчас.
Исходя из новых целей и задач современного образования, целью своей педагогической деятельности является создание условий для формирования ключевых компетентностей, развитие творческих способностей учащихся, при сохранении их физического и психического здоровья, в соответствии с индивидуальными возможностями.
Для достижения поставленной цели в процессе учебной воспитательной работы определила для себя следующие задачи:
Использование технологии проектной деятельности с целью формирования универсальных учебных действий, академических знаний, умений, навыков и развития творческих способностей младших школьников.
Воспитывать интерес к познанию, к поиску новых источников информации.
Внедрение интерактивных форм организации учебного процесса с целью формирования ключевых компетентностей и повышения мотивации учащихся.
Воспитание патриотических чувств, приобщение к национальной культуре и традициям, формирование экологического мышления, воспитание нравственных и духовных качеств личности.
Развитие рефлексии младшего школьника в учебном процессе.
Считаю, что это способствует развитию ребенка как субъекта отношений с миром, людьми, самим собой; успешной самореализации учащихся в образовательных видах деятельности.
С 2011 по 2014 гг. работаю по УМК «Школа России». УМК «Школа России» - одна из традиционных учебных программ России, по подобной программе обучались наши родители и мы сами. Основная цель УМК - развитие интереса у ребенка к истории своей страны, познание её духовного величия.
Свои занятия стараюсь сделать интересными, познавательными, развивающими способность сосредоточиться на самом себе, своей деятельности; показываю необходимость знаний, личную заинтересованность и активность в предстоящей деятельности. Особое внимание в работе уделяю развитию внутренней мотивации. Поэтому модель моих уроков имеет замкнутую структуру: урок начался с мотивации и закончился мотивом к дальнейшей самостоятельной деятельности. Считаю, что такая модель урока активизирует внимание, приучает к осмысленной работе и помогает сосредоточиться на результатах своей деятельности, что способствует эффективному использованию рабочего времени на уроке. На каждом этапе организации учебной деятельности одним из важнейших условий успеха было обеспечение мотивации и стремления учащихся к самостоятельному планированию, реализации плана, оцениванию своей деятельности по мере продвижения к цели через: краткие беседы (сравнение результатов учебной деятельности по выполнению заданий планируемой и осознанной самим исполнителем); по лесенке; по шкале.
Учитывая учебные возможности класса и отдельных учеников, я организовываю индивидуальную, фронтальную и коллективную работу учащихся. Большое внимание уделяю развитию активной познавательной деятельности, использую приемы моделирования.
Контроль за знаниями, умениями и навыками осуществляю в различной форме: индивидуальный опрос; фронтальный; тестирование, диагностика; математические и орфографические диктанты; контрольные и проверочные работы.
Учу воспринимать неудачи ни как повод для переживаний, а как сигнал к действию. Это один из вариантов, он оказался неудачным. А для этого в классе создаю благоприятную, доброжелательную атмосферу.
Постоянно нахожусь в поиске новых форм, методов, приемов обучения и воспитания. При этом отдаю предпочтение нетрадиционным формам, использованию ИКТ, интерактивным технологиям обучения.
С 2011по 2014 гг. работаю по теме самообразования «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в условиях урочной и внеурочной деятельности». Работать по данной теме начала 2 года назад. Мною была изучена методическая литература, я знакомилась с опытом учителей новаторов, прослушала лекции на курсах ВИПКРО и стала активно внедрять данную технологию.
Цель работы над проектами в начальной школе – развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся. (ФГОС второго поколения). Опыт работы свидетельствует, что в использовании проектного метода в начальных классах эффективна следующая последовательность его модификаций: от недолговременных (1-2 урока) однопредметных проектов к долговременным, межпредметным, от личных проектов – к групповым и общеклассным.
Сущность методов проекта:Оформление результатов
Прогнозирование новых проблем
Проблема
Защита проекта
Исследовательская, поисковая проектная деятельность
Проблемная ситуация
Поиск способов решения
(выдвижение гипотез)

Приведу примеры проектов, которые были реализованы в 1 – 2 классе:

Предметная область Вид Название
Окружающий мир. Индивидуальный, краткосрочный. Выставка и защита проекта «Моя малая Родина».
Окружающий мир. Индивидуальный, краткосрочный. Выставка и защита проекта «Моя семья».
Окружающий мир. Индивидуальный, краткосрочный. Выставка и защита проекта «Мой класс. Моя школа».
Окружающий мир. Индивидуальный,
долгосрочный. Выставка и защита проекта «Мои домашние питомцы».
Окружающий мир. Коллективный, краткосрочный. Выставка и защита проекта «Профессии».
Литературное чтение Индивидуальный,
долгосрочный. Выставка и защита проекта «Наши веселые буквы».
Математика. Коллективный, краткосрочный. Выставка и защита проекта «Наши веселые цифры».
Математика Коллективный, краткосрочный. Выставка и защита проекта «Математика у нас дома».
(Приложение №1 «Проект»)
В ходе работы по данной теме, я определила для себя следующие критерии: Справедливость, Индивидуальный подход, Саморефлексия, Терпение, Единство обучения и воспитания, Мудрость, Активность; для учащихся: Самостоятельность, Индивидуальность, Самопознание (саморефлексия), Творчество, Естественность, Мобильность, Активность.
Я - классный руководитель. Целью моей воспитательной работы является создание условий для развития многогранной творческой личности.
Воспитательную работу в классе планирую по следующим направлениям:
духовно-нравственное, правовое развитие личности;
интеллектуально-творческое развитие личности;
воспитание способности осознанно вести здоровый образ жизни;
гражданско-патриотическое развитие личности;
культурно-историческое развитие личности.
Методика моей воспитательной работы строится на коллективной творческой деятельности.
Огромную роль в воспитании детей играют родители, которых я сумела организовать и объединить. Вообще я считаю, чем дружнее и сплочённее родители, тем дружнее дети. Родители принимают активное участие во всех классных мероприятиях, помогают мне, как классному руководителю в организации и проведении, а детям в подготовке мероприятий. Родители живут жизнью класса вместе с детьми.
Мои уроки и внеклассные мероприятия всегда открыты для родителей. Это помогает родителям увидеть своих детей в новой социальной роли (Я-ученик), отследить результаты своего домашнего воспитания, выявить причины неудач своего ребенка и порадоваться его успехам. А чтобы работа была осознанной и значимой для родителей, в начале года совместно планируем воспитательную работу на учебный год, выявляем актуальные вопросы для рассмотрения на родительских собраниях. Приглашение родителей на классные и общешкольные родительские собрания, индивидуальные встречи и консультации, совместная подготовка и проведение праздников помогают мне создать единую систему полноценного взаимодействия всех участников образовательного процесса: учитель — дети — родители. Это дает свои результаты.
Большое внимание уделяю занятости учащихся во внеурочное время. Результатом этой работы стала практически стопроцентная занятость учащихся в кружках и секциях по интересам, некоторые дети посещают не по одному кружку.
Организую познавательную и практическую деятельность: участвуем во всех школьных мероприятиях, во Всероссийских олимпиадах («Китёнок», «Эрудит», «Русский медвежонок», «Кенгуру»). (Приложение № 2)
С первого класса мною, ведется летопись класса. Это альбом, в котором находятся фотографии со всех классных и школьных мероприятий, а также с урочной и внеурочной деятельности. (Приложение № 3 «Фотоальбом»). Каждым учеником моего класса ведётся портфолио, которое представляет собой подборку, коллекцию работ, целью которой является демонстрация образовательных достижений учащегося. (Приложение № 4 «Портфолио»). Портфолио позволяет проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе обучения, причем вне прямого сравнения с достижениями других учеников.
Стараюсь принимать активное участие в профессиональной деятельности. В 2012 году выступала на МО учителей начальных классов, с темой: «Организация и проведение уроков - исследования». В 2013 году выступала на МО классных руководителей с темой: «Игра – как способ развития пытливости и любознательности.
Условия для моей работы, я считаю, хорошие. В кабинете есть всё необходимое для осуществления моей педагогической деятельности и поставленных задач. (Приложение № 5)
Результаты моей педагогической деятельности
1.Абсолютная успеваемость 100%.
2. Позитивная динамика качества знаний по предметам.


Так как, в 1 классе безотметочная система обучения, итогом работы являются результаты комплексной работы:

2 класс


3. У учащихся появился интерес к учебе и уверенность ученика в себе.
(Приложение № 6)
4. В 2012-2013 учебном году учащиеся 1- Б класса приняли участие в муниципальном конкурсе «Дебют в науке» в проекте «Мы дети Земли» (проект был частично опубликован в местной газете «Мещёрские вести» от 07.03.2013г. №84 (Приложение № 7), и полностью опубликован 29.04.2013г. №86 (Приложение № 8), и во II муниципальном конкурсе чтецов. (Приложение № 9)
5. Благодарственные письма, грамоты. (Приложение № 10)
№ Вид Год Организация
1 Благодарственное письмо за участие в проведении международного дистанционного Турнира первоклассников и за подготовку ЛАУРЕАТА Турнира. 2012 ФГБОУ ВПО «Набережночелнинский институт социально –педагогических технологий и ресурсов.
2 Грамота за 2 место в конкурсе «Дебют в науке». 2013 МО пос.Уршельский Гусь-Хрустальный район Владимирская область.
3 Благодарность за подготовку воспитанников ко II открытому муниципальному конкурсу чтецов «Я сохраню тебя, Русская Речь». 2013 МО пос.Уршельский Гусь-Хрустальный район Владимирская область.
4 Благодарность за организацию и проведение Всероссийских предметных олимпиад для младших школьников. 2013 Центр поддержки талантливой молодежи г.Бийск Алтайский край.
5 Диплом за подготовку участника – победителя Всероссийских предметных олимпиад. 2013 Центр поддержки талантливой молодежи г.Бийск Алтайский край.
6 Сертификат за проведение и организацию Всероссийского дистанционного конкурса для учащихся начальных классов «Китенок-2013» 2013
Приложение №6
Диагностическая методика «Мое учение»
Я предложила учащимся (12 человек) ответить на вопросы анкеты:
Учиться в школе мне
интересно;
не интересно;
не знаю.
Я хожу в школу, потому что
мне нужны знания;
люблю общаться с друзьями;
это требование родителей.
Мои любимые предметы:



Я испытываю затруднения в учении, потому что: …
1460536957000Результаты:




Приложение №5
1.Кабинет оснащен мебелью, соответствующей возрасту и росту учащихся.

1945640588010002. В кабинете выделена зона отдыха, где дети имеют возможность поиграть.

3. Кабинеты оснащены учебно-методической литературой, дидактическим материалом, наглядными пособиями, тематическими стендами (творческий уголок – выставки работ учащихся, учебные стенды, информационные стенды для учащихся и родителей класса и т.д.), ориентированными на познавательное и эмоциональное развитие учащихся.

4. Кабинет оснащен техническими средствами обучения (ноутбук, проектор интерактивная доска),что позволяет эффективно использовать кабинеты в учебно-воспитательном процессе.

5.  В кабинете собраны нормативные документы: Государственный образовательный стандарт, образовательные программы, календарно-тематические планы. Инструкции по технике безопасности, перечень наглядных и учебных пособий, методической литературы.

6.  В кабинете имеется достаточное количество комнатных растений.

Приложение №2



Приложение №7

Приложение №8



Приложение №9