Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов Черкасовой С.Н


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Позднеевская средняя общеобразовательная школа
Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов
Черкасовой Светланы Николаевны

х.Позднеевка
2014-2015уч.год
"Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому,и это станет моим навсегда". Древняя мудрость
Черкасова Светлана Николаевна - учитель начальных классов
Стаж педагогической работы – 14 лет
Место работы – Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Позднеевская средняя общеобразовательная школа
Образование: высшее.
Окончила в 2000 году Зерноградское педагогическое училище.
Специальность по диплому: преподавание в начальных классах.
Квалификация: учитель начальных классов со специализацией логопедия.
Окончила в 2006 году  Ростовский государственный педагогический  университет. 
Специальность по диплому: «Биология».
 Квалификация  «Учитель  биологии».
Цели моей профессиональной деятельности напрямую зависят от стратегии развития образования в России, крае, районе и, конечно, от тех целей, которые ставит перед собой наше образовательное учреждение. В настоящее время:
Цель моей педагогической деятельности :  - реализовывать концепцию и программу « Начальная школа 21 века» в условиях введения государственного образовательного стандарта начального общего образования;
- осуществлять компетентностный подход в обучении, направленный на достижение новых образовательных результатов: личностных, предметных, метапредметных;
-  воспитывать гражданские качества , патриотическое отношение к России и своему краю
Умею проектировать свою профессиональную деятельность и деятельность учащихся с учетом современных требований к качеству образования. Стараюсь строить образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей учащихся, их реальных затруднений и потребностей. Владею педагогическими технологиями и использую их в процессе деятельности (использование проблемного, частично-поискового, исследовательского обучения и др.). В своей работе учитываю возрастные особенности учащихся, уважаю их мнение, умею доступно и убедительно объяснить свою позицию в детском коллективе. На своих уроках стараюсь создать благоприятный морально-психологический климат в ученическом коллективе, мотивирую на достижение результатов, оказываю психолого - педагогическую поддержку. Проявляю уважение к личности каждого ребенка, учитываю возрастные особенности детей, поощряю детей высказывать свои мысли и чувства, использую жизненные ситуации для развития ребенка, создаю ситуации достижения успеха.
В настоящее время педколлектив внедряет в жизнь программу информатизации образовательного процесса. Я принимаю активное участие в ее реализации. Проблема над которой я работаю
« Использование электронных образовательных ресурсов в условиях внедрения ФГОС НОО»
Актуальность изучения проблемы:
XXI век - век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Введение в образовательный процесс нового федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования определило обязательное внедрение и использование новейших мультимедийных и информационно-коммуникативных технологий в процесс обучения. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.
Под информатизацией начальной школы понимаю включение в образовательный процесс информационных и коммуникационных технологий в качестве средств обучения, воспитания и развития младших школьников. Провела для коллег открытые уроки с использованием ИКТ За счет игровой, исследовательской формы учебных заданий, мгновенной реакции компьютера на правильность их выполнения формируется высокая мотивация учения. Информатизация дает возможность дифференциации процесса обучения за счет индивидуального темпа и последовательности выполнения заданий различного уровня сложности. Использование мультимедийных средств расширяет способы предъявления учебной информации.
Основными целями использования компьютерных технологий на своих уроках я вижу: повышение мотивации к учебе, углубление знаний, развитие психофизических качеств учащихся в процессе их практической деятельности в игровой компьютерной среде.
Таким образом, создавая на каждом уроке благоприятную эмоциональную атмосферу, повышая мотивацию к учению, результатом моей работы стали высокие показатели качества обучения.
. В тоже время считаю, что не обязательно разрушать все то, что годами нарабатывалось российской начальной школой. Поэтому в своей работе сочетаю классические методы обучения младших школьников с новыми информационными технологиями, которые существенно дополняют и поддерживают традиционное обучение.
В этом учебном году я работала с первоклассниками. Выявление индивидуальных потребностей и интересов начинаю до знакомства с первоклассниками на первом родительском собрании. Беседую с родителями, выясняю, чем дети любят заниматься, что им лучше удается, какие способности у них есть, что бы родители хотели развить в своих детях, какие навыки привить. Стремлюсь получить максимальную информацию о характере ребенка, о взаимоотношениях в семье. На первом родительском собрании провожу анкетирование родителей, в котором затрагиваются вопросы личностного индивидуального развития ребенка, а также вопросы, затрагивающие их потребности в дальнейшем образовании и развитии.
Выстраиваю свою работу с учетом полученной информации и на основании других психолого-педагогических методов изучения личности младшего школьника. Работаю в тесном сотрудничестве со школьным психологом.
Изучив особенности построения личностно-ориентированного урока (по И.С. Якиманской), применяю их в своей работе.
Каждый урок я начинаю с положительного эмоционального настроя на работу, стараюсь обогатить образовательный процесс позитивными эмоциями, это способствует снятию психологического и физического напряжения.
В начале урока тренирую детей в самостоятельном формулировании не только темы, но и цели урока, порядка организации учебной деятельности. Мои вопросы («Что мы изучаем?», «Догадайтесь, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке?», «Зачем нам это требуется?», «Какие термины в названии темы вам известны, что вы о них знаете?», «Как мы будем действовать?» и т.д.) подталкивают детей на самостоятельный поиск необходимой информации. Выстраиваю работу каждого ученика с учетом тех знаний, которые у него имеются по данной конкретной теме. Использую задания проблемно-поискового, развивающего характера, с интересным содержанием. Такой подход в обучении помогает мне вовлечь в активную работу каждого ученика. Всегда при выполнении заданий я внимательно выслушиваю различные ответы учеников, порой даже спорные. Способы общения: понимание, признание и принятие личности ученика, основанное на способности учитывать точку зрения ребёнка и не игнорировать его чувства и эмоции (я согласна с твоим мнением… или понимаю ход твоих рассуждений, но не могу согласиться с выводами…).
В конце урока обсуждаем не только то, что нового узнали, но и то, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, что сделать по-другому.
Выставляю оценки по ряду параметров: по конечному результату, пути его достижения, самостоятельности, оригинальности. Это позволяет донести до сознания учеников, что зачастую важен не только результат, но и та работа, которую он проделал для достижения этого результата.
С момента предыдущей аттестации работала по программе « Школа России».
Становление личности школьников прежде всего происходит на уроке. Активизирую познавательную деятельность ребят и повышаю интерес к учению на каждом этапе урока через индивидуальную, групповую работу;
дифференцированный подход; игру; создание ситуации успеха; самостоятельную работу.
Задания и материалы подбираю так, чтобы они были доступны по изложению, красочно оформлены, имели элементы занимательности и состязательности, содержали сведения и факты, выходящие за рамки учебных программ.
Схемы-опоры, таблицы, сигнальные карточки, раздаточный материал, занимательные упражнения давно стали верными помощниками в моей работе. Они вызывают чувства удивления, новизны, необычности, неожиданности, развивают сообразительность, инициативу, зажигают огонёк пытливости.
В результате ученик работает на уроке с интересом, и даже трудные задания становятся посильными для него. Помогаю каждому ученику самоутвердиться, искать и находить собственные пути получения ответа.
Прекрасным средством воспитания и обучения является игра.
Для этого я ставлю ученика в условия поиска, пробуждаю интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь чётко выполнять задания, соблюдать правила.
В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности. В результате дети оказывают помощь товарищам, считаются с интересами других. Правильно организованная самостоятельная работа способствует формированию познавательных интересов, развитию познавательных способностей, овладению приёмами процесса познания.
Через решение творческих задач разной степени трудности, многовариативных заданий обеспечиваю своим ученикам развитие логического мышления, прививаю навыки самоорганизации и самопроектирования.
В результате, обсуждая разные варианты поиска путей решения, дети активно предлагают возможные подходы, ищут доводы, защищают свой вариант ответа. При этом у них возникает желание узнать, почему одни способы решения задач оказываются рациональными, а другие – нет. А ещё они учатся внимательно слушать и слышать друг друга. Каждый успех делаю достоянием всего класса.
Постоянный анализ достижений учеников – обязательное условие моей работы. Смысл диагностирования вижу в том, чтобы получать по возможности реальную и наглядную картину развития ребёнка, его способности наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать.
Диагностирование позволяет мне определить, удаётся ли решать в единстве задачи обучения, развития и воспитания.
Важным условием моей работы является улыбка и доброе слово.
А сколько прибавляют они и уроку, и ребёнку! Искренней любовью я завоёвываю доверие детей, а значит, право воспитывать и учить. Таким образом, создавая на каждом уроке благоприятную эмоциональную атмосферу, повышая мотивацию к учению, результатом моей работы стали высокие показатели качества обучения.
На уроках математики активно использовала словесные, предметные, схематические, символические модели, что способствует развитию логического, абстрактного мышления. На пути решения задачи, нахождения значения выражения или доказательства «работы» того или иного математического закона в более сложной и данный момент «нерешаемой» самостоятельно ситуации разрешаю детям использовать калькулятор. На уроках русского языка с первых дней обучения уделяю особое внимание звуковому составу слова, орфоэпической и орфографической разминке на каждом уроке. Учу детей овладевать грамотной речью. Уделяю особое внимание на уроке умению мыслить и доказывать свою позицию. Считаю, что вместе с тем каждый ученик имеет право на ошибку. Ведь не ошибается только тот, кто не работает.
Результаты качества знаний по предметам следующие :Учебный год Класс Безоотметочное обучение
Высокий уровень Средний Низкий
2014-2015 1 29% 48% 23%

Для проверки усвоения материала провожу рейтинговые контрольные работы, составленные по принципу «от простого к сложному». Каждый ребенок знает, сколько номеров он должен выполнить для того, чтобы самостоятельно оценить свои возможности.
Для формирования умения выслушать точку зрения другого, найти истину в споре, в совместном поиске мне помогает организация работы в парах, в группах.
Таким образом, разнообразные приемы помогают мне не только активизировать познавательный интерес обучаемых, но и способствуют эффективному использованию времени на уроке.
У моих выпускников сформировано стремление к самоопределению и самообразованию:
они умеют самостоятельно работать с источником знаний, ведут экспериментальную практическую работу;
понимают и принимают учебные задания, проверяют свою работу и работу напарника;
умеют сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать и систематизировать материал;
активно участвуют в диспутах, грамотно ведут диалог;
а главное – у них особый стиль общения, в котором преобладает дух сотрудничества, сопереживания и взаимоуважения.
Использование данных технологий и приемов обучения позволило мне достигнуть хороших результатов обучения.
Реализация принципов личностно-ориентированного обучения позволила обучающимся достичь неплохих результатов на школьных, районных предметных олимпиадах:
класс Классный руководитель Название олимпиад
(всероссийский уровень) Победители Участники Всего
1 Черкасова С.Н. ФГОС тест
математика
Окружающий мир 2
1 6
2 8
3
Видеоурок«Олимпиада ко Дню Победы» 1 - 1
«Фактор роста»
«Обучение грамоте»
математика
2
3 5
7 7
10
Во всём для своих ребят стараюсь, прежде всего сама быть личным примером. Поэтому активно участвую в разноуровневых мероприятиях.
Учебный год Мероприятие Уровень Степень участия
2014-2015 учебный год Муниципльный конкурс «Учитель года – 2015»
район Благодарность отдела образования Весёловкого района
Всеросиййский конкурс «Лучший сайт педагога» Всеросийский дистанционный конкурс с международным участием. Диплом I степени № АА 9619
Всероссийский конкур «Лучшая методическая разработка» Всеросийский дистанционный конкурс с международным участием. Сертификат № АВ2149
Публикации методических материалов на страницах образовательного СМИ «Продленка» Всероссийский образовательный портал Свидетельства о публикации за каждый отдельный материал
Публикации на образовательном интернет ресурсе «Учительский сайт» Всеросийский образовательный интернет ресурс Свидетельства о публикации за каждый отдельный материал
Подготовка победителей и участников всероссийских предметных олимпиад Всеросийские дистанционные предметные олимпиады Благодарственные письма за подготовку победителей.
Так же в 2014-2015 учебном году принимала участие в методических советах школы: готовила выступление по теме «Организация внеурочной деятельности в начальной школе», 25 марта 2015 года выступала на районном методическом объединении по проблеме «Использование ЭОР в условиях реализации ФГОС НОО».
В 2014-2015 учебном году прошла курсы повышения квалификации:
1.«Педагогика и методика начального образования» по проблеме «Управление качеством образования в условиях реализации ФГОС НОО (ИПК и ПРО)
2.«Организация инклюзивного образования детей инвалидов с ОВЗ в общеобразовательных организациях» (Московский городской педагогический университет)
Я - классный руководитель. Целью моей воспитательной работы является создание условий для развития многогранной творческой личности.
Методика моей воспитательной работы строится на коллективной творческой деятельности.
Опираясь на общеобразовательную подготовку учащихся и учитывая их интересы, способности и возрастные возможности я провожу воспитательные мероприятия, которые расширяют кругозор учащихся, увеличивают познавательные возможности, развивают самостоятельность и активность.
Дети моего класса активно участвуют во всех школьных мероприятиях.
С первого класса сначала мною, затем учащимися велась летопись класса. Это альбом, в котором вклеены фотографии, грамоты со всех классных, школьных и районных мероприятий. Каждым учеником моего класса ведётся портфолио, которое представляет собой подборку, коллекцию работ, целью которой является демонстрация образовательных достижений учащегося. Портфолио позволяет проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе обучения, причем вне прямого сравнения с достижениями других учеников.
Эффективность обучения и воспитания в школе во многом зависит от взаимодействия учителя с родителями обучающихся, их поддержки и помощи. Стараюсь сделать родителей своими единомышленниками, творцами общего со мной дела формирования личности ребенка. При проведении родительских собраний не уделяю много времени рассказу об успеваемости детей, а анализирую причины отставания, мотивы поведения, даю рекомендации по коррекции воспитания, часто приглашаю на собрания школьного психолога. Члены родительского комитета – мои самые неравнодушные и активные помощники во всем. Я пришла к выводу, что использовать родителей в качестве пассивных слушателей неправильно: каждую минуту совместного пребывания нужно использовать для того, чтобы дети гордились ими, поэтому провожу совместные мероприятия, на которые они идут не как зрители, а как участники. В совместных конкурсах, соревнованиях, эстафетах взрослые и дети учатся лучше понимать друг друга, а родители имеют возможность понаблюдать за общением своего ребенка с другими.
В моем арсенале есть еще одна форма ежедневного общения с родителями – это дневник. Я стараюсь сделать так, чтобы дневник стал для ребенка значимой вещью в школьном портфеле, а родителям хотелось такой дневник хранить. Они видят в дневнике не только результаты контроля знаний, но и записи о благодарности: за безупречный внешний вид школьника, за организацию экскурсий, за помощь классу, за хорошее воспитание ребенка и т. д. Эти записи помогают еще и еще раз пережить эмоциональный подъем и повысить свою самооценку. Некоторые родители недооценивают значимости процесса познания, для них становится важной только оценка, вследствие чего учебная мотивация детей сводится лишь к получению пятерок. Для того чтобы преодолеть эти трудности, веду активную разъяснительную работу среди родителей, привлекаю их к учебно-воспитательному процессу.
Вообще я считаю, чем дружнее и сплочённее родители, тем дружнее дети. Родители принимают активное участие во всех классных мероприятиях, помогают мне, как классному руководителю в организации и проведении, а детям в подготовке мероприятий. Родители живут жизнью класса вместе с детьми. За период обучения в начальной школе было проведено множество внеклассных мероприятий. Участвуя в мероприятиях, дети сближаются, становятся дружнее, растёт их мастерство общения. Они всегда в постоянном поиске.
По-моему мнению, воспитательная работа является одной из главных составляющих всего процесса обучения в школе. Научить ребёнка самостоятельно строить свою жизнь, неся ответственность за неё, формировать социально необходимые знания и навыки, профессиональный интерес, гражданскую позицию – вот принципы системы воспитания в классе.
Дети проявляют большой интерес ко всему новому. Все обучающиеся посещают различные секции, внешкольные объединения дополнительного образования по различным направленностям. На протяжении всех лет моей работы внеурочная занятость учащихся моего класса составляет 100%.
Основное направление своей будущей деятельности вижу в повышении качества образования за счет максимального использования на уроках исследовательских, информационно-коммуникативных технологий обучения, сохранение и укрепление здоровья обучающихся при помощи здоровьесберегающих технологий. Планирую создать воспитательную систему класса, основанную на формировании духовно-нравственных ценностей.
«Кто стоит на месте, тот отстает» - эта поговорка древних римлян как нельзя лучше отражает мое стремление к постоянному поиску новых идей, новых проектов.