Гражданско-патриотическое воспитание средствами краеведческой деятельности


Гражданско - патриотическое воспитание в ОГКОУ Пучежской школе – интернат средствами краеведческой деятельности.
1.Актуальность
В Федеральных государственных стандартах второго поколения содержится описание портрета будущего выпускника: «Выпускник будущего это патриот, носитель ценностей гражданского общества, осознающий свою сопричастность с судьбой Родины».
Социальная значимость данной работы определяется в том, изучение краеведения воспитывает стремление быть полезным своему родному городу, месту, где родился и вырос, становится фундаментом, на котором можно воспитать гордость за свою страну, свой край и стремление активно участвовать в общественных процессах.
Интерес к проблеме гражданско-патриотического воспитания средствами краеведческой деятельности обусловлен тем, что местный материал доступен обучающимся с ОВЗ для освоения, позволяет на конкретных примерах объяснить достижения всего человечества, раскрыть преемственность в культурных традициях и определить место своего края в отечественной и мировой истории. Обучающиеся, познающие новые, неизвестные для них страницы истории своей малой родины, чувствуют себя первооткрывателями. Так воспитывается гражданственность, чувство собственной значимости.
2.Приобщение школьников с ОВЗ к краеведению.
Принципы реализации краеведческих знаний.
В специальной коррекционной педагогике и психологии выдвигается на первый план проблема эмоционального развития детей с нарушением интеллекта. Школьники ограничены в возможностях выражения переживаний и отношений социально - приемлемым способом; испытывают затруднения в понимании эмоциональных состояний других людей. Всё это сказывается на качестве учебно-воспитательного процесса. Следовательно, возникает необходимость в комплексном, целенаправленном, своевременном, систематическом коррекционном воздействии на эмоциональные рецепторы детей с ОВЗ, с учётом их индивидуальных особенностей. Именно краеведение имеет в своём арсенале те нужные составляющие, которые могут дать необходимое воздействие на воспитание патриотического сознания у детей с нарушением интеллекта.
На основании многолетних наблюдений отмечено, что миграция выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений невелика, в основном по окончании школы они остаются жить и работать в своей местности. В связи с этим изучение природы, истории, культуры, традиций родного края приобретает особую важность для детей и подростков с ОВЗ.
Для изучения истории родного края и воспитания любви к своей малой родине, городу и людям, которые в нём живут, в ОГКОУ «Пучежская школа-интернат» с 2002 года создано детское творческое объединение клуб «Краевед» [см. прил. 14,15]. На занятиях создаются условия для личностного и профессионального самоопределения, дети знакомятся с профессиями, востребованными на рынке труда, в нашем регионе. На занятиях клуба идёт практическая подготовка к самостоятельной жизни и труду, у них формируются знания и умения, способствующие социальной адаптации. На занятия приглашаем успешных выпускников нашей школы, которые делятся своими трудовыми победами, тем самым помогают осознавать себя личностью, умению преодолевать трудности, взаимовыручке, а также уверенность в жизни и обществе.
Занятия клуба проводятся как на базе школы, так и на базе Пучежского краеведческого музея в форме экскурсий, с элементами школьных уроков в музее, викторин, уроков встреч по изученным темам.
Виды и формы внеклассной краеведческой работы:
1.Урок – экскурсия.
Педагогическое значение экскурсий очень велико. Во-первых, они дают возможность воспитанникам знакомиться с краеведческими объектами в их естественных условиях. Экспозиции музея, построенные тематическими блоками, наглядно раскрывают яркие страницы города в контексте исторических событий, происходивших в мировой и Отечественной истории. Во-вторых, в педагогическом отношении экскурсия очень продуктивна, так как предметна и конкретна. Теоретический материал иллюстрируется предметами прошлого, что позволяет более ярко представить атмосферу того или иного периода времени в развитии Пучежа (см. фильм). Наиболее интересны детям занятия с музейными экспонатами - ребёнок трогает предметы старины, соприкасается с целой эпохой [см. фото]. В-третьих, экскурсии всегда вызывают у школьников повышенный интерес. После проведения экскурсии провожу беседу с воспитанниками, заслушиваю сообщения, с которыми они выступают на внеклассных мероприятиях. Формой выявлений результатов экскурсии также может быть выпуск бюллетеня, стенгазеты, зарисовки, сочинения, фотографии, краткие описания экспонатов, экскурсионных объектов.
Музейные занятия способствуют и формированию познавательных интересов. Где ребёнок может увидеть и потрогать коромысло, не то, которое «через реку повисло», а настоящее, ставшее полированным от плеч той молодицы, что «за водой по утру шла»? А прялки, на которых «три девицы под окном пряли поздно вечерком»? А ушат, в котором предлагал плескаться Мойдодыр? Как хорошо, что в нашем городе есть краеведческий музей! Видели бы вы, с каким упоением брали ребятишки в руки старинные вещи! Выстраивались целые очереди, чтобы поносить коромысло с ведрами, померять лапти, подержать в руках ухват с чугунком и т.д. Сколько было задано вопросов! Различные формы проведения занятий предусматривают активное участие каждого ребенка. Дети с помощью предметов воспроизводят некоторые трудовые процессы: имитируют работу пряхи - учатся вращать настоящее веретено; подражая жнице, работают серпом; держат на плечах коромысло и представляют, как в старину ходили за водой; отгадывают загадки, учатся играть в старинные игры.
В рамках проекта «Путешествие по губернии» ребята клуба составили образовательный проект по маршруту Ивановской области, с целью узнать историю наших городов и посёлков, познакомиться с уникальными архитектурными и художественными памятниками, узнать о культурных и научных достижениях региона, о трудовых и боевых подвигах земляков. Посетили: города Иваново, Шуя, Палех, Юрьевец, Кинешма, Плёс [см. фото., прил. 12].В рамках объявленного Года экологии краеведы совершают экскурсии в лес, в поле, на реку Волгу, где слушают пение птиц. Недалеко от реки Волги нам посчастливилось услышать, как поют синицы, зяблики, кукушка. Экскурсии на берег реки Волги, в лес, парк позволят детям усвоить правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе [см. фото].
2.Урок - выступление:
Мы с краеведами решили объединить русские народные загадки с историей некоторых старинных вещей из музея и выступить перед другими учащимися нашей школы. Получился оригинальный, живой, запоминающийся предметный урок «История старинных вещей», цель которого - познакомить учащихся с предметами старины, их назначением в прошлом и ценностью сейчас.
Дети всегда ждут занятий в музее. Они говорят: «Я всегда с нетерпением жду, когда мы опять пойдем в музей»; «Мы очень любим музей за все интересное, которое мы там получаем»; «Музей - это место, где хранятся тайны».
3. Межпредметные уроки:
На занятиях клуба дети знакомятся с историей развития льноводства в нашем крае. На весь мир известна уникальная Пучежская строчка. Знания, полученные на занятиях клуба «Краевед», дети применяют на практике, на уроках трудового обучения швейное дело. Для сохранения народных традиций и передачи опыта молодому поколению в нашей школе создан театр мод "Льняные фантазии" [см. фото]. Коллектив Пучежской школы - интернат уже много лет работает по программе возрождения народных промыслов. Каждая модель из льняной ткани украшена бисером. Кажется, сама природа волжских пейзажей помогает им творить, выдумывать, дерзать, воплощать свои самые необычные идеи на ткань. При работе по моделированию и пошиву модели одежды изо льна одним из направлений работы – строчевая вышивка, которой успешно занимается наш театр (приложение фотоотчёт) В школе большое внимание уделяется изучению и развитию народных промыслов. Работы ребят оцениваются на самом высоком уровне. Задача клуба «Краевед» является использование технологий построения программы личностного профессионального самоопределения обучающихся, чтобы они сознательно сделали свой выбор. Выпускники нашего учреждения имеют возможность успешно адаптироваться и быть интегрированным в современном обществе, на предприятиях нашего города [см. прил. 1].
На занятиях краеведы приобретают знания об истории происхождения названия города Пучежа, собирают материал об основных занятиях и быте крестьян (показ костюмов и деталей старинной женской одежды, сравнение праздничной и повседневной одежды). Рассказ сопровождается грамзаписями русских песен: «Красный сарафан», «Валенки», «Сапожки русские». Проведение дидактических игр, например, «Что, как называется» (объяснение названия одежды, составление рассказов об особенностях тех или иных костюмов, их деталях, хранящихся дома как семейная реликвия), «Оденем куклу Машу» (рисование для куклы старинного праздничного наряда или раскрашивание заготовок русского костюма). Работа с пословицами, например, «Какова пряха, такова и рубаха».
4.Исследовательская работа:
По плану мероприятий празднования 71-годовщины ВОВ, воспитанники детского творческого объединения клуба «Краевед» ОГКОУ «Пучежская школа-интернат» провели большую исследовательскую работу по сбору сведений и уточнению списков учителей-участников ВОВ Пучежского района. Посетив краеведческий музей, районную библиотеку, военкомат ребята изучили биографические сведения учителей-участников ВОВ. Полезной информацией поделилась с нами председатель комиссии по патриотическому воспитанию Пучежского районного совета ветеранов Э.В. Гаюкова. Большой материал ребята подчерпнули из видеофильма, созданный советом ветеранов «Живое слово о войне». Воспоминания участников войны, рассказы детей, внуков о своих родственниках, участвовавших в героической борьбе с фашизмом, служат средством военно-патриотического воспитания (приложение презентация Педагоги участники ВОВ) [см. прил. 2,3]. Со своими материалами участники творческих объединений выступают на классных часах, общешкольных мероприятиях, областной научно-практической конференции. Ребята понимают, что сегодня наша святая обязанность - сберечь память о тех, кто в то тяжелое время ушел на фронт.
5.Творческие проекты:
К 71-годовщине Победы нашего народа в Великой Отечественной войне, воспитанниками объединения был подготовлен проект «Чтоб не уснула наша память». Перед каждым ребенком была поставлена задача, создать свою страничку в общую книгу о Великой Победе. В этом случае обращение к истории своей семьи имело целью, собрать сведения о родственниках, воевавших на полях сражений, а также о тружениках тыла. Дети должны иметь представление, о том, какие потери и лишения несли семьи родных (см. прил. 4,5).
Участники клуба активно участвуют в исследовательско-творческих проектах, например, «Как мы следы осени искали» создание экологического дневника, рисунки, рассказы детей об осени и осенних изменениях природы. Проект «Жалобная книга природы» знакомит с потребностями птиц и животных в осенне-зимний период и способами помощи человека природе (создание буклетов, книжек-раскладушек о зиме и зимних изменениях в природе.) В проекте «Как нельзя вести себя в лесу» ребята осознают о необходимости охранять живые объекты, заботиться о них, (создание коллективного коллажа «Лес-дом для животных», изготовление альбома для Незнайки «Как нельзя вести себя в лесу», участие в конкурсе плакатов «Моя семья в лесу»). Ребята клуба «Краевед» создают простейшие коллекции, гербарии растений нашей местности, которые используются в дальнейшем на уроках чтения, биологии, развития речи, а также как подарки младшим школьникам.
6.В работе использую такую форму, как встречи с интересными людьми [см. фото]. Образ конкретного человека, его поступки всегда более убедительны для обучающихся специальной (коррекционной) школы. Участниками встреч могут быть разные люди: ветераны войны и труда, участники и очевидцы знаменательных событий, старожилы и знатоки родных мест, ученые Красной линией проходит творчество поэтов наших земляков. После чтения их произведений в детях формируется такие качества, как гуманность, любовь к Родине, любимому городу, природе нашего края.
7.Индивидуальная работа — это самостоятельная деятельность отдельных обучающихся, например: подготовка проектов, докладов, исследовательских работ, рефератов, иллюстрированных альбомов, отражающих особенности своего края, и т.д. [см. прил. 6,7,8.9,10]. Это позволяет каждому ученику найти своё место в общем деле. Такая деятельность требует от педагога знания индивидуальных особенностей учащихся, что выясняется путём бесед, анкетирования, изучения их интересов.
8.Фольклор - выступление – это мудрость, которой народ поделился при помощи песен, сказок, поговорок и др. Фольклор собирали ученые, уходя в экспедиции по селам и деревням края. Дети тоже «ходят в экспедиции», собирают материал народов своего края, участвуют в праздниках. Интересно проходят конкурсы русского народного творчества. Класс делится на подгруппы, каждая из которых обыгрывает тот или иной праздник, используя пословицы, поговорки, обрядовые песни, загадки, игры. В школе создан фольклорный театр «Вдохновение», ребята принимали участие в областном конкурсе детских театральных коллективов «Волшебный мир театра» в номинации «театрализованные действа и обряды», в котором одержали победу, став лауреатами 1 степени (см. приложение фотоотчёт).
8.Традиционной формой массовой краеведческой работы являются школьные праздники (см. приложение фотоотчёт). Они посвящаются датам календаря, юбилеям писателей, деятелей культуры, событиям, связанным с прошлым и настоящим своего края. Они расширяют кругозор, вызывают чувство приобщения к жизни страны и края, стимулируют детскую активность, развивают инициативу.
9.Знания, полученные в результате деятельности клуба «Краевед», используются в дальнейшем в учебно-образовательном процессе [см. прил. 11,19,20].
10.Широкое распространение среди школьников получили: конкурсы, викторины по краеведению. Они проводятся с целью выявления и развития интересов и способностей учащихся, стимулирования их познавательной деятельности.
Ежегодно юные краеведы участвуют в областных, межрегиональных и Всероссийских конкурсах, где занимают призовые места [см. прил. 13].
Это даёт ребёнку:
1) возможность саморазвития и самосовершенствования.
2) возможность ощутить свои силы, поверить в себя.
3) умение представлять свои результаты (развитие речи, возможность продемонстрировать свои достижения). Важно, чтобы обучающиеся чувствовали себя успешными, любое их достижение уже является движением вперёд.
Заключение:
Основная задача моей работы - показать, что одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является краеведение. В процессе реализации всех форм учебной и воспитательной работы с привлечением местного материала достигается главная цель - воспитание гражданина и патриота [см. прил. 17]. Идёт развитие ценностных отношений школьника к историческому и духовному наследию малой родины, к людям труда, к членам своей семьи, к школе, к памятникам культуры, к природе, к людям других поколений, к своему дому, друзьям, к традициям памяти событий Великой Отечественной войны. Так человек становится Человеком, а Родина – Отечеством. Социальное партнёрство - нетрадиционная форма активного сотрудничества детей и взрослых, широкое поле творчества педагогов и обучающихся, что способствует успешной социализации и профессиональному самоопределению детей с ОВЗ.
Подобное сотрудничество с Пучежским краеведческим музеем помогает решить сложные задачи приобщения школьников к истории и культуре; способствует лучшему обучению и воспитанию детей; помогает расширить их кругозор и словарный запас; обогащает жизненный опыт; расширяет знания учащихся о родном крае и воспитывает чувство патриотизма [см. прил. 16].
Анализируя опыт работы можно сделать следующие выводы:
1.Школьники знакомятся с начальными представлениями о самобытности и значимости культуры малой родины.
2.Осознают своё продвижение в овладении знаниями и умениями.
3.Испытывают чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края.
4. Создаются условия для личностного и профессионального самоопределения.
5. Идёт практическая подготовка к самостоятельной жизни и труду.
формируются знания и умения, способствующие социальной адаптации.
Список публикаций и печатных работ: [см. прил. 18].
Приложения:
Индивидуальные и коллективные достижения обучающихся в конкурсах краеведческой тематики различного уровня.Название
Уровень (ОУ,муниципальный,
региональный,
федеральный) Результат
(победитель,призер, участник) Дата
1.«Местные народные промыслы»
Исследовательская работа
в номинации «Путешествие в край голубого льна» Всероссийский географический конкурс
2 место по Центральному Федеральному округу.
2015 г.
2.«Водоёмы»
Творческая работа Всероссийский географический конкурс
Свидетельство 2015г.
3. «Летнее вдохновение».
Стихи, рассказы Всероссийский литературный конкурс
III место по Ивановской области
2015г.
4. «Реки и озёра Ивановского края»
Исследовательская работа Всероссийский географический конкурс
1 место по Пучежскому району Ивановской области, 2015г.
5. «Речки нашего города»
Исследовательская работа Всероссийский географический конкурс
3место по Центральному Федеральному округу 2015 г.
6. «Волга-матушка река»
Исследовательская работа Всероссийский географический конкурс
1 место по Ивановской области, 2015г.
7. «Лучший по профессии» Всероссийский конкурс в г. Белгород 1 место 2015г.
8.Фестиваль детского творчества «Варенье» в номинации «Костюм. Народные былины» Всероссийский Фестиваль детского творчества Диплом 2 степени 2014г.
9. «Волшебный мир театра» в номинации «Театрализованные действа и обряды»
областной Лауреат 1 степени 2013 г.
10.
Фольклорный фестиваль в номинации «Календарные обряды» региональный Лауреат 1 степени 2013г.
11.Лучший природоохранительный проект в номинации «Сохранение наземных экосистем» региональный 2 место
2013 г.
12. «Природа ищет друга» Региональный
Литературно-художественный участие 2014г.
13. Областной слёт любителей природы Региональный
Сертификат
участника
2014г.
14. «Рисую, храню, люблю» Региональный
конкурс детского рисунка Диплом
Лауреата 2014 г.
15.На взлёте творчества молодых в номинации «Национальный костюм» областной участие 2014г.
16.«Гипюра сказочный узор» Областной фестиваль Лауреат 2014г.
17. «Святые заступники Руси» конкурс рисунков Всероссийский творческий конкурс Свидетельство
участника
2014 г.
18. «Зелёная планета 2014» Региональный этап Всероссийского конкурса Лауреат
2014г.
19. Конкурс коллекций моделей одежды из экологически чистых материалов в номинации «Современность и традиции» Всероссийский детский экологический форум Лауреат 2014 г.
20. «Спасибо деду за Победу» Областной конкурс детского рисунка Сертификат
участника
2015 г.
21.«Война и мир: научные исследования и императивы современного образования» Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием Сертификат участника 2014 г.
22. «Готовы встать в строй» муниципальный Благодарственное письмо 2014г.
23.«Подвиги наших земляков в годы войны» ТУСЗН по Пучежскому муниципальному району литературно-художественный конкурс Участие
сертификаты 2014 г.
24.Проект «Рушник». В разделе «Вышивка: гладь, ришелье, мережка строчевая» региональный Лауреат 2014 г.
25. «С заботой к родному краю»- молодёжная акция муниципальный Сертификаты
2015 г.
26.Детская экологическая конференция «Экология моего края» региональный II место
грамота 2014г.
27.«История моей страны» Конкурс рисунков Международный участие 2014 г.
Областное государственное казённое общеобразовательное учреждение
«Пучежская коррекционная школа - интернат»
155360, г.Пучеж Ивановской области, ул.Ленина , д.ЗЗ тел.8(49345)214-92,210-05 факс:214-92
e-mail: internatpuch@yandex.ruПрограмма детского творческого объединения клуба «Краевед»
Пояснительная записка.
Программа внеурочной деятельности клуба «Краевед» в коррекционной школе ориентирована на социальное направление.
Актуальность программы обусловлена тем, что именно краеведение во всех его формах способствует всестороннему развитию личности, совершенствованию интеллектуального, духовного развития, посредством изучения родного края, бережного отношения к традициям, культуре и истории своего народа, через практическое участие в сборе и хранении документов, изучении экспонатов природы и культуры.
Краеведческая деятельность направлена на воспитание у детей гражданственности и патриотизма, ведь проявление этих чувств начинается с детства, с любви к матери, к дому, к своим друзьям, к родному городу.
Работа по краеведению в школе позволяет решить целый ряд познавательных задач, развивает школьников, заинтересовывает их и при правильной организации дает импульс к самостоятельной деятельности. Изучение особенностей родного края способствует формированию нравственных убеждений, творческих способностей. Занятия в клубе помогут обучающимся овладеть рядом умений и навыков, которые потребуются им в процессе дальнейшего обучения и в будущей самостоятельной жизни.
Процесс познания родного края необходимо тесно связывать с изучением его природы, мира животных, с начальным экологическим и эстетическим воспитанием. Занятия в клубе предусматривают привитие детям такой черты, как бережное отношение к памятникам прошлого. Следуя таким путем, можно заложить основы высококультурной, разносторонней личности. На занятиях ведется целенаправленная работа над осознанием каждым школьником своей личной связи с историей Родины.
Формы проведения внеурочных занятий: теоретические занятия, экскурсии по своему городу, в лес, поле, на озеро; встречи с интересными людьми, живущими рядом; работа над сбором материалов в школьный краеведческий музей, тематические экскурсии в Пучежский краеведческий музей.
Свои впечатления об увиденном и услышанном на занятиях, обучающиеся оформляют в виде рисунков, устных рассказов, докладов, которые сопровождаются презентациями. Ребята создают простейшие коллекции, гербарии растений нашей местности. На основе индивидуальных детских работ создаются коллективные: тематические книжки-раскладушки, газеты, выставки.
Данная программа предназначена для обучающихся 9-го класса, рассчитана на 34 часа.
Цель: способствовать воспитанию у детей нравственности и духовности посредством изучения родного края, гражданственности, бережного отношения к традициям, культуре и истории своего народа.
Задачи:
- развитие интеллектуальных и поисково-информационных умений в ходе изучения местного материала;
- развитие у обучающихся качества творческой личности;
- формирование у обучающихся умений познавательно-исследовательскойдеятельности ; осознание обучающимися сопричастности к делам и традициям земляков;
- ознакомление с неразрывной связью истории и развития родного города с историей и развитием края и всего нашего государства;
- воспитание гражданственности и патриотизма;
Данная программа способствует формированию у школьников следующих видов универсальных учебных действий.
Метапредметные результаты
Личностные универсальные учебные действия
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.
Регулятивные универсальные учебные действия
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; сотрудниками музея
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
адекватно воспринимать оценку

Познавательные универсальные учебные действия
строить речевое высказывание в устной форме;
осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью педагога
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
включаться в творческую деятельность под руководством педагога и сотрудников музея;
Коммуникативные универсальные учебные действия
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
Планируемые результаты реализации программы клуба «Краевед» ориентированы на достижение всех трёх уровней воспитательных результатов.
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни).
Школьники приобретают знания об истории происхождения названия города Пучежа, об основных занятиях и быте крестьян; об истории школы; о семье и семейных традициях; о жизни ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла; о правилах коллективной работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации.
Обучающийся научится:
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; сотрудниками музея;
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
адекватно воспринимать оценку взрослых;
строить речевое высказывание в устной форме;
осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом).
Идёт развитие ценностных отношений школьника к историческому и духовному наследию малой родины, к людям труда, к членам своей семьи, к школе, к памятникам культуры, к природе, к людям других поколений, к своему дому, друзьям, к традициям памяти событий Великой Отечественной войны.
Обучающийся получит возможность для формирования основ экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; для формирования гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.
Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия).
Школьник может приобрести опыт природосберегающей и природоохранной деятельности; опыт охраны памятников истории и культуры; опыт общения с представителями других поколений, с участниками и очевидцами Великой Отечественной войны; опыт волонтёрской деятельности; опыт организации совместной деятельности в сотрудничестве с музеем;
Обучающийся научится:
включаться в творческую деятельность под руководством учителя;
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности
К концу обучения школьники должны уметь:
Уметь выполнять правила безопасного и экологического поведения в природе
Подбирать материал о традициях, исторических событиях, культурном и экологическом развитии объектов
Уметь выражать эстетические чувства и переживания творческими средствами.
Программа клуба «Краевед» способствует формированию у школьников следующих качеств личности:
патриотизм;
терпимость и уважение к истории, традициям, обрядам, культуре, языку нации и народностей;
ответственность и чувство долга, милосердие, достоинство, уважение;
трудолюбие;
настойчивость;
дисциплинированность;
любовь к малой родине;
Формы учёта знаний, умений
В процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (тестовые материалы, проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения).
Условия реализации:
Занятия клуба «Краевед» проводятся на базе Пучежского краеведческого музея в форме экскурсий, с элементами школьных уроков в музее, викторин, уроков – путешествий, уроков встреч по изученным темам. Экспозиция музея, построенная тематическими блоками, наглядно раскрывает яркие страницы города в контексте исторических событий, происходивших в мировой и Отечественной истории. Теоретический материал иллюстрируется предметами прошлого, что позволяет более ярко представить атмосферу того или иного периода времени в развитии Пучежа.
Ожидаемые результаты:
Реализация программы предполагает:
- возрождение истинных духовных ценностей в среде обучающихся школы, патриотического отношения к Родине;
- историческая преемственность поколений;
- уметь организовать деятельность клуба;
- собрать материалы о своём крае и его экономическом развитии;
- иметь представление о растениеводческих и животноводческих направлениях нашего края, о труде людей в сельской местности;
- знать историю деревень, народные промыслы, легенды, сказки, песни местного населения.
Список литературы:
Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. - М.:2010.
Асмолова, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия. - М.:Просвещение, 2010, 119с.
Аверина, Н.Г. О духовно-нравственном воспитании школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. - 2005 - №11 - С. 68-71
Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников./ Методический конструктор. - М.: Просвещение, 2010, 223с.
Жарковская, Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании - 2003 - №3 - С. 9-12
Планируемые результаты начального общего образования / [Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.] ; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. - М. : Просвещение, 2009. - 120 с. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 9785090210584.
Игра-путешествие по Ивановской земле.
Цели, задачи и основная идея
Игра-путешествие призвана помочь детям узнать себя, накопить знания о том, что находится вокруг и почувствовать ответственность за происходящее, испытать радость и гордость от того, что они живут в Ивановской области. Цели игры: Создание условий для творческого самовыражения личности. Воспитание гражданина своей страны. Задачи: Организовать игру-путешествие для развития индивидуальных способностей детей. Способствовать формированию здорового образа жизни. Создать положительный эмоциональный климат в коллективе, способствующий развитию коммуникативных способностей детей. Познакомить с историей малой родины.
Основная идея игры – формирование гражданской позиции. Гражданин России – это человек, открывший гармонию в себе и ищущий гармонию в своих отношениях с другими людьми; это человек, обладающий знаниями и знающий как ими распоряжаться на пользу себе и другим людям, умеющий наблюдать, действовать и чувствовать ответственность за происходящее; это трудолюбивый человек, отдающий свой труд на благо процветания общества; это благородный человек, способный прийти на помощь другим. Эта игра помогает каждому ребенку проявить и развивать все свои таланты, делает внеклассную работу более целенаправленной и интересной. Проявляя свои таланты и способности, ребята   больше узнают о себе, о родной стране, знакомятся с историей, людьми, событиями, предприятиями. Они приобщаются к делам взрослых, к важным событиям, которыми живет страна, ивановский край, учатся отстаивать свою точку зрения и помогать другим, заботиться о своем здоровье и творчески решать принятые задачи.
Модель игры:
Игровые роли
Путешественники – воспитанники детского творческого объединения клуб «Краевед»
Командир путешествия  (пилот, капитан и т. д.) – руководитель клуба О. Г. МартиросянЕго  название меняется в зависимости от транспорта путешествия, который меняется в зависимости от характера путешествия. Командир дает команды, информирует об условиях передвижения. Книговеды – информируют о книгах, устраивают выставки книг, Занимаются подготовкой викторин, конкурсов. Экскурсоводы - ведут экскурсию по очереди (экскурсия может быть заочной и очной) Корреспонденты - берут интервью, собирают материалы для газеты. Издатели и художники-иллюстраторы - выпускают газету (устную, компьютерную, живую, рисованную)
Игровой транспорт меняется в зависимости от характера передвижения по маршруту и выбора детей. Знакомясь с природой родного края, ребята плывут по Волге и ее притокам на теплоходе; отправляются в прошлое Ивановской области на «машине времени»; узнают новое о нашей солнечной системе, пролетая на звездолете. Транспорт, на котором путешественники отправляются по маршруту следования, должен быть целесообразным, удобным, скоростным.
Символы игры
Вместе с ребятами путешествуют «веселые человечки», которые сопровождают в путешествии, благодарят за дела, организуют встречи и т. д. Городовичок – рассказывает об истории и сегодняшнем дне родного края, организует экскурсии Трудовичок – курирует трудовые дела, прилежную учебу Добрячок – организует помощь себе и другим, добрые дела от души и по просьбе. Здоровячок – учит бережно относиться к своему здоровью проводит и контролирует занятия физкультурой и спортом, выполнение режима дня, правильное питание, организует походы, туристические слеты.
Наглядное сопровождение игры-путешествия
В игре-путешествии активно используются возможности компьютерной техники, мультимедийного проектирования, стенды, которые помогают ярче реализовать задачи путешествия, подчеркнуть игровое начало. Электронная презентация «Мы жители Ивановской области» позволяет повысить мотивацию участия в игре, появляется возможность наглядно показать все стороны развития игры. Музыка и анимация привлекают обучающихся с самого  первого момента: путешествие обещает быть  самым веселым и познавательным! Диалог ведет руководитель, а веселые человечки-герои игры. Карта путешественников. Карта прослеживает движение ребят вместе с веселыми человечками, которые отвечают за определенную тропу путешествия. Планируем создать в этом году «Успешный дневничок». Такой дневничок  будет у каждого путешественника. Веселые человечки, участвующие во всех мероприятиях, будут оставлять свои автографы в «Успешном дневничке», а также сотрудники краеведческого музея, которые с удовольствием играют вместе с нами. Игра-путешествие – это романтическое действие, совместное творчество ребят и взрослых, в результате которого происходит расширение кругозора, накопление знаний о том,  что находится вокруг нас, возникает желание участия в делах  семьи, школы, города. Ребята учатся наблюдать, смотреть и видеть, а так же думать и осознавать что они видят. Большое внимание в программе уделяется формированию здорового образа жизни, укреплению здоровья детей, воспитанию гражданина своей страны.  В программе осуществляется принцип непрерывного образовательного процесса, уровневой дифференциацией, что отражает данная динамическая схема.
Для добившихся результатов районные краеведческие чтения, олимпиады, конкурсы.
Для интересующихся Дополнительные задания
Для всех детей Программа «Краевед» (9 класс).
На уроках истории, чтения и развития речи обучающиеся знакомятся, как от условий жизни видоизменялись предметы быта (мебель, посуда, одежда), сравнивают старинные предметы с современными, выступают с докладами о разных источниках освещения (лучина, свеча, керосиновая лампа, современная лампа), отгадывают загадки, пополняя словарный запас, объясняя смысл слов (ухват, кочерга, сито и т. д). При изучении темы «Деревня моя деревянная, дальняя», школьники изготовляют панно «Деревня», разгадывают кроссворд, в который заложены слова «огород», «хлев», «терем», «плетень», «овин», «навес», «мыльня» (по вертикали получается слово «деревня»). При беседе «Детство прежде и теперь» используются картины русских художников и произведения русских писателей. Знакомство с красотой труда русского человека, корнями связанного с землей, также происходит при рассматривании репродукций выдающихся произведений живописи различных эпох, например А. Венецианова («На пашне. Весна»), Т. Яблонской («Хлеб», «Лен»), позволяющих показать гармоническую связь характера труда землепашца с жизнью природы. Представления учащихся о красоте природы и культуры родного края складываются и при знакомстве с произведениями Б. Кустодиева («Масленица», «Ярмарка» и др.), русского декоративно - прикладного искусства. Они дают возможность ознакомления с характерными для России народными праздниками, в содержании и обрядах которых отразились представления русского человека о могущественных стихийных силах природы, о плодах труда как высшем проявлении силы и мудрости человека, о таких качествах народного характера, как смекалка, хитроумие, веселость, способность к состраданию, почитание предков.
«Отчёт о работе клуба Краевед»
2 февраля у воспитанников детского творческого объединения клуба «Краевед» ОГКОУ «Пучежская школа - интернат» состоялся Урок Победы, посвящённый событиям Сталинградского сражения. Руководитель клуба «Краевед» О.Г. Мартиросян используя презентацию, рассказала собравшимся, что в 1995 году Федеральным законом РФ в список дней воинской славы России был включён день разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве в 1943 году. Он отмечается 2 февраля. Сталинградская битва – крупнейшее сухопутное сражение в истории человечества, но следует знать, что «Сталинградской битвой» называются все боевые действия советских войск по обороне города Сталинграда и разгрому крупной немецкой группировки между Доном и Волгой. Наряду со сражением на Курской дуге, эта битва стала переломным моментом Второй мировой войны, когда немецкие войска окончательно потеряли стратегическую инициативу. Это было страшно, но нам нельзя забывать пример героизма нашего народа в этой самой кровопролитной в истории человечества войне! На торжественном мероприятии звучали песни военных лет и современные композиции, посвященные Великой Отечественной войне и Сталинградской битве. Собравшиеся почтили минутой молчания погибших в Великую Отечественную войну.
4 апреля в Пучежском краеведческом музее у детского творческого объединения клуба «Краевед» ОГКОУ «Пучежская школа-интернат» состоялся вечер, посвященный дню рождения гениального режиссера Андрея Тарковского, которому в этот день исполнилось бы 80 лет. А. Тарковский родился 4 апреля 1932 г.  в селе Завражье Ивановской области. В рамках мероприятия прошла демонстрация картины "Каток и скрипка"- импрессионистический рассказ о мальчике, скрипке и асфальтовом катке. Сотрудники музея рассказали краеведам, что на родине кинорежиссёра в городе Юрьевце проходят Дни Андрея Тарковского на ивановской земле. Его зрители, друзья, те, кто работал вместе с ним, уже более двадцати лет собираются в Юрьевце в день рождения мастера, чтобы вспомнить и сказать «спасибо» за его особое духовное кино. Очередная встреча - это признание в любви и благодарности прекрасному и сложному человеку, великому творцу - Андрею Тарковскому.
8 февраля в День юного героя антифашиста у краеведов ОГКОУ «Пучежская школа-интернат» прошло торжественное мероприятие «Маленькие герои большой войны». Руководитель детского творческого объединения клуба «Краевед» О.Г. Мартиросян рассказала, что 8 февраля ежегодно с 1964 года отмечается День юного антифашиста. Этот памятный день был утвержден генеральной Ассамблеей ООН в честь участника антифашистской демонстрации французского школьника Даниэля Фери, погибшего 8 февраля 1962 года, и иракского мальчика Фадыла Джамаля. Он погиб от пыток в в тюрьме год спустя после отказа выдать властям товарищей своего отца-антифашиста.
Именно 8 февраля 1943 года были расстреляны пять мальчишек-парижан лицея «Бюффон» Жан Мари Аргус, Пьер Бенуа, Жан Бодрее, Пьер Грел, Люсьен Легро, не предавшие своих друзей-подпольщиков в годы Второй мировой войны
8 февраля 1943 года нацистами были расстреляны советские молодогвардейцы Олег Кошевой, Любовь Шевцова, Дмитрий Огурцов, Ульяна Громова, Иван Земнухов, Сергей Тюленин, Виктор Субботин, Семён Остапенко в захваченном врагами Краснодоне. 
Их было так много, этих юных героев, что память не смогла сохранить все имена. Известные и неизвестные юные герои Великой войны, они тысячами сражались и гибли на фронтах и в оккупации. Они дрались с захватчиками рядом со старшими – отцами, братьями, рядом с коммунистами и комсомольцами. Они стреляли из одного окопа – взрослые солдаты и вчерашние школьники. Они взрывали мосты, колонны с фашистской бронетехникой, закрывали своей грудью боевых товарищей.
На хрупкие плечи мальчишек и девчонок легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.
Сражались юные герои повсюду. На море, как Боря Кулешин. В небе, как Аркаша Каманин. В партизанском отряде, как Леня Голиков. В Брестской крепости, как Валя Зенкина. В керченских катакомбах, как Володя Дубинин. В подполье, как Володя Щербацевич.
И ни на миг не дрогнули они перед смертельной опасностью!
Вспомнили также Нину Соснину, которая была руководителем Малинской подпольной организации на временно оккупированной территории Житомирской области Украинской ССР.
Еще одного героя той войны – шепетовеца Валю Котик. Когда немцы оккупировали Шепетовский район, Вале Котику было всего 11 лет. Вместе с друзьями Валя собирал оружие, брошенное на месте боев, и помогал переправлять к партизанам в возах с сеном. Также юный герой самостоятельно изготавливал и расклеивал по городу карикатуры на фашистов.
 Шестнадцатого февраля 1944 г. 14-летний герой получил смертельные ранения в бою за освобождение города Изяслав Каменец-Подольской области, был похоронен в центральном парке г. Шепетовки. 27 июня 1958 г. Валентину Александровичу Котику было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Только вдуматься, как же любили свою родину эти совсем юные патриоты, почти дети, как они были преданы ей всем сердцем, что не задумываясь отдали свою жизнь за нее, за нас, живущих сейчас,  чтобы мы могли сегодня жить, радоваться, быть счастливыми.
Забывать подвиги детей-героев мы не должны, не имеем права. Мы должны им низко поклониться и сказать «спасибо» за то, что сегодня мы живем.
Слава настоящим героям, таким юным, но таким великим, Людям с большой буквы.
 
Люди всегда стремились в небо и мечтали о полётах по просторам Вселенной. 12 апреля в России отмечают День космонавтики в ознаменование первого космического полёта, совершённого Юрием Гагариным. С 1968 года отечественный День космонавтики получил и официальное общемировое признание после учреждения Всемирного дня авиации и космонавтики.
12 апреля в 6 классе ОГКОУ «Пучежская школа - интернат» был проведен  Гагаринский урок.  Он проводится в рамках мероприятий по увековечению памяти о Первом космонавте планеты Ю.А. Гагарине в год 55-летия Первого полета человека в космос. Цель Урока - воспитание патриотизма у подрастающего поколения, уважения к достижениям нашей Родины. Во время урока обучающиеся смотрели фильмы о советских и российских космонавтах, рассматривали и обсуждал иллюстрированные книги, рисовали рисунки, приняли активное участие в космической викторине. В этот день ребята узнали много интересного из истории космонавтики.
12 ноября у краеведов ОГКОУ «Пучежской школы – интерната» прошло занятие в Пучежской центральной библиотеке в рамках фестиваля искусств «Дни российской культуры», посвящённое 155 летнему юбилею русского писателя А.П. Чехова. С ранних лет мы знакомимся с творчеством писателя. «Каштанка», «Ванька», «Белолобый», «Лошадиная фамилия» и многие другие рассказы Чехова знают все. Не стареют пьесы, написанные более ста лет назад: «Чайка», «Три сестры», «Вишневый сад», «Дядя Ваня». И эта память о его творчестве не ослабевает. Проходят Чеховские театральные фестивали, книжные выставки. Сотрудники библиотеки вместе с ребятами детского творческого объединения клуба «Краевед» собрали выставку книг к юбилею писателя, нашли и разместили в центре выставки биографию Чехова. Из познавательной презентации ребята узнали о жизни и творчестве писателя, посмотрели фрагменты известных спектаклей, где каждый ребёнок, мог высказать своё отношение к главным героям. В конце встречи ребята получили в подарок от библиотеки книги. Антон Павлович когда-то сказал: «Все что я написал, забудется лет через десять», но спустя много лет мы читаем и перечитываем его произведения, а пьесы его, одного из признанных гениев мировой литературы, ставятся до сегодняшних дней во всех крупнейших театрах мира.
С целью формирования у школьников представления о животном мире своей местности, нетрадиционный урок развития устной речи по теме «Животные нашего края» прошёл 13 апреля у ребят 6 класса ОГКОУ «Пучежская школа-интернат» в Пучежском краеведческом музее. На выставке были представлены экспонаты флоры и фауны нашего края, что позволило детям более наглядно познакомиться с птицами, дикими животными, населяющими наш край. Сотрудники музея провели беседу-рассуждение «Чем богата наша природа?». С целью воспитания бережного отношения к природе, формирования навыков безопасного поведения в природе, была проведена познавательная викторина «Кто живёт в лесу?» и сюжетно-ролевая игра «Поход в лес», где дети учились бережно относиться к природе, формировали навыки безопасного поведения в природе. Музей учит ценить наши природные богатства, беречь и сохранять, в котором детям легко объяснить ценности каждого листочка и каждой птички.
 
14 марта в ОГКОУ «Пучежская школа-интернат» воспитанники детского творческого объединения клуба «Краевед» собрались на экологическую конференцию, посвященную природе и ее защите от пагубного влияния человеческих действий. Именно борьбе с последствиями непродуманных действий человека приурочена ежегодная дата 14 марта - Международный день рек. Данное мероприятие дало возможность молодому поколению видеть красоту родного края, а именно реки Волги. Кроме того, способствовало привлечению внимания к проблемам охраны водоёмов, к их загрязнению, воспитывало нравственные ценности: любовь и бережное отношение к природным богатствам своего края; а также чувство гордости за то, что мы - Волжане.
17 февраля в ОГКОУ «Пучежская школа-интернат» у воспитанников клуба «Краевед» состоялся единый Урок мужества, на базе центральной районной библиотеки. Данная инициатива посвящена Всероссийской государственной инициативе, получившей название «Горячее сердце». Эта дата посвящена героям нашей современной России. Героизм, честь, сила воли, неравнодушие – те качества, которые характеризуют гражданскую позицию личности и получают общественное признание в современной России. Сотрудники библиотеки рассказали об ответственном гражданском поведении детей и молодежи на примерах отважных поступков их сверстников, старались привлечь ребят к проявлению неравнодушного, ответственного отношения к различным жизненным ситуациям, включали краеведов в социальную полезную деятельность, используя примеры неравнодушных россиян, на примерах героев из книг, журналов, слайдов презентации. Данное мероприятие было направлено на повышение познавательного интереса обучающихся к социально значимой общественной деятельности, направленной на формирование позитивного отношения к окружающим, нуждающимся в помощи. В начале занятия ребятам предстояло ответить на проблемный вопрос: Есть ли Герои Нашего Времени? Кто они? Конечно, есть! Они живут среди нас и мы порой даже не подозреваем о том, что это за люди. Они скромные, они не рассказывают о своих подвигах. Краеведы пришли к выводу, что героями не рождаются, героями становятся в час испытаний. О подвигах - стихи слагают. О славе – песни создают. “Герои никогда не умирают, Герои в нашей памяти живут!” В заключение Урока мужества руководитель клуба «Краевед» О.Г. Мартиросян отметила, что память человеческая коротка. Без тренировки, без повторения из нее тут же стираются даже значимые события. В советские времена об этом знали. И постоянно напоминали о том, что мы страна героев, страна, где живут люди слова и чести, страна, рождающая настоящих исполинов. Результаты такой политики не заставляли себя ждать: прорыв в космос, освоение морей и океанов, развитие науки и техники, культуры, искусства. Результат вы видите сами... Стране как никогда нужны герои. Герои не только прошлого, но и герои нашего времени. Давайте будем помнить тех, кто в наши дни совершил геройский поступок, совершил действие достойное уважения и восхищения.
18 марта в ОГКОУ «Пучежская школа-интернат» прошёл открытый урок, посвящённый воссоединению Крыма с Россией «Мы-вместе!» В этот день произошло историческое событие – подписан договор о вступлении Республики Крым и Севастополя в состав Российской Федерации. Весна 2014 года – Крымская весна – навсегда останется в мировой истории, в сердцах и памяти всех россиян и особенно крымчан.
Мероприятие было направлено на формирование знаний о своем Отечестве. Родина много значит для каждого из нас. Это, прежде всего, город или село, где прошло наше детство. Родиной  крымчане называют  теперь Республику Крым. На территории Крыма живут вместе более двадцати национальностей. Это русские, украинцы, крымские татары  и многие другие.  Каждая нация имеет свои национальные традиции и обычаи, которые живут в веках и передаются от поколения к поколению. В традициях отражается быт, взаимоотношения, кухня, культура, другими словами - особенности и разнообразие данного народа. У каждого народа свой язык. Но все мы похожи тем, что при встрече всегда говорим «здравствуйте». Каждому человеку нужно любить и беречь свою Родину, тогда она будет красивой, удивительной, великолепной и чудесной.
                                               
20 мая в День Волги у ребят клуба «Краевед» ОГКОУ «Пучежская школа-интернат» с целью привлечь внимание молодого поколения к проблемам, связанным с экологией родного края и реки ВОЛГИ на базе краеведческого музея, состоялась экологическая акция «Волга – великое наследие России». Сотрудники музея рассказали о красоте человеческих отношений, взаимоотношениях человека и природы через бережное отношение к нашей реке. Призывали всех задуматься над тем, что Волга – не только великая река, но и источник питьевой воды, беречь нашу реку, чтоб воды её были чистыми, чтобы мы всегда могли прийти на берег и насладиться шумом прибоя или созерцанием отблесков солнца на водяной глади. Краеведы приготовили материал о разновидности рыб в волжском бассейне, о летней рыбалке на берегу Волги, о красоте природы Поволжья, правилах поведения у водоемов. Пришли к выводу о важности сохранения чистоты волжской воды, сохранения рыбного потенциала. Данное мероприятие воспитывало патриотизм и чувство привязанности к родному краю,  реке ВОЛГЕ и её богатствам.
20 февраля в рамках историко-литературной недели «В сердце, в памяти, в книгах» в ОГКОУ «Пучежская школа-интернат» в канун праздника под руководством учителя литературы А. В. Большаковой и учителя истории О. Г. Мартиросян прошёл общешкольный поэтический час советских писателей, посвящённый Дню защитников Отечества. Мероприятие началось просмотром видеоролика: «Я помню! Я горжусь!», затем дети соревновались в конкурсе чтецов. Конкурсанты читали стихи о войне, мужестве и героизме защитников Отечества, поздравления к празднику. Все участники старались эмоционально выразить атмосферу того военного времени, любовь к Родине, восхищение к героям Отечества. В заключение конкурса были подведены итоги. Победители были награждены дипломами и подарками.
26 апреля в ОГКОУ «Пучежская школа-интернат» у ребят детского творческого объединения клуб «Краевед» состоялся информационный час «Эхо Чернобыля», в память о всех гражданах Российской Федерации, погибших в радиационных авариях и катастрофах, 26 апреля – день катастрофы на Чернобыльской АЭС, Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 22.04 1993 г. № 4827-1 внесен в государственный календарь как  «День памяти погибших в радиационных авариях  и  катастрофах ». Этот  день - дань памяти  всем погибшим в радиационных трагедиях и дань уважения всем, кто ликвидировал тяжелейшие последствия аварий и катастроф, всем, кто пострадал от радиационного заражения, кто вынужден был покинуть свои родные места. Только благодаря патриотизму и самоотверженности участников ликвидации последствий аварии был изолирован очаг радиационного заражения ценой их собственной жизни и здоровья. Краеведы посмотрели презентацию «Чернобыльская катастрофа», работали с опорными карточками, составляя кластер «Чернобыльская трагедия», в заключение приняли участие в игре «Что? Где? Когда ? ». Данное мероприятие способствовало развитию креативного мышления, активной жизненной позиции,  воспитанию толерантности, духовно-нравственных чувств: чувства сострадания, бережного отношения к окружающему миру, любви к природе; способствовало формированию экологических знаний и использованию их в учебной и практической деятельности.
28 марта, ребята, посещающие школьную площадку, ОГКОУ «Пучежская школа - интернат» под руководством О.Г. Мартиросян посетили Пучежский краеведческий музей. Тема экскурсии «Улицы моего города». Сотрудники музея рассказали об истории Пучежа, улицах и их происхождении, о знаменитых людях, прославивших наш город. Данное занятие воспитывало любовь к родному городу, бережное отношение ко всему, что создано руками людей, живущих в городе. Дети посмотрели фильм «Мой город Пучеж», а в заключение была проведена викторина «Что? Где? Когда?». Самыми активными оказались Костюничев А., Ступак Е., Куликова Т.. На память им вручили буклеты «Город на Волге».
28 января в ОГКОУ «Пучежская школа-интернат» в 6 классе прошёл познавательный классный час «Моя удивительная Россия». Ребята с интересом и желанием овладевали знаниями по истории своего родного города. Во время проведения занятия классный руководитель О.Г. Мартиросян использовала демонстрационный материал: герб России, герб Пучежа, фотографии, слайды, макеты достопримечательностей города. Обучающиеся узнали об истории возникновения города Пучежа, исторических достопримечательностях, замечательных людях города. Дети эмоционально читали стихи о Родине, составляли пословицы и поговорки по данной тематике, рассматривали журналы и книги о природе родного края, рисунками выражали своё отношение к красоте и богатству малой родины.
С целью изучения славных страниц истории Отечества, в День воинской славы России, у воспитанников детского творческого объединения клуба «Краевед» ОГКОУ «Пучежская школа-интернат» прошёл патриотический час в краеведческом музее «Защитники Земли Русской». 21 сентября - День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве в 1380 году.  Русские полки Дмитрия Донского разгромили ордынское войско. После победы на Куликовом поле, на которую Донского благословил Сергий Радонежский, Русь обрела независимость и единство. Вниманию ребят была предоставлена презентация, фрагмент исторического фильма, а в заключение мероприятия краеведы приняли активное участие в интеллектуально-познавательной викторине. Данное мероприятие способствовало патриотическому воспитанию учащихся, готовности к служению Отечеству и его защите, вызвало чувство гордости за людей, живших и живущих среди нас, уважение к памяти павших.
С целью активизации познавательного интереса к истории своего города, формирования образного представления обучающихся о прошлом и настоящем родного края краеведы ОГКОУ «Пучежская школа-интернат» приняли участие в краеведческой викторине«Люблю тебя, мой край родной!» которая состоялась 15 сентября в краеведческом музее г. Пучеж. Ребята совершили путешествие, в то время, когда был основан наш город, вспомнили основные яркие моменты его истории, активно отвечали на вопросы викторины, где вспомнили название улиц  города, его достопримечательности, известных людей Пучежа. Данное мероприятие имеет патриотическую направленность, приучает детей гордиться своей малой родиной, любить свой родной край. 
Международный день памятников и исторических мест традиционно отмечают 18 апреля, начиная с 1984 года. Праздник был установлен Ассамблеей Международного совета по вопросам охраны памятников и достопримечательных мест, действующей при ЮНЕСКО, в 1983 году. Праздник необходим для того, чтобы обратить внимание людей на проблемы сохранения и защиты нашего культурного наследия. Девизом Международного дня памятников и исторических мест стали слова: «Сохраним нашу историческую родину». В рамках данного праздника, 18 апреля воспитанники детского творческого клуба «Краевед» ОГКОУ «Пучежская школа-интернат» собрались на берегу Волги у Обелиска памяти воинов-пучежан, павших в годы Великой Отечественной войны. Сотрудники Пучежского краеведческого музея рассказали об истории создания памятника, о сохранении памятников, исторических комплексов и защиты их от вандализма. Сотрудники Пучежской Центральной библиотеки пригласили на торжественное мероприятие участников литературного объединения «Волжский ветер» М. Петрова, Л. Малышеву, Г. Чернову, А. Гусева. Наши земляки-поэты читали свои стихи о войне, ветеранах войны, памятных местах нашего города. В Международный день памятников и исторических мест хочется отметить, что для сохранения памяти не обязательно быть историком-краеведом или работником культуры. Нужно просто не быть равнодушным, любить и ценить свое прошлое.
16 марта в ОГКОУ «Пучежская школа-интернат» прошёл час патриота «Крым с Россией навсегда». Именно в этот день в 2014 году Крым (это территории полуострова Крым, с расположенными на ней Республикой Крым и городом Севастополем, которые до этого входили в состав Украины) официально вошёл в состав Российской Федерации. Воспитанники детского творческого объединения клуб «Краевед» познакомились с историей, географическим расположением Крымского полуострова, произведениями русских поэтов о Крыме. Рассмотрели особенности исторического и культурного единства республики Крым и города Севастополя с Российской Федерацией. Ребята развивали умение анализировать, делать выводы, что способствовало развитию творческих способностей школьников. Данное мероприятие было направлено на воспитание интереса к изучению культурного прошлого своей Родины, чувство уважения к истории России и гордости за свою страну и ее народ.
В рамках историко-литературной недели «В сердце, в памяти, в книгах», в ОГКОУ «Пучежская школа-интернат» у воспитанников детского творческого объединения клуба «Краевед» в Пучежском краеведческом музее прошёл патриотический час «Держава армией крепка». Сотрудники музея рассказали ребятам об истории праздника День Защитников Отечества. В музее была разработана  тематическая  книжно–иллюстративная композиция «Слава воинам России», познакомившая  ребят с историей этого праздника, вооружением и одеждой русского воина. Фронтовые письма, реальные предметы времён войны, фотоматериалы, аудиозапись звуков боя, книга памяти героев-пучежан. С большой теплотой и гордостью вспоминали своих дедушек, прадедушек - участников Великой Отечественной войны. Звучали трогательные стихи, посвященные  подвигу ветеранов. Краеведы узнали об участии земляков-пучежан в годы войны, с боевыми и трудовыми подвигами нашего народа. Рассказ о подвигах наших солдат продолжился веселым конкурсом «Воинские звания», где ребятам предстояло правильно составить воинское звание из перепутанных слов. Особый восторг вызвал у присутствующих  конкурс «Перебинтуй раненого». С большим удовольствием ребята выступили в роли санитаров. В завершении мероприятия девочки поздравили своих одноклассников веселыми задорными частушками и пожелали им стать мужественными, ловкими, отважными,  достойными защитниками своей родины.
4 февраля в 6 классе ОГКОУ «Пучежская школа-интернат» прошёл классный час «Цена хлеба». Классный руководитель О.Г. Мартиросян старалась сформировать уважительное отношение к хлебу, показать ценность военного хлеба, помочь детям определить цену хлеба для себя. С хлебом мы встречаемся ежедневно и, возможно, у нас теряется его значимость. Это проявляется в небрежном отношении к хлебу. Поэтому необходимо воспитывать бережное отношение к нему. Классный руководитель старалась донести до детей все трудности военных лет. Им, не видевшим это в жизни, очень сложно, поэтому было принято решение связать то, что близко детям с трудным военным временем, рассказать о тяжелом времени блокады Ленинграда и о том, как и сколько хлеба получали люди в то время. Какой ценой он им доставался. Ребята проанализировали литературные произведения, привели примеры отношения к хлебу из своей собственной жизни, размышляли над смыслом пословиц и поговорок, предлагали варианты продления жизни хлебу.
Нетрадиционный урок истории, посвященный Дню Победы, прошёл 5 мая в 9 классе ОГКОУ «Пучежская школа-интернат» на тему: «Будем жить и помнить». Дети читали стихи о войне, слушали военные песни. На уроке были использованы живопись, слайды, видео. Это усиливало эмоциональное восприятие, рождало зримые образы. Изучение произведений искусства, созданных в годы Великой Отечественной войны, помогло ребятам создать поздравительные открытки ветеранам "С днём победы". Этот урок был направлен на воспитание интереса и любви к истории Отечества, а также воспитывал чувство гордости за людей, отстоявших Родину в годы ВОВ. 
Динамика развития знаний о родном крае воспитанников клуба «Краевед»
Вопросы 9 класс 2015-2016
сентябрь 9 класс 2015-2016 май
1.Как называется область, в которой мы живём
28, % 83, %
2.Назовите главный город нашего края.
48, % 33, %
3.Какие реки протекают по нашему родному краю.
57, % 83, %
4.Какие города нашей области можешь назвать.
57, % 83, %
5.Назовите писателей (поэтов) родного края и их произведения.
8% 79,7%
6. Каких знаменитых людей родного края ты знаешь? Чем они знамениты?
14, % 83, %
7.Какие народные ремёсла и промыслы тебе известны?
18% 91%
8.Какие исторические события происходили в нашем крае?
14, % 64%
9.Какие растения и животные нашего края занесены в «Красную книгу»?
19, % 93, %
Любовь к родному краю и воспитание чувства прекрасного неразрывно связаны между собой. Я не только знакомлю детей с народной культурой, традициями, но и учу их дарить радость и красоту своим творчеством.
Для оценки сформированности патриотического сознания у детей я определила некоторые критерии:

Критерий
Главные показатели
школьника
Главные показатели у школьника

Чувственно-
эмоциональный
Чувство
Вкус
Идеал
Эмоциональный отклик, оценочные суждения, сравнения, выявление признаков
Операционно-
деятельностныйДействия
Восприятие
Суждение
Умения совершать практические действия под руководством педагога и сотрудников музея на достаточно для их возраста уровне, воспринимать и передавать свой замысел словесно описывать выполняемую поделку, по плану о опорным словам, используя знания по краеведению
Потребностно-
интеллектуальный
Потребность
Знания
Интерес, желание
Чувственно-эмоциональный. Так, например, на воспитательном мероприятии, посвященном освобождения нашей области, мы говорили о том, что война коснулась каждой российской семьи и каждая семья хранит память о своих героях. И когда дети на следующий день пришли в школу с фотографиями своих прадедушек и наперебой рассказывали об их подвигах и тяжелой военной судьбе, это и стало главным показателем эмоционального отклика и переживаний, суждений на отдельную тему.
Операционно-деятельностный, или технологический. Так, при изучении темы «Пучежский район» учащимся была предложена коллективная творческая работа «Создание герба нашего района». Работа была выполнена на достаточно высоком уровне, дети смогли передать свой замысел и объяснить его. Не это ли главный показатель данного критерия?