Духовно-нравственное и патриотическое воспитание студентов


Тема самообразования «Духовно-нравственного и патриотического воспитания студентов на уроках истории и обществознания и внеурочной деятельности»
Актуальность выбранной темы вызвано обновлением содержания, повышением качества образования и воспитания в духе гражданственности и патриотизма. Эти качества необходимы современному человеку и гражданину
Мотивирование поставленных задач
Создать условия для самовыражения, самоутверждения и реализации каждой личности через предоставления выбора направлений и видов деятельности на уроках и внеурочное время
Повысить общий интеллектуальный уровень студентов
Сформировать устойчивую положительную мотивацию на уроках обществознания и истории
Активизировать познавательный интерес
Воспитание общекультурных и духовных ценностей
Формирование жизнеспособной, гуманистически ориентированной индивидуальности по отношению к себе и обществу личности
Формирование национального самосознания, гражданственности, патриотизма, уважения к законности и правопорядку, формирование духовных ценностей
Развитие социально- субъективного опыта студентов, развитие самостоятельности

Решение этих задач позволит достичь целей, стоящих передо мной; подготовку студентов способных:
1-гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях;
2- самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни найти в ней свое место
3-самостоятельную критическую мыслящую личность, умеющую видеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути их рационального решения
4-быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить, грамотно работать и информацией
5- быть коммуникабельными и контактными в различных ситуациях, социальных группах, уметь работать в команде, не допускать конфликтных ситуаций и умело выходить из них в случае возникновения
6-самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

С изменением парадигмы образовательного процесса, переходам на новые учебные программы стало ясно, что традиционные формы и методы обучения нужно менять, поэтому изменилась моя технология, формы и методы проведения занятий; использование ИКТ; подключение к различным видам и источникам информации, социальное проектирование и т.д
Направления работы по реализации плана самообразования
Изучение специальной методической литературы
Разработка методических материалов, обеспечивающих реализацию данной программы
Обобщение и транслирование педагогического опыта
Реализация социально-значимых проектов
Участие в работе ПЦК ГД и методического совета техникума
Участие в конкурсах, конференциях, лекториях, мастер- классах

Направление проектной деятельности проекта « Я буду служить России!»
Пояснительная записка
Проблема патриотического воспитания гражданского становления подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства и общества
Изменения военно - политической обстановки в мире требует укрепления экономической мощи Отечества, повышение его обороноспособности,отлаженной работы всей системы патриотического воспитания подрастающего поколения, подготовки к защите Родины.
Цели и задачи проекта:
- формирование у студентов высокого патриотического сознания, готовности к служению Отечеству и его вооруженной защите;
- изучение истории и культуры Отечества и родного края;
- организационная работа по увековечиванию памяти погибших при защите Отечества;
- формирование ,передача и развитие лучших традиций российского воинства;
- физическое развитие молодежи, формирование здорового образа жизни.
Участники проекта:
Студенты и преподаватели, мастера производственного обучения БОУ ОО СПО « Орловский техникум путей сообщения имени В. А. Лапочкина», офицеры и бойцы ОМОНА, ветераны боевых действий и члены их семей, ветераны ВОВ.
Главными задачами нашего проекта становятся, таким образом, формирование социально- значимых компетенций
Юность- это время, когда закладывается основа будущей нравственности – так утверждал Н. В. Шелгунов. И мы думаем, что все согласны с этим утверждением. Любовь к Родине, чувство ответственности, готовность к подвигу – это основа жизнедеятельности любого государства
И понятно, что решить эти задачи можно не только на учебных занятиях, решающую роль здесь играют внеурочные занятия. Ведь используемые в мероприятиях театрализация, оформление помещений, музыка, фотоматериалы, самые различные сценарные ходы позволяют усилить эмоциональное воздействие подаваемого материала
Данный проект выбран не случайно. В нашем учебном заведении проходил обучение с 1989 г по 1992 г по специльности помощник машиниста Владислав Анатольевич Лапочкин, по окончанию обучения, прошел срочную службу в рядах Вооруженных Сил Р.Ф. поступил на контрактную службу в ряды бойцов – милиционеров ОМОН , где зарекомендовал себя как ответственный и опытный профессионал. Лапочкин В.А. неоднократно направлялся в служебные командировки на Северный Кавказ. 16 октября 1993 года при выполнении боевого задания при разминировании снаряда Владислав погиб. Посмертно награжден орденом Мужества. С 2011 года наш техникум носит имя В. А. Лапочкина
В 2012 году группа техникума решила узнать боевой путь Орловского Омона- так родился проект « Я буду служить России»
Краткое содержание проекта:
В городе Орле действует отряд мобильного назначения ( ОМОН), в рядах которого служат выпускники нашего техникума. Задачи, возложенные на отряд мобильного назначении,- это освобождение заложников, задержание особо опасных преступников, которые представляют социальную опасность, а также ликвидация беспорядков.
Всероссийской датой создания этого подразделения считается 3 октября 1988 года.
У отряда областного значения своя история. Приказ о его создание был подписан 15 лет назад. За эти годы бойцы отряда успели побывать на Северном Кавказе, Чечне, участвовали в операциях в Москве, Санкт- Петербурге, Твери. За мужество, проявленное при выполнении боевых задач, более 300 человек были награждены орденами и медалями из них, 21- человек орденом Мужества, 60 – медалью за Отвагу.
Мужественная форма, уставной порядок, строгая дисциплина- это и нам импонирует. Кроме того, обостренное неприятие несправедливости, зла и насилия: кто- то должен противостоять криминалу и терроризму, чтобы общество жило спокойно. Нас переполняет чувство гордости за то, что в рядах этих мужественных людей находятся наши выпускники
В 2013- 2015 году работу над проектом продолжила группа № 16. В рамках реализации воспитательной программы « Я люблю тебя, Россия» группа выбрала социально- значимый проект « ОМОН: вчера, сегодня, завра» Работа по проекту состояла из нескольких этапов:
- подготовительный (сентябрь – ноябрь 2013 года). Создалась инициативная группа, желающих попробовать свои силы в организации и разработке основных мероприятий проекта.
- основной (декабрь 2013 – апрель 2014). Непосредственная работа над проектом; посещение семьи Лапочкиных, открытие мемориальной доски на здании техникума выпускникам, погибшим при исполнении служебного долга в Чеченской республике, создание экспозиции « Служить России, посвященной бойцам ОМОНА, выпускникам техникума, проведение вечеров памяти, организация и проведение военно-спортивных соревнований, проведение совместных мероприятий с офицерами и бойцами ОМОНА, проведение занятий по допризывной подготовке, участие в гражданско- патриотических акциях, полевые выходы с бойцами ОМОНА.
Заключительный этап (апрель – сентябрь 2014 года). Подготовка материалов к презентации проекта, закладка аллей памяти погибших выпускников техникума и аллеи выпускников.
На заключительном этапе созданы фильм « ОМОН: вчера, сегодня, завтра», фотоальбом «Мы будущее России», видеофильма « В боевой машине»
Участие в проекте студентов (подготовка совместных мероприятий, тренировок, вечеров памяти, праздников) активизирует их социальную активность, помогает развитию талантов и способностей, принятию ответственных решений.
Проект ориентирован на такую систему взаимоотношений, где преобладают доверие, уважение, взаимовыручка, стремление к самосовершенствованию, ответственности за свои поступки и устремления.
Как результат работы над проектом хочется выделить, что среди групп, принимающих участие в проекте нет случаев совершения правонарушений, при проведении различных диагностик, на выявление сформированных у студентов патриотических качеств, полученные результаты позволяют сделать вывод о более осознанном, ценностном отношении этих ребят к вопросам, связанных с гражданским самоопределением, готовность и способностью к службе в армии