Духовно-нравственное воспитание личности на уроках русского языка и литературы.


Духовно-нравственное воспитание личности на уроках русского языка и литературы.
Кощеева С,Ф., учитель русского языка и
литературы МБОУ СОШ №3 г.Котово
kosheewa.svetlana@yandex.ru
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Методологической основой разработки и реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако только в Стандарте второго поколения определены результаты воспитания: чувство гражданской идентичности, патриотизм, учебная мотивация, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность и многое другое. В основе Стандарта лежит Концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России. В общественной атмосфере сегодняшнего дня, когда романтизм не в моде, когда бескорыстие, милосердие, патриотизм, доброта стали дефицитом, духовное возрождение человека – это проблема, от решения которой зависит наше будущее. Поэтому я в своей работе особое внимание уделяю воспитанию духовно-нравственной личности, формированию духовного мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма.
Главная цель уроков русского языка и литературы – обеспечить специальное развитие школьников, без которого никогда не произойдет настоящей встречи с искусством слова, не появится подлинный читатель, человек высокой духовности. В новом образовательном стандарте значительно усилена духовно-нравственная функция предмета и определены цели изучения литературы: воспитание духовно-нравственной личности, формирование духовного мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературным ценностям отечественной культуры. На уроках русского языка и литературы просто необходимо показать бережное отношение к русскому слову, потому как русское слово открывает для нас мир бесконечных радостей, всю гамму человеческих чувств и отношений. Размышления над словом, его анализ, интерпретация помогают учащимся познакомиться с особенностями русского видения мира, понять и познать себя как представителя русской нации. Изучая художественные произведения, подросток не будет бесконтрольно поглощать всю негативную информацию, которая поступает через компьютерные и телевизионные экраны. Следует учить молодых людей с юных лет выбирать только позитивную информацию – ту, которая поднимает дух и облагораживает. Для того, чтобы помочь ученикам осмыслить, осознать сущность любого нравственного понятия, необходимо рассмотреть его во всех оттенках, во взаимосвязи с другими близкими и противоположными ему. Считаю, что в этом поможет работа с текстом.
Возможности этого вида деятельности на уроке исключительны: текст сам по себе стимулирует мысль, рождает чувства, будит фантазию. Но ведь в работе с любым материалом необходим инструмент, чтобы мысль была верной, суждения обоснованными, чувства адекватными. Таким инструментом может быть использование на уроках приемов развития критического мышления.
Технология развития критического мышления – универсальная, легко применимая ко всем учебным предметам, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями. В её основе – ведущие теории современного образования, разработанные выдающимися советскими и российскими педагогами и психологами 20 века. Она обеспечивает целостный, системный подход к обучению, воспитанию и развитию личности. Критическое мышление - это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения. Таким образом, умение мыслить критически помогает человеку сократить количество поступков, о которых позднее пришлось бы жалеть
Технология развития критического мышления на уроке включает три стадии: вызов (побуждение), осмысление (реализация), рефлексия (размышление). Последовательная реализация базовой трёхфазовой модели на уроках способствует повышению эффективности педагогического процесса. Немаловажным является и умение правильно выбирать технологические приёмы, удачно комбинировать их, вмещать их в рамки уже знакомых традиционных форм урока. В настоящее время предлагается достаточно большое количество различных методов, приёмов и способов активизации мыслительной деятельности учащихся. Каждый учитель выбирает и использует их, исходя из учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, уровня подготовленности класса, содержания учебного материала и собственных возможностей.
Какие эффективные приемы использую на своих уроках? При выборе исхожу из того, что на уроках русского языка и литературы путь к познанию лежит через слово и учитель, работая с классом над произведением, должен каждому ученику помочь понять мысль автора, почувствовать глубину содержания текста, осмыслить и ощутить каждое предложение.
Технология развития критического мышления во многом поможет решить эти задачи. Очень часто использую прием «чтение с остановками» (читаю - думаю - рассуждаю). Главное - это дать учащимся возможность размышлять, уважать ребят и их мнения, вселять в них уверенность в то, что они не будут высмеянными, т.е. на уроке во время работы над любым текстом воспитывать в учениках толерантность, не упоминая при этом самого этого этического понятия, не читая нравоучений, не давя своим более авторитетным мнением. Вот тогда художественный текст и будет иметь духовно-нравственное воздействие на личность.
Кроме того следует учитывать:
текст не должен быть знаком;
текст заранее делится на части по смысловому единству (4 - 6 остановок);
задания и вопросы формулируются с учетом уровня познания;
чтение и обсуждение отрывков текста должно сопровождаться прогнозом развития сюжета.
Для этого использую различные произведения: Л. Андреев «Кусака»,
Л. Н. Толстой «После бала», И. А. Бунин «Кавказ», А.И. Куприн «Куст сирени», А. П. Чехов «О любви». Все эти рассказы напрямую связаны с духовно-нравственным воспитанием, так как они затрагивают такие проблемы как честь, совесть, чувство собственного достоинства, самопожертвование, семейные ценности.
Конечно, результат формирования ценностных ориентаций личности – дело не одного и даже не двух лет. Но если   после наших уроков учащиеся станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь, ответственность, порядочность не останутся для многих фразой из книги, то  такие уроки станут поистине уроками «нравственного воспитания». Тогда учитель может считать свою задачу выполненной.
Литература:
1.Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика - 2005 - №2 - С. 67-68
2. Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании - 2003 - №3 - С. 9-12
3. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004.