Статья Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках русского языка и литературы


Трофимова Нина Ивановна
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №143
с углубленным изучением отдельных предметов»
города Казани Республики Татарстан


ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
ШКОЛЬНИКОВ
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ


Духовно – нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственном воспитании.
В стандартах второго поколения разработана новая Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В каждой школе разработана программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. Одной из главных задач педагогов становится: способствовать формированию духовно-нравственной личности, на основе духовных и культурных традиций многонационального народа.
И учителя, и родители понимают, что единственно правильное воспитание основывается на духовном понимании смысла жизни, на сохранении духовных ценностей и традиций. Чтобы достигнуть значимых результатов в духовном воспитании школьника, необходимо ввести системный подход в духовно-нравственном воспитании в основные предметы в школе и, прежде всего, в цикл предметов гуманитарной направленности: русского языка, литературы, изобразительного искусства, истории, музыки.
Воспитательную работу в этом направлении необходимо проводить не только на уроках литературы, но и на уроках русского языка.
Большая роль на уроках русского языка отводится к содержательным текстам, будь то изложение, словарный, контрольный, выборочный диктанты, отдельные предложения. Ученик не просто должен записать правильно слова, выполнить какие-то задания по тексту, но и осмыслить предлагаемую ситуацию, высказать свою точку зрения на происходящее.
Тексты, предлагаемые на уроках русского языка, могут нести следующую воспитательную информацию:
-любовь к Родине;
-отношение к труду;
-о коллективизме;
-о справедливости;
-о доброте, отзывчивости, скромности;
-о товариществе;
-о сознательной дисциплине и культуре поведения;
-о непримиримости к равнодушию и злу и др.
Примеры текстов, заданий к ним.
Тема урока: Определение (8 класс)
Тема высказываний: «Небольшие сказки с глубоким содержанием».
1.Словарная работа.
Выяснить значение и правописание слов: солидарность 1)деятельное сочувствие каким-нибудь мнениям или действиям, общность интересов, единодушие.2)совместная ответственность; 3)гуманный - направленный на благо других, человеколюбивый и отзывчивый; 4) эмпатия - умение видеть мир глазами других людей.
Устно с каждым из слов придумать предложение.
2.Повторение. Учащиеся отвечают на вопросы:
Какой член предложения называется определением? Чем чаще всего выражается определение?
3.Диктант.
Сказка.
Чёрные галоши и валенки из белой шерсти были неразлучными друзьями. Но валенками овладело желание выделиться. Однажды они толкнули своих старых друзей под шкаф и отправились гулять одни.
Когда они возвратились, комнатные туфли на войлочной подошве, встретившие их у порога, удивлённо спросили: «Что с вами?»
Валенки переглянулись, и им стало ясно, что после прогулки без галош они потеряли и цвет, и форму. (60 слов).
Работа по содержанию.
Чему учит данная сказка? Кто является отрицательным героем и почему? Какие пословицы можно подобрать к данной ситуации?
Каждое предложение этого текста разбирается по членам предложения. При этом в тексте отмечаются несогласованные определения: валенки какие? из белой шерсти; прогулка какая? без галош и др.
4.Самостоятельная работа.
Учащиеся слушают сказку Е. Пермяка «Мелкие калоши», затем письменно отвечают на вопросы учителя:
О ком эта сказка? ( О людях с мелкой душой рассказывает сказка Евгения Пермяка «Мелкие калоши»). Кто из писателей в знакомых вам произведениях высмеивает высокомерие, зазнайство, хвастовство, ложь?
(В басне «Лжец» И.А. Крылов высмеял человека, который утверждал, что видел огурец с дом).
5.Сочинение - сказка.
Учащимся предлагается ряд тем: «Лужа и ручеёк», «Ветер и листья», «Солнце и радуга», на одну из которых они пишут сочинение.
Цель сочинения - обличить отдельные человеческие пороки: зазнайство, хвастовство, болтливость - в противоположность скромности, немногословию, выдержанности. Сюжет произвольный, объём небольшой. Образцом в данном случае могут служить прозвучавшие на этом уроке сказки Е. Пермяка.
6.Домашнее задание. Сочинить сказку, подчеркнуть определения.
Можно предложить ребятам творческий диктант.
Дописать предложения, а затем проверить орфографию и пунктуацию, провести обстоятельственный анализ ответов:
1.Если я знаю, что поступил неправильно, то
2.Мой друг-это человек, который
3.Когда я затрудняюсь принять правильное решение, то
4.Когда в моём присутствии обижают человека, я
5.Отношения между моими одноклассниками улучшается, если
6.Мне очень хочется побеседовать с нашим классным руководителем о
7.Если бы я был на месте своих родителей, то
Словарная работа «С орфографией подружись»
Учитель раздаёт словарные слова с пропущенными буквами, а ученики распределяют их по графам. В игре принимает участие три команды по 6 человек. Главное правило: слова должны быть правильно записаны. Сначала внимательно необходимо просмотреть все предложенные Вам карточки, на которых указаны различные качества человека, и отложить в сторону те, значение которых непонятно. Затем выбрать и записать по 5 слов, наиболее полно характеризующих:
1.идеальную личность
2.любого известного Вам взрослого человека (укажите, кого именно)
3.вашего ровесника
4.вашего друга
5.вас лично
(каждый ученик выполняет самостоятельно)


1
идеал
2
взрослый
3
ровесник
4
друг
5
вы лично









Примерный перечень качеств.
Положительные качества:
Трудолюбие, бескорыстие, чуткость, отзывчивость, доброта, доброжелательность,
самоотверженность, моральный долг, коллективизм, товарищество, человеколюбие, целеустремлённость, дисциплинированность, достоинство, тактичность, вежливость, великодушие.
Отрицательные качества:
Равнодушие, чёрствость, иждивенчество, предательство, эгоизм, цинизм, трусость, агрессивность, хвастовство, лицемерие, нахальство, самоуверенность, рационализм, недоверчивость, властолюбие, стяжательство, неискренность, самоуверенность.
После сигнала жюри проверяет листы и подсчитывает общее количество баллов каждой команды. Непонятные слова объясняются соперниками. Если ответ даётся правильно, то присуждается 1 балл команде - сопернице.
(После игры учитель может ознакомиться с работой каждого ученика и узнать какими качествами характера наделяет ученик себя и других людей).
Одной из задач в формировании личности школьника является обогащение его духовно-нравственными представлениями и понятиями. Духовно-нравственное воспитание развивает сознание и чувства детей, вырабатывает навыки и привычки правильного поведения. Маленький ребенок не имеет ещё нравственных представлений. Воспитывают детей школа, семья и общественность. Степень овладения ими у детей различна, что связано с общим развитием ребенка, его жизненным опытом. В этом плане велика роль уроков литературы. Действительно, читая, ученик знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить человека, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомить с нормами поведения. Формированию духовно-нравственных представлений и нравственного опыта способствует сообщение детям знаний о моральных качествах человека.
Большую роль играют пословицы. Нет области человеческого бытия, которой бы ни касались пословицы.
Во-первых, пословицы украшают нашу речь, делают ее яркой и эмоциональной. Во-вторых, пословицы в сконцентрированной форме выражают многовековую мудрость народа, его наблюдения над миром, окружающей природой и взаимоотношениями между людьми. Предки словно говорят с нами, отстаивая свою точку зрения на то или иное, поучая нас, делясь жизненным опытом. В-третьих, по своему содержанию пословицы очень разнообразны. Это и советы, и пожелания, и сентенции, нравоучения и философские обобщения, суждения. Пословицы – это не застывший пласт русской речи, а живой, постоянно пополняющийся и изменяющийся. Они приходят в нашу речь из литературных источников. Достаточно вспомнить афоризмы И.А.Крылова, А.С.Пушкина («Лето красное пропела, оглянуться не успела, как зима катит в глаза», «А судьи кто?», «Служить бы рад – прислуживать тошно»), которые прочно вошли в наш обиход.
На уроках литературы, русского языка и во внеурочное время изучая тему «Устное народное творчество. Пословицы и поговорки», с ребятами подробно рассматриваем следующие вопросы: значение пословиц и поговорок в жизни человека; схожесть по смыслу пословиц и поговорок разных народов; отличие пословиц от поговорок; справочные издания, содержащие пословицы и поговорки. Для закрепления материала дети выполняли практические игровые задания: «Продолжи пословицу», «Назови поговорку одним словом», «Составь пословицу из разрозненных слов». Также ребятам предложили вспомнить и описать случай, ситуацию из своей жизни, жизни своей семьи, к которым можно применить ту или иную пословицу или поговорку. Приведу несколько работ учеников: Киселева Ксения – «Без терпенья нет уменья» - Я учусь играть на фортепиано. Когда я выступаю на концерте, то боюсь ошибиться. Я много репетирую, но мне не хватает терпенья. Поэтому эта поговорка подходит мне. И я терпеливо репетирую.
Минаева Марта – «Дареному коню в зубы не смотрят» - Ноябрь – самый насыщенный месяц для нашей семьи, потому что мы отмечаем сразу три дня рождения. Сначала у меня, потом у мамы и самым последним у папы. Наконец наступил мой день рождения! Я пригласила как мальчиков, так и девочек. Наступил момент получения подарков. Одна девочка подарила мне маленькую красивую игрушку, а моей другой подружке этот подарок не понравился, она сказала, что он слишком маленький. Я ей ответила пословицей «Дареному коню в зубы не смотрят». Главное не подарок, а внимание.
Огромное влияние на детей оказывают сказки, они хорошо воспринимаются и усваиваются детьми. Сказки несут в себе глубокую народную мудрость. Совместный с детьми анализ сказочных ситуаций и характеров героев способствует формированию умений правильного поведения в тех или иных ситуациях. Ученики испытывают эстетическое наслаждение, читая народные сказки, учатся почитанию старших, постигают основы праведной жизни. Нравственных смысл фольклора находит свое продолжение в сказках литературных. При чтении «Сказки о рыбаке и рыбке», «сказки о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказки о царе Салтане» А.С.Пушкина дети делают выводы о том, что добро воздается тем, кто живет, следуя нравственным законам, а к тем, кто нарушает заповеди, приходит возмездие.
Чувство патриотизма воспитываем у детей, когда читаем былины. Былинные богатыри являются воплощением нравственных свойств русского народа: бескорыстия, мужества, справедливости, чувства собственного достоинства, трудолюбия. Рассматривая картину В.М.Васнецова «Богатыри», дети пишут сочинение по данному художественному полотну, описывают богатырей, дают свою оценку их подвигу. Вот как описал эту картину ученик 5 класса Щербинин Сергей. «Художник Виктор Михайлович Васнецов нарисовал картину «Богатыри». В ней он подчеркнул необъятные просторы земли русской и силу русского народа.
Там, где лес граничит со степью, остановились три богатыря. В центре, на вороном коне, сидит Илья Муромец. В руках он держит палицу тяжелую. И конь под стать богатырю. Такой же сильный и спокойный.
Справа от него Добрыня Никитич. По его кольчуге можно сказать, что он княжеского происхождения. И конь его в нарядной сбруе. И шлем отличный от других. А на щите переливаются драгоценные камни.
Слева от Ильи – Алеша Попович. Гусли висят у него да колчан со стрелами – вот и все его оружие. Не силой он берет своих врагов, а находчивостью, смекалкой, хитростью, сообразительностью.
Мне понравилась эта картина. Глядя на нее возникает чувство гордости за русский народ. Пока три богатыря стоят на страже, ни один враг не страшен.»
Много интересного о прошлом ребята узнают от старых людей, многому полезному в жизни, первым трудовым навыкам учатся у дедушек и бабушек, они же помогают детям познать тайны природы. Бабушки приобщают своих внуков к истокам народной поэзии и учат их родному языку, учат доброте, отзывчивости, быть внимательными к другим людям. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что уроки литературного чтения, русского языка способствуют духовно-нравственному воспитанию учащихся.
Работа по духовно-нравственному воспитанию на уроках способствует:
приобщению детей к нравственным устоям народной культуры
помогает детям раскрыть смысл высших нравственных ценностей
вырабатывает позицию неприятия цинизма, жестокости, пошлости
способствует восприятию интереса к отечественной истории
воспитывает любовь и уважение к Родине, ее народу, культуре, языку
способствует изменению сферы интересов ребенка – от пустого времяпровождения у экранов телевизора и компьютера к чтению полезному
создает почву для возникновения между детьми дружеских отношений.