Статья по физике Духовно-нравственное развитие и воспитание в рамках урочной и внеклассной деятельности по физике.


Духовно-нравственное развитие и воспитание в рамках урочной и внеклассной деятельности по физике.
Соловьева Юлия Владимировна
МОУ СОШ №13 г.Люберцы
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества. «Как посмотришь на нашу молодежь, то нельзя не пожалеть ее! Как она ветрена! Как не думает ни о чем кроме удовольствий, растлевающих и нравственность, и здоровье, приготовляющих самую печальную будущность. Мне кажется, что всему этому причина - неправильное воспитание, дающее молодым людям неправильный взгляд на себя и на жизнь», - писал еще в 19 веке святитель Игнатий Брянчанинов.
Духовно-нравственное воспитание - это процесс содействия восхождению детей к нравственному идеалу, через приобщение их к нравственным ценностям (добро, долг, верность, истинность, благодарность, отзывчивость, милосердие), пробуждение и развитие нравственных чувств (стыда, сострадания, долга любви и веры); становление нравственной воли (способности к служению добру и противостояние злу, терпения и терпимости, готовности к преодолению жизненных испытаний и противостоянию соблазнам, стремления к духовному совершенствованию); побуждение к нравственному поведению (послушание, служение Отечеству).
Духовно-нравственное воспитание - это педагогически организованный процесс усвоения и принятия базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей культурных, духовных и нравственных. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника. Если обратиться к «портрету выпускника средней школы: «Человек, преданный России, деятельный патриот, оберегающий и охраняющий свою Родину, ее историю и культуру, соединивший в своем сознании идею личного блага с благом государственным. Духовно богатая, творческая, свободная личность обладающая лучшими чертами русского характера, стремящаяся к физическому и нравственному совершенству. Человек образованный, обладающий культурой ума, готовый к самообразованию, самоопределению и самореализации во взрослой жизни» », то на первое место также выступает духовно-нравственное развитие и воспитание.
 В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России записано: «Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, воспитанного в духовных и культурных традициях».Основным содержанием духовно-нравственного развития и воспитания являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях народа, передаваемые от поколения к поколению. Базовыми национальными ценностями являются: патриотизм; социальная солидарность; гражданственность; семья; труд и творчество; наука; религия; искусство и литература; природа; человечество. Мы можем ориентироваться на них как на уроках, так и на внеклассных мероприятиях по физике.
Основными принципами организации духовно-нравственного развития и воспитания являются: нравственный пример педагога; социально-педагогическое партнёрство; индивидуально-личностное развитие; интегративность программ духовно-нравственного воспитания; социальная востребованность воспитания. Воспитание ребенка как высоконравственного человека предполагает использование целенаправленного, организованного воздействия педагога на духовную сферу личности. Данное воздействие носит интегрированный, комплексный характер относительно желаний, мнений, эмоций и чувств личности. Оно опирается на определенную систему ценностей, заложенную в содержании образования и актуализируемую определенной позицией педагога. Нравственность учителя, моральны нормы, которыми он руководствуется в своей жизни и педагогической деятельности, его отношение к труду, к ученикам, коллегам – все это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания школьников.
Из опыта работы.
Более 10 лет я преподаю физику в Церковно-приходской школе «Косинская» г. Москвы, где кроме обычных дисциплин ребята изучают закон Божий, церковно-славянский язык, катехизис и другие церковные дисциплины, поэтому вопрос взаимосвязи науки и религии мне актуален и очень интересен.
Михаил Васильевич Ломоносов был убежден, что, чем дальше наука идет вперед, тем она все больше открывает Боже величие. «Правда и вера суть две сестры родные, дочери одного всевышнего родителя, никогда в распрю между собой прийти не могут, разве кто из некоторого тщеславия и показания собственного мудрствования на них вражду всколеблет».
«Сколько православных святых в совершенстве знали различные светские науки! Истинные знания не могут противоречить вере. Они утверждают путь к вере, а вера сообщает духовное зрение для познания. Таким образом, вера и наука помогают друг другу и соработают ради исполнения главной цели человека – его спасения в вечности», - писал патриарх Алексий II.
На своих уроках и внеклассных мероприятиях я не только показываю взаимосвязь науки и религии, но стремлюсь к разностороннему духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся. За последние годы мною были подготовлены и проведены следующие внеклассные мероприятия: «От яйца», «Колокола, колокола, колокола…», «Эта удивительная вода», «Христианские темы в творчестве великих физиков», «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его», «Все для фронта, все для победы».
Эти интегрированные уроки я провожу во время школьных предметных недель или в рамках Рождественских чтений. К сожалению, в Рождественских чтениях участвуют в основном учителя начальной школы или предметов гуманитарного цикла, поэтому мне хотелось показать возможности учителя физики.
Пасхальный урок «От яйца».
Разработка была создана с целью проведения пасхального внеклассного мероприятия по физике с интеграцией по химии, биологии, технологии, МХК. Объектом исследования является яйцо: его строение, физические и химические явления, его использование в кулинарии, художественном искусстве, его обрядовое значение.
Разработка может быть (и была) использована для проведения как познавательного тематического вечера, так и в форме познавательной игры между командами. В обоих случаях зрители должны быть участниками ряда экспериментов (необходимо продумать награждение). Часть материала (кулинария, занимательные опыты и др.) может быть представлено в виде тематической газеты для самостоятельного изучения и выполнения школьниками.
Цели: расширить кругозор учащихся, сделав объектом исследования яйцо.
Задачи:
Образовательная: интегрировать, расширить знания по физике биологии, химии, формировать навыки проводить и объяснять эксперимент.;
Развивающая: развивать эстетические чувства, речь, творческую активность учащихся;
Воспитательная: способствовать духовно-нравственному и патриотическому воспитанию.
Оборудование: Компьютерная презентация (компьютер, проектор, экран), плакаты, 2 фильмоскопа, оборудование для опытов, тематическая газета, награждение (наклейки для яиц), выставка яиц и подставок для яиц, поделки, композиции из яиц, пасхальные открытки, книги (поделки из яиц, кулинарные изделия)Используемые методы и приемы:
словесный (беседа, чтение)
наглядный (выставка, демонстрации, презентация)
Яйца бывают разные: большие и очень маленькие, простые и необыкновенно красивые. Такие как необыкновенные пасхальные яйца Фаберже, удивительные крашенки, писанки.
Яйцо – знак жизни. Мы обмениваемся на Пасху крашеными яйцами, говоря: «Христос Воскресе!». Мария Магдалина, как и все ученики Иисуса Христа, ходила по странам и городам, рассказывая о Нем, Его жизни и чудесном воскресении. Однажды она пришла в Рим, где ее знали раньше богатой и знатной и поэтому пропустили к императору Тиверию. Она подала ему яичко и сказала: «Христос Воскресе!». Удивился император: «Как может кто-нибудь воскреснуть из мертвых?! В это также трудно поверить, как и в то, что белое яйцо может стать красным!» И вдруг яйцо стало менять свой цвет, порозовело, потемнело и, наконец, стало ярко красным! Как часто нужны нам доказательства, объяснения, но мир удивительно не прост. Иногда нужно поверить сердцу и ответить: «Воистину воскрес!».
Христос Воскрес! Христос Воскрес!
Исчезла ночи мгла,
Сияет светом свод небес,
Поют колокола.
Поют о празднике любви, О чуде из чудес:
Восстал Господь из недр земли!
Христос, Христос Воскрес!
Ал. Платонова «Христос Воскресе!»
Внеклассное мероприятие « Эта удивительная вода».
Разработка была создана с целью проведения внеклассного мероприятия по физике (Рождественские чтения). Объектом исследования является вода.
Цели: расширить кругозор учащихся, сделав объектом исследования воду.
Задачи:
Образовательная: расширить и интегрировать знания о воде, формировать навыки проведения и объяснения эксперимента;
Развивающая: развивать эстетические чувства, речь, творческую активность учащихся;
Воспитательная: способствовать духовно-нравственному и патриотическому воспитанию.
Оборудование: Компьютерная презентация (компьютер, проектор, экран), выставка, оборудование для опытов, тематические газеты.Используемые методы и приемы:
словесный (беседа, чтение)
наглядный (выставка, демонстрации, презентация)
«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобою наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты – сама жизнь…» Антуан де Сент-Экзюпери.
Вода – это жизнь. Вода окружает нас, она не только под нами, над нами, она еще и внутри нас. Без нее человек может прожить несколько суток. Вода является самым распространенным веществом, и вместе с тем самым малоизученным в природе.
1В начале сотворил Бог небо и землю.
2 Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.
6 И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды.
7 И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так.
Почему так много воды? Какое значение придавал Бог воде? Трудно ответить на эти вопросы, но чтобы понять, что удивительного в воде, мы разбираем некоторые из ее свойств.
С водой связан один из великих двунадесятых праздников – Крещение Господне.
“Всё начинается с воды” - утверждал Фалес из Милета, мудрец древней Эллады.
«Когда пробьет последний час природы,
Состав частей разрушится земных:
Все зримое опять покроют воды
И Божий лик изобразится в них»,- писал Ф.И.Тютчев.
Внеклассное мероприятие «Христианские темы в творчестве великих физиков».
Разработка была создана с целью проведения внеклассного мероприятия по физике (Рождественские чтения).
Цели урока: рассказать о взаимосвязи науки и религии
Задачи:
Образовательная: познакомить с высказываниями ученых о вере; фактами Божественного сотворения мира;
Развивающая: развивать эстетические чувства, умственную активность учащихся;Воспитательная: способствовать духовно-нравственному и патриотическому воспитанию.
Оборудование: Компьютерная презентация (компьютер, проектор, экран), тематические газеты.
Используемые методы и приемы:
•словесный (беседа, чтение)
•наглядный ( презентация)
«Есть только три разряда людей. Одни обрели Бога и служат ему, люди эти разумны и счастливы. Другие не нашли и не ищут Его, эти безумны и несчастливы. Третьи не обрели, но ищут Его, эти люди разумны, но еще несчастливы», - Блез Паскаль, французский религиозный философ, математик, физик.
Сколько выдающихся ученых с мировым именем были верующими людьми! «Именно мои работы привели меня к Богу, к вере», - писал Антуан Беккерель, французский физик, предвестник открытия радиоактивности.
Материалистические взгляды Ломоносова на природу сочетались у него с верой в Бога. Для Ломоносова Бог оставался устроителем мира и источником движения. «Создатель дал роду человеческому две книги. В одной показал Свое величество; в другой – Свою волю. Первая – видимый этот мир, Им созданный, чтобы человек, смотря на огромность, красоту и стройность его зданий, признал Божественное всемогущество, по вере себе дарованного понятия. Вторая книга – Священное Писание. В ней показано Создателево благословение к нашему спасению». Как глубоко верующий человек, Михаил Васильевич посвящал свое время размышлениям о Боге, молитве к Нему. Неслучайно среди его произведений две философские оды – «Утреннее» и «Вечернее размышление о Божием величестве» (1743), переложения псалмов.
Игорь Иванович Сикорский – русский инженер, техник, изобретатель и одновременно глубоко верующий христианин. Пионер воздухоплавания в России, конструктор самолетов и вертолетов, он опубликовал по-английски в Соединенных Штатах книгу о молитве Господней. Сикорский подводит читателя своей книги к восприятию величия Небесного Отца и к пониманию высшей действительности мира. Идею безмерности добра и ограниченности зла Сикорский выражает в словах, базирующихся на физических образах и понятиях.
Варвара Васильевна Черная-Чичагова - «Заслуженный деятель науки и техники», «Почетный нефтехимик СССР». Она автор 150 научных работ, 36 авторских свидетельств на изобретения. За участие в разработке элементов скафандра космонавта Варваре Васильевне была присуждена Государственная премия СССР, которую она перечислила в Пюхтицкий монастырь. По ее технологиям строились новые цеха и заводы по производству резиновых изделий из латекса для медицинской промышленности, защиты от радиоактивного излучения, антикоррозийных покрытий, пленки и т.п. Она была ученым с мировым именем, но сначала встала за свечной ящик в храме пророка Илии Обыденного на Остоженке, а потом приняла постриг. Матушка Серафима стала первой настоятельницей возрожденного Новодевичьего монастыря г. Москвы. Она внучка священномученика Серафима Чичагова, митрополита Петроградского, расстрелянного в 1937 г. на Бутовском полигоне и в 1997 г. причисленного к лику святых новомучеников и исповедников Российских. Известно, что в среде космонавтов — как русских, так и зарубежных—много верующих.
Три американских астронавта кружились над Луной. Весь мир затаил дыхание, чтобы услышать, что же скажут астронавты? Что же они возвестили? Известные слова, которыми начинается Священное Писание: «В начале сотворил Бог небо и землю». Первый человек, вышедший в открытый космос, дважды Герой Советского Союза Алексей Леонов считает: «Без веры в нашем деле трудно, почти невозможно. Космонавт, отправляющийся на орбиту, должен знать, что все будет в порядке. Это сейчас можно получить благословение у священника, сходить в церковь, как многие и делают. Раньше этого не было, вот многим из нас и не оставалось ничего другого, как верить…» «В храме Звездного городка есть побывавшие в космосе иконы и мощевики, такого нигде в мире нет», - может похвастаться космонавт Юрий Лончаков. Часть мощей преподобного Сергия Радонежского Юрий два раза брал в открытый космос, его просили, чтобы он благословил этими мощами Землю. Мощи – это особая святыня, не всем космонавтам и не всегда можно дать, только тем, кто исповедуется и причащается. Теперь у нас появилась возможность, не без промысла Божия, провести крестный ход вокруг Земли с мощами святых угодников.
Научные исследования, по существу, требуют библейского взгляда на мир — мир, где соответствующие причины приводят к соответствующим следствиям; где природные явления подчинены твердо установленным законам. Такой мир предполагает не хаотичное начало, но начало, управляемое великой мыслью и волей, разумную первопричину, великого Законодателя. «Великое множество современных открытий полностью разрушило старые материалистические представления. Универсум предстает сегодня перед нами как мысль. Но мысль предполагает наличие Мыслителя», - Джон Флеминг, британский физик и радиотехник.
Внеклассное мероприятие «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его».
Разработка была создана с целью проведения внеклассного мероприятия по физике (Рождественские чтения). Объектом исследования является свет.
Цели: расширить кругозор учащихся, сделав объектом исследования свет.
Задачи:
Образовательная: расширить и интегрировать знания о свете, формировать навыки проведения и объяснения эксперимента;
Развивающая: развивать эстетические чувства, речь, творческую активность учащихся;
Воспитательная: способствовать духовно-нравственному и патриотическому воспитанию.
Оборудование: Компьютерная презентация (компьютер, проектор, экран), выставка, оборудование для опытов, тематические газеты.Используемые методы и приемы:
•словесный (беседа, чтение)
•наглядный (выставка, демонстрации, презентация)
2015 год Генеральной Ассамблеей ООН объявлен Международным годом света и световых технологий. Пятилетний мальчик учится в темной хижине, и только утренний солнечный свет, пробивающийся сквозь маленькое окошко, освещает тетрадь маленького ученика. Фотография была сделана фотографом Анди Лаксоно в деревне Уо Ребо на острове Флорес в Индонезии. По словам фотографа, единственный источник освещения в деревне Уо Ребо – это солнечный свет или несколько маленьких солнечных батарей, которые работают несколько часов вечером. Большинство детей в развивающихся странах вынуждены работать днем, чтобы обеспечить свои семьи. Молодежь лишена возможности читать и писать ночью, используя лампочки, таким образом, лишены образования. Около двух тысяч человек в мире проголосовали за фотографию Анди Лаксона. Фотография, иллюстрирующая важность света и образования, недостаток эффективных форм освещения, получала «Приз зрительских симпатий».
Свет Божий, свет свечей, страстей блистание,затмившее собой Христа страдания.Три света, три ласкающих огня.Какой сегодня в сердце у меня?Какой тебе дорогу осветил?..Прости нас, грешных,Господи, прости... (Шельгова Татьяна)
И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один (Быт. 1, 3–5).
В первый день Господь творит свет. Что это был за свет, если не было еще светильников «на тверди небесной», они появились лишь в четвертый день? Если объяснять «свет» первого дня Творения с позиций физики, то такой грандиозной и первоначальной вспышкой, явившей свет, мог быть некий Взрыв, положивший начало возникновению Вселенной. Теорию Большого Взрыва поддерживают многие современные ученые-астрофизики. И когда Бог создал Солнце, оно вместило в себя эту энергию света и стало светить, «ибо светило есть не самый свет, но вместилище света», - писал преподобный Иоанн Дамаскин.
Фотон – частица света. А красивое русское имя Светлана в крещении звучит как Фотина или Фотиния. Светла́на — женское русское имя, единственное в своём роде. Оно возникло в русской литературе в начале XIX века и столетие спустя получило широкое распространение. Высказывались предположения, что имя имеет древнеславянское или древнерусское происхождение, но они не подтвердились. Имя было придумано и впервые использовано филологом и поэтом Александром Христофоровичем Востоковым в «старинном романсе» «Светлана и Мстислав» в 1802 году, а широкую известность приобрело после публикации баллады «Светлана», созданной поэтом-романтиком Василием Жуковским.
Благодатный огонь, который сходит на Гроб Господень каждый год в Страстную субботу и вначале не обжигает – это нетварный свет. Одно из удивительных свидетельств Воскресения Христова, сохранившееся до наших дней, — Плащаница Спасителя, кусок длинной узкой льняной ткани, которым было обернуто после крестных страданий и смерти тело Иисуса Христа. Изображение на ткани подобно изображению на фотонегативе и оно могло появиться при воздействии очень сильного потока света, когда обычная ткань сама становится как бы негативом. Если предположить зависимость степени обугливания ткани и расстояния исследуемого слоя этой ткани от тела Господня, то можно получить трехмерный образ. Туринская Плащаница изучалась с помощью различных методов исследования. Но никто, даже в условиях современных лабораторий, не смог воспроизвести ничего подобного изображению на Плащанице. Некоторые ученые утверждают, что для получения такого изображения необходим больший поток света внутри Плащаницы, чем при ядерном взрыве в Хиросиме, но при этом ткань должна быть сохранена. Такой свет мог воссиять в момент воскресения. Недаром в древнейших песнопениях, посвященных Светлому Христову Воскресению, поется: «светоносное Воскресение», «узрим в свете неприступном Воскресение Христа блистающегося».
Как маленькая свечка или даже спичка могут разжечь огромный костер, обогрев, накормив и указав путь сотням людей, так и малое пламя нашего хорошего примера сможет изменить жизнь, мировоззрение и судьбу людей, даже если мы сами этого еще и не осознаем в полной мере. Будь светом для окружающих тебя людей как маячок, который радостно направляет корабли в безопасную гавань.
Урок - мужества «Все для фронта, все для победы».
Разработка создана с целью проведения урока - мужества, посвященного Дню победы.
Цели: расширить кругозор учащихся, показав вклад ученых – физиков и русской православной церкви в победу в Великой Отечественной войне.
Задачи:
Образовательная: расширить знания о технических устройствах, разработанных учеными – физиками; показать вклад русской православной церкви в победу;
Развивающая: развивать эстетические чувства, речь, творческую активность учащихся;
Воспитательная: способствовать духовно-нравственному и патриотическому воспитанию.
Оборудование: Компьютерная презентация (компьютер, проектор, экран), выставка книг, тематические газеты.
Используемые методы и приемы:
словесный (беседа, чтение)
наглядный (выставка, демонстрации, презентация)
К августу 1941 года в стране был разработан первый план работы Академии наук в условиях войны. Он включал в себя более двухсот тем, связанных с обороной страны. «Научная громада - от академика до лаборанта и механика - направила без промедления все свои усилия, знания и умения напрямую или косвенную помощь фронту. Во многих случаях физики работали непосредственно на фронте, испытывая свои предложения на деле, немало физиков пало на поле брани, защищая Родину» - писал выдающийся физик и организатор науки Сергей Иванович Вавилов.
В годы войны впервые в истории заявили о себе «Катюши» – чудо-оружие русских. Из текста донесения в немецкий Генеральный штаб: «Русские применили батарею с небывалым числом орудий. Снаряды фугасно-зажигательные, но необычного действия. Войска, обстрелянные русскими, свидетельствуют: огневой налет подобен урагану. Снаряды разрываются одновременно. Потери в людях огромные». Непосредственно над ракетами работал Юрий Александрович Победоносцев, которому ныне и принадлежит честь называться их автором. Вся реактивная установка монтировалась на грузовике «ЗИС-5». Эту задачу выполнил коллектив под руководством Ивана Гвая. Реактивная установка стала официально именоваться «БМ-13», а в народе ее нежно называли «Катюшей».
Суммировать вклад отечественной физики и техники в дело Победы над фашистской Германией помогает другое высказывание академика С.И. Вавилова: "Советская техническая физика с честью выдержала суровые испытания войны. Следы этой физики всюду: на самолете, танке, на подводной лодке и линкоре, в артиллерии, в руках нашего радиста, дальномерщика, в ухищрениях маскировки". История военных лет показала, что ученые сыграли большую роль в укреплении оборонной мощи нашей страны во время Великой Отечественной войны и сохранили тысячи жизней.
Еще в первый день войны Патриарший местоблюститель митрополит Сергий (Страгородский) назвал Отечественную войну священной очистительной грозой и призвал всех христиан всеми силами защищать Родину и Церковь от фашистских захватчиков. Под Москвой Гитлер, легко покоривший Европу , почувствовал неспособность противостоять Божественной благодати. На сегодняшний день собраны уже целые тома свидетельств о чудесной помощи нашим воинам Святых небесных сил. Об этом же сообщали в своих письмах солдаты вермахта, которые не единожды видели в небе «Мадонну, помогающую русским».
О духовном содержании Великой отечественной войны ясно говорит её хронология. Война началась 22 июня, в День всех святых, в земле российской просиявших. Исторический разгром немцев под Москвой начался 5-6 декабря 1941года. В эти дни Православная Церковь празднует память святого благоверного князя Александра Невского. Великая Отечественная война завершилась на Пасху, а в Праздник Святой Троицы, 24 июня, на Красной площади был проведен Парад Победы.
Заключение:
Внеклассные мероприятия интегрируют разные аспекты одного вопроса, но отдельные элементы можно использовать на уроках соответствующей тематики, например: дни творения при изучении элементов астрономии; рассказывая про образование облаков, можно вспомнить Преображение Господне, облако, которое всегда появляется над горой Фавор в этот день, а также другие необычные облака; при изучении рентгеновского, ультрафиолетового излучения или химического действия света можно рассказать о Туринской Плащанице.
Кроме презентации для наглядности используются тематические газеты, выставки коллекций яиц, колоколов, свечей, а также общее оформление кабинета. При подборе материала стараюсь охватить как литературное, так и художественное наследие русского народа: использую стихи, музыку, репродукции картин известных художников.
И я думаю, что проведение таких интегрированных уроков способствует разностороннему духовно- нравственному развитию учащихся. Ведь «Настоящий человек начинается там, где есть святыни души», - писал В.А. Сухомлинский.
Список литературы:
Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Проект (А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков) // Вестник образования.- № 17. - сентябрь 2009. Официальное справочно-информационное издание Министерства образования и науки Российской Федерации - www.vestnik.edu.ru/proect.htmlНепознанный мир веры.- https://azbyka.ru/nepoznannyj-mir-veryВеликие о воде.- http://www.cawater-info.net/bk/12-7.htmСветлана https://ru.wikipedia.org/wiki/http://www.pravmir.ru/russkaya-pravoslavnaya-cerkov-vo-vremya-velikoj-otechestvennoj-vojny/