Выступление на педагогисеском семинаре по теме Основы гуманно-личностного подхода к детям уроки Ш.Амонашвили







Педагогический семинар



«Основы гуманно – личностного подхода к детям в образовательном процессе»





















« Гуманно – личностная педагогика основана на классической формуле:
Ребёнок не только готовится к жизни, но уже живёт Отсюда и принцип, который является стержнем образовательного процесса в школе жизни : развивать и воспитывать в ребёнке жизнь».







Шалва Амонашвили

Доктор психологических наук, профессор.
Академик Российской Академии Образования.
Иностранный член Украинской Академии Педагогических Наук.
Почётный доктор Софийского университета им. Святого Климента Орхидского.
Заслуженный профессор Московского Городского Педагогического университета.
Почётный профессор Тюменского, Дагестанского, Новоуральского государственных университетов.
Руководитель Международного центра Гуманной педагогики, организатор ежегодных Международных Педагогических Чтений.
Руководитель Лаборатории гуманной педагогики при Московском Городском Педагогическом Университете.
Глава издательского Дома Шалвы Амонашвили.








Принципы гуманной педагогики. Мысли Педагога. Советы Педагога.


Как можно больше отходите от критики. Никого не критикуйте.

Надо учить не мыслям, а мыслить.


Наша душа небесного происхождения – фундамент гуманной педагогики.

Чем невежественнее человек, тем больше высказывает свои мысли о воспитании.


Воспитание

В –ос – питание

Питание Духовной Оси

Школа – скале.
Духовная ось питается образом ______ Образование.


Урок

У + рок
=
У = Ура
Рок = удар судьбы

Урок – основа жизни, модель жизни.
Учитель – носитель света, а ученик, ищущий этот свет.
Гуманный HUMAN HU + MAN
MAN - смертный человек.
Гуманный – смертный человек, ищущий в себе бессмертие, связь с Высшим; человек, познающий себя.
Ребёнок – возрождённое новое бытиё.
Дети – народ, действующий в истине.
« Будьте же исполнители слова, а не слушатели, обманывающие самих себя» ( из Завета).

Знание – это не развитие. Умение – это развитие.

Эффект развития – догадливость, мышление.
Дай знание только одно, а остальные ребёнок откроет сам.
Стандарты разработаны на уровне учителя троечника.
Умный учитель в 1 классе обучение грамоте закончит в январе, а не в марте – вот это развивающий процесс.

Законы развития ребёнка:

Развитие происходит только в условиях преодоления трудностей.

Развитие природных сил имеет свой предел.


Развитие сил происходит по намеченным срокам.


Нет конкретных форм и технологий урока!

Урок – это основная форма жизни ребёнка в школе.
В советских школах дети « отбывали» обучение, а надо, чтобы они «прожили» это обучение.
Урок должен иметь свою идею ( « Вы должны научиться мерить 7 раз!»).
Плохой тот учитель, который торопит детей во время работы ( «Быстрее!», «Рук не вижу!»).
Во время заданий на дом, следует задавать задания и родителям.
По поводу « Открытых уроков» : Цель должна быть только одна – узнать что – то новое, чему – нибудь научиться на этом уроке.
« Открытые уроки» надо давать для родителей ( обязательно приглашать их на урок).
Родители имеют право спрашивать с учителя о его работе с ребёнком.
Нам нужен авторитет, а не авторитаризм.
Самая большая забота для учителя – беречь своё « имя», поэтому надо поступать честно, великодушно.
Если учитель задал вопрос и – « лес рук». Как поступит гуманный учитель? Он скажет: « Извините, я ошибся, это не тот вопрос». Если «лес рук» - значит это лёгкий вопрос, думать не над чем. Надо задать другой вопрос.

Об устной и письменной речи.

Каллиграфия, орфография, морфология – это служанки. Главное – письменная речь ( навык письма).
Так и в математике. Не важно быстро, важно воображать!
Воображение – во всех формах творческой деятельности!
Учитель не должен добиваться подражания, не говорить: « Делай, как я!»
Ребёнок должен сам думать, как действовать дальше.
В развитии речи важно не правильное написание, а доброречие, чуткоречие, а это всё – развитие личностных качеств.
Дети, как 5 пальцев. Высота пальцев разная, но у каждого свой потолок.
Как бы не написал ребёнок, сколько ошибок не допустил бы – не унижайте его, не обращайте огромного внимания на эти ошибки.


Чем меньше яркой пёстрой наглядности, тем больше воображения.

Классы коррекции – это самое плохое, что есть в образовании, это злокачественная опухоль.

Играя, можно научить только шестилетних детей, а дальше должен быть серьёзный образовательный процесс. Дети не должны играть на уроке, это учитель должен играть (быть артистом).

Какой противный процесс исправления ошибок в тетрадях учеников!






О приёмах и способах в Гуманной Педагогике.



Опускание головы, закрывание глаз.
Физминуткам – нет! Это не отдых и не разрядка.
В эти минуты голос учителя понижается, задаются задания усложнённого уровня. Ученик при помощи пальцев показывает ответ. Учитель к каждому подходит и бережно опускает руку ученика, если ответ верный со словами: «Спасибо тебе!» или « Подумай ещё!»


Дорисовывание ребёнка.
« Тот человек, которого ты любишь во мне, я не такой. Но ты люби. И я постараюсь быть таким» ( М. Пришвин)
Образно прибавляются положительные качества ребёнка и учитель старается взглянуть на него с другой стороны.



Нашёптывание.
Учитель не выслушивает ответы вслух, а подходит к каждому ученику и он на ухо «шепчет» учителю свои предположения. Таким же образом учитель реагирует на это.



Не вспоминать прошлое.
Если ученик систематически опаздывает, гуманный учитель скажет: « Как я тебя ждал. Мы не можем без тебя..»
Прошлое не даёт ребёнку взлететь, а крылья – это будущее.


Дни рождения детей.
В день рождения ребёнка урок начинается с загадки о нём. Затем дети дарят «подарки» (добрые слова, пожелания, советы и т.д.)
Учитель дарит урок имениннику. Если – это урок музыки, устраивается концерт; на уроке труда – изготавливается подарок ( поделка).

Замена красного зелёным.
Красные чернила можно заменить зелёными. Или зелёным цветом отмечайте успехи ученика в тетради.


Читать, не скрывая своих слёз.
« Педагогика – не есть наука, это самое высочайшее искусство, и мы стоим у истоков этого искусства» ( К. Ушинский)
Если Вы узнали о том, что дети готовят Вам подарок, просите только книги.


Ставь вопрос, учитель.
Учитель просит детей принести на следующий день самые трудные вопросы. Дети должны наблюдать то, как учитель ищет на них ответы.


Книжки – малютки «Что меня радует, что огорчает»
Их изготавливают дети путём деления листа бумаги на 4 части. Эти книжки строго индивидуальны. В них ребёнок делится своими секретами, выполняет разные работы, рисует то, что ему нравится и т.д. Книжку показывает только учителю и должен быть уверен, что никто другой её не увидит, если этого не захочет он сам.


Задавание задач родителям.
Важен поиск. А у ученика всё больше будет развиваться стимул к обучению и чувство гордости за своих родителей.



Посылание детей на уроки в другие классы или приглашение к себе из других классов.
Если Вы преподаёте в 4 классе, то пригласить детей к себе на урок должны из 2,3 классов. А Ваших учеников зовут на урок старшеклассники. Там ребята вместе решают проблемы, выполняют задания.




Заглядывание в «окошечко».
Это может быть обыкновенный лист бумаги с заданием, усложнённого уровня на класс выше. «Окошечко» перевёрнуто лицом к доске или закрыто. Учитель скажет так: « Мы решили много примеров за второй класс, а окно – пустое, там задание за третий класс. Давайте, заглянем в это окно».


«Творчество без границ»
Книга ( папка) работы с классом. Эта книга должна жить в классе. Сюда помещается всё ( рисунки, фото и т.д.). Дети эту книгу заполняют сами – Сборник детского творчества.










.





















Вопросы от Учителя к учителям



« планетарная форма сознания».


Есть ли у Вас какое – либо философское представление о ребёнке? Нуждаетесь ли Вы в такой философии?

Какой Вы есть учитель (родитель):
авторитарный
властный
строгий
требовательный
справедливый
гуманный
добрый
грубый
хмурый
с юмором
без юмора..

Существуют 3 типа учителей. К какому типу Вы относите себя?
те, которые объясняют;
те, которые жалуются;
те, которые вдохновляют;


Стремитесь ли Вы к новым педагогическим идеям?

Перед кем Вы чувствуете ответственность за Ваш педагогический труд?

перед родителями;
перед директором;
перед собой;
перед детьми..




« Мы все родом из детства».



Является ли целью Вашей педагогической деятельности воспитание личности ребёнка?

В чём Вы находите различие между понятиями «обучение» и «развитие»?


Что есть детство?

Как Вы мыслите свободу в педагогическом процессе?























Мысли «мудрых».


Смысл жизни – это поиск смысла жизни. (Ш. Амонашвили)

Утверждающий – богат, отвечающий – беден.


Учитель – носитель света, а ученик, ищущий этот свет. (Ш.Амонашвили)

Детям света нужны учителя света. (А. Акимов)


После 22-х летнего возраста маленьким уже никто не бывает.

Речь – светильник души, потому что через него человек может заглядывать внутрь своей души. (Ш. Амонашвили)


Леопард бережёт свои когти, мудрый человек – свой язык.

Человеку нужно 2 года, чтобы говорить и 6-10 лет, чтобы держать язык за зубами.


Палкой можно поранить только тело, о злые слова проникают в душу.

У короткого ума длинный язык.


Язык мой – враг мой, прежде ума рыщет, беду ищет.

На свете счастья нет, но есть покой и воля. ( А. Пушкин)


Если мы хотим изменить мир, нужно изменить семью. (Армянская поговорка)

Школа – живое духовное существо со своим совершенством. ( Ш. Амонашвили)


Жизнь – это шанс, не упусти его.
Жизнь – это красота, удивляйся ей.
Жизнь – это мечта, осуществи её.
Жизнь – это долг, исполни его.
Жизнь – это игра, так играй!
Жизнь – это любовь, так люби!
Жизнь – это тайна, разгадай её.
Жизнь – это трагедия, выдержи её.
Жизнь – это приключение, решись на него.
Жизнь – это жизнь, спаси её.
Жизнь – это счастье, сотвори его сам.
Жить стоит.
Не уничтожай свою жизнь! ( Мать Тереза)


Дороги не те знания, которые откладываются в мозгу, как жир. Дороги те, которые превращаются в мышцы. ( Герберт Спенсер)

Красоту математики можно увидеть глазами, можно почувствовать сердцем, но объять её можно только умом. ( Ш. Амонашвили)


Ни один человек не остаётся таким же, каким он был до чтения прекрасного художественного произведения. (французский поэт)

Педагогические условия письма – нужность, жизненность, естественность. ( Выгодский)






Если 19
х
9 8 – возможности учителя (в уме)
_________
17 1 – урок ( если это -только 1, значит плохой урок)
Чем больше « в уме», тем лучше урок ( В. Ниорадзе)


В школе есть учителя – предметники и учителя – воспитатели. Первые с предметом идут к детям, вторые с детьми идут к предмету. ( из пед. сотр.)

Обычно учителя гордятся своими сильными учениками, а мы гордимся слабыми, которые стали сильными.


Уважайте детское незнание. Нет детей и взрослых, есть люди с разным жизненным опытом. ( Я. Корчак)

Нет ленивых детей, каждый ленив не от природы, а в силу обстоятельств. Лень – защита ребёнка от агрессии взрослого. ( педагоги – новаторы)


Урок можно дать, урок можно провести, но можно исполнить, как исполняет свою роль великий актёр, забывая про всё на свете. (М. Скаткин)

Учитель готовится к уроку всю жизнь. Чтобы дать ученику искорку знаний. Учителю надо впитать целое море света. ( В. Сухомлинский)


Всё для других, ничего для себя. ( И. Песталоцци)

Развитие и образование ни одному не могут быть даны. Всякий может достичь только сам. Всё воспитание и образование не более и не менее, как искусство возбуждения. ( Дистервек)


Спросят: Вы – учитель?
Отвечайте: Я – ученик своих учеников.
Спросят: Вы их знаете?
Отвечайте: Я – половина каждого из них.
Спросят: Значит, Вы знаете их?
Отвечайте: Так же, как знаю беспредельность.
Спросят: Как же Вы их воспитываете?
Отвечайте: Так же, как яблоня растит в себе семя.
Спросят: Где Ваша педагогика?
Отвечайте: Я черпаю её из Звёздного неба.
Спросят: Где это Звёздное небо?
Отвечайте с улыбкой: Во мне. ( Ш. Амонашвили)






























Для того, чтобы ребёнку просто существовать, его достаточно прижать к себе 4 раза в день.

Полюбите читать – научитесь летать. (В. Сухомлинский)


Мудрый ценит всех, ибо в каждом видит хорошее.

Три бедствия есть у человека: смерть, старость и плохие дети.


Родители – это кость, на которой дети точат свои зубы.

Традиции семьи будят крылатого ребёнка.


Лень – это защита ребёнка от агрессии родителей. (Ш.Амонашвили)

Нет лучше академии, чем колени матери. (Рассел Лоуэлл)


Мечтающий быть добрым – не добр, но, виня себя в жестокости, признаёт рост духа.

Душа не ржавеет и дух кристаллизуется.


Ум и сердце не борются, только плывя океаном творчества. И птица духа трепещет от дуновения гармонии.

Не торопитесь – придёт всё.
Всегда путь добра не песнопение, а труд и служение.

Нужно сверкать духом, зная: в духе – правда.


Не думай о падениях, когда даны крылья для полёта.

Не помни о подошвах, когда крылья растут за плечами.


Улыбка моя, где ты?

Легко ли на крыльях уноситься? Скажу – легко тем, кто чует крылья.


Дух берегите.

Огонь действия жизни растит крылья духа.


Любовь может создавать миры.

Надо в удвоенное стекло смотреть на всё доброе и в десять раз уменьшать явления несовершенства, иначе останетесь прежними.


Учить, улыбаясь, созидать торжествуя, ухо песне открыв.

Нет любви выше любви.


Мудрый не боится.

Добро твори не порывом, а устремлением.

Устремите уродливое к прекрасному.

Лояльность – удел тех, кто хочет идти счастливым путём восхождения.


Истина с вами, умейте открыть ей путь.

Считайте сердце главным судьёй и веру – мощью.


Улучшайтесь, друзья, неустанно!

Гони малодушие: Я – смелым щит.


Сумейте, состоя учениками, устоять против раздражения.

Мой ученик обязан иметь глаз добрый.


Надо идти своим путём. Идите своим путём.

Растить обиду – плохой сад.


Мочь одержать победу показывает силу духа.

Учи счастью красоты
Учи счастью знания.
Учи счастью любви.

Идите, не сомневаясь, не оборачиваясь, не являя страха.

Мощь улыбка несёт.


Не падайте духом, часто уже через поток переходили.

Мочь помочь – счастье.


Неподготовленность – не преступление.

Люби несчастных, жалей малых.


Улыбнитесь трудности пути вашего. Ручаюсь – победите.

Будьте, как луч солнца и песнь птицы.


Ошибкам научаемся улыбаться.